Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекция нарушений речи





1—4 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Логопедическая помощь детям с дефектами зрения способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности детей и формированию черт личности.

Речевое развитие детей с нарушением зрения является одним из основных компонентов психологической основы усвоения знаний в школе. Нарушения речи у детей с недостатками зрения своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. В совокупности со зрительным дефектом они обуславливают неподготовленность слабовидящих детей к обучению грамоте и в дальнейшем могут являться причиной неуспеваемости.

В связи с этим важное место в процессе школьного обучения слабовидящих детей принадлежит коррекционной и профилактической работе школьного логопеда.

Работа логопеда в школе для детей с нарушением зрения включает такие разделы, как групповые и индивидуальные занятия, логопедизацию учебного процесса и режимных моментов, методическую и пропагандистскую работу с учителями, воспитателями и родителями школьников. Все это способствует формированию фонетически и грамматически правильной речи учащихся, их мышления, оказывает помощь в обучении грамоте, в повышении качества уроков чтения, письма, развития речи, русского языка и предупреждает неуспеваемость по этим предметам у определенной группы детей.

Важным моментом в организации логопедической работы является проведение обследования, совпадающего по времени с началом учебного года. Логопед совместно с учителями начальных классов проверяет речевое развитие каждого ученика, испытывающего трудности в усвоении навыков по русскому языку и чтению. В период обследования комплектуются группы из учащихся с однородными нарушениями речи, а также берутся на учет дети с особо тяжелыми речевыми нарушениями. С ними проводятся индивидуальные занятия.

Логопед планирует свою работу в соответствии с содержанием школьной программы по русскому языку, составляет расписание занятий по группам, согласовывая его с учителями.

С самого начала учебного года логопед устанавливает связь с учителями, воспитателями и родителями, так как важным направлением его работы является логопедизация учебно-воспитательного процесса режимных моментов школы и семьи, способствующая активизации коррекции и развития речи учащихся.

На специальных консультациях логопед подробно знакомит учителей и воспитателей с задачами, содержанием и методами коррекционной работы на определенном этапе и доступными им логопедическими приемами.

Особенно большое внимание уделяется учащимся 1-го класса, так как своевременное выявление и проведение коррекции речевых дефектов предупреждает трудности овладения навыками чтения и письма.

Четкая и квалифицированная организация работы логопеда сводит к минимуму появление у детей дисграфий и дислексии, обусловленных дефектами устной речи.

Среди речевых нарушений у школьников, занимающихся с логопедом, основное место должно отводиться фонетико-фонематичес-ким расстройствам и общему недоразвитию речи. Однако в процессе первоначального обследования бывает сложно сразу разграничить, например, фонематические расстройства от фонетико-фонематичес-ких. К тому же нарушение звукопроизношения также нуждается и коррекционной помощи. Поэтому после определенного этапа работы (постановка и автоматизация звуков, дифференциация смешиваемых звуков и др.) формируется состав подгрупп.

Работа логопеда с детьми с нарушением зрения специфична. Она требует знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии, тифлопедагогики, владения особыми приемами и методами работы, применения специальных средств наглядности, учебников и учебных пособий. Все это должно учитываться логопедом при планировании и проведении коррекционной работы.


ПРОГРАММА

Содержание работы Связь с учебным процессом
1-й класс 1-й этап
1. Развитие психических функций: формирование устойчивости и переключаемость внимания, расширение объема памяти, развитие познавательной активности, развитие предметного гнозиса и мнезиса В процессе работы над всеми разделами обучения
2. Формирование учебных навыков и готовности к обучению; направленность внимания на учителя-логопеда, понимание и выполнение инструкций, осуществление контроля за своей деятельностью  
3. Развитие моторики: обшей (совместно с учителями физкультуры, изобразительного искусства, воспитателем и др.); мелкой (в сочетании с развитием осязательного восприятия) Общеразвивающие физические упражнения. Работа с карандашом. Формирование навыков письма и рисования. Различение признаков по фактуре
4. Развитие пространственных представлений. Словесное обозначение пространственных свойств предметов Уроки русского языка, изобразительного искусства, трудового обучения
5. Развитие общих речевых навыков (в контакте с учителя ми пения и ритмики) Чтение и разучивание стихотворений с голоса учителя
6. Развитие слухового восприятия: целенаправленное восприятие с помощью слуха, осознанное различение звуков речи Выделение и определение звуков в окружающей действительности. Различение звуков на слух в речи окружающих и собственном произношении
7. Развитие подвижности артикулярного аппарата  
8. Формирование правильного звукопроизношения: постановка, коррекция, автоматизация звука, активное исследование учащимися акустических и артикуляторных признаков звуков речи Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие звуки
9. Формирование и развитие языкового анализа и синтеза: анализ и синтез предложений, слоговой анализ и синтез, фонематический анализ: звук на фоне слова, звук в начале, конце слова, последовательность звуков, количество звуков, место звука по отношению к другим звукам Выделение из устной речи предложений. Расчленение предложений на слова, слова — на слоги и звуки. Соединение звуков в слоги и слова
10. Развитие фонематического восприятия и представлений: слоговая структура, звуконаполняемость слов, трудных для произношения Преобразование одного слова в другое путем замены, вставки, перестановки, добавления, усечения букв и слогов в слове
11. Развитие лексико-семантической стороны речи: конкретизация имеющихся слов, предметная соотнесенность слова и образа предмета, пополнение словарного запаса новыми словами Использование тем уроков чтения и развития речи. Усвоение и употребление терминов (гласный звук, согласный звук, слова, предложения и др.). Классификация названий предметов. Подбор слов, характеризующих действия и признаки предметов
12 Развитие связной, грамматически правильной речи путем практического употребления словосочетаний, связи слов в предложениях. Умение отвечать на вопросы. Простейшая оценка прочитанного. Закрепление навыков устной речи в письменных упражнениях
2-й этап
1. Развитие психических функций: внимания, памяти, мышления. Развитие буквенного гнозиса и мнезиса (предупреждение оптических дисграфий, дислексии) у детей с нарушением зрения В процессе работы над всеми разделами обучения
2. Развитие учебных навыков: планирование деятельности, выделение главного в учебном материале, самоконтроль за ходом деятельности В процессе работы над всеми разделами обучения
3. Развитие моторики: общей, мелкой (в контакте с учителями физкультуры, изобразительного искусства, воспитателями и др.) Общеразвивающие физические упражнения для рук. Формирование графических навыков. Письмо строчных и заглавных букв и их соединений. Связное, ритмичное письмо слов и предложений
4. Развитие пространственных представлений. Словесное обозначение пространственных отношений Предлоги (в, под, над, из, к, от, по, с, у)
5. Развитие общих речевых навыков и речевого слуха (развитие интонационного анализа и синтеза) Соблюдение интонаций в предложениях согласно знакам препинания. Знакомство с ударением. Соблюдение ударения
6. Формирование правильного произношения звуков: коррекция, автоматизация, дифференциация Звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, их различия. Звонкие и глухие согласные. Обозначение мягкости согласных
7. Развитие фонематического анализа и синтеза Деление слов на слоги, звуки. Определение последовательности звуков и букв в слове. Соотношение количества букв и звуков в слове
8. Развитие грамматически правильного оформления речи Установление связи между словами в предложениях при помощи вопросов
9. Развитие лексико-семантической стороны речи: уточнение, конкретизация, активизация имеющихся слов, обогащение словарного запаса Учебные термины. Распределение названия предметов по группам. Обозначение группы; обобщающие слова
10. Развитие навыков связной речи. Закрепление навыков устной речи в письменных упражнениях, в составлении предложений, объединенных одной темой Устные ответы на вопросы. Составление предложений по сюжетным картинкам. Устное изложение небольшого текста (с помощью логопеда)
2-й класс
1. Развитие учебных навыков: планирование, активное осмысление материала, осуществление самоконтроля за деятельностью В процессе работы над всеми разделами обучения
2. Развитие мелкой моторики и осязательного восприятия Написание строчных и прописных букв в порядке усложнения их начертаний. Обследование мелких предметов
3. Развитие общих речевых навыков (в контакте с учителями пения, ритмики и др.) Соблюдение в чтении пауз и интонации, соответствующих знакам препинания. Соблюдение пауз между предложениями и абзацами
4. Развитие пространственных представлений и отношений Предлоги и приставки
5. Развитие фонематического восприятия, представлений, анализа и синтеза Слоговой и звуко-буквенный анализ. Мягкие согласные. Ударные и безударные слоги. Двойные согласные в простейших словах
6. Формирование правильного звукопроизношения: автоматизация; дифференциация звуков (на звучание, артикуляцию, по графическому изображению) Углубление знаний о звуках и буквах, о слове и предложении. Звуки мягкие-твердые, звонкие-глухие
7. Развитие лексико-семантической стороны речи: уточнение имеющихся слов, пополнение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, включаемых в активный словарь терминов, умение пользоваться простыми формами словообразования Части речи. Состав слова, словарные упражнения (подбор одноко-ренных слов, слов, близких и противоположных по смыслу)
8. Грамматически правильные формы речи Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные. Практическое знакомство с главными и второстепенными членами предложения
9. Навыки связной речи: установление последовательности прочитанного высказывания, отбор языковых средств для построения высказывания, совершенствование навыка построения предложений по образцу Ответы на вопросы по содержанию. Словесные картины, пересказ небольшого текста, составление самостоятельного рассказа
10. Закрепление навыков устной речи в письменных упражнениях. Развитие синхронности устной речи и письма  
3-й класс
1. Развитие учебных навыков: выделение главного, существенного в материале, определение путей и средств к достижению цели, самоконтроль за ходом деятельности, работа в заданном темпе; оценка результатов деятельности В процессе работы над всеми разделами обучения
2. Развитие мелкой моторики и осязательного восприятия Написание строчных, прописных букв в порядке усложнения их начертаний, переход на ускоренное связное ритмичное письмо слов и предложений
3. Развитие пространственных представлений и отношений Предлоги, приставки
4. Развитие общеречевых навыков Выразительное чтение вслух. Соблюдение логических ударений, смысловых интонаций и пауз
5. Развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза Звуко-буквенный и слоговой разбор слов. Выделение ударных, безударных слогов, морфологический разбор слов. Определение количества звуков и букв в словах типа коньки, весна
6. Совершенствование правильного звукопроизношения На текстовом программном материале
7. Развитие лексико-семантической стороны речи: уточнение и активизация имеющегося словаря, предметная соотнесенность слова и образа, обогащение словарного запаса путем накопления новых слов и формирования понятий, умение пользоваться различными способами словообразования, включение терминов в активный словарь Части речи. Состав слова, словарные упражнения: подбор одноко-ренных слов, относящихся к различным частям речи
8. Грамматически правильное оформление речи Работа над установлением связи между словами в предложении. Постановка необходимых знаков препинания в конце предложений (вопросительный знак, точка)
9. Развитие навыков связной речи: последовательность высказывания, отбор из словарного запаса слов, точно выражающих смысл высказывания Сознательное, правильное, выразительное чтение текста (рассказ, сказка, басня)
10. Закрепление навыков устной речи в письменных упражнениях, развитие синхронности устной и письменной речи с проговариванием  
4-й класс
1. Совершенствование учебных навыков: активизация мышления, сообразительности, наблюдательности, формулирование мысли, умение работать, опираясь на правила; совершенствование полученных навыков в устных и письменных упражнениях  
2. Развитие мелкой моторики Совершенствование графических навыков
3. Совершенствование пространственных представлений и отношений Предлоги, приставки
4. Совершенствование и закрепление фонематического восприятия, представлений, анализа, синтеза слов различной звукослоговой структуры Звуко-буквенный и слоговой разбор слов. Морфологический разбор слов
5. Совершенствование слуховых дифференциаций, уточненных в произношении оппозиционных фонем. (Совершенствование умения сравнивать оппозиционные звуки по артикуляции, звучанию, смыслоразличительному значению в слове.) Твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие, свистящие звуки
6. Лексико-семантическая сторона речи. Уточнение и обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, за счет умения пользоваться различными способами словообразования, дифференцировать слова по значению, практически использовать синонимию, антонимию Части речи (глагол, прилагательное, местоимение) Словарные упражнения проводятся в ходе изучения программы
7. Совершенствование грамматического оформления речи путем овладения связью слов в предложениях, моделями предложений, различными синтаксическими конструкциями Предложения с однородными членами, союзами и, а, но и без союзов. Изменение существительных по падежам (склонение). Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Изменения глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Изменение глаголов в прошедшем времени (по родам и числам)
8. Совершенствование связной речи: установление последовательности высказывания, отбор языковых средств для высказывания, совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам Составление творческого рассказа, сжатого и подробного пересказа. Изложение текста по плану. Устный и письменный рассказ с элементами описания и рассуждения
9. Совершенствование синхронности устной и письменной речи  

 










Date: 2015-11-15; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию