Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параметры анализа взаимодействия взрослого с ребенком-инвалидом раннего возраста





Фокус 1. Параметры анализа условий взаимодействия
Позиция при общении Описать позицию (контактная, неконтактная и т.д.); обосновать правильность или неправильность ее выбора, определить соответствие или несоответствие интересам и потребностям ребенка. Принятие или непринятие младенцем позы.
Дистанция общения Кто регулирует дистанцию общения. Стремление ребенка к сокращению, увеличению или сохранению дистанции общения. Стремление взрослого к сокращению, увеличению или сохранению дистанции общения.
Продолжительность общения Время кормления. Время игрового взаимодействия. Изменения в поведении младенца при увеличении времени кормления. Кто из партнеров стремится к продолжению или завершению взаимодействия; в чем это выражается (подробно описать). Наличие завершенности в общении.
Форма общения Определить форму общения в игровом взаимодействии (ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, другая), и ее соответствие возрастным и психическим потребностям малыша. Отметить стремление взрослого к взаимодействию в паре или уход от него. Отсутствие или использование игрушки при взаимодействии с ребенком; описать функцию игрушки в конкретном случае.
Характер взаимодействия Дать характеристику взаимодействию (личностно-ориентированное, объектное, искаженное), выделяя особенности.
Общий фон настроения Охарактеризовать общий фон настроения ребенка, взрослого в эпизоде общения.  
Фокус 2. Параметры анализа единиц взаимодействия
Эпизод общения Выделять и описывать эпизоды общения: начало, развитие и окончание эпизода; количество отдельных фраз и отрезков в эпизоде; количество рядов фраз в эпизоде.
Фраза Выделять и характеризовать отдельно взятую фразу (начало, окончание, интонация, сила звучания, ритмический рисунок, продолжительность, содержание); отрезок фразы; отдельные звуки; ряд разделенных паузами и повторяющихся фраз и звуков; ряд разделенных паузами разных (по содержанию, длительности, ритмическому рисунку и т.д.) фраз.
Фокус 3. Параметры анализа поведения ребенка
Средства общения ребенка (разнообразие, выразительность) Визуальные: взгляды, мимика, движения рук, ног, головы, туловища; тактильные: прикосновения к взрослому; голосовые проявления: вокализации, лепет, звукоподражания, смех, покашливания и т.д. Достаточность или бедность репертуара средств общения; недостаточность одних и преобладание других средств общения.
Что нравится младенцу Те или иные средства стимуляции. Уровень интенсивности стимуляции. Участие в процессе кормления (придерживать бутылочку, ложку, держать хлеб, откусывать самостоятельно, придерживать чашку). Определенные игрушки, игры. Действия взрослого, вызывающие наибольшую активность младенца.
Что не нравится младенцу Что вызывает реакцию недовольства (какие прикосновения, взгляды, действия взрослого и т.д.). Какими средствами ребенок дает это понять. Реакция младенца на изменение позиции при кормлении и т.д.
Инициативное поведение ребенка Каким образом ребенок пытается обратить на себя внимание взрослого. Описать действия, сигналы, эмоции и т.д.
Чувствительность младенца Реакция ребенка на стремление взрослого к установлению зрительного контакта. Ответные действия на речь взрослого, ее характер, эмоциональную окраску. Реакция на разного рода прикосновения, изменения положения тела в пространстве. Подстраивание под ритмическую структуру взаимодействия, заданную взрослым. Реакция на прекращение игры взрослым. Уход от общения. Отвлекаемость на происходящее в группе.
Фокус 4. Параметры анализа поведения взрослого
Средства общения взрослого (разнообразие, выразительность) Визуальные: взгляды, мимика, движения рук, головы, туловища; тактильные: прикосновения, объятия, поцелуи; акустические: смех, вздохи, покашливания, речевые паузы и т.д.; вербальные: речь (интонация, ритм, громкость). Достаточность или бедность репертуара средств общения; недостаточность одних и преобладание других средств общения.
Инициативное поведение взрослого Наличие или отсутствие стремления к стимуляции активности ребенка, установлению визуального контакта, выстраиванию диалога. Умение разнообразить взаимодействие. Владение методическим материалом.
Чувствительность взрослого Результативность тех или иных действий, направленных на стимуляцию активности младенца. Адекватность уровня стимуляции потребностям и возможностям ребенка. Действия младенца, которые вызывают ответную реакцию (характер и адекватность реакции взрослого). Стремление к синхронизации действий; подстраивание к ребенку. Стремление к выстраиванию диалога. Реакция взрослого на негативные эмоции младенца. Отвлеченность во время кормления ребенка. Игнорирование сигналов ребенка. Стремление к подавлению инициативы младенца.
     

 


 

Приложение к Главе 4 № 4.2. Протокол интервью со специалистом, работающим с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида

ФИО матери (отца): _____________________________

ФИО специалиста: ­______________________­­_________

Темы для обсуждения в интервью (ответы специалиста отнести к одному из приведенных вариантов; нужное подчеркнуть, недостающее вписать)
Объем общения матери с ребенком - проводит мало времени и довольна; - проводит с ребенком много времени и тяготится этим; - проводит много времени и довольна; - проводит мало и жалуется на это; - ________________________________________________________________________________________________________________
Занятия в Центре   - не посещает под разными предлогами; - посещает формально (нерегулярно; по приглашению специалистов; «за компанию»; «для галочки»; домашние задания не делаются); - посещает с энтузиазмом (без пропусков; по своей инициативе; просят дополнительных занятий; выполняют домашние задания; берутся помогать сотрудникам; выполняют функции консультантов для других семей); - ________________________________________________________________________________________________________________
Отношение к развивающим занятиям   - ориентирована на «дрессуру» (на формальное научение «правильным» действиям); - ориентирована на развивающий потенциал занятий; - ________________________________________________________________________________________________________________
Детский сад   - водит ребенка / хочет водить ребенка в сад для собственного удобства (чтобы получить свободное время; чтобы передать ответственность специалистам); - водит ребенка / хочет водить ребенка в сад для его развития (например, даже если это неудобно – далеко, неудобно по времени); - ________________________________________________________________________________________________________________
Отношение к вниманию окружающих   - всегда остро негативно реагирует на внимание окружающих (прячет ребенка; стесняется; выражает негативные эмоции в ответ на внимание окружающих); - преодолела негативную реакцию на внимание окружающих (игнорирует; относится снисходительно; старается «не обращать внимания»; относится спокойно); - ________________________________________________________________________________________________________________
Способ рассказывать о ребенке - делает акцент на проблемах; достижения ребенка обесцениваются или преуменьшаются; - делает акцент на достижениях; с гордостью; с радостью; проблемы представлены как задачи, которые нужно решать; - ________________________________________________________________________________________________________________
Помощь близких (семьи, друзей) в воспитании - не привлекает помощь близких (жалуется, что не удается; находит другие предлоги); - привлекает помощь близких для высвобождения свободного времени; - привлекает помощь семьи для расширения социального опыта ребенка; для укрепления семейных связей; - ________________________________________________________________________________________________________________
Отношение семьи - есть кто-то, кто не принял ребенка (уклоняется от контакта с ребенком; уклоняется от контакта со всей семьей; открыто осуждает и протестует); - семья приняла ребенка; - ________________________________________________________________________________________________________________
Профессиональная самореализация - не удовлетворена собственной самореализацией (работает и тяготится этим; не работает и тяготится этим); - удовлетворена собственной самореализацией (работает и довольна; не работает и довольна); - ________________________________________________________________________________________________________________
Время для себя - не удовлетворена собственной самореализацией (жалуется на то, что возможности нет/мало); - удовлетворена собственной самореализацией (что-то делает для себя и довольна; не делает и довольна); - ________________________________________________________________________________________________________________

 



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА







Date: 2015-10-21; view: 372; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию