Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диагностика личности ребенка
Данный вид диагностики включает изучение отдельных сторон личности, их роль в поведении и деятельности ребенка. План изучения личности: - диагностика индивидуально-типологических и характерологических особенностей (выраженность типов темперамента, наличие/отсутствие акцентуаций характера, которые диагностируются у подростков и старших школьников); - диагностика направленности личности (ценностные ориентации, интересы, мотивация, потребности, склонности, профессиональная ориентация); - диагностика эмоций и чувств (развитие высших чувств: нравственных, познавательных, эстетических; уровень тревожности, наличие страхов, депрессивные состояния, активность, агрессивность, отношение к фрустрирующим ситуациям и др.); - диагностика воли (целенаправленность, самостоятельность, уровень субъективного контроля, настойчивость, самоконтроль); - диагностика самосознания (самооценка, уровень притязаний, образ «Я»); - диагностика межличностных отношений в группе сверстников и семье (социометрический статус, вхождение в группировки, степень соответствия объективного социометрического статуса субъективному предположению, место и роль в семье); - деятельность и личность (дать общую характеристику активности, целенаправленности, критичности и устойчивости ребенка в деятельности, особенностям психического насыщения в деятельности и их оценке; показать возможности стимуляции активности и деятельности; охарактеризовать ребенка со стороны адекватности его поведения, особенности уровня притязаний и самооценки). Помимо проведения обязательных диагностических процедур для исследования личности детей и подростков, студентам-практикантам предлагается использовать также классические психологические методы – наблюдение и беседу. Психологическая информация, полученная с помощью данных методов позволяет представить исследователю целостную картину особенностей личности ребенка и его поведения. Беседа может быть использована для предварительного знакомства с ребенком, установления доброжелательных взаимоотношений и получения его согласия для дальнейшего психодиагностического исследования. Наблюдение целесообразно проводить незаметно, чтобы ребенок вел себя обычным образом. Наблюдение организуется как на уроке (занятии), так и на переменах, во время внеклассных занятий, в различных видах деятельности ребенка. Психологическую информацию, полученную в ходе наблюдений, беседы, сбора анамнестических данных и психодиагностического обследования студент-практикант анализирует и составляет психологическую характеристику ребенка. В характеристике особое внимание следует обратить на выявленные индивидуальные особенности ребенка; особенности деятельности и личности; особенности жизненного опыта ребенка; особенности пространственной ориентировки; на способы мыслительной деятельности при решении наглядных, словесно - образных и словесно-логических задач. Психологическая характеристика должна состоять из двух разделов: в первом - описываются соответствующие проявления личности, интеллекта и поведения ребенка; на основании рассмотренных данных дается определение структуры дефекта, осуществляется постановка диагноза; во втором – делаются психологические выводы, даются конкретные рекомендации и прогноз психического развития (указать профиль школы или дошкольного учреждения, в котором нуждается ребенок).
1.4. Методические рекомендации по составлению Психолого-педагогическое обследование ребенка целесообразно начинать с изучения его личного дела и организации систематического наблюдения за деятельностью дошкольника в повседневной жизни (в процессе режимных моментов) и на занятиях. Наблюдение должно быть целенаправленным. Результаты наблюдений фиксируются в протоколе обследования. В процессе обследования важно не только фиксировать наличие положительных или отрицательных качеств, но и выявить причины, условия, обусловившие их проявление. Важно также обратить внимание на способы, которыми действует ребенок, и соотнести их с возрастными и индивидуальными возможностями. Необходимыми методами изучения дошкольника являются: обследование ребенка в процессе индивидуального эксперимента, беседы с педагогами, анализ результатов продуктивной деятельности дошкольника и др. Психолого-педагогическая характеристика составляется с учетом требований специальных дошкольных учреждений. Примерная схема составления На основе полученных в ходе изучения детей данных, занесенных в протокол обследования, студенты составляют психолого-педагогическую характеристику по образцу. В психолого-педагогической характеристике детей отражаются как особенности отклоняющегося развития ребенка, так и положительные стороны его личности, потенциальные возможности. В характеристике отражаются следующие показатели: общие сведения о ребенке, история развития, семья, физическое состояние, особенности познавательной деятельности (особенности ощущений, восприятия, речи, внимания, памяти, усвоения учебного материала), эмоционально-волевая сфера, особенности личности. 1. Общие сведения о школьнике (возраст, состояние здоровья). 2. Характеристика семейного воспитания школьника (культурно-бытовые условия, забота родителей о воспитании). 3. Характеристика познавательной деятельности (особенности восприятия, наблюдательность; память и ее индивидуальные особенности; развитие основных операций, форм и видов мышления; степень развития устной и письменной речи, богатство словаря, умение высказывать свои мысли в устной и письменной форме; характеристика внимания: объем, устойчивость, распределение, переключение; развитие воображения). 4. Учащийся в разных видах деятельности (отношение к учению: выполняет работу добросовестно или недобросовестно, учится с интересом, без интереса, не желает учиться. Успеваемость, дисциплинированность, степень сформированности учебных навыков; отношение к трудовой деятельности; соотношение учебной, трудовой и игровой деятельности в жизни школьника), общественная активность школьника. 5. Направленность личности (характеристика осознанных мотивов; интересы, их глубина и устойчивость; взгляды и убеждения, его стремления, намерения и мечты). 6. Особенности эмоционально-волевой сферы (характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия, развитие чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических, глубина и устойчивость чувств, скорость протекания и смены эмоций, эмоциональная устойчивость в напряженных ситуациях и при неудачах; волевые особенности личности: целенаправленность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержка). 7. Уровень притязаний, самооценка (заниженная, завышенная или адекватная), соотношение самооценки и уровня притязаний; отношение школьника к критическим замечаниям учителя и товарищей; отношение к самовоспитанию. 8. Темперамент (проявление некоторых особенностей типа высшей нервной деятельности: сила, уравновешенность, подвижность; проявление некоторых особенностей темперамента: сензитивность, экстраверсия, интраверсия). 9. Характер (черты характера, которые проявляются в отношении к учебе: старательность, активность; черты характера, которые проявляются в отношении к поручениям и обязанностям: ответственность перед коллективом за работу, которая выполняется; в отношении к работе: добросовестность, трудолюбие, исполнительность; в отношениях к товарищам: доброта, честность, отзывчивость; в отношении к вещам: аккуратность, бережливость и т.д.; в отношении к самому себе: самолюбие, гордость, скромность, застенчивость; наличие акцентуаций характера). 10. Способности (уровень их развития, общие и специальные способности, особенности их структуры). 11. Отношение школьника к коллективу (потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, авторитет школьника в коллективе сверстников, товарищество, понимание и др.). Референтная группа школьника. 12. Психолого-педагогические выводы. Исходя из психологических особенностей, показать возможные пути коррекции в воспитательной работе с учащимися (со стороны учителя, родителей, классного и школьного коллектива и со стороны самого школьника).
Date: 2015-11-15; view: 1149; Нарушение авторских прав |