Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Итальянский театр в якобинский период
Три года (1796—1799), протекшие между вступлением армии генерала Бонапарта в Ломбардию и победами Суворова при Треббии и Нови, очистившими Италию от французов, в истории итальянского театра принято называть «якобинским периодом». Установление нового правопорядка обычно сопровождалось театрализованным ритуалом: устраивался праздник, сажали «дерево свободы» и собравшиеся жители, сочувствовавшие перевороту, начинали плясать вокруг дерева. Кто-нибудь из местных либералов поднимался на импровизированную трибуну и разъяснял согражданам смысл совершившегося переворота. Продвижение французских республиканских войск повсюду сопровождалось такими празднествами. Присутствие солдат Бонапарта гарантировало манифестации итальянских якобинцев. По примеру Франции Италия стала покрываться сетью политических клубов. В «их собирались сторонники нового порядка, митинги следовали за митингами, с клубных трибун гремели революционные речи, построенные на фразеологии французских просветителей. Особой популярностью пользовался Руссо. Без цитат из «Общественного договора» не обходился ни один оратор. В разъяснении смысла происходящего и в пропаганде новых революционных идей значительную роль играла пресса, до того влачившая жалкое существование. Появилось множество новых газет с звонкими названиями. Большинство их существовало очень недолго, но все они сделали очень полезное дело. На первых порах французы смотрели на эти нововведения одобрительно. Мало того, генерал Бонапарт получал от Директории настойчивые указания всемерно содействовать разрушению старого режима. Особое внимание было обращено на то, чтобы привлечь на свою сторону итальянскую радикальную интеллигенцию. «Где бы вы ии находились,—• писал Бонапарту член французской Директории Л. Карно,— старайтесь лично посетить наиболее выдающихся ученых, писателей и людей искусства, дабы внушить им, что французы умеют совмещать любовь к свободе с любовью к искусствам и подлинным талантам». Так как сама Франция в это время изнемогала под тяжестью войны и внутренней разрухи, то вряд ли подобная настойчивость Директории объясняется простым меценатством. В итальянской интеллигенции французское правительство усматривало реальную историческую силу,.способную отстоять политическую свободу, принесенную извне, усматривало в новой республиканской Италии своего будущего благодарного союзника. (Ни во Франции, ни в Италии тогда еще не было ни одного человека, который мог бы предполагать, что этот самый республиканский генерал через четыре года станет диктатором французов, а Италию превратит в простую провинцию с номинальными вице-королями и даже королями.) Ломка социальных и экономических устоев старого режима возлагалась на французские штыки. Они же должны были поддерживать новый политический порядок. Воспитание нового гражданского самосознания возлагалось на самих итальянцев. Одной печати было (недостаточно, особенно если принять во внимание почти поголовную неграмотность крестьян и городских низов. В этих условиях большая работа должна была выпасть на долю пропаганды живым словом. Вот почему так выросла роль театра. Перед ним стояли серьезные идеологические задачи. К этому неустанно призывала якобинская печать. Воспитание гражданина-патриота стало главной целью театра. Лирические оперы, слезные и фантастические пьесы старого репертуара больше никого не устраивали. Зритель требовал гражданственной героики и революционной дидактики. Печать и ораторы из якобинских клубов призывали к организации бесплатных театров на общественный счет. Гораздо хуже обстояло дело с наличным репертуаром. Поначалу национальной продукции явно не хватало. Едва ли не основу якобинского репертуара составляли переводные пьесы, из которых наибольшей популярностью пользовались «Брут» и «Смерть Цезаря» Вольтера, «Карл IX» М.-Ж. Шенье, «Вильгельм Телль» Лемьера. Славу отечественной драматургии поддерживали только трагедии Витторио Альфьери, которые открыли себе дорогу на сцену после ликвидации старого режима. Так, в сентябре 1796 года в Милане, вскоре после освобождения его французами, была поставлена «Виргиния», одна из самых пламенных трагедий Альфьери. Публика неистово аплодировала финальной реплике старика Виргиния, который закалывал дочь, чтобы спасти ее от бесчестья, и призывал народ восстать против тиранов. Это представление послужило сигналом. Во всех крупных итальянских городах и во многих мелких театры показывали одну за другой наиболее насыщенные тираноборческими идеями трагедии Альфьери: обоих «Брутов», «Виргинию», «Заговор Пацци». Большим успехом пользовались также трагедии Джо-ванни Пиндемонте (1751 —1812), особенно его «Итато Орсо» (1797), в которой изображалась смерть венецианского дожа Орсо, пытавшегося установить тиранию. Джованни Пиндемонте был довольно плодовитым и умелым драматургом (которого не раз хвалили мадам де Сталь и Стендаль). Но талант его не был оригинальным. Слава его была мимолетной, и в истории итальянской трагедии он остался одним из подражателей Альфьери. Однако самостоятельное значение якобинского периода в истории итальянского театра заключается не столько в сценическом воплощении репертуара французского революционного классицизма или итальянского гражданского классицизма конца XVIII века, сколько в стимулировании качественно новой драматургии. Публика уже не довольствовалась тираноборческими тирадами и патетическими восклицаниями, вложенными в уста персонажей из древней истории. Она требовала пьес более злободневных, чем трагедии Вольтера, Шенье и Альфьери. Через несколько месяцев после отмеченного представления «Виргинии» в том же миланском театре Ла Скала была показана пьеса «Бал у папы». Это была инсценировка недавнего эпизода, о котором в те дни много говорили во всей Италии. Вот ее содержание. Ватикан взволнован тревожными вестями о продвижении французских войск. Папа Пий VI проклинает их безбожные полчища, австрийский генерал Колли приезжает в Рим, чтобы сообщить об успехах французов и заодно приволокнуться за племянницей папы, княгиней Браски. Развязка наступает на балу у княгини, когда в Ватикан приходит весть о приближении к Риму революционных войск, и единственный либерал из папского окружения, генерал ордена доминиканцев, уговаривает папу отказаться от тиары и возложить себе на голову фригийский колпак, символ свободы, припоминая, что некогда этот колпак был головным убором апостолов-рыбаков. Папе ничего не остается, как сменить проклятия на благословения и даровать своим подданным свободу. Это было первое представление на злобу дня. Вслед за ним появились и более профессиональные, так называемые якобинские пьесы. Писались и ставились они наспех, и отчасти потому среди них нет ни одной, которая осталась бы в репертуаре итальянского театра. Но для своего времени они были чрезвычайно характерны. В Болонье, одном из самых театральных городов тогдашней Италии, была поставлена пьеса Нази «Революция». В ней изображалось, как некий молодой человек, влюбленный в дочь феодала, ярого реакционера, отказавшего ему в руке дочери, спасает отца девушки от смерти; после этого раскаявшийся феодал уже не противится браку между молодыми людьми. В Болонье ставились и другие пьесы Нази примерно такого же назидательного, гражданственного содержания. Не отставала от общего течения и Венеция. В тот короткий промежуток времени, когда она находилась под владычеством Франции и не была еще уступлена Австрии по Кампоформий-скому миру, там было поставлено несколько якобинских спектаклей, лучшим из которых была пьеса Сографи «Демократическая женитьба». По содержанию она несколько напоминала пьесу Нази: дворянин женится на девушке из народа. Как видим, дальше таких нехитрых «уравнительных» идей дело не шло. Однако и такое обращение к насущным задачам действительности имело немалое значение, потому что на смену абстрактному тира-ноборчеству здесь приходили конкретные политические лозунги социального равенства. В маленьком городке Фолиньо, на территории Папской области, была поставлена пьеса-феерия, текст которой до нас не дошел, а дошло только подробное ее изложение. Пьеса изображала «демократизацию» рая, произведенную чертями; рать восставших чертей штурмом берет небо и прикрепляет как символ своего торжества революционную кокарду на головной убор бога-отца. Значение этой театрализованной манифестации следует оценивать в том же «уравнительном» социальном смысле, что и антидворянские сочинения Нази и Сографи с их проповедью равенства сословий. Особое звучание феерия в Фолиньо получила оттого, что бог-отец подвергся такому издевательству именно на папской территории, при не свергнутом еще папском режиме. Из приведенных примеров видно, что сюжетика якобинской драматургии не отличалась ни особым разнообразием, ни насыщенностью политических лозунгов. Объясняется это тем, что итальянское якобинство было мало связано с народом, с широкими народными массами города и деревни. Революцию делали главным образом интеллигентные слои крупной и средней буржуазии. При этом прослойка радикально настроенной буржуазии могла оказывать существенное влияние на общественную и культурную жизнь только в некоторых, наиболее крупных торговых и промышленных центрах. А такие, например, значительные центры итальянской культуры в прошлом, как Флоренция или Рим, оказались далеко в хвосте. Влияние феодально-католической реакции было еще в этих городах настолько сильным, что там с очень большим трудом можно было поставить такие пьесы, какие свободно шли в Милане, Венеции и Болонье. Так неравномерность экономического и политического развития частей Италии и объясняет нам ту чрезвычайную чересполосицу, которая наблюдалась в проникновении и утверждении нового, якобинского репертуар а. Важно уяснить и еще одно обстоятельство: пьесы нового репертуара пропагандировали лишь лозунги раскрепощения от неравенства сословий. Лозунгов политического и экономического объединения Италии они еще не выдвигали. В итоге, когда «права человека», декларированные французской буржуазной революцией, получили распространение, интерес к якобинскому репертуару быстро прошел. Наполеоновское господство выдвинуло перед 'итальянским обществом новые задачи. Именно тогда идея национального единства стала оформляться в реальную политическую формулу и мысль о социальном и политическом устройстве будущего приняла очевидную национальную окраску. Речь гаошла уже не о личной свободе, а о свободе национальной, без которой не могло быть и свободы личной. Французское иго открыло итальянцам глаза. Date: 2015-11-13; view: 329; Нарушение авторских прав |