Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Параметры анализа взаимодействия взрослого с ребенком-инвалидом раннего возраста
Фокус 1. Параметры анализа условий взаимодействия
| Позиция при общении
| Описать позицию (контактная, неконтактная и т.д.); обосновать правильность или неправильность ее выбора, определить соответствие или несоответствие интересам и потребностям ребенка. Принятие или непринятие младенцем позы.
| Дистанция общения
| Кто регулирует дистанцию общения. Стремление ребенка к сокращению, увеличению или сохранению дистанции общения. Стремление взрослого к сокращению, увеличению или сохранению дистанции общения.
| Продолжительность общения
| Время кормления. Время игрового взаимодействия.
Изменения в поведении младенца при увеличении времени кормления. Кто из партнеров стремится к продолжению или завершению взаимодействия; в чем это выражается (подробно описать). Наличие завершенности в общении.
| Форма общения
| Определить форму общения в игровом взаимодействии (ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, другая), и ее соответствие возрастным и психическим потребностям малыша.
Отметить стремление взрослого к взаимодействию в паре или уход от него. Отсутствие или использование игрушки при взаимодействии с ребенком; описать функцию игрушки в конкретном случае.
| Характер взаимодействия
| Дать характеристику взаимодействию (личностно-ориентированное, объектное, искаженное), выделяя особенности.
| Общий фон настроения
| Охарактеризовать общий фон настроения ребенка, взрослого в эпизоде общения.
| Фокус 2. Параметры анализа единиц взаимодействия
| Эпизод общения
| Выделять и описывать эпизоды общения: начало, развитие и окончание эпизода; количество отдельных фраз и отрезков в эпизоде; количество рядов фраз в эпизоде.
| Фраза
| Выделять и характеризовать отдельно взятую фразу (начало, окончание, интонация, сила звучания, ритмический рисунок, продолжительность, содержание); отрезок фразы; отдельные звуки; ряд разделенных паузами и повторяющихся фраз и звуков; ряд разделенных паузами разных (по содержанию, длительности, ритмическому рисунку и т.д.) фраз.
| Фокус 3. Параметры анализа поведения ребенка
| Средства общения ребенка (разнообразие, выразительность)
| Визуальные: взгляды, мимика, движения рук, ног, головы, туловища;
тактильные: прикосновения к взрослому;
голосовые проявления: вокализации, лепет, звукоподражания, смех, покашливания и т.д.
Достаточность или бедность репертуара средств общения; недостаточность одних и преобладание других средств общения.
| Что нравится младенцу
| Те или иные средства стимуляции.
Уровень интенсивности стимуляции.
Участие в процессе кормления (придерживать бутылочку, ложку, держать хлеб, откусывать самостоятельно, придерживать чашку).
Определенные игрушки, игры.
Действия взрослого, вызывающие наибольшую активность младенца.
| Что не нравится младенцу
| Что вызывает реакцию недовольства (какие прикосновения, взгляды, действия взрослого и т.д.).
Какими средствами ребенок дает это понять.
Реакция младенца на изменение позиции при кормлении и т.д.
| Инициативное поведение ребенка
| Каким образом ребенок пытается обратить на себя внимание взрослого.
Описать действия, сигналы, эмоции и т.д.
| Чувствительность младенца
| Реакция ребенка на стремление взрослого к установлению зрительного контакта.
Ответные действия на речь взрослого, ее характер, эмоциональную окраску.
Реакция на разного рода прикосновения, изменения положения тела в пространстве.
Подстраивание под ритмическую структуру взаимодействия, заданную взрослым.
Реакция на прекращение игры взрослым.
Уход от общения.
Отвлекаемость на происходящее в группе.
| Фокус 4. Параметры анализа поведения взрослого
| Средства общения взрослого (разнообразие, выразительность)
| Визуальные: взгляды, мимика, движения рук, головы, туловища;
тактильные: прикосновения, объятия, поцелуи;
акустические: смех, вздохи, покашливания, речевые паузы и т.д.;
вербальные: речь (интонация, ритм, громкость).
Достаточность или бедность репертуара средств общения; недостаточность одних и преобладание других средств общения.
| Инициативное поведение взрослого
| Наличие или отсутствие стремления к стимуляции активности ребенка, установлению визуального контакта, выстраиванию диалога.
Умение разнообразить взаимодействие.
Владение методическим материалом.
| Чувствительность взрослого
| Результативность тех или иных действий, направленных на стимуляцию активности младенца.
Адекватность уровня стимуляции потребностям и возможностям ребенка.
Действия младенца, которые вызывают ответную реакцию (характер и адекватность реакции взрослого).
Стремление к синхронизации действий; подстраивание к ребенку.
Стремление к выстраиванию диалога.
Реакция взрослого на негативные эмоции младенца.
Отвлеченность во время кормления ребенка.
Игнорирование сигналов ребенка.
Стремление к подавлению инициативы младенца.
| | | |
Приложение к Главе 4 № 4.2. Протокол интервью со специалистом, работающим с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида
ФИО матери (отца): _____________________________
ФИО специалиста: _______________________________
Темы для обсуждения в интервью
(ответы специалиста отнести к одному из приведенных вариантов; нужное подчеркнуть, недостающее вписать)
| Объем общения матери с ребенком
| - проводит мало времени и довольна;
- проводит с ребенком много времени и тяготится этим;
- проводит много времени и довольна;
- проводит мало и жалуется на это;
- ________________________________________________________________________________________________________________
| Занятия в Центре
| - не посещает под разными предлогами;
- посещает формально (нерегулярно; по приглашению специалистов; «за компанию»; «для галочки»; домашние задания не делаются);
- посещает с энтузиазмом (без пропусков; по своей инициативе; просят дополнительных занятий; выполняют домашние задания; берутся помогать сотрудникам; выполняют функции консультантов для других семей);
- ________________________________________________________________________________________________________________
| Отношение к развивающим занятиям
| - ориентирована на «дрессуру» (на формальное научение «правильным» действиям);
- ориентирована на развивающий потенциал занятий;
- ________________________________________________________________________________________________________________
| Детский сад
| - водит ребенка / хочет водить ребенка в сад для собственного удобства (чтобы получить свободное время; чтобы передать ответственность специалистам);
- водит ребенка / хочет водить ребенка в сад для его развития (например, даже если это неудобно – далеко, неудобно по времени);
- ________________________________________________________________________________________________________________
| Отношение к вниманию окружающих
| - всегда остро негативно реагирует на внимание окружающих (прячет ребенка; стесняется; выражает негативные эмоции в ответ на внимание окружающих);
- преодолела негативную реакцию на внимание окружающих (игнорирует; относится снисходительно; старается «не обращать внимания»; относится спокойно);
- ________________________________________________________________________________________________________________
| Способ рассказывать о ребенке
| - делает акцент на проблемах; достижения ребенка обесцениваются или преуменьшаются;
- делает акцент на достижениях; с гордостью; с радостью; проблемы представлены как задачи, которые нужно решать;
- ________________________________________________________________________________________________________________
| Помощь близких (семьи, друзей) в воспитании
| - не привлекает помощь близких (жалуется, что не удается; находит другие предлоги);
- привлекает помощь близких для высвобождения свободного времени;
- привлекает помощь семьи для расширения социального опыта ребенка; для укрепления семейных связей;
- ________________________________________________________________________________________________________________
| Отношение семьи
| - есть кто-то, кто не принял ребенка (уклоняется от контакта с ребенком; уклоняется от контакта со всей семьей; открыто осуждает и протестует);
- семья приняла ребенка;
- ________________________________________________________________________________________________________________
| Профессиональная самореализация
| - не удовлетворена собственной самореализацией (работает и тяготится этим; не работает и тяготится этим);
- удовлетворена собственной самореализацией (работает и довольна; не работает и довольна);
- ________________________________________________________________________________________________________________
| Время для себя
| - не удовлетворена собственной самореализацией (жалуется на то, что возможности нет/мало);
- удовлетворена собственной самореализацией (что-то делает для себя и довольна; не делает и довольна);
- ________________________________________________________________________________________________________________
|
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Date: 2015-10-21; view: 372; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|