Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диагностика ученического (детского) коллектива
Диагностика детского коллективанаправлена на изучение особенностей межличностных отношений и психологического климата коллектива, выявление соотношения неформальной и формальной структуры группы, специфических черт коллектива. Изучение коллектива учащихся и воспитанников специальных учреждений образования – одно из важнейших условий организации всего учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическая характеристика класса (группы) позволяет увидеть то, что недостаточно просматривается в каждом отдельном ученике и на каждом уроке. Так, оценка ученика в системе личных отношений в классе дает возможность выявить с одной стороны «лидеров», с другой – внушаемых и пассивных, отчетливо проследить зависимость положения конкретного ребенка от особенностей его высшей нервной деятельности и соответственно организовать целенаправленное коррекционное воздействие на отдельную личность и на коллектив в целом. Характеристика учебной деятельности на различных уроках (занятиях) дает отчетливую картину не только возможностей учащихся в овладении тем или иным материалом, но и достоинств и недостатков в организации процесса обучения тем или другим педагогом. Об этом же позволяет судить и дисциплина учащихся и общественная жизнь в классе. Собирая материал для характеристики, следует использовать все психолого-педагогические методы: изучение документации, наблюдение, беседу, эксперимент, социометрию.
Психолого-педагогическая характеристика коллектива класса 1. Общие сведения о составе класса: - общие сведения о школе, состав класса по общему количеству детей, по диагнозу, по возрасту, гендерному составу, по особенностям нейродинамики, по наличию учеников-второгодников в настоящем и прошлом; наличие в коллективе учащихся с тяжелыми и (или) множественными, физическими и (или) психическими нарушениями, с текущими и хроническими заболеваниями (учитывать данные о составе учащихся при характеристике класса по ниже рассматриваемым критериям); - социальное положение родителей (отметить семьи неполные, неблагополучные или отсутствие семьи). 2. Направленность класса как коллектива: - осознание себя учениками класса как части общешкольного коллектива; опыт совместной деятельности в различных мероприятиях, заинтересованность в ее успехе; реакция класса на трудности и удачи отдельных учеников; условия, в которых в классе отмечается атмосфера сотрудничества; - преобладающие мотивы совместной деятельности (честь класса, личная заинтересованность, ожидание похвалы и др.); - связь учащихся класса с учениками других классов или отдельными группами в школе; с коллективами внешкольных учреждений (с шефами); 3. Характер самосознания учащихся класса: - характер самооценки и уровня притязаний в бытовой ситуации (см. Приложение I: методики 1,2; протоколы 1, 1-а; 2, 2-а). - уровень притязаний в рамках профессиональных интересов старшеклассников (см. Приложение I: методика 3, протоколы 3, 3-а). 4. Положение учащихся в системе межличностных отношений в классе: - составление социометрической матрицы: определение характера эмоционального климата в классе для учащихся; - социометрическая структура класса и ее динамические особенности (устойчивость, осознанность); межличностные отношения в классном коллективе, характеристика «социометрических звезд» и «изолированных»; наличие или отсутствие группировок в классе, на каком основании они образовались, их влияние на класс; наиболее авторитетные группировки и причины их авторитетности (истинность или ложность авторитета). Рекомендации психолога с учетом индивидуальных особенностей учащихся с определенным социальным статусом (см. Приложение I: методика 4, протоколы 4, 4-а, 4-б). 5. Организационная структура класса как коллектива: - краткая характеристика выборного актива класса и его деятельности; роль актива класса в организации общественной жизни класса, распределение обязанностей между учащимися; официальные лидеры, успешность их деятельности, авторитет, личностные качества лидеров: инициативность, ответственность, настойчивость, требовательность, организаторские способности, стиль лидерства, отношение к ребятам; - соотношение формальной и неформальной структур класса; является ли актив структурой действительно обеспечивающей работу всего класса; - неформальный актив класса и его взаимоотношения с формальным (подменяет его, находится с ним в противоречии, помогает и т.д.); - наличие в классе и характеристика наиболее пассивных учащихся; причины их пассивности; проявляют ли некоторые из них активность вне учебных занятий, вне класса и школы. 6. Психологический климат коллектива: - преобладающий эмоциональный тон в классе: бодрый, жизнерадостный, напряженный и т.д.; степень сплоченности, проявления чуткости, заботы, взаимопомощи, уважения, требовательности; эмоциональное благополучие и неблагополучие отдельных членов коллектива. 7. Успеваемость, отношение учащихся к учению, степень развития познавательных интересов, мотивы учения, дисциплина на различных уроках; участие классного коллектива в общественно полезной деятельности; внеучебные занятия класса (коллекционирование, музыка, спорт, танцы и т.д.). 8. Возрастные психологические особенности коллектива класса; специфические черты данного коллектива, которые можно определить на основе анализа и обобщения всего полученного материала; ценностно-ориентационное единство и уровень (стадия) развития коллектива, тенденции его развития. 9. Влияние социального окружения, родителей, общественности на коллектив класса. 10. Общие выводы (с выделением наиболее значимых моментов, положительных или отрицательных в жизни класса). Определение стадии развития данного коллектива по описательным характеристикам (путем наблюдения за классом). Психологические выводы, рекомендации по содержанию и организации воспитательной работы с данным классным коллективом. Описание и анализ проведенной во время исследования работы по сплочению класса, по перестройке его официальной и неофициальной структуры, по преодолению отрицательных явлений, если таковые имели место. Анализ собственных достижений и сделанных ошибок. Примечания: 1. В конце характеристики указывается фамилия составителя и дата. 2. Характеристика подписывается психологом-методистом. 3. К характеристике прилагаются протоколы обследования по использованным методикам. Date: 2015-11-15; view: 1036; Нарушение авторских прав |