Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение здоровья





 
 


Функции Активность Участие

и структуры организма

       
   
 
 


К методам реабилитационной диагностики относятся:

1. Изучение документации (медицинской, медико-социальной экспертизы и др.).

2. Первичная беседа с ребёнком-инвалидом (если это возможно) и членами его семьи.

3. Первичное реабилитационно-диагностическое обследование.

4. Формирование плана углублённого реабилитационно-диагностического обследования.

5. Социальное и социально-средовое обследование.

6. Психодиагностическое обследование.

7. Первичное реабилитационное тестирование.

8. Оценка реабилитационного потенциала и формирование реабилитационного диагноза.

9. Формирование реабилитационного прогноза.

10. Формирование индивидуальной программы реабилитации.

11. Повторные углублённые реабилитационно-диагностические обследования, тестирования и динамическое наблюдение.

Изучение документации лучше осуществлять накануне встречи с ребёнком -инвалидом и/или членами его семьи. Для детей-инвалидов процедура реабилитационной диагностики должна быть максимально атравматична и, следовательно, оптимальна по продолжительности. При ознакомлении с медицинской документацией необходимо выделить положения, которые требуют уточнения или дополнительных сведений.

Первичная беседа с ребёнком-инвалидом и членами его семьи должна быть направлена на установление открытых партнёрских отношений, формирование высокой степени мотивации для участия в реабилитационном процессе и достижении реабилитационного результата, информировании о возможностях реабилитационного учреждения и порядке предоставления реабилитационных услуг. У детей следует обратить на такие показатели, как степень обучаемости, эффективность обучения, степень обученности, состояние работоспособности в процессе обучения, наличие и уровень графических навыков и письма, степень освоения учебных программ, посещаемость занятий, взаимоотношения с товарищами. Также представляет важность предварительная информация о развитии познавательной деятельности ребёнка-инвалида, его реакции на инвалидность и жизненную ситуацию, связанную с инвалидностью, изменений мотивационной сферы, круга интересов, потребностей, восприятия себя в этой социальной роли. Выявленные сведения позволят заблаговременно акцентировать внимание коллег по мультидисциплинарной команде на специфике существующих у ребёнка- инвалида проблем и его индивидуальных особенностях.

Первичное реабилитационно-диагностическое обследование предусматривает расспрос (беседу), объективное обследование ребёнка-инвалида и беседу с членами членов его семьи. Процедуры первичного контакта и первичного реабилитационно-диагностического обследования могут быть объединены. В процессе первичного обследования могут быть использованы наиболее информативные инструментальные методы диагностики и элементы тестирования. Первичное реабилитационно-диагностическое обследование проводится мультидисциплинарной командой (возможно, последовательно каждым из её участников), оно предполагает формирование коллегиального решения о предварительном реабилитационном диагнозе и дальнейшем обследовании.

Формирование плана углублённого реабилитационно-диагностического обследования осуществляется совместно всеми участниками мультидисциплинарной команды и предусматривает конкретные диагностические мероприятия и сроки их проведения. При этом, учитывается, что часть реабилитационно-диагностических мероприятий будет проводиться за пределами реабилитационного учреждения (выезд в семью, детский сад, школу, на место работы, в район проживания инвалида и окружающие его объекты культуры, спорта и т.п.).

Социальное и социально-средовое обследование проводится поэтапно и распространяется на ближайшее окружение, среду взаимоотношений и жизнедеятельности ребёнка-инвалида. Социальное обследование должно предполагать оценку социального статуса и определение социальных ролей ребёнка-инвалида, изучение причин, ограничивающих выполнение задач (действий) и вовлечение в жизненные ситуации, связанные бытовой деятельностью, получением образования, занятиями общественной деятельностью, включением в жизнь сообществ, всего общества, гражданскую жизнь. Необходимо выявить конкретные барьеры физической и социальной среды, мира отношений и установок, в котором живёт ребёнок-инвалид. Требуется выяснить с какими бюрократическими барьерами сталкивается его семья, существуют ли барьеры установок и социальных отношений в различных жизненных ситуациях в семье, ближайшем окружении, обществе, во взаимоотношениях с органами власти, работодателями и т.д.

Задача специалистов, осуществляющих обследование, заключается в том, чтобы сопоставить, проанализировать и установить причинно-следственные связи между анатомо-функциональными дефектами, актуальными социальными факторами, индивидуальными (личностными) факторами, факторами окружающей среды и ограничениями жизнедеятельности, которые испытывает ребёнок-инвалид. Фактически, социальная и социально-средовая диагностика оценивают ребёнка-инвалида, как одного из субъектов социальных отношений, его ближайшее окружение и общество, как другой субъект социальных отношений, наконец, факторы окружающей среды, как внешние условия этих отношений. В процессе с оциального и социально-средового обследования должны быть выявлены возможные нарушения законных прав и интересов ребёнка-инвалида, факты дискриминации.

Психодиагностическое обследование осуществляется с использование основного метода психологического исследования – беседы, а также с помощью различных психодиагностических и психофизиологических методик, анкетирования и интервьюирования, наблюдения за жизнью и деятельностью ребёнка-инвалида, его семьи и ближайшего окружения. В процессе психодиагностического обследования выявляются первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и вторичные нарушения, возникающие опосредованно, в процессе социального взаимодействия. Важнейшим принципом проведения психодиагностического обследования является принцип «равнопартнёрства».

Работа психолога не ограничивается обследованием самого инвалида. Для психологической идентификации образа «МЫ», объединяющего ребёнка-инвалида и общество, возможно проведение психологического обследования семьи («МЫ-семья»), друзей и одноклассников («МЫ-класс).

Основными задачами психодиагностического обследования детей-инвалидов является выявление наличия, степени и причин возникновения психологической дезадаптации, снижения уровня мотиваций и степени притязаний, ограничения круга интересов, деформации установок, заниженной самооценки. Полученные результаты должны использоваться для интегральной оценки изменений образа «Я» и образа «МЫ». Необходимо выявить внутренние и внешние психологические барьеры, способствующие разрыву социальных связей, изменению социальных ролей, снижению социального статуса.

Первичное реабилитационное тестирование подразумевает тестирование функциональных способностей ребёнка-инвалида (были приведены в предыдущих главах), способностей выполнять различные виды деятельности, способностей к интерактивному устному общению, использованию обычного и мобильного телефона, компьютера, психологическое тестирование, образовательное тестирование, игровое тестирование, тестирование на преодоление физических барьеров техногенной среды жизнедеятельности, тестирование на выполнение заданных физических упражнений, тестирование на использование технических средств реабилитации и т.д. Основополагающими критериями успешности реабилитационного тестирования является правильный выбор тестов, стандартизированные условия их проведения и единые методики интерпретации результатов. Тестирование позволяет получить наиболее объективные результаты. В реабилитологии все тесты необходимо делить на две группы: 1) тесты, выявляющие актуальные способности и возможности; 2) тесты, позволяющие выявлять потенциальные способности и возможности. Следует помнить, что тестирование должно осуществляться с согласия ребёнка-инвалида (его попечителей, родителей), быть абсолютно безопасным для его здоровья и, по возможности, максимально адаптированным в зависимости от вида и тяжести инвалидности.

Оценка реабилитационного потенциала и формирование реабилитационного диагноза являются основой для формирования реабилитационного прогноза и индивидуальной программы реабилитации. Фактически, о ценка реабилитационного потенциала является обоснованием реабилитационного диагноза. Она должна быть структурирована в соответствии со структурой реабилитационного потенциала: а) оценка соматического компонента (структуры и функции организма); б) оценка социального (активность и участие) и социально-средового (физическая и социальная среда, среда отношений и установок) компонентов; в) оценка личностного компонента (сферы жизнедеятельности на личностном уровне). Реабилитационный диагноз может состоять из двух частей: 1) реализация основных компонентов реабилитационного потенциала в актуальных условиях; 2)потенциальные возможности реализации реабилитационного потенциала. Каждая часть реабилитационного диагноза должна включать четыре раздела: 1) структуры и функции организма; 2) активность и участие; 3) факторы окружающей среды; 4) личностные факторы. Таким образом, в первой части реабилитационного диагноза должны быть указаны все показатели доменов МКФ, реализация которых в актуальных условиях затруднена (с указанием степени), во второй части – эти же показатели с указанием их максимальных (предельных) значений, которые могут быть достигнуты в процессе реабилитации.

Формирование реабилитационного прогноза представляет собой результат измерения различий между первой и второй частями реабилитационного диагноза. Он даёт представление о том, к чему необходимо стремиться и чего следует достигнуть в результате проведения реабилитационных мероприятий. Реабилитационный прогноз, так же, как и реабилитационный диагноз – коллегиальный результат, достигаемый усилиями специалистов различного профиля.

Формирование программы реабилитации осуществляется совместно всеми участниками мультидисциплинарной команды и утверждается коллегиально (например, реабилитационной комиссией, медико-технической комиссией, медико-психолого-педагогической комиссией и т.п.). В формировании программы принимает участие (если это возможно) сам ребёнок-инвалид и его законные представители, в том числе родители ребёнка-инвалида. Его (их) мнение должно учитываться наравне с мнением специалистов. Проведение реабилитационных мероприятий, на которые не получено согласие ребёнка-инвалида (родителей ребёнка-инвалида), не должно допускаться. Оформление программы может осуществляться в различных формах, принятых в реабилитационном учреждении (реабилитационная карта и т.п.). Минимальный перечень реабилитационных мероприятий, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации соответствующего учреждения, должен соответствовать ИПР, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. При необходимости внести дополнения или изменения в ИПР, выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, руководитель и специалисты реабилитационного учреждения должны следовать требованиям статьи 11 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребёнка-инвалида), утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России от 04 августа 2008 года № 379н.

Программа реабилитации ребёнка-инвалида в условиях семьи должна разрабатываться на конкретный период времени. Программа должна содержать конкретный перечень реабилитационных услуг, сроки, объём и периодичность их проведения, ответственных исполнителей, отметку о предоставлении каждой услуги. В программе должны быть предусмотрены разделы для планирования выездных мероприятий, консилиумов (или заседаний других коллегиальных органов), аутсорсинговых реабилитационных услуг, а также для ведения наблюдения за результативностью реабилитации, регистрации результатов обследования и фиксации промежуточных и заключительных результатов реабилитации.

Повторные углублённые реабилитационно-диагностические обследования, тестирования и динамическое наблюдение осуществляются с целью уточнения реабилитационного диагноза и реабилитационного прогноза, изучения динамики реабилитационного процесса, выявления синергетических и малоэффективных реабилитационных услуг, корректировки индивидуальной программы реабилитации, оценки промежуточных и конечного результатов реабилитации.

В процессе реабилитационной диагностики необходимо, как минимум, получить ответы на следующие вопросы:

1) В чём заключаются изменения (аномалия, дефект, утрата, отклонения) анатомических структур и физиологических функций организма, вызывающих стойкие нарушения опорно-двигательных функций?

2) Остаточные ресурсы структур и функций организма, которые обусловливают его целостность и обеспечивают жизнедеятельность человека. Возможности компенсации выявленных аномалий, дефектов, утраты, отклонений, способствующие полному или частичному восстановлению опорно-двигательных функций.

3) Степень активности и возможности выполнения ребёнком-инвалидом конкретных задач или действий (реализация) во всех сферах жизни в реальных условиях окружающей его среды, включая социальный контекст. Включение (вовлечение) в конкретные жизненные ситуации в актуальных условиях, в которых он живёт.

4) Потенциальные способности инвалида выполнять задачи или действия в случае, если бы внешние условия были бы приспособлены к его потребностям (были бы стандартизованы определённым образом или были бы одинаковы для всех, кто проходит тестирование потенциальных возможностей в этих условиях)[20].

5) В чём заключаются ограничения активности и возможности участия инвалида в различных сферах жизни? Трудности, которые испытывает ребёнок-инвалид при выполнении различных задач и действий. Проблемы, возникающие при вовлечении в жизненные ситуации. Потребности ребёнка-инвалида, связанные с выполнением жизненных задач и действий.

6) Перечень основных факторов окружающей среды, влияющих на функционирование и ограничения жизнедеятельности ребёнка-инвалида. Облегчающие факторы физической, социальной среды, мира отношений и установок. Препятствующие факторы/барьеры физической, социальной среды, мира отношений и установок.

7) Характеристика психологического развития ребёнка-инвалида и его влияния на функционирование и ограничения жизнедеятельности. Наличие и степень выраженности психологической дезадаптации. Направленность и характеристика уровня мотиваций, притязаний, интересов и установок. Характеристика самооценки. Психологические показатели активности и включённости в жизненные ситуации и отношения. Наличие и степень выраженности изменений образа «Я», образа «МЫ». Характеристика внутренних и внешних психологических барьеров.

Методика организации реабилитационной работы в условиях семьи. Реабилитационная работа в условиях семьи относится к интеграционным технологиям комплексной реабилитации. Они направлены на восстановление социального взаимодействия инвалидов и общества, обеспечивающего включённость инвалидов во все сферы жизнедеятельности: образование, труд, быт, досуг и т.д. Интеграционные технологии реабилитации призваны способствовать социализации детей-инвалидов.

Набор методов и средств, объединенных термином «интеграционные технологии реабилитации», включает именно те из них, которые направлены на взаимодействие детей-инвалидов с окружающей средой жизнедеятельности во всех его проявлениях. Главными точками приложения усилий является воздействие на физическую и социальную обстановку, среду отношений и установок, которые окружают ребёнка-инвалида. Носителями социальной идеологии в отношении детей-инвалидов и создателями таких внешних факторов жизни являются конкретные люди (неинвалиды) – другая сторона социального взаимодействия. От их социальных действий (или бездействий) во многом зависит происхождение и актуализация условий, в которых живёт ребёнок-инвалид, и которые являются причиной ограничений жизнедеятельности. Реабилитационное воздействие на людей, общество и формируемые ими среду жизнедеятельности инвалидов, можно осуществлять на микроуровне (семья, ближайшее окружение, соседи), мезоуровне (община, поселение, приход) или макроуровне (сообщество, население страны). Естественно, что в отношении детей-инвалидов наиболее эффективно службы реабилитации могут работать на микроуровне — в условиях семьи.

Конвенция ООН о правах инвалидов (пункт 1 Статьи 8) требует от государств-участников принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы: а) повышать просвещённость всего общества, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности укреплять уважение прав и достоинства инвалидов; b) вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни; с) пропагандировать потенциал и вклад инвалидов.

Социально-реабилитационная работа с семьями детей-инвалидов. Семья, в которой имеется инвалид, ежедневно сталкивается с целым рядом ограничений (финансовых, материальных, социальных, духовных и т.д.), которые накладывают свой отпечаток на все сферы её жизни. Как правило, члены домохозяйства, имеющие в своём составе ребёнка-инвалида, живут за чертой бедности. Самореализация членов такой семьи затруднена, прежде всего, в профессиональном плане. Большая нагрузка, которую испытывают члены семьи по уходу за ребёнком-инвалидом и обеспечению его жизнедеятельности, часто не позволяет параллельно заниматься трудовой деятельностью, иметь полноценный отдых и досуг. Постоянный и долгосрочный «пресс» обязательств перед членом семьи – ребёнком-инвалидом, возникновение серьёзных проблем в процессе их исполнения, нередко, приводят к личностному «выгоранию» и вызывают неуверенность в будущем. Особые страдания испытывают семьи, в которых являются инвалидами двое или более членов семьи.

Конвенция ООН о правах инвалидов (пункт «x» преамбулы) декларирует положение об убеждённости государств-участников «в том, что семья является единственной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства и что инвалиды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов».

Семейные отношения и их поддержание, родственные связи и их укрепление, супружеские отношения, отношения «родители-дети» и дети-родители», интимные отношения, причины и источники конфликтных ситуаций – вот неполный круг вопросов, которые должны быть изучены и тщательно проанализированы. В процессе реабилитационной диагностики должны быть оценены все потребности, возникающие в семье в связи с наличием в её составе инвалида. Речь идёт обо всех членах семьи, включая самого ребёнка-инвалида, а также о ближайших родственниках, проживающих вне семьи.

В процессе формирования программы реабилитации в семье необходимо опираться на понимание и принятие всеми членами семьи разработанной программы реабилитации. Подход к разработке программы реабилитации в семье должен быть строго индивидуальным. Ребёнка-инвалида и его семью следует рассматривать и оценивать как личности и как людей, обладающих определённой культурой, имеющих свою жизненную историю, находящихся в конкретной ситуации, проживающих в конкретной семье с определённой системой установок, отношений, ценностей, знаний и т.д.. При этом следует опираться на такие принципы предоставления реабилитационных услуг, как системность, комплексность, непрерывность и преемственность, семейно-ориентированный подход, открытость.

Следует стремиться к переносу «центра тяжести» реабилитационных мероприятий в семью. По возможности, должна быть поставлена цель создания «микрореабилитационного домашнего центра». Периодические посещения ребёнком-инвалидом и его семьёй реабилитационного учреждения всегда сопровождаются вынужденными паузами. При этом навыки, приобретённые в реабилитационном центре, со временем утрачиваются. Наличие микрореабилитационного центра в месте постоянного проживания – один из возможных вариантов решения данной проблемы.

Создание домашнего микрореабилитационного центра должно предусматривать помощь и поддержку со стороны специалистов учреждений-поставщиков реабилитационных услуг. На этапе планирования необходимо определить цель и задачи центра, содержание его деятельности и используемые технологии реабилитации, формы предоставления реабилитационных услуг (самопомощь, участие членов семьи, специалистов реабилитационного центра и т.д.). На этапе создания центра приобретается и устанавливается необходимое реабилитационное оборудование (тренажёры, рабочие места для обучения, творческой, игровой деятельности, необходимые средства связи и информации и т.д.), осуществляется пуск, наладка и тестирование установленного оборудования, проводятся мероприятия по адаптации квартиры и обеспечению доступности установленного оборудования, разрабатывается программа и режимы реабилитации в домашних условиях, осуществляется инструктаж по технике безопасности, сам ребёнок-инвалид и/или члены его семьи обучаются навыкам проведения реабилитационных мероприятий, контроля и самоконтроля, персональной сохранности. На этапе функционирования центра специалисты реабилитационного учреждения оказывают поддержку в проведении реабилитационных мероприятий, предоставляют консультативную помощь, участвуют в оценке достигнутого реабилитационного эффекта, осуществляют социальный, педагогический и психологический патронаж семьи, при необходимости вносят коррективы в программу реабилитации. Содержание услуг микрореабилитационного центра на дому может быть различным в зависимости от потребностей ребёнка-инвалида (АФК, элементы эрготерапии, кинезиотерапии, профессиональная реабилитация, социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация, психотренинги и т.д.).

Патронаж семьи в части предоставления реабилитационных услуг должен предусматривать конкретный перечень, включающий необходимые мероприятия медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, осуществляемые в домашних условиях, сроки и периодичность их предоставления, конкретных специалистов, ответственных за их реализацию. Объектом реабилитационного воздействия должны быть не только сами дети-инвалиды, их социально-средовое окружение, но и члены их семьи, прежде всего в части информационной, социально-психологичеой и социально-педагогической поддержки. Специалисты реабилитационных учреждений должны содействовать преодолению негативных стереотипов в семье, способствовать формированию позитивных альтернатив в решении возникающих проблем.

Большое значение в работе с семьёй инвалида имеют неформальные отношения, складывающиеся между реабилитационным учреждением, его сотрудниками и членами семьи инвалида. Можно рекомендовать более активное вовлечение в процесс реабилитации представителей негосударственного сектора, волонтёров, развитие клубных форм работы с семьями инвалидов. Опыт подобной деятельности во многих субъектах Российской Федерации и за рубежом свидетельствует о её высокой эффективности (при условии правильной организации) и экономической целесообразности.

С целью предоставления реабилитационных услуг в условиях семьи может использоваться социальный аутсорсинг. Аутсорсинг (от англ. outsourcing – втекающий извне/снаружи) – управленческая стратегия, основанная на передаче сторонним подрядчикам некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процессов. Появление аутсорсинга связано с развитием идеологии разделения труда, но в новом качестве: когда передаются не только отдельные полномочия по созданию продукции, но и ответственность за конечный результат. Такой подход требует определённых механизмов управления, правомочность которых закрепляется договором аутсорсинга. Использование аутсорсинга позволяет поставщикам реабилитационных услуг сфокусировать внимание на основной деятельности, уменьшить необходимость инвестиций в основные фонды, более гибко реагировать на рыночные изменения и внутренние проблемы организации, содержать оптимальный штат сотрудников, уменьшать издержки, привлекать высококвалифицированных специалистов узкого профиля, снижать риски и т.д.

Для внедрения механизмов социального аутсорсинга в области реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи первоначально необходимо произвести анализ бизнес-процессов в организации и выяснить, что в организации не делается из того, что необходимо делать для предоставления качественных реабилитационных услуг и удовлетворения потребностей детей-инвалидов в условиях семьи.

На втором этапе внедрения аутсорсинга необходимо оценить социальную и экономическую эффективность всех бизнес-процессов в организации, имея в виду основные бизнес-процессы (связанные с созданием и предоставлением основного продукта – реабилитационной услуги, которая формирует оплачиваемый результат), поддерживающие бизнес-процессы (поддерживают основные бизнес-процессы, создают и развивают инфраструктуру организации и т.д.), бизнес-процессы развития (обеспечивают улучшение качества реабилитационных услуг и совершенствование деятельности реабилитационного учреждения), бизнес-процессы управления (нацелены на управление деятельностью учреждения).

На третьем этапе предполагается создание матрицы аутсорсинга, включающей планируемые к передаче бизнес-функции или определённые части бизнес-процессов реабилитационного учреждения, описание передаваемых полномочий, механизмов управления и контроля, возможных форм реализации, возможных рисков и путей их преодоления.

На четвёртом этапе осуществляется выполнение маркетинговых исследований, направленных на поиск и выявление аутсорсеров (поставщиков аутсорсинговых услуг). Такие исследования сопровождаются технико-экономическим анализом и подготовкой технико-экономического обоснования или бизнес-плана. Полученные результаты позволяют подготовить техническое задание и конкурсную документацию для проведения конкурса на поставку услуг аутсорсинга, провести указанный конкурс и заключить контракт с его победителем.

Пятый этап предполагает осуществление управления процессом аутсорсинга в соответствии с предусмотренными контрактом полномочиями, контроль исполнения, мониторинг результатов, оценку их эффективности, соответствие прогнозным показателям, допустимые корректировки.

Применение аутсорсинга «под зонтиком» одного реабилитационного учреждения позволяет улучшить управление реабилитационным процессом, оптимально распределить обязанности, полномочия и ответственность участников (партнёров), правильно оценить достигнутый результат реабилитации и, в конечном счёте, существенно повысить координацию и эффективность взаимодействия всех поставщиков услуг в системе комплексной реабилитации детей-инвалидов.

В роли аутсорсеров могут выступать общественные организации родителей детей-инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения и т.д.

Формы организации реабилитационной работы в условиях семьи могут быть разнообразны (о микрореабилитационных центрах на дому упоминалось выше). Основными из них являются:

· Визитирование специалистов и предоставление реабилитационных и абилитационных слуг на дому (консультирование, психологическая поддержка семьи, педагогическое сопровождение, выездные консилиумы и т.д.), в том числе силами мобильных бригад;

· Предоставление реабилитационных и абилитационных услуг ребёнку-инвалиду обученными членами семьи;

· Адаптация жилья с учётом потребностей ребёнка-инвалида;

· Предоставление детям-инвалидам реабилитационных и абилитационных услуг в отделениях дневного пребывания реабилитационных учреждений, нестационарных учреждений социального обслуживания населения, учреждениях образования, здравоохранения, ресурсных центрах различной ведомственной принадлежности, центрах семьи и детей;

· Предоставление детям-инвалидам реабилитационных и абилитационных услуг в учреждениях физической культуры и спорта, культуры;

· Предоставление детям-инвалидам реабилитационных и абилитационных услуг с использованием дистанционных технологий в домашних условиях (виртуальные экскурсии, дистанционное образование и т.д.);

· Предоставление членам семьи ребёнка-инвалида услуг в области трудоустройства и занятости, правовых услуг;

· Предоставление членам семьи ребёнка-инвалида образовательных услуг по вопросам семейных отношений, комплексной реабилитации ребёнка-инвалида, психологической поддержки ребёнка-инвалида и т.п.

· Оздоровительный семейный отдых;

· Публикации в СМИ, издание видеоматериалов, информационно-методических, справочных и иных материалов по вопросам комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи;

· Оказание поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов, в решении бытовых, профессиональных, материальных и иных проблем;

· Вовлечение и включение семей с детьми- инвалидами в различные социальные программы на уровне местного сообщества;

· Услуги поддерживаемого образования;

· Услуги по обеспечению ребёнка-инвалида техническими средствами реабилитации.

Данный перечень можно было бы продолжить. Конкретный объём используемых форм работы зависит от реальных возможностей учреждений-поставщиков реабилитационных услуг и уровня профессиональной подготовки специалистов.

Методика организации межведомственного подхода к реабилитации ребёнка-инвалида в условиях семьи и работы мультидисциплинарной команды специалистов. Целью работы с детьми-инвалидами и их семьями в едином реабилитационном и территориальном пространстве является максимальный охват данной категории населения реабилитационными мероприятиями и социально полезными взаимодействиями. Для этого необходимо охватить и семьи, которые имеют положительную динамику развития, и наладить связь с теми семьями, которые стремятся обособиться, выпасть из социального контекста. Спектр решаемых проблем и задач в процессе реабилитации весьма многообразен и специалисты социальной защиты в силу объективных причин не могут решить все из них без контакта со специалистами других ведомств. Внедрение механизмов межведомственного и межпрофессионального взаимодействия может помочь в разрешении многих вопросов реабилитации и сопровождения данной категории детей.

Комплексный подход в решении проблем детей-инвалидов и их семей может быть реализован при наличии по месту их проживания структур и институтов, на которые возлагается ответственность за осуществление координации и конкретной практической деятельности.

В этих целях рекомендуется создавать:

· координационный орган по организации межведомственного и межпрофессионального сотрудничества при администрации городского округа или района, призванного налаживать сотрудничество заинтересованных сторон (структур);

· межведомственную службу, включающую в себя составы межведомственных консилиумов и мультидисциплинарные команды, призванные осуществлять комплексную реабилитационную помощь.

Межведомственный консилиум и межпрофессиональные мультидисциплинарные команды специалистов, непосредственно контактирующие с семьей, представляют собой единую коммуникативно-диагностико-консультативную воздействующую и поддерживающую систему, включающую контроль над изменениями, происходящими с семьей и детьми-инвалидами в процессе оказания им реабилитационных услуг.

Организация и отработка механизмов межведомственного взаимодействия являются условием взаимодействия специалистов самого разного профиля. Взаимодействие между органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и образования, может осуществляться по следующим направлениям:

· участие в работе координационных органов по вопросам комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи, деятельности методических советов по медико-социальной и воспитательной работе в округе, районе;

· создание при координационных органах и научно-методических советах по медико-социальной и социально-педагогической работе временных коллективов, занимающихся решением проблем соответствующего контингента;

· изучение и анализ потребностей семей детей-инвалидов в различных видах помощи;

· организация совещаний, конференций, семинаров, направленных на повышение квалификации, как социальных работников, так и других специалистов по вопросам комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи;

· проведение взаимных консультаций;

· оказание методической помощи по медицинским, педагогическим, психологическим и социальным вопросам;

· посещение учреждений;

· привлечение заинтересованных организаций к разработке и обсуждению методических материалов;

· совместное участие в контроле качества и оценке результативности проводимых мероприятий комплексной реабилитации и социальной адаптации.

 

Date: 2015-10-21; view: 433; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию