Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Загадочная авантюристка





Однажды одна моя при­ятельница-журналистка поведала мне историю, ко­торая произошла с ней на заре ее трудовой деятельно­сти и которой она стыдится до сих пор. Приближался День кино, и главный ре­дактор газеты дал молодой журналистке задание на­писать статью об артистке кино Ольге Чеховой. Моя приятельница, особа весь­ма образованная и начитан­ная, воскликнула:

— При чем тут кино? Оль­га Леонардовна Книппер-Чехова — артистка театра.

Иуже собралась доба­вить, что главному редакто­ру уважаемой городской газеты не мешало бы об этом знать, как осеклась, наткнувшись на сердитый взгляд шефа.

— А кто вам говорит об Ольге Леонардовне? Я имел в виду Ольгу Константиновну Чехову и, между прочим, тоже Книппер. Известнейшая актриса кино. Правда, не нашего, а германского. Ярче даже, чем Марлен Дитрих, — назида­тельно, словно школьнице, сказал главный редактор.

Приятельница горько вздохнула, вновь пережив давнюю неприятную сцену, а потом сказала:

— С тех пор я усвоила для себя два хороших правила: никогда не спешить высказывать свое мнение и никогда не считать собеседника глупее себя. Знаешь, очень в жизни по­могает. Я понимающе кивнула. А про себя тогда отметила, что тоже ничего не знаю об актрисе кино Ольге Чеховой.

Сейчас я понимаю, почему так произошло. За свою твор­ческую жизнь Ольга Чехова снялась более чем в 140 филь­мах, но ни один из них в СССР показан не был. Откуда же нам было знать о ней?

Вместе с развалом СССР открылись и новые сведения о людях, о которых в советской стране говорить было как бы не принято. Если человека не вспоминаешь, то словно его и нет или не было. Удобная позиция. Так обстояло дело и с Ольгой Чеховой. Но она была, жила, причем довольно-таки долго, снималась в кино, любила и позволяла себя лю­бить. Так кто же она, Ольга Чехова?

Начнем с того, что перепутать актрису кино Ольгу Чехову с известной артисткой МХАТа не сложно. Мало того, что у них одинаковые имена и фамилии, так они еще и близ­кие родственницы. Мхатовская Ольга приходится родной тетей нашей Ольге, сестрой ее отца Константина Леонар­довича Книппера, немца по национальности, но большую часть жизни прожившего в России. Как и большинство об­русевших немцев, он считал Россию своей родиной, верой и правдой служил ей. Работал Константин Леонардович инженером-путейцем. У него и у его жены Луизы Юльевны было трое детей — две дочери и сын. Ольга, средняя дочь, родилась 13 апреля 1897 года в Тифлисе.

Константин Леонардович в это время руководил строи­тельством Закавказской железной дороги. Поэтому семья Книппер попеременно жила то в Тифлисе, то в Царском селе, и маленькая Ольга считала эти два места одинаково родными для себя. Также одинаково родными считала и два языка — русский и немецкий. Кроме того, она довольно бег­ло говорила на французском и итальянском.

С детства Оленька отличалась красотой, живостью, обая­нием и огромной любовью к театру. Она мечтала стать ар­тисткой, благо было с кого брать с пример — с тети Ольги, в честь которой и назвали девочку. Прославленная артистка Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, жена Антона Павло­вича Чехова, часто бывала в доме брата. Своими рассказами о театральной жизни, бенефисах и премьерах она смущала пылкое воображение младшей Оленьки.

Увлечение Ольги было столь сильным, что ее родителям ничего другого не оставалось, как отпустить дочь в Москву к тете — учиться театральному мастерству. Шел 1914 год. Ольге Книппер исполнилось семнадцать лет.

Москва встретила Ольгу приветливо. Благодарить за это ей, конечно, нужно свою тетю Ольгу Леонардовну. Не будь ее, разве бы попала пусть очень очаровательная, но, как го­ворили, не слишком талантливая Ольга Книппер на сцену Художественного театра? Атак, представленная самому Ста­ниславскому, Ольга получила роли в спектаклях «Вишневый сад» и «Три сестры» по пьесам Антона Чехова.

Воспитанная в доме высокопоставленного чиновника, да к тому же являясь внучкой фрейлины императрицы, Ольга пользовалась большим успехом у молодых артистов Художе­ственного театра. Многие с удовольствием хотели бы завести с ней роман. Но наиболее настойчивыми в этом отношении оказались два племянника мужа ее тети — Владимир и Ми­хаил Чеховы. Соперничество в любви разрушает даже креп­кие родственные связи. Двоюродные братья стали неприми­римыми врагами из-за споров по поводу Оленьки.

Ольга предпочла Михаила, начинающего актера Худо­жественного театра. Выбор ее был не случаен. Позже она вспоминала, что молодой актер запал в ее сердце еще тогда, когда она жила в Петербурге. Она видела его на сцене в роли царя Федора Иоанновича, а потом, после спектакля, была представлена ему.

«Я была для него просто маленькой девочкой. Я же сходи­ла по нему с ума и рисовала себе в еженощных грезах, какое это было бы счастье всегда-всегда быть с ним вместе», — на­пишет она в будущем.

Да и сам Михаил Чехов был натурой весьма влюбчивой. В своих воспоминаниях он, не стыдясь, признается: «При первой же встрече с какой-нибудь девочкой я непремен­но влюблялся в нее. Внутренние ее качества мне были не важны. Впрочем, я всегда отыскивал в ней какую-нибудь черту, которая приводила меня в восторг. То мне нрави­лись ее брови, то улыбка, то какое-нибудь движение, то полнота, то худоба. Но я мог влюбиться и потому, что мне нравилось ее платьице».

К тому же он был прекрасным артистом, недаром про него сам Станиславский говорил: «Гений!», и роль пылкого влюбленного мог сыграть отлично. Его брат Владимир был более серьезным, он просто любил Ольгу. Да так сильно, что не смог пережить ее отказ. Говорят, что немаловажную роль в его решении покончить счеты с жизнью сыграла несчастная любовь к Ольге Книппер. Считала ли она себя виновной в его смерти? Кто знает... Известно, что она пред­почитала никогда не говорить о Владимире.

А вот с Михаилом они решили пожениться, причем тай­но, не спросив благословения родителей. Эх, молодость, молодость! Ей — неполных восемнадцать, ему едва испол­нилось двадцать четыре.

Вот как Михаил Чехов в воспоминаниях описывает свое решение: «Если ты действительно ставишь жизнь ни во что, — сказал я себе, — соверши сознательно неразум­ный поступок, который отразился бы на всей твоей жизни». Я стал думать. Неплохо было бы жениться: и неразумно, и обременительно. Мысль эта понравилась мне. Но на ком жениться? У О.Л. Книппер-Чеховой гостили две ее пле­мянницы, и я решил жениться на одной из них. Не надеясь получить согласие ее родителей на брак, я задумал похище­ние и однажды ранним утром в далекой загородной церкви, подкупив священника, обвенчался без документов и фор­мальностей».

Как и многие мужчины, Михаил в своих воспоминани­ях, конечно, бравировал. Не просто так он решился на этот брак. Ольгу он любил по-настоящему. Прочитайте только отрывок из письма Михаила: «Да-с! Я действительно женат. Жена моя красавица! Ведь везет же таким субъектам, как я! Дуракам счастье».

Их тайное венчание, которое состоялось 3 сентября 1914 года, достойно страниц хорошего приключенческого романа. Михаил Чехов прекрасно понимал, что он всего лишь «актеришка», и высокопоставленный отец Ольги ни за что не даст согласие на их брак, партия совсем не подходя­щая. Он подкупил священника одной из церквей пригорода Москвы, и тот тайно обвенчал их.

Конечно, молодые люди понимали, что за этот поступок их никто по головке не погладит. Но все оказалось значи­тельно серьезнее. Вечером того же дня, узнав о совершенном действии, к молодым ворвалась разъяренная Ольга Леонар­довна. Она была просто в бешенстве и... в страхе. Еще бы, ей брат доверил малолетнюю племянницу, а она не уследила. Ольга Леонардовна плакала, умоляла Олю вернуться к ней, кричала на Михаила, чуть ли не падала в обморок. Страсти бушевали, как на сцене театра. Но молодые супруги не соби­рались отступать, и Ольга Леонардовна уехала ни с чем.

Зато в их доме вскоре появляется режиссер МХАТа Ле­опольд Антонович Сулержицкий, близкий друг Ольги Ле­онардовны. Он уговаривает Оленьку съездить к Ольге Ле­онардовне, чтобы обо всем спокойно поговорить. Михаил отпускает молодую жену к тете, взяв с Сулержицкого сло­во, что тот вернет ее законному мужу не позднее, чем через час.

Спокойного разговора между тетей и племянницей не получилось. В полной мере проявился упрямый характер молоденькой Ольги, отказываться от своего замужества она не собиралась. Ольга Леонардовна, махнув рукой, предоста­вила родителям разбираться со своевольной дочерью. А мо­лодую жену вернула в объятия мужа.

Надо сказать, что Константину Леонардовичу и Луизе Юльевне в конце концов пришлось смириться с выбором дочери. Через некоторое время они приняли Михаила Чехо­ва в семью и даже вполне были довольны зятем. Через пол­года после этих бурных событий Оля пишет из Петербурга тете в Москву: «Живем мы у моих родителей. Папа к Мише очень и очень хорошо относится. Мир полный».

А что оставалось делать? Исправлять случившееся уже поздно. Раньше нужно было думать, когда выпускали дочь-красавицу из-под своего крыла в веселую Москву.

Более определенно о поступке Оли Книппер скажет ее старшая сестра Ада: «Я от Оли всегда ожидала такой посту­пок, не с Мишей, так с другим... Ну что ж, дай Бог счастья. Миша мне не кажется плохим человеком, и, по-видимому, он ее любит. Потом, мне кажется, что любит она не его, а в нем человека талантливого, любящего и понимающего искусство, музыку. Ведь ей 17 лет только, и беда ему, если она прозреет, в чем я и не сомневаюсь».

Вот того, что «она прозреет», боялась и мать Михаила Чехова, Наталья Александровна. Недавно потеряв мужа, Александра Павловича, старшего брата великого писателя (он умер в 1913 году от рака горла), она всю свою любовь обрушила на сына Мишеньку. А тут появляется жена. Да не просто жена, а красавица. «Уж больно красива!» — жалова­лась она.

Что можно рассказать о первом браке Ольги Чеховой (так она стала зваться после замужества)? С трудностями она столкнулась сразу. Поселившись в квартире Михаила, тесной, маленькой, затхлой, не идущей в никакое сравнение с огромным домом родителей в Царском селе и роскошны­ми апартаментами тети Ольги Леонардовны в Москве, Оля отмечала: «Я тосковала по свежему воздуху моей девичьей комнаты в Царском селе».

Нельзя не отметить и то, что Михаил Чехов, человек творческий, был тяжелым партнером для жизни. Богемный, экс­прессивный, избалованный мамочкой, он требовал к себе постоянного внимания. К тому же Михаил пил. К спирт­ному его сильно пристрастил отец, Александр Павлович — по всем сведениям, законченный алкоголик. А поклонни­цы? У Михаила как артиста определенно талантливого их было полно. Причем окружали они его не только в театре, но и дома, чему в большой степени способствовала его же матушка.

А потом Ольга забеременела. Беременность протекала тя­жело, обстановка в доме Чеховых не способствовала успеш­ному протеканию беременности. Бывали нервные срывы, во время которых Ольга подумывала о прерывании ее — при­нимала горячие ванны, прыгала с большой высоты.

Но все завершилось успешно. В августе 1916 года в семье Чеховых родилась девочка, которую по традиции назвали Ольгой. Вот как об этом событии в своих воспоминаниях писала Ольга Леонардовна Книппер, чувствовавшая себя крестной матерью этой семьи: «Наконец-то наши дети раз­родились. Ах, как мучительно было ждать и так близко ощу­щать, как Оля страдала. Часов 15 она кричала, выбилась из сил, сердце ослабело — тогда наложили щипцы и вытяну­ли 10-фунтовую здоровую девочку. Мы уже решили, что губы Олины, нос Мишин, а раскрывающийся левый глазок в меня. Миша с любопытством рассматривает незнакомку и говорит, что пока никакого чувства не рождается — ко­нечно, пока».

Рождение дочери, которую все стали называть Адой, не принесло покоя в семью Чеховых. Михаил, избалованный и капризный, стал ревновать свою жену к дочери. Ему хо­телось, чтобы все внимание было обращено только на него. Плач маленькой девочки его раздражал, он нервничал, кри­чал на жену и ребенка.

Ольга, чтобы наладить и нормализовать отношения с му­жем, которого, несмотря ни на что, продолжала любить, отдает ребенка няне, некой мадам Лулу. Но и это не спасает их отношений.

Свой первый брак Ольга Чехова всегда называла «сума­сбродством, за которое впоследствии пришлось дорого рас­плачиваться».

Через четыре года после того, как она обвенчалась в ма­ленькой церкви с любимым Мишенькой, Ольга решает от него уйти.

Свою версию распада семьи Чеховых приводит близкий друг Михаила, Валентин Смышляев, работавший вместе с Чеховым во МХАТе: «Миша Чехов разошелся со своей женой. Это не так неожиданно, как может показаться на первый взгляд, но, тем не менее, удивительно. Дело в том, что Миша очень любил Ольгу Константиновну, и она его. Вероятно, тут сыграла некрасивую роль Мишкина мать — эгоистическая, присосавшаяся со своей деспотической лю­бовью к сыну, Наталья Александровна. Бедный Миша, вся жизнь его последних лет протекала в каком-то кошмаре. На­куренные, непроветренные комнаты, сидение до двух-трех часов (а то и до 9 утра) за картами. Какая-то сумасшедшая нежность старухи и молодого человека, ставшего стариком и пессимистом».

Сама Ольга не выдержала тягот брака или свекровь по­способствовала в этом деле, все это не столь важно. В де­кабре 1917 года Ольга, собрав вещи, покидает дом Михаила. На прощание, видя, как муж сильно переживает разлуку, она погладила его по щеке и сказала:

— Какой ты некрасивый! Ну прощай. Скоро забудешь.

Не все так просто было в их разрыве. Не надо представ­лять Ольгу Константиновну жертвой, которая долго и безро­потно терпела выходки пьяницы-мужа и издевательства дес­потичной свекрови. Скажем так: сама Ольга тоже времени зря не теряла. Ведь ушла она от Михаила не в одиночество, не к маме и папе, а к другому мужчине, к некоему Фридриху Яроши, бывшему австро-венгерскому пленному, неизвестно почему до сих пор обитавшему в Москве.

Михаил Чехов знал, куда уходит его жена с дочерью. Вот как он пишет в своих воспоминаниях: «После четы­рехлетнего замужества жена моя Ольга ушла от меня с че­ловеком, о котором я хочу сказать несколько слов. Это был авантюрист того типа, о котором мне так много и за­нимательно рассказывал мой отец. Изящный, красивый, обаятельный и талантливый, человек этот обладал боль­шой внутренней силой, неотразимо влиявшей на людей. Он безошибочно достигал всех своих целей, но цели эти всегда были темны и аморальны. Он выдавал себя за пи­сателя и часто увлекательно излагал нам темы своих бу­дущих рассказов.

Когда на улицах Москвы еще шли бои, когда через не­сколько домов от нас артиллерия расстреливала здание, в котором засели юнкера, когда свист пуль слышался не пе­реставая днем и ночью и стекла в окнах были выбиты и за­ложены изнутри подушками, авантюрист, о котором я го­ворю, свободно ходил по улицам, ежедневно посещая нас, был весел и очарователен, как всегда. Смеясь, он говорил, что его не могут убить.

— Если ты умеешь презирать жизнь до конца, — говорил он, — она вне опасности.

Под его влиянием Ольга ушла от меня».

После развода Ольга оставила себе фамилию первого мужа — Чехова. «Она предпочла разделить со мной мою сла­ву», — пошутит по этому поводу Михаил Чехов.

В 1921 году Ольга Константиновна Чехова обращает­ся к Луначарскому, народному комиссару просвещения, с просьбой разрешить ей поездку в Берлин «для поправки здоровья и продолжения театрального образования». Раз­решение было получено, и Ольга вместе с Фридрихом Яро­ши, который к тому времени уже стал ее мужем, и дочерью выезжает в Германию. Возвращаться в Россию она больше не собирается.

Перед отъездом, прежде чем выдать разрешение, Ольгу Константиновну пригласили в Управление военной раз­ведки, с ней беседовал начальник Управления Ян Берзин. Что хотели от женщины в столь серьезном учреждении? Об этом чуть позже.

Германия приняла Ольгу Чехову. Хотя и носила она на­стоящую русскую фамилию, но корни-то у нее были чисто немецкие. Да и внешностью, как говорится, обладала чисто арийской. Высокая, стройная, со светлыми волосами, над­менным лицом и голубыми глазами.

Вначале, правда, ей приходилось довольствоваться роля­ми в маленьких театрах. Ведь в Берлине никто и не слышал, что существует некая артистка Ольга Чехова. Свое имя при­шлось делать самой. Да и с языком были проблемы. Хотя не­мецкий язык в семье Книппер считался вторым родным язы­ком, но берлинский акцент — он особенный. Ольге в первые годы жизни в Германии пришлось много работать над своим произношением. Зато потом никто не мог сказать, что она не настоящая немка.

Попасть на киноэкран ей помог второй муж, Фридрих Яроши, который по приезду в Берлин устроился работать в киноиндустрию. Через него Ольга познакомилась с немец­кими работниками кино.

О, начало двадцатых годов прошлого столетия — знаме­нательные годы для Германии! Новый вид искусства — ки­нематограф — набирает свою популярность. В Германии сосредоточены лучшие киностудии Европы, лучшие режис­серы, лучшие актеры.

Вот в этот мир и попадает двадцатичетырехлетняя Ольга Чехова. Дебютировала она в фильме Фридриха Вильгельма Мурнау «Замок Фогелед». Фильм имел успех, молодую ак­трису заметили и другие режиссеры. Снималась она много, в шести-восьми фильмах в год. И хотя роли, которые ей предлагали, в основном были неинтересные и однотипные, Ольга не отказывалась.

В 1923 году она благополучно и без скандалов разошлась со вторым мужем Фридрихом Яроши. Страсть, которую он ей внушил в Москве, давно прошла, а ничем другим Яроши удержать Ольгу не мог. Вокруг нее появилось столько инте­ресных мужчин, что обращать внимание на Фридриха уже не стоило.

Зарабатывать деньги Ольга научилась, ведь с каждым фильмом ее гонорары возрастали. Но и сама она не ленилась. В эти годы она пишет в Москву своей любимой тете Ольге Леонардовне: «Я работаю с энергией ста лошадей. Ведь, кро­ме занятий с Мишей, никакой школы у меня нет».

Она умела покорять и очаровывать людей. Да, она была красива и смотрелась на экране великолепно. Кинокритики отмечали, что на нее просто смотреть было удовольствием. Ничего особенного, вроде бы, не делала, да и роли исполня­ла однообразные, в основном авантюристок и аристократок (очень подходили к ее типу внешности), но зрители ее вы­деляли из череды остальных.

После выхода на экраны фильма «Мулен Руж», снятого английским режиссером Эвалдом Дюпонтом в 1928 году, Ольга Чехова получила всемирную известность.

Немецкой актрисой заинтересовался и сам всемогущий Голливуд, ее пригласили в Америку. Ольга даже поработала там, снялась в нескольких фильмах. Например, у знамени­того Альфреда Хичкока в фильме «Мэри». Подружилась с великим Чарли Чаплином и другими звездами Голливуда. Но Америка Ольге не понравилась своей примитивностью и бессердечностью. Она вернулась в Германию.

А почему бы не вернуться? К этому времени у нее уже был большой уютный дом в самом центре Берлина, огромные гонорары. Теперь она сама может ставить условия режиссе­рам. Репертуар ее разнообразен, она блещет и во фривольно-эротических фильмах, и во вполне добропорядочных. Кого бы она ни играла, проститутку или аристократку, ее героини всегда полны шарма и женского обаяния. Недаром она счи­талась лучшей актрисой Германии.

И как она была горда, когда во всем блеске славы ее уви­дел бывший муж, Михаил Александрович Чехов, мнением которого Ольга очень дорожила, по-прежнему считая его великим актером.

Михаил Чехов решился покинуть Россию в 1928 году. Он приехал в Берлин: очень уж ему хотелось увидеть дочь, которую любил безумно. Ольга Константиновна встретила мужа хорошо, сняла ему квартиру, познакомила со своим окружением. Хотя слава Михаила Чехова распространилась по всему миру, в Германии он был не нужен. Языка не знал, больших денежных сбережений не имел.

Только бывшая жена приняла участие в его судьбе. Ольга Константиновна, забыв все прошлые раздоры, даже реко­мендовала его на роль в фильме «Паяц собственной любви». После этого ему поступило еще несколько предложений. Но все равно Михаил Чехов в Германии не прижился. Он уехал в Америку, где открыл театральную студию и занялся преподавательской деятельностью.

А между тем в Германии наступали новые времена. В 1933 году к власти пришел Адольф Гитлер. Бежать бы Оль­ге от «черной чумы» фашизма, как многие и сделали. Герма­нию покинули некоторые режиссеры, с которыми работала Ольга Чехова, ее коллеги-артисты. А она осталась. Почему? Вот тут и следует вспомнить, что вызывали в 1921 году перед отъездом в Германию Ольгу Чехову в серьезное учреждение, в Управление военной разведки. Легко понять, не для того вызывали, чтобы просто «за жизнь» поговорить, а с опреде­ленной целью. Тогда и дала согласие Ольга Константиновна приложить все силы, чтобы помочь своей Родине. С боль­шим ли удовольствием она это сделала? По своим ли убеж­дениям и желанию?

Скорее всего, она готова была подписать любые бумаги, только бы вырваться из разрухи, голода, сумасшествия, что творились в России начала двадцатых. Не будем говорить о высоких идейных и патриотических порывах. Откуда им взяться у избалованной девушки, всю жизнь прожившей в богатстве и роскоши? Хотелось только уехать и увезти свою дочь из окружающего ада.

Может, надеялась, что о ней забудут, оставят в покое. Но «око Кремля не дремлет», — было такое популярное выражение. От своих завербованных агентов так просто не отказываются. Тем более от таких успешных, как Ольга Кон­стантиновна Чехова. Еще бы! Любимейшая актриса Гер­мании, близко знакомая с вождями фашизма. А вожди ее любили.

Укрепил позиции Чеховой и довел до звания «Государст­венной актрисы Германии» один случай. В начале тридцатых годов на экранах появилась великолепная Марлен Дитрих, актриса, несомненно, великая и талантливая. В хорошие времена Ольге Чеховой с ней бы не поспорить. Что скры­вать, не тот уровень. Но Дитрих прельстилась обещаниями Голливуда и уехала в Америку. А Чехова осталась. Вот так. Разве могла не оценить Германия такого патриотического поступка?

Ольгу Чехову представляют Гитлеру, Гиммлеру, Геббельсу. Со всеми ними она на «дружеской ноге».

Гитлер особенно полюбил Ольгу Чехову после фильма «Пылающая граница». После премьеры даже пригласил на прием, мило разговаривал, высоко оценивал ее актерские качества. Да и потом никогда не забывал поздравить Чехо­ву с праздниками, посылал ей подарки и открытки. В сво­их воспоминаниях Ольга Чехова пишет о нем так: «Гитлер робкий и неловкий, хотя с дамами держится с австрийской любезностью».

Однако... Милое определение. Ни для кого уже не сек­рет, каким деспотом и извергом в отношении женщин был этот «робкий и неловкий» человек, скольких женщин он сгубил из-за своей сексуальной несостоятельности. Но я не об этом.

Гиммлер Ольгу Чехову тоже обожал, не пропускал ни одной ее премьеры, постоянно домогался ее любви, делая пошлые намеки и предложения. Она же к нему относилась с долей презрения. «Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер про­изводит впечатление чего-то незначительного. Похожий на землемера на пенсии, с круглым обывательским ли­цом, он топчется и чувствует себя явно не в своей тарел­ке, когда же видит меня в глубоком декольте, каменеет от изумления».

Ольга Константиновна — умная женщина. Прекрасно понимает, что с такими людьми шутки заканчиваются плохо. Не поэтому ли в 1936 году она бросается в скоропалитель­ный брак и на время покидает Германию, уезжает к мужу в Бельгию?

Ее избранником стал бельгийский красавец, миллионер Марсель Робине, человек порядочный, но очень изнежен­ный и избалованный. Так характеризует его Чехова. Робине поселяет свою жену в шикарном доме в центре Брюсселя, окружает вниманием и роскошью. Но он очень ревнив. Пуб­личная жизнь жены раздражает и злит его. К тому же вдруг оказывается, что Марсель Робинс скуп.

Супруги быстро расстаются, и Ольга Чехова возвраща­ется в Берлин, надеясь, что ухаживания Гиммлера будут не столь настойчивы.

К тому же приближались страшные времена, подготовка к войне с Советским Союзом шла полным ходом. Если при­нять во внимание тот факт, что Ольга Константиновна была, а об этом говорят многие факты, агентом русской разведки, то ей просто необходимо было быть в Берлине.

В чем заключалась разведывательная работа Ольги Чехо­вой, сказать трудно. Известен только один факт — она долж­на была принять участие в покушении на Гитлера.

План разрабатывался долго и детально. Он заключался в следующем: Ольга Чехова и русский разведчик, польский князь Януш Радзивилл, во время одного из приемов долж­ны были обеспечить доступ к Гитлеру боевику, бывшему чемпиону по боксу, Игорю Миклашевскому. Но покуше­ние было отменено по приказу Сталина. Он испугался, что смерть Гитлера приведет к объединению Германии с союзными войсками. Тогда гибель Советского Союза была бы неминуемой.

Во время войны Ольга Константиновна продолжала сни­маться в фильмах, выступала перед солдатами, которые ее просто боготворили. А еще у нее случилась любовь, настоя­щая и страстная. Он — летчик, капитан Фердинанд Йеп. По­знакомились они во время одного из концертов, на котором Ольга Чехова выступала перед офицерами люфтваффе.

Их представили друг другу, и он сразу же покорил ее серд­це. Высокий, сильный, молодой, значительно ее моложе, Фердинанд Йеп показался ей идеалом мужчины. Это была любовь с первого взгляда. К тому же ее избранник был об­разован, начитан, прекрасно музицировал.

Из-за ее постоянных съемок и гастролей и того, что он был офицером действующей армии, встречи их были корот­ки и редки. Зато влюбленные писали письма, полные неж­ности и признаний. Чуть больше года длилась их любовь. А потом, в конце 1941 года, самолет Фердинанда Йепа был сбит англичанами над Ла-Маншем.

За годы войны Ольга Константиновна снялась более чем в двадцати фильмах. И, что самое интересное, ее никто не тронул. А она, как-никак, отчасти была русской. Да и фа­милия, скажем, была совсем не немецкая. Чехова... Неод­нократно ей предлагали сменить ее на девичью — Книппер, но она отказывалась.

Правда, в начале 1945 года произошел неприятный инци­дент, который, впрочем, инцидентом и остался. Отвергну­тый со своей любовью Гиммлер подписал приказ об аресте Ольги Чеховой. Что значит попасть в гестапо, она прекрасно знала. Но этого, к счастью, не произошло. Приказ Гиммлера был аннулирован самим Гитлером.

Сейчас трудно сказать, был ли предполагаемый арест связан непосредственно с тем, что подозрения возникли в отношении самой Чеховой, или причина в ее очередном замужестве.

В годы войны, во время одной из киносъемок, Ольга Чехова познакомилась с тридцатилетним кинорежиссером Карлом Вольфом, в прошлом спортсменом, ярким, инте­ресным человеком. Они поженились. К несчастью, биогра­фия мужа Чеховой оказалась не слишком чиста, по меркам фашистов. Его бабушка по отцу оказалась наполовину ев­рейкой. Его убили неподалеку от киностудии. «Убийц» так и не нашли.

Зато чуть позже, в конце апреля 1945 года,.Ольгу Кон­стантиновну Чехову арестовали русские. Арестовали прямо в ее шикарном особняке в Гросс-Глинике, где она прожи­вала со своей дочерью и внучкой. Спецрейсом, на воен­ном самолете, Ольгу Константиновну Чехову доставляют в Москву.

И вот тут начинается самое интересное. Ее не сажают в тюрьму и не отправляют куда подальше, хотя она пособница фашизма, любимая актриса самого Гитлера. И за значитель­но меньшие прегрешения расстреливали по закону военного времени. А Ольгу Константиновну селят в квартире жены офицера, пропавшего без вести, создают сносные условия жизни. Одно ограничение — она не имеет права встречать­ся со своими родственниками и свободно перемещаться по городу.

Беседы с Ольгой Константиновной проводили только высшие офицерские чины, вплоть до самого Берии. К ней не применялось никаких особых мер. Через два месяца Ольгу Чехову вернули обратно в Берлин. И не только вернули, но и помогли ей восстановить пострадавший во время бомбеж­ки дом. Странно все это. За что же ей такие послабления? Не является ли это прямым подтверждением того, что Ольга Чехова действительно работала на русскую разведку? Она сама в последующие годы яростно опровергала этот факт.

А за что, спрашивается, ее наградили орденом Ленина, о чем сообщила 14 ноября 1945 года газета «Курьер», из­даваемая в Берлине под контролем французских военных властей?

Ольге Константиновне Чеховой уже под пятьдесят, дочь выросла, тоже стала актрисой, во многом повторив судьбу матери. Рано вышла замуж за известного немецкого гине­колога Вильгельма Руста, родила дочь Веру, развелась.

Несмотря на возраст, Ольга Чехова по-прежнему краси­ва, элегантна, молода. Выглядит на тридцать пять, не боль­ше. По этому поводу ее старшая сестра Ада сказала: «Кровь у нас всех книпперовская, так что годы как-то мало касают­ся нас». Продолжает сниматься в кино и играть в театре.

Официально сниматься в кино она прекратила в середи­не пятидесятых годов прошлого столетия. Не хотела, чтобы поклонники видели ее старой и немощной. Ас театром рас­статься не могла, ведь она все-таки была актрисой.

А потом последовали несчастья. В 1955 году умер ее пер­вый муж Михаил Александрович Чехов. За последние годы им не пришлось видеться, но она постоянно следила за его жизнью. Их дочь Ольга постоянно поддерживала с отцом отношения, ездила к нему в гости в Америку. Несмотря на то, что у него была новая семья, первую дочь он очень лю­бил и завещал ей виллу недалеко от Сан-Франциско.

В 1958 году Чехова получила известие о смерти люби­мой тети Ольги Леонардовны Книппер, которую безум­но любила. С ее смертью все связи с Россией оборвались. Ольга Чехова больше никогда не была на родине, хотя до конца жизни мечтала побывать на могиле тети Оли и дяди Антоши.

А в 1966 году погибла в авиакатастрофе единственная дочь, Ольга Михайловна Чехова-Руст. Что может быть страшнее для матери? Смерть Ады, как называли ее в се­мье, подкосила Ольгу Константиновну. Утешало ее только одно — у нее остались любимые внуки Вера и Миша. Ради них стоило жить.

И Ольга Чехова принимает решение — уйти из театра и заняться бизнесом. Она открывает фирму по производству косметики «Ольга Чехова Косметик Гезельшафт». За что бы ни бралась эта сильная женщина, у нее все получалось. Дела фирмы шли хорошо, ее косметика пользовалась огромной популярностью в Европе. Росли внуки. Вера пошла по сто­пам бабушки и матери, стала артисткой, а Миша — худож­ником-графиком.

Свою жизнь Ольга Константиновна Чехова, урожденная Книппер, прожила достойно, ей было чем гордиться. Умерла она в возрасте восьмидесяти трех лет в 1980 году от рака го­ловного мозга. Умирая, завещала себя похоронить с отпева­нием. Родственники выполнили ее пожелание. Похоронена Ольга Чехова в Мюнхене на кладбище Оберменцинг.

Вскоре после ее смерти по страницам мировых газет про­шла скандальная информация, что знаменитая Янтарная комната, похищенная немцами из России, спрятана в одном из бункеров Гитлера под кодовым названием «Ольга».

 

 

Date: 2015-11-15; view: 344; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию