Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От мифомышления к понятийному мышлению
Каким образом преодолевается мифологическое мышление? Высший уровень мыслительного процесса — понятийное мышление. Выработка способности образовывать понятия означает завершение исторического становления мышления. Понятийное мышление преодолевает непосредственно-пространственные границы мыслительного поля и придает ему характер всеобщности. Важнейшей стороной перехода от мифологического мышления образами к логическому мышлению понятиями является преодоление эгоцентризма, интеллектуальная децентрация3. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963. С. 22. 2 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. С. 44—46. 3 Веккер A.M.. Психика и реальность. Единая теория психических про ГЛАВА 24. МИФ КАК ФАЗА ПЕРЕХОДА «ОБРАЗ-МЫСЛЬ» НЗЯ Интеллектуальная децентрация предполагает, что субъект способен вносить в результат познания коррективы, учитывающие особенности условий познания (пространственно-временных, социокультурных). Субъект должен быть способен мысленно выйти за пределы той конкретной, локальной «системы познавательных координат», которую он занимает, к более общей «системе отсчета», по отношению к которой его исходная локальная позиция является частным, вариативным моментом. Такой переход есть не что иное, как формирование родо-видового логического отношения. Он возможен лишь тогда, когда в качестве объекта выступают сами операции мышления. Другими словами, способность субъекта мысленно перестраивать исходную, занимаемую им «систему познавательных координат» и занимать более общую позицию по отношению к объекту проявляется в способности устанавливать логические родо-видовые отношения, т.е. выделять инвариантность родовых и видовых признаков объекта. А это и есть не что иное, как способность образовывать понятийные структуры, которые отражают не внешние и случайные свойства объекта, а его внутренние существенные характеристики. На этом пути достигается то, что отличает логическое мышление от мифологического — согласование содержания и объема понятийной мысли, ее индуктивно-дедуктивный строй, иерархичность понятий, адекватность вариантных и инвариантных компонентов мысли, полноту обратимости операций, чувствительность к противоречиям и др. Интеллектуальная децентрация становится возможной в условиях, когда конкретно-исторический субъект находится в активных, деятельных отношениях с объектом. Такие условия складываются в эпоху неолитической революции. Именно в это время преобразовательно-производительная активность (земледелие, скотоводство, ремесленное производство, т.е. конструирование вещей в их закономерных свойствах и др.) ставит субъект в положение инициативного полюса в системе отношений «мир — человек». И действительно, как убедительно доказано историческими материалами, именно на заре цивилизации происходит переход от Мифа к Логосу, становление понятийно-теоретической мысли, зарождаются предпосылки научно-философского постижения мира. Date: 2015-11-13; view: 384; Нарушение авторских прав |