Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Драматургия
История итальянской литературы и театра периода Рисорд-жименто находится в самой очевидной, осязаемой связи с историей национально-освободительного движения. Борьба итальянского народа против феодализма и чужеземного господства сопровождалась установлением буржуазно-капиталистических отношений, укреплением буржуазного общества. Этот процесс находил отражение во всех областях итальянской культуры. Характерен он был и для театра, и в первую очередь для драматургии. Ее развитие определяется особенностями этапов национально-освободительного движения. Продолжая служить делу объединения в условиях поражения революции и ослабления республиканского лагеря буржуазии, драматургия постепенно теряет свою политическую насыщенность: трагедия — свой героический тираноборческий пафос, комедия — свою политическую остроту. Итальянская буржуазия сплачивается вокруг идеи конституционной монархии и ее носителей — Кавура и короля Виктора-Эммануила. Театр призван был отныне укреплять в массах популярность Пьемонта, его династии и правительства, воспевать преимущества буржуазного пути развития. Крепнущее идеологическое влияние крупной буржуазии и примыкающих к ней деловых кругов дворянства толкает драматургов на то, чтобы сосредоточить свое внимание на вопросах государственного устройства, реформы общественного и семейного быта. Этим достигалась и цель отвлечения народных масс от республиканских «мечтаний». Второй этап бо:рьбы за объединение распадается на два периода: с 1849 по 1860 и с 1861 по 1870 год. Характерные черты этих периодов во многом определяют движение драматургии. 1850-е годы были временем крушения республиканских надежд, гибелью всех попыток находившихся в эмиграции вождей революции поднять хотя бы отдельные восстания в Италии. Искусство должно было прийти на помощь живым силам нации, помочь им осмыслить трагедию 1848—1849 годов, возродить в них поколебленную веру и направить их душевные силы на продолжение борьбы в новых условиях. Нужно было-поставить перед народом новые жизненные задачи, помочь каждому определить свое место, свои способности и свою ценность в борьбе за их осуществление. Из драматических видов только трагедия могла бы осуществить это. Но трагедия ни количественно, ни качественно не занимала того места в репертуаре, какое она занимала до революции. С первых же своих шагов на новом этапе она уступила место комедии. Основными причинами этого были, с одной стороны, общий характер буржуазно-капиталистического развития, а с другой стороны, жестокая реакция, свирепствовавшая на большей части полуострова. Знаменитая артистка Аделаида Ристори в своих мемуарах писала: «Патриотические сюжеты были совершенно запрещены, нравственность понималась самым превратным и фантастическим образом; пересмотренные и исправленные пьесы становились бессмысленными и теряли всякий интерес. Духовная цензура вносила в произведения, которые отдавались на ее просмотр, изменения, часто смешные до грубости. Не позволялось произносить слова: бог, ангел, дьявол; актер не мог называться по роли именами: Пий, Иоанн, Григорий, Иннокентий только потому, что это были имена известных пап. На слово «отечество» смотрели как на святотатство. Один цензор в Вероне заменил в стихах слова «прекрасное небо Италии» словами «прекрасное небо Ломбардо-Венецианское». Гнетущая картина встает со страниц «Писем из-за границы» Г. П. Данилевского, посетившего щ 1860 году Венецию: «В ней нет ничего, кроме слез и тюрем». Та же удушливая обстановка во владениях Бурбонов и в папской столице: «В Неаполе только и видишь нищих да солдат, а в Риме солдат да монахов — длинными процессиями ходят на всех переулках». Случались и такие курьезы: один ретивый досмотрщик едва не арестовал даму, проезжавшую в почтовой карете по территории Неаполитанского королевства за то, что ее попугай на вопрос чиновника: «Как тебя зовут?»—отвечал: «Джузеппе Гарибальди». Театральному зрителю сознательно прививался вкус к развлекательной, эффектной и, главное, аполитичной драматургии. Драматические труппы имели один и тот же в основном переводной репертуар. На этом фоне терялись комедии Гольдони и редкие итальянские трагедии, преимущественно старых авторов, тщательно профильтрованные цензурой: Альфьери, Никколини, Монти, Пеллико. На севере Италии, в свободном от иноземцев Пьемонте, дышалось легче. Но там со всей силой действовал закон «обур-жуазивания» театра. Там тоже, только более осторожно, гасились искры опасного свободомыслия. Там тоже поощрялась переводная буржуазная комедия и драма. Недаром Кавур в 1852 году издал указы о поощрительных премиях за лучшие драматические произведения: надо было исподволь ломать ста-. рые традиции романтической трагедии с ее тираноборческим пафосом. Резкое оскудение итальянской трагедии после 1848 года определялось также и другой причиной. Реакция преследовала не только свободное слово; она угрожала самой жизни врагов иноземного и папского ига. Многие писатели вынуждены были покинуть пределы Италии. Такова была участь драматургов Франческо дель Онгаро (1808—1873), бывшего священника, гарибальдийца, участника защиты Рима. Он бежал в Бельгию, где читал лекции о Данте, и вернулся на родину только в 1859 году. В ряду многочисленных драм дель Онгаро есть обработки славянских тем («Марко-королевич», «Далматинцы»). Чудом избежал казни в 1849 году Антонио Гаццолетти (1813—1866), автор знаменитой песни «Где отечество итальянца?» и «Монолога Колумба», который любили читать со сцены итальянские артисты. В обстановке гонений оставляет драматическое поприще престарелый Никколини. Дожив до нового подъема освободительного движения, он всего за год до смерти увидел премьеру «Арнольда Брешианского» — в день открытия во Флоренции театра своего имени. Тем не менее, невзирая на -гонения и цензуру, интерес к театру после 1848 года обостряется. Отмечая это, Т. Сальви-ни пишет, что новые пьесы вызывали широкое обсуждение и споры, в результате которых «зерно очищалось от мякины», истина от лжи. Зритель учился серьезно оценивать драматические произведения и игру актеров. В числе «новых авторов», открытых итальянской сценой, был Шекспир. Первые попытки ставить его пьесы потерпели неудачу. Густаво Модена, вспоминая о своем опыте с «Отелло» в Королевском Миланском театре, говорил, что, освистанный после первой же сцены, он «взял Шекспира под мышку и положил его спать». В 1850 году та же участь постигла Аламан-но Морелли, поставившего «Гамлета». В начале 1850-х годов Эрнесто Росси тщетно пытался увлечь директоров трупп идеей постановки трагедий Шекспира. Зато 1856 год был ознаменован двумя премьерами «Отелло» —- их осуществили почти одновременно Росси и Сальвини. С этого времени Шекспир завоевывает итальянские сцены. Он отвечает стремлению передовых художников — поэтов, музыкантов, актеров — к более глубокому познанию жизни, к многообразному ее отражению, к реалистической типизации явлений, к утверждению через художественный образ положительных идеалов. Первый, кто с помощью Шекспира воплотил историко-ге-роическую тему, был Джузеппе Верди. Накануне 1848 года он написал оперу «Макбет». Ария Макдуфа «Родину предали» производила в исполнении замечательного испанского тенора Пальма такое впечатление, что весь зрительный зал вторил ему могучим хором. Понадобилось вмешательство австрийской полиции, чтобы прекратить эту манифестацию. Позднее Верди долгое время работал над «Королем Аиром», мечтал о «Гамлете» и, наконец, создал «Отелло» и «Фальстафа» (1880-е годы). Но сильнее всего проявило себя влияние Шекспира именно в сценическом искусстве. С конца 1850-х годов, на новой волне освободительной борьбы, начался подъём трагедии. В ней снова зазвучала тираноборческая тема. Ее сюжеты, как и раньше, брались из разных исторических эпох. Но ее отличал ряд новых признаков. Кроме решительного отказа от единств времени и места, для нее было типично чередование драматических сцен с характерными и комическими. В ней участвовало большое количество персонажей, создававших истори-ко-социальный фон. Она тяготела к исторической достоверности, порою даже документальности. Авторы новой трагедии стремились создать многообразные характеры, делали попытки усложнить психологию своих героев, наделить их внутренними противоречиями и вместе с тем придать им черты бытовой характерности. В этом оказалась тяга к реалистическому изображению действительности. Тем не менее и в этот период своего обновления итальянская трагедия не создает ничего, что по глубине чувств, по силе пафоса, по страстной идейности и убежденности, по агитационной силе могло бы быть поставлено рядом с драмами Пеллико, Никколини или Монти, не говоря уже о трагедиях Альфьерш После 1860 года конституционно-монархический режим укрепляется почти во всей Италии (за исключением Папской области). Проводится ряд буржуазно-демократических преобразований. Буржуазный патриотизм все больше приобретает охранительный характер. Буржуазный театр призван служить пропаганде куцых буржуазно-демократических преобразований, к которым свелись результаты героической борьбы нескольких поколений. Во многих пьесах этой поры большие задачи социального переустройства переводятся в план мелкого практицизма, будничного «устроения» быта. Ничто не могло возместить утерю революционной идейности, утрату великих исторических идеалов. Героическая трагедия во второй половине XIX века перерождается в историческую драму с элементами мелодрамы. Итальянское литературоведение определяет эту новую трагедию как «позднеромантиче-скую». В сравнении с трагедией раннего романтизма содержание ее «успокаивается»; действенный, политический, тираноборческий пафос сменяется патетикой пассивного сопротивления злу, его стоического неприятия. Подъем и напряженность внутренней жизни героев подменяются нарочитой усложненностью характеров, мелодраматическими контрастами. В ряде случаев задачи трагедии выполняет буржуазно-демократическая мелодрама. Характерным примером эволюции трагедии является «Апо~ стол Павел» (1857) Антонио Гаццолетти. Павел, придя в Рим, тщетно пытается обуздать страстными речами деспотизм и разгул Нерона. Он обличает, грозит, увещевает, пророчествует. Злодейству императора противопоставлена любовь молодых христиан Эвдора и Юнии. Они бегут, спасаясь от преследований. Им удается скрыться. Но, узнав, что их единоверцы терпят муки и казни, юноша и девушка возвращаются в Рим, чтобы погибнуть вместе со своими собратьями. Пьеса обладает несомненными поэтическими и сценическими достоинствами. Автор дает в ней яркие контрасты положений, резкие, выразительные характеристики. Отчетливо чувствуется влияние эстетики Гюго. Но антидеспотическая тема решена через показ воздействия нравственного примера. Призыв к действенной борьбе отсутствует. Изображение лучших черт человеческого характера и поведения — верность идеалам, неподкупность, самопожертвование во имя высшего долга — ослаблено пассивностью идеалов положительных героев. Одним из самых плодовитых и едва ли не самым популярным драматургом данного Времени был Паоло Джакометти (1816—1882). Им написано около восьмидесяти пьес разных жанров, в стихах и в прозе, среди которых имеется большое число трагедий, или, как он их чаще называл, исторических драм. Джакометти работал в трудных условиях жизни кочующих трупп, создавая ежегодно по пять-шесть пьес. Постоянная спешка, нужда, необходимость писать, учитывая не только индивидуальные особенности, но зачастую и капризы исполнителей, а также требования капокомико (директора труппы) и вкусы публики, наложили на его произведения печать драмо-дельчества. Большая и долгая популярность Джакометти (некоторые его пьесы еще и сейчас появляются на сценах Италии) объясняется отличным знанием им законов сцены и актеров, для которых он писал. Джакометти умел построить роль, создать выигрышные сценические ситуации. У него встречаются яркие картины душевных движений, смелые повороты действия, интересные сюжетные находки. За Джакометти укрепилось крылатое прозвище «первого драматического поставщика полуострова». Лучшие трагедии Джакометти: «Елизавета, королева- Англии», «Юдифь» и «Софокл», первая — в прозе, последние две — в стихах. В «Елизавете, королеве Англии» (1853) автор пытался показать трагедию королевы, которой не суждены ни душевная гармония, ни полнота счастья. Интересы государственной поли- • тики (именно политики, а не государства как нации) вступают в постоянное противоречие с запросами сердца; подавляя их, Елизавета постепенно подавляет в себе все духовное; в ней гипертрофически развивается одна страсть — властвовать до последнего вздоха и даже, если бы это было возможно, — после смерти. В последнем акте истощенная болезнью, умирающая старая женщина упорно сопротивляется требованию своего министра и народа, собравшегося на площади перед дворцом, объявить наследника престола Якова Шотландского, сына ненавистной ей Марии Стюарт, королем и венчать его на царство. Не выпуская из слабеющих рук корону, нечеловеческим усилием воли Елизавета заставляет себя встать с ложа смерти и со словами: «Король должен умирать стоя!» надевает на себя венец — в последний раз.
Несомненно, что Джакометти писал свою пьесу под влиянием «Марии Стюарт» Шиллера, которую более десяти лет с выдающимся успехом играла Ристори. Но несомненно также и то, что, охваченный стремлением раскрыть душевный мир заклятого врага Марии, Елизаветы Английской, Джакометти создал всего лишь эффектную историческую мелодраму, в которой главная тема так и осталась нераскрытой. В предисловии к пьесе он писал о своем намерении «развернуть широкое полотно» царствования Елизаветы Английской «по примеру Шекспира и Шиллера». В пяти актах драмы действительно проходит почти вся жизнь королевы. Однако, невзирая на то, что автор вывел ряд исторических персонажей, из которых более других удался ему образ лорда Эссекса, «широкого полотна» все же не получилось. Социально-политические пружины действия, по существу, заменены личными чертами характеров действующих лиц, а объективные события служат для их демонстрации. «Юдифь» была написана в 1858 году для знаменитой артистки и пламенной патриотки Аделаиды Ристори. В ее исполнении трагедия прозвучала как открытый призыв к войне против иноземных захватчиков, против австрийского владычества. Она имела огромный резонанс, помогая консолидировать силы сопротивления, пробуждая уснувшие надежды, укрепляя ослабевшую веру в победу дела объединения. В последнем длинном монологе, который только талант Ристори мог оправдать, Юдифь взывает -к «священной войне» против чужеземца, грозящего родине. Надо оговориться, что это единственная трагедия Джакометти, в которой звучит тема действенной борьбы. Сюжетом трагедии «Софокл», написанной для Томмазо Саль-вини, послужило трагическое столкновение великого греческого поэта с его семьей. Сильное впечатление производит сцена из второго акта между восьмидесятилетним старцем и его неблагодарным сыном Иофаном. Образ Софокла исполнен величавого благородства. Поэтична картина его смерти, когда он передает свою лиру племяннику, тоже поэту, и завещает ему петь только о прекрасном. В этой, как и в других исторических драмах Джакометти, довольно верно сохранен исторический колорит, при отсутствии ненужных архаизмов. Но в целом стихотворный стиль Джакометти беден и к тому же утяжелен длиннотами и риторическими тирадами. Исторические драмы Джакометти, несмотря на большой сценический успех некоторых из них, ие смогли выполнить те социально-исторические задачи, которые призвана выполнять трагедия. Эти задачи в новых общественных условиях были возложены на буржуазно-демократическую мелодраму. Примером может служить судьба самой популярной из пьес Джакометти.«Гражданская смерть» (1861), переведенной на русский язык • А. Н. Островским под названием «Семья преступника». Она была написана после окончания войны с Австрией, приведшей к объединению большей части страны и основанию Итальянского королевства. В главной роли этой пьесы выступали такие выдающиеся актеры Италии, как Сальвини и Росси, а позднее — Цаккони. Она находила талантливых исполнителей также на русской сцене. В советское время в ней с большим успехом выступал В. Папазян. Слабые стороны пьесы очевидны, они характерны и для других произведений Джакометти. Это недостаточная мотивированность событий и поступков, подчиненность поведения персонажей авторскому заданию, обилие сентиментальных сентенций, восклицаний, риторических вопросов. В чем же, однако, секрет успеха этой пьесы? В центре ее стоит трагическая фигура художника-сицилийца Коррадо, бежавшего из тюрьмы, куда он был навечно заключен за убийство брата своей жены во время ссоры. Беглец появляется в доме доктора Пальмьери, который воспитал и дал свое имя его дочери. Тут же в качестве гувернантки во избежание пересудов живет и жена Коррадо. Перед несчастным трагический выбор: открыться дочери, обнять ее, о чем он мечтал все долгие годы, но тем самым опозорить ее в глазах общества, лишить честного имени, душевного покоя, надежды на счастье, или продолжать одному нести бремя своей судьбы. Гнев, любовь, потребность в ответной любви и «ревность, страшная ревность» терзают его сердце. «Я хотел бы ее обнять и задушить», •— восклицает Коррадо. Ему нестерпимо видеть отчужденность и страх Эммы. Жена Коррадо, боясь за дочь, убеждает его примером собственной жертвы: ведь она отказалась от своих материнских прав, она «гувернантка»; она готова на все: разделить с Коррадо его участь, идти за ним в изгнание, раз общество так несправедливо, что «жена лишь невольница, предоставленная воле мужа, пока он жив». Когда Коррадо узнает, что Розалия втайне любит доктора Пальмьери, что сам он, Коррадо, является преградой на пути счастья троих хороших людей, он восклицает: «Я труп, лежащий между ними... я его похороню» — и убивает себя. Через смятение противоречивых чувств, через душевное потрясение, вызванное примерами великодушия и самопожертвования, происходит очищение Коррадо: «В тюрьме ревел зверь, здесь плачет человек!» — восклицает он. Но патетика пьесы не только в победе гуманистического начала над эгоистическим; в ней с силой прозвучал социальный протест, показан трагизм положения, из которого единственным выходом является добровольный уход из жизни. Пьеса была направлена против церковного закона о нерасторжимости брака с пожизненно осужденным человеком, против того общественного остракизма, которому подвергается его несчастная семья, против лицемерия и жестокого ханжества служителей римско-католической церкви. Один из таких ревнителей «нравственности» выведен в пьесе. Это некий аббат, бывающий в доме Пальмьери в качестве «духовного пастыря». На деле же это соглядатай церкви, выискивающий семейные тайны, разоблачение которых могло бы принести выгоду авторитету религии или лично ему. У него есть своя «агентура» — невежественная, суеверная служанка доктора, доносящая ему о каждом подслушанном ею слове. Появление Коррадо активизирует аббата; как гончая, он идет по горячему следу. Аббат не просто доносчик, он завистник и садист. Его цель — вернуть Коррадо в тюрьму, разрушить будущее его жены и дочери, погубить репутацию человека, который дал им приют. «Вы, наследники инквизиции, во имя бога караете, терзаете невинного», — эти слова Коррадо, брошенные в лицо аббату, метили выше. Они выражали жгучую ненависть передовой итальянской интеллигенции к духовному деспотизму церкви, попиравшей самые естественные права человеческой личности. Гениальное исполнение Сальвини роли Коррадо сделало из постановки боевой спектакль такой силы, что спустя некоторое время бесчеловечный закон под давлением общественного возмущения был отменен. Помимо исторических драм и бытовых мелодрам Джакометти создал ряд комедий. В них он высмеивал «иностраноманию», сокрушаясь о том, что Скриб вытеснил с итальянских сцен Альфьери и Гольдони. Один из персонажей его ранней сатирической комедии «Поэт и балерина» (1841) говорит: «Я хотел бы, чтоб итальянцы не подражали никому; подражание — удел посредственности. Каждая нация имеет свои нравы и обычаи, добродетели и пороки; театр также должен быть своим, ибо он является могущественным орудием гражданственности. Создадим собственную драматическую литературу, и она станет основой национальной жизни».. Хотя Джакометти не был ни атеистом, ни революционером, в некоторых его пьесах страстно прозвучал призыв к борьбе за свободу, против угнетателей родины — иноземцев и против духовного, клерикального гнета. Однако Джакометти понимал борьбу за свободу иначе, чем драматурги-революционеры: Мандзони и Пеллико видели ее в республике через революцию, Джакометти видел ее в национальной независимости, в прочности буржуазно-демократического уклада. 3 Комедия в рассматриваемый период и количественно и качественно представляет собой ведущий жанр. Содержание ее определяется растущей ролью буржуазии в процессе объединения страны. Комедия отчетливо тяготеет к изображению быта и нравов преимущественно средних городских слоев, к постановке и -решению повседневных вопросов социальной жизни в интересах руководящего класса. Для большинства произведений характерна «тезисность» — отчетливое утверждение или отрицание того «ли иного воззрения, традиции, предрассудка в духе буржуазной морали. Современные сюжеты не сразу пробили себе дорогу на сцену литературного театра. При. засилии переводной комедии в 1850-е годы эти сюжеты некоторое время продолжали оставаться почти исключительно достоянием театра диалектального.
Датой рождения новой итальянской комедии стал 1852 год, когда во Флоренции с огромным успехом прошла представленная на конкурс Общества поощрения и усовершенствования театрального искусства пьеса «Гольдони и его шестнадцать новых комедий». Ее автором -был молодой драматург Паоло Феррари (1822—1889), уроженец Модены. Адвокат и журналист, позднее — профессор эстетики Миланского университета, Феррари был продолжателем традиций Гольдони и лучшим представителем социальной комедии -в Италии третьей четверти XIX века. Он господствовал на отечественной сцене в течение более тридцати лет. Некоторые его пьесы идут и доныне. Перу Феррари принадлежат также переводы двух пьес Ожье и Пальерона. Он изучал технику французских драматургов, оставаясь, однако, самостоятельным в изображении итальянских нравов, в построении сюжета. Лучшие комедии Феррари отличаются мастерством интриги, сценичностью, меткими бытовыми зарисовками. Он хорошо знал театр, сам ставил свои пьесы. Ремарки его подробны и точны; если он предусматривает участие музыки в спектакле, то определяет ее характер; останавливается на общем стиле мизансцен, особенно подчеркивает необходимость простоты актерского исполнения. К недостаткам пьес Феррари надо отнести не вполне ясный и гибкий язык, некоторые длинноты и не всегда оправданные ситуации, а также мелодраматизм в тех случаях, когда автор стремится усилить занимательность интриги. Сильная сторона Феррари — в создании сложных и убедительных характеров, живых и сильных, в зоркой наблюдательности. И это прежде всего относится -к его лучшей пьесе «Голь-дони и его шестнадцать новых комедий». Начиная с 1853 года, когда по инициативе актера Акилло Майерони пьеса была поставлена в Венеции, она совершает триумфальное шествие по сценам Италии. Одна из ее последних постановок осуществлена в наши дни в миланском Пикколо-Театре, руководимом Грасси и Стрелером, с Тино Карраро в главной роли. Во время засилия французских пьес, когда лишь немногие итальянские драматурги пытались идти своим путем, комедия Феррари внесла в театр новую свежую струю. Определяя задачи, которые он ставил перед собой, создавая пьесу о Гольдони, Феррари говорит, что ему хотелось показать путь возвращения к школе «отца комических поэтов, вне которой нет спасения», и сделать прошлое зеркалом, в котором зритель, думая увидеть чужой образ, увидел бы собственное изображение. Четырехактная пьеса Феррари посвящена известному событию, описанному Гольдони во второй части его «Мемуаров». Моральный и материальный ущерб в связи с неудачей комедии «Счастливая наследница» вынудил Гольдони дать обещание зрителям театра Сан-Анджело написать к следующему сезону шестнадцать новых комедий вместо восьми, которые он создавал ежегодно по договору с антрепренером Медебаком. На ярко нарисованном фоне театрального быта Венеции 1749 года Феррари показал судьбу художника-новатора через •один из наиболее драматических эпизодов его борьбы за осуществление своих творческих принципов. Комедия о Гольдони — пьеса историко-литературная и в то же время глубоко современная. Автор вложил в нее свои чувства и наблюдения, им самим увиденное и пережитое. Феррари поднимает и защищает всех, кто словом или делом служит реформе театра на пути к современности и реализму. Противников реформы он дал в обобщенной фигуре Циго (анаграмма имени Гоцци). Консерватор и завистник Циго не брезгует ничем, стремясь уничтожить Гольдони: ' он распространяет грязные сплетни о его жене; прикрытый карнавальным плащом и маской, он выдает себя за Гольдони и ведет двусмысленные речи с целью политически скомпрометировать соперника. Он пишет пьесы, в которых потакает низменным вкусам, и уснащает их клеветническими измышлениями по адресу своего литературного противника. Боясь падения сборов, Медебак требует, чтобы Гольдони немедленно дал новую комедию, в противном случае угрожает-поставить пошлый сценарий. Реформа дороже славы — и Гольдони против воли отдает Медебаку «Счастливую наследницу», предвидя, что будет освистан, так как считает пьесу слабой и яе хочет видеть ее на сцене. Гольдони — самая удачная фигура данной комедии и, быть •может, всей драматургии Феррари. Мысли, высказываемые Гольдони, всегда убедительны, его поступки психологически оправданны, чувства достоверны. Феррари не пытается канонизировать образ родоначальника литературной бытовой комедии, реформатора итальянского театра. Гольдони — живой человек, как бы встающий со страниц «Мемуаров»: добродушный и пылкий, целеустремленный и увлекающийся, впечатлительный и упорный, лукавый и простосердечный. Успех не привил ему самомнения. Он знает цену своему таланту, но, к счастью, обладает чувством спасительного недоверия к себе. Бывают минуты, когда он готов проклясть свое дарование, которое заставляет его умирать с голоду на театральных подмостках. Косность собратьев и происки врагов вырывают у него слова горького сарказма и отчаяния: «Не робей, реформатор, пиши комедии!.. Да пусть меня разорвут на куски, если я напишу еще хоть сцену!.. Я выбился из сил». И однако, когда доброжелатель советует Гольдони быть умереннее в своей полемике с Циго, ибо за ним стоит верховный трибунал Венеции, которому легко избавиться от неудобного человека, Гольдони отвечает: «Пусть меня заточат куда угодно... потомство произнесет свой суд и над верховным трибуналом». Пьеса Феррари появилась на русском языке в 1900 году под названием «Борьба за идею», чем подчеркивалась основная идея комедии и ее актуальность. Страстное отношение Феррари к задачам искусства нашло свое отражение и в других его пьесах, художественно более слабых, чем комедия о Гольдони. Так, в комедии «Парини и сатира» (1854) выведен поэт-демократ XVIII века аббат Парини. С уничтожающей иронией обличает Феррари паразитизм и политический индифферентизм знати. Благородству художника-патриота противопоставлен сервилизм его соперника, политического оппортуниста поэта Деджани. Третья историко-литературная пьеса Феррари, «Данте в Вероне», напечатанная в 1850 и поставленная лишь в 1876 году, посвящена автором «философам, статистам и солдатам» национально-освободительного движения. В ней прозрачно наме-калось на то, что король Пьемонта Карл-Альберт (в пьесе Кан Гранде) не сумел возглавить борьбу за объединение страны. Во всех трех пьесах поэтам, носителям передовых, демократических и патриотических идеалов, противопоставлены вырождающиеся аристократы и их беспринципные прихлебатели. Феррари был убежден, что эстетическое и этическое неразрывно. Руководить народом и творить его культуру может лишь тот, кто имеет большое сердце, бескорыстен и полон мужества. Видя в искусстве школу высокого и прекрасного, Феррари подвергал осмеянию и осуждению опасный тезис, что таланту все позволено, что поэт, художник стоят якобы выше законов общепринятой морали («Дуэль», 1858). В пьесе «Нелепый предрассудок» (1872) Феррари выступил против предрассудка об аморальности актрис, создав сильный, благородный и цельный образ певицы. Большинство комедий, написанных Феррари в 1860— 1870-е годы, посвящены проблеме нравственного состояния современного общества. Героиня пьесы «Причины и следствия» (1871) Анна, выражая взгляды автора на пустоту светской жизни, требует для женщины полезной деятельности. В комедии «Серьезные люди» (1868) Феррари стремился воссоздать картину политической жизни Италии с ее мелкими интересами, тщеславием и карьеризмом. Действие' происходит во Флоренции. В центре пьесы — убежденно беспринципный делец Серджо, мастерски выписанная фигура политикана, обманывающего не только окружающих, но и самого себя. Мораль эгоизма лежит в основе деятельности и взглядов послереволюционного поколения. Молодежь, которая должна быть «хранителем будущего», превращается в «пошлое поколение», видящее цель жизни в погоне за положением и влиянием в обществе. «Что значат для них родина, труд? Да здравствует биржа! Да здравствует «порядок», хотя б он был восстановлен веревкой и топором» («Проза», 1858; «Женщина и скептик», 1864). Таков, по мнению Феррари, трагический результат забвения демократических идеалов, перерождения буржуазии из борца за свободу в ее душителя. Пессимизм и скепсис — нравственный недуг, который охватывает все более широкие круги интеллигенции и подтачивает ее волю к полезной деятельности. Отсутствие цели, безверие ведут к пассивному приятию зла, к политическому приспособленчеству и объективно— к предательству. Ярче всего эта мысль прозвучала в драме Феррари «Роберто Виглиус». Осенью 1848 года, скрываясь от преследований за участие в революционных боях в качестве волонтера, Феррари на время покидает Модену. В уединении, под свежими впечатлениями событий, он написал небольшую пьесу «Слабая душа», которую в 1862 году переделал в рассказ и опубликовал, а год спустя создал на этом материале драму «Рассудок и сердце», поставленную на сцене Старого Королевского театра в Милане. Наконец в ноябре. 1869 года, в корне переработанная, пьеса увидела свет под названием «Роберто Виглиус». В ней действие перенесено из Италии 1831 —1835 годов в Брюссель 1566 года—-эпоху нидерландской революции. Автор объясняет это желанием углубить и усилить политическую линию, придать характерам более общечеловеческое значение, а также резче противопоставить страстность убеждений духу компромисса и равнодушия. Герой драмы Роберто Виглиус — человек объективно честный. У него любящее сердце, способное на самопожертвование, но душа его слаба: он нерешителен, полон колебаний, опасений, когда жизнь требует выбора и действия. Роберто католик. Он горячо любит своего старшего брата, кальвиниста Джованни. Их разделяет религия, но сближает любовь к Фландрии. Джованни избрал опасный путь тайной борьбы против испанцев, пожертвовав ради этого личным счастьем. Роберто же, стремясь к браку с любимой женщиной-, под давлением будущего тестя соглашается на разрыв с Джованни. Но, спрашивает он себя, «почему я так недоволен собой, чувствую такой стыд, словно положил себе в карман плату за подлость?» Он признается брату и выслушивает от него слова, рисующие перед ним его будущее: «Принимая это условие, принес ли ты в жертву только то, что любишь, или отчасти поступился тем, во что веришь? Дело в том, что, жертвуя тем, что любишь, можно, жить с чистой совестью или остановиться в любой момент; первый же шаг на пути сделок с тем, во что веришь, сопровождается раскаянием, но остановиться уже невозможно; это стремительный путь, он начинается слабостью и кончается преступлением». Предвидение Джованни оправдывается. Попав в расставленную ему ловушку, Роберто выдает дату вос-• стания, в котором участвует его брат. Джованни арестован. Ему грозят казнь. Друзья спасают его в последний момент, и он бежит. Роберто в отчаянии дважды стреляет в герцога Альбу и дважды промахивается. Так даже единственный в его жизни решительный поступок не удался этому слабому духом человеку. Во вступлении к драме Феррари писал, что малодушие почему-то принято изображать только в его «омических проявлениях. А между тем как много драматизма заключено в конфликтах между стремлениями робкой и слабой души к мужеству и бессилием воли. «В политике и религии подобные конфликты еще значительнее... там необходимо обладать твердыми убеждениями или верой, без этого не бывает ни апостолов, ни героев, ни мучеников; тогда и преступление может стать добродетелью, как у Брута-старшего или Тимолеона. Мой же Роберто Виглиус оказывается всего лишь предателем родного брата». Призывая к борьбе против компромисса, Феррари поднимал острый и актуальный вопрос современной итальянской жизни, указывая на то, что молодежь Италии заражена пессимизмом и скепсисом — таков результат крушения надежд революционной поры. Феррари поднимает эту тему, прямо указывая на опасность. Человек должен «верить или не верить», утверждает его герой Джованни, носитель положительного идеала автора. Сегодня равнодушие, завтра отступление, дальше предательство — измена великим традициям, подвигам, совершенным отцами, пролитой ими крови, а в конечном счете измена своему будущему, самим себе. Пьесы Феррари неравноценны. Но в них всегда слышен был голос серьезного и честного писателя, который искрение и горячо указывал обществу на некоторые его недостатки. Это и позволило этим пьесам прочно укрепиться в репертуаре своего-времени, а лучшим дожить до наших дней. Date: 2015-11-13; view: 382; Нарушение авторских прав |