Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От мифа к утопии





А как же традиционная мифология? По Платону, традицион­ные мифы — это, «вообще говоря, ложь, но есть в них и истина»1, форма сознания, которая может как содержать элемент правды2, так и не содержать его и, таким образом, ничем не отличаться от детских сказок3. Вместе с тем миф способен в некоторых случаях выполнять воспитательную функцию и в таком своем качестве может быть полезен государству4.

Платон возлагает большие надежды на социальную функцию мифа. Если люди верят в Кадма или драконовы зубы, писал он, — то они поверят во что угодно («Законы», 664а). Миф — это важ­нейшее средство нравственного воспитания личности, основа эти­ческого регулирования общественной жизни. Рационально пости­гать общество могут только философы-правители. Массам же нужны мифы. Причем не любые, а только те, которые направляют человека к добродетели. С точки зрения Платона, творчество Го­мера и Гесиода, в которых боги представлены как носители низ­ких моральных качеств, не относится к таким добродетельным мифам. Потому этим великим мифотворцам нельзя поручать се­рьезные воспитательно-государственные функции, а значит, им нет места в его идеальном государстве.

Таким образом, творчество Платона вовсе не чуждо мифоло­гии. Кроме того, что его философская система несет в себе глу­бинные мифологические черты, сплошь пронизана мифологичес­кой образностью, Платон усматривает в мифе определенные социально-конструктивные функции. Опирается он при этом, во-первых, на то, что в мифе можно выразить некоторое правдоподо­бие, и есть такие вещи, где «приходится удовольствоваться прав­доподобным мифом, не требуя большего»5. Во-вторых, он считал, что миф можно воплотить в социальной жизни и однажды заявить, что миф мы «перенесли в действительность»6.

Платон. Соч. В 3 т. Т. 3 (1). М„ С. 140.

2 Там же. С. 426—427.

3 Там же. С. 427.

4 Там же. С. 140—142.

5 Там же. С. 433.

6 Там же. С. 431.


Date: 2015-11-13; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию