Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика личности ребенка





Данный вид диагностики включает изучение отдельных сторон личности, их роль в поведении и деятельности ребенка.

План изучения личности:

- диагностика индивидуально-типологических и характерологических особенностей (выраженность типов темперамента, наличие/отсутствие акцентуаций характера, которые диагностируются у подростков и старших школьников);

- диагностика направленности личности (ценностные ориентации, интересы, мотивация, потребности, склонности, профессиональная ориентация);

- диагностика эмоций и чувств (развитие высших чувств: нравственных, познавательных, эстетических; уровень тревожности, наличие страхов, депрессивные состояния, активность, агрессивность, отношение к фрустрирующим ситуациям и др.);

- диагностика воли (целенаправленность, самостоятельность, уровень субъективного контроля, настойчивость, самоконтроль);

- диагностика самосознания (самооценка, уровень притязаний, образ «Я»);

- диагностика межличностных отношений в группе сверстников и семье (социометрический статус, вхождение в группировки, степень соответствия объективного социометрического статуса субъективному предположению, место и роль в семье);

- деятельность и личность (дать общую характеристику активности, целенаправленности, критичности и устойчивости ребенка в деятельности, особенностям психического насыщения в деятельности и их оценке; показать возможности стимуляции активности и деятельности; охарактеризовать ребенка со стороны адекватности его поведения, особенности уровня притязаний и самооценки).

Помимо проведения обязательных диагностических процедур для исследования личности детей и подростков, студентам-практикантам предлагается использовать также классические психологические методы – наблюдение и беседу. Психологическая информация, полученная с помощью данных методов позволяет представить исследователю целостную картину особенностей личности ребенка и его поведения. Беседа может быть использована для предварительного знакомства с ребенком, установления доброжелательных взаимоотношений и получения его согласия для дальнейшего психодиагностического исследования.

Наблюдение целесообразно проводить незаметно, чтобы ребенок вел себя обычным образом. Наблюдение организуется как на уроке (занятии), так и на переменах, во время внеклассных занятий, в различных видах деятельности ребенка.

Психологическую информацию, полученную в ходе наблюдений, беседы, сбора анамнестических данных и психодиагностического обследования студент-практикант анализирует и составляет психологическую характеристику ребенка.

В характеристике особое внимание следует обратить на выявленные индивидуальные особенности ребенка; особенности деятельности и личности; особенности жизненного опыта ребенка; особенности пространственной ориентировки; на способы мыслительной деятельности при решении наглядных, словесно - образных и словесно-логических задач.

Психологическая характеристика должна состоять из двух разделов: в первом - описываются соответствующие проявления личности, интеллекта и поведения ребенка; на основании рассмотренных данных дается определение структуры дефекта, осуществляется постановка диагноза; во втором – делаются психологические выводы, даются конкретные рекомендации и прогноз психического развития (указать профиль школы или дошкольного учреждения, в котором нуждается ребенок).

 

1.4. Методические рекомендации по составлению
психолого-педагогической характеристики
на ребенка дошкольного возраста

Психолого-педагогическое обследование ребенка целесообразно начинать с изучения его личного дела и организации систематического наблюдения за деятельностью дошкольника в повседневной жизни (в процессе режимных моментов) и на занятиях. Наблюдение должно быть целенаправленным. Результаты наблюдений фиксируются в протоколе обследования.

В процессе обследования важно не только фиксировать наличие положительных или отрицательных качеств, но и выявить причины, условия, обусловившие их проявление. Важно также обратить внимание на способы, которыми действует ребенок, и соотнести их с возрастными и индивидуальными возможностями.

Необходимыми методами изучения дошкольника являются: обследование ребенка в процессе индивидуального эксперимента, беседы с педагогами, анализ результатов продуктивной деятельности дошкольника и др.

Психолого-педагогическая характеристика составляется с учетом требований специальных дошкольных учреждений.

Примерная схема составления
психологической характеристики ребенка (учащегося)


На основе полученных в ходе изучения детей данных, занесенных в протокол обследования, студенты составляют психолого-педагогическую характеристику по образцу. В психолого-педагогической характеристике детей отражаются как особенности отклоняющегося развития ребенка, так и положительные стороны его личности, потенциальные возможности. В характеристике отражаются следующие показатели: общие сведения о ребенке, история развития, семья, физическое состояние, особенности познавательной деятельности (особенности ощущений, восприятия, речи, внимания, памяти, усвоения учебного материала), эмоционально-волевая сфера, особенности личности.

1. Общие сведения о школьнике (возраст, состояние здоровья).

2. Характеристика семейного воспитания школьника (культурно-бытовые условия, забота родителей о воспитании).

3. Характеристика познавательной деятельности (особенности восприятия, наблюдательность; память и ее индивидуальные особенности; развитие основных операций, форм и видов мышления; степень развития устной и письменной речи, богатство словаря, умение высказывать свои мысли в устной и письменной форме; характеристика внимания: объем, устойчивость, распределение, переключение; развитие воображения).

4. Учащийся в разных видах деятельности (отношение к учению: выполняет работу добросовестно или недобросовестно, учится с интересом, без интереса, не желает учиться. Успеваемость, дисциплинированность, степень сформированности учебных навыков; отношение к трудовой деятельности; соотношение учебной, трудовой и игровой деятельности в жизни школьника), общественная активность школьника.

5. Направленность личности (характеристика осознанных мотивов; интересы, их глубина и устойчивость; взгляды и убеждения, его стремления, намерения и мечты).

6. Особенности эмоционально-волевой сферы (характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия, развитие чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических, глубина и устойчивость чувств, скорость протекания и смены эмоций, эмоциональная устойчивость в напряженных ситуациях и при неудачах; волевые особенности личности: целенаправленность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержка).

7. Уровень притязаний, самооценка (заниженная, завышенная или адекватная), соотношение самооценки и уровня притязаний; отношение школьника к критическим замечаниям учителя и товарищей; отношение к самовоспитанию.

8. Темперамент (проявление некоторых особенностей типа высшей нервной деятельности: сила, уравновешенность, подвижность; проявление некоторых особенностей темперамента: сензитивность, экстраверсия, интраверсия).

9. Характер (черты характера, которые проявляются в отношении к учебе: старательность, активность; черты характера, которые проявляются в отношении к поручениям и обязанностям: ответственность перед коллективом за работу, которая выполняется; в отношении к работе: добросовестность, трудолюбие, исполнительность; в отношениях к товарищам: доброта, честность, отзывчивость; в отношении к вещам: аккуратность, бережливость и т.д.; в отношении к самому себе: самолюбие, гордость, скромность, застенчивость; наличие акцентуаций характера).

10. Способности (уровень их развития, общие и специальные способности, особенности их структуры).

11. Отношение школьника к коллективу (потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, авторитет школьника в коллективе сверстников, товарищество, понимание и др.). Референтная группа школьника.

12. Психолого-педагогические выводы. Исходя из психологических особенностей, показать возможные пути коррекции в воспитательной работе с учащимися (со стороны учителя, родителей, классного и школьного коллектива и со стороны самого школьника).

 







Date: 2015-11-15; view: 1149; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию