Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коррекция нарушений речи
1—4 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Логопедическая помощь детям с дефектами зрения способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности детей и формированию черт личности.
Речевое развитие детей с нарушением зрения является одним из основных компонентов психологической основы усвоения знаний в школе. Нарушения речи у детей с недостатками зрения своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. В совокупности со зрительным дефектом они обуславливают неподготовленность слабовидящих детей к обучению грамоте и в дальнейшем могут являться причиной неуспеваемости.
В связи с этим важное место в процессе школьного обучения слабовидящих детей принадлежит коррекционной и профилактической работе школьного логопеда.
Работа логопеда в школе для детей с нарушением зрения включает такие разделы, как групповые и индивидуальные занятия, логопедизацию учебного процесса и режимных моментов, методическую и пропагандистскую работу с учителями, воспитателями и родителями школьников. Все это способствует формированию фонетически и грамматически правильной речи учащихся, их мышления, оказывает помощь в обучении грамоте, в повышении качества уроков чтения, письма, развития речи, русского языка и предупреждает неуспеваемость по этим предметам у определенной группы детей.
Важным моментом в организации логопедической работы является проведение обследования, совпадающего по времени с началом учебного года. Логопед совместно с учителями начальных классов проверяет речевое развитие каждого ученика, испытывающего трудности в усвоении навыков по русскому языку и чтению. В период обследования комплектуются группы из учащихся с однородными нарушениями речи, а также берутся на учет дети с особо тяжелыми речевыми нарушениями. С ними проводятся индивидуальные занятия.
Логопед планирует свою работу в соответствии с содержанием школьной программы по русскому языку, составляет расписание занятий по группам, согласовывая его с учителями.
С самого начала учебного года логопед устанавливает связь с учителями, воспитателями и родителями, так как важным направлением его работы является логопедизация учебно-воспитательного процесса режимных моментов школы и семьи, способствующая активизации коррекции и развития речи учащихся.
На специальных консультациях логопед подробно знакомит учителей и воспитателей с задачами, содержанием и методами коррекционной работы на определенном этапе и доступными им логопедическими приемами.
Особенно большое внимание уделяется учащимся 1-го класса, так как своевременное выявление и проведение коррекции речевых дефектов предупреждает трудности овладения навыками чтения и письма.
Четкая и квалифицированная организация работы логопеда сводит к минимуму появление у детей дисграфий и дислексии, обусловленных дефектами устной речи.
Среди речевых нарушений у школьников, занимающихся с логопедом, основное место должно отводиться фонетико-фонематичес-ким расстройствам и общему недоразвитию речи. Однако в процессе первоначального обследования бывает сложно сразу разграничить, например, фонематические расстройства от фонетико-фонематичес-ких. К тому же нарушение звукопроизношения также нуждается и коррекционной помощи. Поэтому после определенного этапа работы (постановка и автоматизация звуков, дифференциация смешиваемых звуков и др.) формируется состав подгрупп.
Работа логопеда с детьми с нарушением зрения специфична. Она требует знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии, тифлопедагогики, владения особыми приемами и методами работы, применения специальных средств наглядности, учебников и учебных пособий. Все это должно учитываться логопедом при планировании и проведении коррекционной работы.
ПРОГРАММА
Содержание работы
| Связь с учебным процессом
| 1-й класс
1-й этап
| 1. Развитие психических функций: формирование устойчивости и переключаемость внимания, расширение объема памяти, развитие познавательной активности, развитие предметного гнозиса и мнезиса
| В процессе работы над всеми разделами обучения
| 2. Формирование учебных навыков и готовности к обучению; направленность внимания на учителя-логопеда, понимание и выполнение инструкций, осуществление контроля за своей деятельностью
|
| 3. Развитие моторики: обшей (совместно с учителями физкультуры, изобразительного искусства, воспитателем и др.); мелкой (в сочетании с развитием осязательного восприятия)
| Общеразвивающие физические упражнения. Работа с карандашом. Формирование навыков письма и рисования. Различение признаков по фактуре
| 4. Развитие пространственных представлений. Словесное обозначение пространственных свойств предметов
| Уроки русского языка, изобразительного искусства, трудового обучения
| 5. Развитие общих речевых навыков (в контакте с учителя ми пения и ритмики)
| Чтение и разучивание стихотворений с голоса учителя
| 6. Развитие слухового восприятия: целенаправленное восприятие с помощью слуха, осознанное различение звуков речи
| Выделение и определение звуков в окружающей действительности. Различение звуков на слух в речи окружающих и собственном произношении
| 7. Развитие подвижности артикулярного аппарата
|
| 8. Формирование правильного звукопроизношения: постановка, коррекция, автоматизация звука, активное исследование учащимися акустических и артикуляторных признаков звуков речи
| Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие звуки
| 9. Формирование и развитие языкового анализа и синтеза: анализ и синтез предложений, слоговой анализ и синтез, фонематический анализ: звук на фоне слова, звук в начале, конце слова, последовательность звуков, количество звуков, место звука по отношению к другим звукам
| Выделение из устной речи предложений. Расчленение предложений на слова, слова — на слоги и звуки. Соединение звуков в слоги и слова
| 10. Развитие фонематического восприятия и представлений: слоговая структура, звуконаполняемость слов, трудных для произношения
| Преобразование одного слова в другое путем замены, вставки, перестановки, добавления, усечения букв и слогов в слове
| 11. Развитие лексико-семантической стороны речи: конкретизация имеющихся слов, предметная соотнесенность слова и образа предмета, пополнение словарного запаса новыми словами
| Использование тем уроков чтения и развития речи. Усвоение и употребление терминов (гласный звук, согласный звук, слова, предложения и др.). Классификация названий предметов. Подбор слов, характеризующих действия и признаки предметов
| 12 Развитие связной, грамматически правильной речи путем практического употребления словосочетаний, связи слов в предложениях.
| Умение отвечать на вопросы. Простейшая оценка прочитанного. Закрепление навыков устной речи в письменных упражнениях
| 2-й этап
| 1. Развитие психических функций: внимания, памяти, мышления. Развитие буквенного гнозиса и мнезиса (предупреждение оптических дисграфий, дислексии) у детей с нарушением зрения
| В процессе работы над всеми разделами обучения
| 2. Развитие учебных навыков: планирование деятельности, выделение главного в учебном материале, самоконтроль за ходом деятельности
| В процессе работы над всеми разделами обучения
| 3. Развитие моторики: общей, мелкой (в контакте с учителями физкультуры, изобразительного искусства, воспитателями и др.)
| Общеразвивающие физические упражнения для рук. Формирование графических навыков. Письмо строчных и заглавных букв и их соединений. Связное, ритмичное письмо слов и предложений
| 4. Развитие пространственных представлений. Словесное обозначение пространственных отношений
| Предлоги (в, под, над, из, к, от, по, с, у)
| 5. Развитие общих речевых навыков и речевого слуха (развитие интонационного анализа и синтеза)
| Соблюдение интонаций в предложениях согласно знакам препинания. Знакомство с ударением. Соблюдение ударения
| 6. Формирование правильного произношения звуков: коррекция, автоматизация, дифференциация
| Звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, их различия. Звонкие и глухие согласные. Обозначение мягкости согласных
| 7. Развитие фонематического анализа и синтеза
| Деление слов на слоги, звуки. Определение последовательности звуков и букв в слове. Соотношение количества букв и звуков в слове
| 8. Развитие грамматически правильного оформления речи
| Установление связи между словами в предложениях при помощи вопросов
| 9. Развитие лексико-семантической стороны речи: уточнение, конкретизация, активизация имеющихся слов, обогащение словарного запаса
| Учебные термины. Распределение названия предметов по группам. Обозначение группы; обобщающие слова
| 10. Развитие навыков связной речи. Закрепление навыков устной речи в письменных упражнениях, в составлении предложений, объединенных одной темой
| Устные ответы на вопросы. Составление предложений по сюжетным картинкам. Устное изложение небольшого текста (с помощью логопеда)
| 2-й класс
| 1. Развитие учебных навыков: планирование, активное осмысление материала, осуществление самоконтроля за деятельностью
| В процессе работы над всеми разделами обучения
| 2. Развитие мелкой моторики и осязательного восприятия
| Написание строчных и прописных букв в порядке усложнения их начертаний. Обследование мелких предметов
| 3. Развитие общих речевых навыков (в контакте с учителями пения, ритмики и др.)
| Соблюдение в чтении пауз и интонации, соответствующих знакам препинания. Соблюдение пауз между предложениями и абзацами
| 4. Развитие пространственных представлений и отношений
| Предлоги и приставки
| 5. Развитие фонематического восприятия, представлений, анализа и синтеза
| Слоговой и звуко-буквенный анализ. Мягкие согласные. Ударные и безударные слоги. Двойные согласные в простейших словах
| 6. Формирование правильного звукопроизношения: автоматизация; дифференциация звуков (на звучание, артикуляцию, по графическому изображению)
| Углубление знаний о звуках и буквах, о слове и предложении. Звуки мягкие-твердые, звонкие-глухие
| 7. Развитие лексико-семантической стороны речи: уточнение имеющихся слов, пополнение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, включаемых в активный словарь терминов, умение пользоваться простыми формами словообразования
| Части речи. Состав слова, словарные упражнения (подбор одноко-ренных слов, слов, близких и противоположных по смыслу)
| 8. Грамматически правильные формы речи
| Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные. Практическое знакомство с главными и второстепенными членами предложения
| 9. Навыки связной речи: установление последовательности прочитанного высказывания, отбор языковых средств для построения высказывания, совершенствование навыка построения предложений по образцу
| Ответы на вопросы по содержанию. Словесные картины, пересказ небольшого текста, составление самостоятельного рассказа
| 10. Закрепление навыков устной речи в письменных упражнениях. Развитие синхронности устной речи и письма
|
| 3-й класс
| 1. Развитие учебных навыков: выделение главного, существенного в материале, определение путей и средств к достижению цели, самоконтроль за ходом деятельности, работа в заданном темпе; оценка результатов деятельности
| В процессе работы над всеми разделами обучения
| 2. Развитие мелкой моторики и осязательного восприятия
| Написание строчных, прописных букв в порядке усложнения их начертаний, переход на ускоренное связное ритмичное письмо слов и предложений
| 3. Развитие пространственных представлений и отношений
| Предлоги, приставки
| 4. Развитие общеречевых навыков
| Выразительное чтение вслух. Соблюдение логических ударений, смысловых интонаций и пауз
| 5. Развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза
| Звуко-буквенный и слоговой разбор слов. Выделение ударных, безударных слогов, морфологический разбор слов. Определение количества звуков и букв в словах типа коньки, весна
| 6. Совершенствование правильного звукопроизношения
| На текстовом программном материале
| 7. Развитие лексико-семантической стороны речи: уточнение и активизация имеющегося словаря, предметная соотнесенность слова и образа, обогащение словарного запаса путем накопления новых слов и формирования понятий, умение пользоваться различными способами словообразования, включение терминов в активный словарь
| Части речи. Состав слова, словарные упражнения: подбор одноко-ренных слов, относящихся к различным частям речи
| 8. Грамматически правильное оформление речи
| Работа над установлением связи между словами в предложении. Постановка необходимых знаков препинания в конце предложений (вопросительный знак, точка)
| 9. Развитие навыков связной речи: последовательность высказывания, отбор из словарного запаса слов, точно выражающих смысл высказывания
| Сознательное, правильное, выразительное чтение текста (рассказ, сказка, басня)
| 10. Закрепление навыков устной речи в письменных упражнениях, развитие синхронности устной и письменной речи с проговариванием
|
| 4-й класс
| 1. Совершенствование учебных навыков: активизация мышления, сообразительности, наблюдательности, формулирование мысли, умение работать, опираясь на правила; совершенствование полученных навыков в устных и письменных упражнениях
|
| 2. Развитие мелкой моторики
| Совершенствование графических навыков
| 3. Совершенствование пространственных представлений и отношений
| Предлоги, приставки
| 4. Совершенствование и закрепление фонематического восприятия, представлений, анализа, синтеза слов различной звукослоговой структуры
| Звуко-буквенный и слоговой разбор слов. Морфологический разбор слов
| 5. Совершенствование слуховых дифференциаций, уточненных в произношении оппозиционных фонем. (Совершенствование умения сравнивать оппозиционные звуки по артикуляции, звучанию, смыслоразличительному значению в слове.)
| Твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие, свистящие звуки
| 6. Лексико-семантическая сторона речи. Уточнение и обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, за счет умения пользоваться различными способами словообразования, дифференцировать слова по значению, практически использовать синонимию, антонимию
| Части речи (глагол, прилагательное, местоимение) Словарные упражнения проводятся в ходе изучения программы
| 7. Совершенствование грамматического оформления речи путем овладения связью слов в предложениях, моделями предложений, различными синтаксическими конструкциями
| Предложения с однородными членами, союзами и, а, но и без союзов. Изменение существительных по падежам (склонение). Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Изменения глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Изменение глаголов в прошедшем времени (по родам и числам)
| 8. Совершенствование связной речи: установление последовательности высказывания, отбор языковых средств для высказывания, совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам
| Составление творческого рассказа, сжатого и подробного пересказа. Изложение текста по плану. Устный и письменный рассказ с элементами описания и рассуждения
| 9. Совершенствование синхронности устной и письменной речи
|
|
Date: 2015-11-15; view: 331; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|