Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические условия развития





 

Для итальянского театра в период между 1848 и 1870 го­дами характерен стремительный и мощный расцвет реалистиче­ского актерского искусства при идейно-художественном отста­вании драматургии. Причины этого явления коренятся в осо­бенностях общественно-политической жизни страны.

Национально-освободительное движение в Италии достигает своего высшего подъема в 1848—1849 годах, когда, по образ­ному выражению А. И. Герцена, «все в Европе бродит, рабо­тает, когда падают вековые стены, кумир валится за кумиром», когда «туча, 'висевшая над Европой, не дозволявшая никому свободно дышать, разразилась, молния за молнией, удар за ударом» '.

После 1830 года в Италии, как и во всей Европе, револю­ционная волна пошла на убыль. Торжествовала свирепая и тупая реакция. Казалось, были погашены последние искры итальянской свободы. Австрийская тирания в Ломбардии и Венеции получала деятельную поддержку Папской области, с ее армией монахов, римской полицией, отцами-иезуитами. Юг задыхался под деспотией Бурбонов. Шпионаж незримой сетью опутал страну. Малейшее проявление свободы мысли каралось тюрьмой, попытка к революционному действию — смертным приговором военного трибунала. Изгнание или эшафот были уделом патриотов. Италия пребывала в состоянии летаргии. Тень независимости сохранял один Пьемонт. Но долго так продолжаться не могло. В Италии начала поднимать голову буржуазия. Она становилась в те годы благодаря росту своего богатства и возросшему значению промышленности и торговли тем классом, от которого главным образом зависело освобож­дение страны от иноземного господства. Без этого освобожде­ния не могло состояться воссоединение Италии в единое нацио­нально независимое государство. А воссоединение было необ­ходимо для создания единого национального рынка, то есть для того, чтобы итальянская буржуазия могла подняться до уровня, достигнутого буржуазией более передовых стран Европы. Абсо­лютизм мешал буржуазии. Она требовала политических реформ.

Их инициатором стал папа Пий IX. Вступив в 1846 году на престол, он объявил амнистию политическим преступникам, соз­дал сенат для управления Римской областью, государственный совет из светских лиц для выработки законов, смягчил цензу­ру и разрешил постройку железных дорог. Эти «реформы» создали новому папе ореол народолюбца.

Примеру папы последовал герцог Тосканы Леопольд II, Он опубликовал закон, разрешавший «почтительно обсуждать действия правительства». Везникают двадцать газет, со страниц которых звучат требования гражданских свобод.

Последним вступил на путь реформ король Сардинии и Пьемонта Карл-Альберт Савойский. Бурные народные демон­страции заставили его, опасаясь за целость трона, эдиктом от 30 октября 1847 года реорганизовать государственный совет, создать гражданскую гвардию и объявить свободу печати.

Все эти реформы осуществлялись в интересах буржуазии, которая видела в них верное средство предотвратить народную революцию.

Первый этап воссоединительного движения спаял воедино народы Италии в стремлении порвать железную цепь австрий­ского деспотизма и очистить родину от оккупантов. Половин­чатые реформы, проведенные к тому же только в трех областях страны, никого не удовлетворили. Реакционеры роптали, что уступки приведут к революции; революционеры требовали не­медленно начать военные действия против Австрии.

Пока монархи колебались, вопрос решил народ. Движение началось снизу, и остановить его было невозможно. Первого января 1848 года в Милане, одном из "самых промышленных городов Ломбардии, закрылись все сигарные лавки и фабрики. Целью «сигарного бунта» было ударить по австрийским дохо­дам с табачной монополии. Двенадцатого января вспыхнуло давно подготовлявшееся восстание в Палермо. Народ изгнал правительственные войска из Сицилии. Революционное пламя перекинулось на континент. Неаполитанский король Ферди­нанд II вынужден был обнародовать конституцию.

События развивались стремительно. Карл-Альберт Савой-ский, подчиняясь требованиям либеральной буржуазия Пьемон­та, опубликовал конституционный статут. Он сохранял силу вплоть до 1923 года, когда фашистская диктатура Муссолини выбросила за борт буржуазно-демократические свободы, завое­ванные в боях за независимость. Почти одновременно с Пье­монтом представительный режим был введен в Тоскане. Опуб­ликованием папского статута о двухпалатной системе завершил­ся конституционный период национально-освободительного дви­жения в Италии. Абсолютизм уступил теперь место предста­вительному режиму.

На очередь встала освободительная война против Австрии. У всех на устах были слова поэта Мамели: «Италия пробуди­лась..._Да объединит нас одно знамя, одна надежда! Покля­немся сделать родину свободной от Сицилии до Альп».

Сигналом к битве явились вести о событиях в Париже, Вене, Берлине. Революционная буря пронеслась над Европой, руша троны, сметая правительства, рождая надежды. Знамя борьбы за независимость Италии поднял Милан. Восемнадца­того марта 1848 года началось восстание против австрийского гарнизона, которым командовал фельдмаршал Радецкий. Пат­риоты разбили военные склады и вооружились. Их натиск при­нудил австрийцев покинуть город, «совершивший самую слав­ную революцию из всех революций 1848 года» '. Имея в тылу восставшую одновременно с Миланом Венецию, Радецкий ме­тался под ударами партизанских отрядов.

Двадцать третьего марта была провозглашена Венециан­ская республика. А 25 марта король Пьемонта объявил войну Австрии. Напуганные народными демонстрациями, итальянские государи призывают своих подданных подняться на защиту общего дела.

Вначале Карл-Альберт наносил врагу одно поражение за другим. Однако усиление и успех республиканской пропаганды в стране, связанные отчасти с возвращением из эмиграции Мадзини, заставили его перейти к пассивной тактике. Это дало австрийцам время оправиться и подтянуть силы.

Один за другим изменяют итальянские монархи делу осво­бождения. Папа публично заявил, что отрекается от мысли о войне против Австрии. С полпути отозвал свои войска король Неаполя.

В эти решающие для судеб итальянской революции дни редактор республиканской газеты «Альба» получил из Германии письмо за подписью Карла Маркса. В нем сообщалось об от­крытии «Новой рейнской газеты» и о той платформе, которую она займет в спорных вопросах между Италией и Австрией: «Мы будем отстаивать дело итальянской независимости, мы будем вести смертельную борьбу против австрийского деспотиз­ма в Италии, равно как и ib Германии и в Польше. Братски про­тягиваем мы руку итальянскому народу и хотим ему доказать, что немецкий народ отвергает какое бы то ни было участие в его угнетении» '.

В начале августа 1848 года «королевская война» была проиграна. По всей стране шел прилив революционных сил. В ноябре началась революция в Риме. Папа Пий IX бежал, призывая иностранных послов в свидетели «насилия». Девя­того февраля 1849 года была провозглашена Римская респуб­лика. Она провела ряд демократических мер: конфискации; церковного имущества, передачу церковных земель беднейшим крестьянам, введение прогрессивного подоходного налога на богачей.

В этой обстановке, боясь потерять корону и популярность Карл-Альберт возобновил военные действия против Австрии Однако, разбитый при Новаре, он отрекся от престола и бежал в Португалию. Его сын Виктор-Эммануил II подписал переми­рие. На севере страны восторжествовала реакция.

В это время на юге куется дело национальной измены «Святой отец» призывает интервенцию католических стран — Франции, Австрии, Испании — для расправы с Римской рес­публикой.

Чтобы удержать завоевания революции и отразить попыт­ки иноземного вмешательства, диктаторская власть в Риме передается триумвирату, в который входит Мадзини.

Во главе республиканской армии встал легендарный герой борющейся Италии Джузеппе Гарибальди (1807—1882), один из тех, которых Ф. Энгельс называл величественным характе­ром «недосягаемого классического совершенства» '. Профессио­нальный моряк, сын рыбака, Гарибальди в 1833 году вступил в «Молодую Италию», едва избег смертной казни за участие я мятеже и бежал в Южную Америку, где провел более деся­ти лет. Сражаясь за независимость Уругвая, Гарибальди при­обрел опыт и славу полководца и получил генеральский чин. В 1848 году он вернулся на родину, чтобы встать под ее зна­мена. После разгрома сардинской армии Гарибальди вместе с Мадзини сражался в Апеннинах во главе отряда волонтеров и нанес австрийцам немало жестоких ударов.

Возглавив оборону Рима, Гарибальди поочередно разбил французов, австрийцев, неаполитанцев, испанцев. В июне 1849 года Рим был осажден тридцатитысячной армией, посланной Луи Бонапартом: готовясь к захвату трона, новоиспеченный пре­зидент Французской республики стремился заручиться поддерж­кой церкви. В дни осады, длившейся около месяца, Гарибальди подавал пример находчивости, бесстрашия и выносливости. Ког­да правительство вынуждено было решиться на перемирие, он покинул Рим с четырьмя тысячами волонтеров и поспешил на помощь Венеции. Гарибальди был арестован правительством Пьемонта «за самовольное военное вмешательство» и выслан за пределы Италии. Одинокий, нищий, но не потерявший веры в дело свободы, он отправился в новое изгнание.

После пятимесячной осады, когда к ужасам бомбардировок присоединились голод и холера, последней сошла с поля италь­янской битвы Венеция. В Тоскане и Сицилии уже давно цари­ла реакция. Республиканская Италия пала в борьбе.

Главными причинами, приведшими ее к поражению, были: во-первых, стихийность движения, оторванность мадзинистов от реальных условий Италии, недооценка революционных воз­можностей крестьянства, парламентаризм вместо установления революционной диктатуры и непримиримой социальной войны; во-вторых, предательство сардинской буржуазии, ее боязнь на­родных масс, ее нерешительность в борьбе с австрийцами; в-третьих, итальянская революция достигла своего апогея то­гда, когда в остальной Европе уже торжествовала реакция; это помогло контрреволюцион-ной интервенции католических стран задушить итальянскую революцию.

1850-е годы были периодом крушения всех попыток поднять в Италии частичные восстания. «Петля, иначе говоря — Авст­рия, душит Венгрию, Ломбардию, Милан, Венецию; в Сици­лии— расстрелы... право всюду попрано»,— гремел голос Вик­тора Гюго. Раздробленная и скованная, страна снова была во власти своих и иноземных тиранов. Последним убежищем сво­боды был Пьемонт.

Экономический подъем северной Италии в 1850-х годах способствовал усилению национально-освободительного движе­ния, но руководство им перешло теперь в руки умеренного бур­жуазно-дворянского крыла в лице графа Кавура, премьера сардинского правительства. Его целью было воссоединение Италии под главенством сардинской монархии. Ценой участия Пьемонта в Крымской войне против России Кавур добился от Наполеона III согласия на совместное военное выступление против Австрии в 1859 году.

Война вызвала такой размах революционного движения, что, убоявшись его влияния на Францию, Наполеон поспешил заключить сепаратный мир с Австрией, согласно которому предполагалось создать итальянскую конфедерацию под эгидой папы, причем Венеция должна была остаться за Австрией. В ответ на это предательство государства центральной Италии объединили свои войска под командованием Гарибальди. На призыв его начали стекаться волонтеры. Король Пьемонта отка­зывался признать условия мирного договора, пугая обоих им­ператоров жупелом республики, которую в любой момент мо­жет провозгласить Гарибальди. Получив наконец тайно обещан­ные ей Ниццу и Савойю, Франция санкционировала присоеди­нение к Пьемонту государств центральной Италии.

Между тем ют страны продолжал еще оставаться под властью реакционных правительств. Неизбежен был новый подъем объединительного движения. Весной 1860 года вспых­нуло восстание сицилийских крестьян, доведенных до отчая­ния помещичьей эксплуатацией. В мае Гарибальди высадился в Марсале. Через три месяца Сицилия была освобождена от ко­ролевских чиновников и солдат. «Подобно снежной лавине, низвергнувшейся с горной вершины, гарибальдийская Тысяча пронеслась по королевству обеих Сицилии»,— вспоминает об этом знаменитом походе Томмазо Сальвини. Целые полки ко­ролевских войск переходили на сторону народной революции с кликами: «Да здравствует Гарибальди!» Военные успехи Га­рибальди Ф. Энгельс объяснял его смелой революционной тактикой и связью с восставшими массами.

Гарибальди был объявлен диктатором юга Италии. Король Неаполя Франческо II ищет убежища в Риме, откуда Пий IX грозит Гарибальди, а заодно и Виктору-Эммануилу отлучени­ем от церкви. В Неаполь съезжаются революционеры, среди них Мадзини, Густаво Модена. Революция, начавшаяся во имя монархии, грозила закончиться торжеством республики. Но Кавур не дремал. Воспользовавшись политической недально­видностью Гарибальди, он организовал присоединение Неапо­ля к Сардинскому королевству и потопил в крови репрессий крестьянские восстания, охватившие юг.

Причиной поражения народной революции была недоста­точная зрелость рабочего класса Италии.

В 1861 году весь полуостров, кроме Венеции и Рима, был объявлен Итальянским королевством. В 1866 году итальянцы в союзе с пруссаками освободили Венецию. Неприсоединенным оставался только Рим, это «змеиное гнездо», по выражению Гарибальди. Всю жизнь яростно, непримиримо ненавидел он папство. Дважды-—в 1862 и 1867 годах-—организовывал Гари­бальди походы на Рим, который крепко охраняли французские штыки, и дваж/ды платился за это арестом и ссылкой.

В результате поражения под Седаном в 1870 году фран­цузские войска покинули Рим, где они в течение двадцати лет поддерживали светскую власть папы в династических интере­сах Луи-Наполеона. Незадолго до того Пий IX оровел через собор догмат о непогрешимости пап. Это делало его неограни­ченным властелином католической церкви, вождем агентуры ее духовенства во всех католических странах. Потеря светской власти теперь почти не имела значения. Двадцатого сентября 1870 года итальянские войска беспрепятственно заняли Рим. Дело воссоединения было завершено. Начатое «снизу», рево­люционным путем, оно закончилось «сверху». Сардинская бур­жуазия использовала почву, вспаханную революционерами, и пожала посеянное ими.

Date: 2015-11-13; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию