Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение анамнестических данных о ребенке





Цель изучения анамнеза – выработка умения устанавливать причинно-следственные связи между имеющимися сведениями об актуальном развитии ребенка и факторами, детерминировавшими наблюдаемые особенности его психологии и поведения.

Схема получения анамнестических данных о ребенке

у учителя, воспитателя

 

Предлагаемую схему психологического анамнеза следует применять при собирании сведений о развитии ребенка у разных педагогов, в том числе тех, кто обучал и воспитывал ребенка в разные возрастные периоды. Источниками информации о ребенке могут служить устные или письменные характеристики учителей (воспитателей).

1. Общие сведения о ребенке.

Год рождения ребенка. Дата поступления в школу (дошкольное учреждение). По какому направлению и с каким диагнозом поступил в специальное учреждение образования. Состояние ЦНС ребенка (охарактеризовать неврологический статус). Физическое развитие ребенка (охарактеризовать физический статус). Где воспитывался или обучался ребенок до поступления в специальную школу (дошкольное учреждение). Как там характеризовался. Условия семейного воспитания. Отношения в семье. Характеристика взаимосвязи школы и семьи в процессе воспитания ребенка. Степень единства (или расхождения) требований семьи и школы к ребенку.

2. Характеристика учебной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе (младших и средних классах).

Характеристика успеваемости. Любимые и нелюбимые предметы. Если не успевает, каковы, по мнению учителя, причины неуспеваемости. Характеристика учебных интересов. Есть ли желание учиться. На каком этапе обучения потерялся или, наоборот, появился интерес к учебе. Характеристика обучаемости ученика. Показал ли ребенок продвижение в процессе обучения (указать какое: значительное или незначительное или отсутствие его; указать продвижение со стороны отдельных сторон личности: речи, мышления, пространственной ориентировки, в овладении умениями и навыками, в поведении, в учебной деятельности и т.д.).

3. Характеристика отношений к труду и общественной деятельности.

Любит ли трудиться? Что именно побуждает ребенка к труду? Что умеет делать? Степень овладения трудовыми навыками, легкость их приобретения. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям? Насколько организован и дисциплинирован в труде? Какие виды труда предпочитает? Как выполняет общественные поручения? Как реагирует на воспитательные воздействия в процессе труда и общественной работы?

4. Мотивационно-потребностная сфера.

Какие интересы (внеучебные) свойственны ученику? Глубина интересов, их устойчивость, активность. Любит ли читать и какую литературу предпочитает? Каковы доминирующие потребности (в книге, искусстве, познании, общении, одежде)? Преобладающие ценностные ориентации. Идеалы и жизненные планы ученика. Профнаправленность. Склонности, специальные способности (сценические, музыкальные, к изобразительному искусству, технические и др.).

5. Взаимоотношения с классом (коллективом).

Положение в коллективе (пользуется ли признанием и авторитетом в среде сверстников). Отношение к товарищам по классу и учителям (воспитателям). Удовлетворен ли своим положением в детском коллективе?

 

Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей

Ниже приведенная схема беседы с родителями включает в себя вопросы, касающиеся пренатального периода развития ребенка, его психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте, школьном периоде, а также условий, в которых рос и развивался ребенок. Схема отличается достаточной полнотой и позволяет глубоко осмыслить характер взаимосвязи внешних и внутренних условий развития, его своеобразия у изучаемого ребенка.

Получение анамнестических данных о ребенке осуществляется либо путем опроса родителей студентом-практикантом, либо путем наблюдения за работой психолога по сбору анамнестических сведений.

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи.

2. Особенности пренатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или других нарушений, находящихся в компетенции медиков, психолог должен получить медицинское заключение; соответственно сведения относительно медицинской части анамнеза собираются врачом).


3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания, наличие травм и операций, хронических и других заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка на учет психоневрологом или другими специалистами. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

4. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например, круглосуточные или дневные, если специальные, то указать какие.) Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые и длительные разлуки с родителями? Реакции на них ребенка?

5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др.? Общий эмоциональный тон. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявление самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любил играть ребенок? Любил ли рисовать, с какого возраста, что? Любил ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умел ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имелись ли домашние обязанности? Практиковались ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. Как ребенок проводил досуг? Посещал ли какие-либо кружки, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т.д. Проявлял ли ребенок инициативу, в чем? Отмечались ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения. Посещал ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и др.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортсекции и т.д.). Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

8. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в жизни ребенка?







Date: 2015-11-15; view: 1602; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию