Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комплексная реабилитация и работа с семьей 4 page. Необходимо учить детей использовать целую систему знаний при ориентации в пространстве
Необходимо учить детей использовать целую систему знаний при ориентации в пространстве. Для этого дети знакомятся с возможностью изображения на бумаге помещений, сада, дома, учатся ориентироваться в этих планах, словесно обозначать и описывать основные предметы, находящиеся на плане, определять их местоположение и, наконец, запоминать его. Детей необходимо обучать использовать в речи слова (предлоги и наречия), отражающие пространственные отношения между предметами, таких как: из-за, среди, впереди, сзади, сбоку и др. Необходимо также обучать чтению и пониманию простейших рельефных схем, топографических обозначений, переносить эти знания в реальные условия ориентирования, приближающиеся к ориентации в незнакомом пространстве. На седьмом году жизни слепого ребенка необходимо познакомить с использованием простейших приборов для ориентации таких как фотофон, позволяющий слепым детям находить с его помощью светящиеся лампочки, окна и т. д., а в условиях улицы и двора — находить стволы деревьев, скамейки и другие темные предметы. При использовании технических средств необходимо, чтобы дети соотносили показания приборов с показаниями сохранных органов чувств. Рассмотрим на примерах особенности сопровождения зрячим взрослым ребенка с нарушением той или иной зрительной функции при передвижениях в большом пространстве. Действие: определение изменения уровня поверхности. Нарушенные зрительные функции: поле зрения, острота зрения, контрастная чувствительность, отсутствует бинокулярное зрение. Описание трудностей: ребенок не видит ступени лестницы, бордюр, пандус, яму, неровность поверхности и т.п.; зрительно ребенок замечает изменение уровня поверхности только с очень близкого расстояния, поэтому идет медленно и проверяет пространство ступней ноги; ребенку трудно рассчитать расстояние до изменения уровня (кажется, что ступенька дальше, чем она на самом деле и т.п.). Рекомендация для сопровождающего: предупреждать об изменении уровня, сообщая его направление (вверх оно или вниз), и что это конкретно (например, бордюр вниз, лестница вверх и т.д.); перед тем как сделать шаг вверх или вниз на поверхность, расположенную на другом уровне, подвести ребенка вплотную к краю этой поверхности (например, остановиться перед бордюром вверх, подвести сопровождаемого движением руки вперед так, чтобы его носки были на расстоянии 3-5 см от бордюра и только потом делать шаг вверх); обводить ребенка вокруг ям, глубоких выбоин и т.п., объясняя причину обхода; не препятствовать ребенку использовать трость при сопровождении. Действие: определение и обход нависающих и определяемых препятствий. Нарушенные зрительные функции: поле зрения, острота зрения, контрастная чувствительность, отсутствует бинокулярное зрение. Описание трудностей: ребенок не видит нависающие препятствия, которые он может задеть головой (ветки деревьев, вывески и рекламные щиты, низкая притолока и т.д.). Он не замечает определяемые препятствия (столы, стулья, киоски, автомобили, напольные рекламные щиты, люди и т.д.). Ребенок замечает нависающее или определяемое препятствие только с очень близкого расстояния, поэтому идет медленно и постоянно задевает его собой; ему трудно рассчитать расстояние до нависающего или определяемого препятствия (кажется, что препятствие дальше или меньше, чем оно на самом деле и т.п.). Рекомендация для сопровождающего: следует предупреждать о нависающем или определяемом препятствии, сообщая конкретно, что это такое (ветки деревьев, толпа людей, палатка с сувенирами и т.д.). Обходя препятствие, надо сообщать сопровождаемому, с какой стороны вы его обходите. Например: «Впереди палатка с сувенирами. Мы обойдем ее справа». Сообщать сопровождаемому о нависающем препятствии и, если невозможно его обойти, подстраховать в момент движения (например, при прохождении проема с низкой притолокой попросить сопровождаемого пригнуть голову и поставить руку между головой сопровождаемого и притолокой так, чтобы, если сопровождаемый и заденет препятствие головой, то коснется руки, а не притолоки); обходя препятствие необходимо совершать повороты под прямым углом, чтобы сопровождаемому было легче ориентироваться при многочисленных поворотах. Не препятствуйте сопровождаемому активно использовать трость. Действие: отслеживание пространства под ногами. Нарушенные зрительные функции: поле зрения; острота зрения; контрастная чувствительность; отсутствует бинокулярное зрение. Описание трудностей: ребенок не видит, что находится у него под ногами: лужа, грязь, мусор и т.д. Ребенок наступает в лужу, грязь, спотыкается о мусор (банки, бутылки, коробки и т.д.). Рекомендации для сопровождающего: предупреждать о том, что находится впереди на поверхности (лужа, грязь, различный мусор и т.д.). Обвести ребенка так, чтобы он не наступил в грязь, лужу и т.д. Если невозможно обойти что-либо на поверхности, то подвести сопровождаемого к краю и дать четкие указания о том, как необходимо преодолеть препятствие (например, лежащий поперек прохода шланг). Действие: чтение табличек на дверях, информационных стендов, указателей и т.д. Нарушенные зрительные функции: острота зрения; контрастная чувствительность; поле зрения. Описание трудностей: ребенок не видит табличек на дверях, не знает, где именно они расположены и не имеет возможности их прочесть. Он не может прочесть расписание занятий или другую информацию со стенда, не может найти нужный объект на картинке-карточке и т.д. Ребенку нужно подойти на очень близкое расстояние, чтобы разглядеть табличку; ему трудно найти, где расположена табличка. Рекомендация для сопровождающего: необходимо сопровождать ребенка в тех местах, где ориентирование возможно только по зрительным указателям (например, нумерация кабинетов в поликлинике); делать крупношрифтовые указатели с хорошим контрастом; сообщать о том, где именно есть информационные табло и указатели, чтобы ребенок мог попросить кого-либо из окружающих их прочесть. Научить получать информацию иным, не визуальным, образом: задать вопросы, попросить сопроводить и т.д. Действие: ориентировка в пространстве и/или переход открытого пространства. Нарушенные зрительные функции: острота зрения; контрастная чувствительность; поле зрения. Описание трудностей: ребенку сложно или он не может ориентироваться в помещении (столовая, спортзал и т.п.) и/или в открытом пространстве (детская площадка и т.п.). Рекомендация для сопровождающего: сопровождать ребенка от того места, где он находится в момент обращения за помощью и до прихода ребенка в то помещение, которое ему было нужно. Действие: сохранение прямой линии при передвижении и отслеживание направления движения. Нарушенные зрительные функции: острота зрения, контрастная чувствительность, поле зрения. Описание трудностей: ребенок не может под зрительным контролем сохранять прямолинейное движение. Ребенок может передвигаться в пространстве, придерживаясь какой-либо направляющей (стена, газон и т.д.). Рекомендации для сопровождающего: необходимо сопровождать ребенка в тех местах, где необходимо пересекать открытые пространства (столовая, спортзал, детская площадка и т.д.) Другие сложности: освещение. Нарушенные зрительные функции: поле зрения, световая чувствительность. Описание трудностей: при разном освещении ребенок видит по-разному, т.е., например, в одних ситуациях он может увидеть препятствие, а в других — нет. Возможные проблемы: ребенку плохо или совсем не видно при ярком свете, особенно, если источник света направлен прямо в глаза (нарушена световая адаптация). Ребенок плохо или совсем не видит в сумерках (нарушена темновая адаптация). Ребенку требуется много времени, чтобы привыкнуть к свету, если он вышел из тени (сумерек). Ребенку требуется много времени, чтобы привыкнуть к сумеречному освещению после яркого света. Рекомендации для сопровождающего: предлагая ребенку сесть или постоять где-либо, поинтересуйтесь, как он предпочтет расположиться относительно источника света. Другие сложности: флюктуации зрения. Нарушенные зрительные функции: множество глазных заболеваний (корково-психическая слепота, диабетическая ретинопатия). Описание трудностей: у ребенка постоянно, в зависимости от множества внешних и внутренних факторов меняется зрение (например: ребенок видит четко предметы и через 15 минут его зрение падает почти до нуля, а еще через 15 минут возвращается к условной норме). Рекомендации для сопровождающего: постоянное сопровождение. Из приведенных выше рекомендаций видно, что дети с остаточным зрением также нуждаются в сопровождении, как и тотально незрячие. Принципиальная разница между этими двумя группами состоит в том, что тотально незрячих детей необходимо учить ориентированию и мобильности, а детей с остаточным зрением не только ориентированию и мобильности, но и навыкам эффективного использования остаточного зрения. Без организации работы с семьей, в которой растёт слепой ребенок, невозможна его эффективная реабилитация. Существует огромное разнообразие форм организации взаимодействия с семьей незрячего ребенка: 1) индивидуальные консультации, 2) групповое консультирование, 3) индивидуальные тренинги, 4) групповые тренинги, 5) семинары-практикумы, «круглый стол», в ходе которых родители получают не только информацию то специалистов, но и обмениваются своими достижениями и находками друг с другом, 6) выездные «школы родительского мастерства», 7) индивидуальные занятия с ребенком, в присутствии родителей Каждый специалист сам выбирает форму взаимодействия с родителями, но всё же лучше, если педагог использует разнообразные подходы в сотрудничестве с семьёй. Как показывает опыт, помощь семье более эффективна, когда с семьёй одновременно работает команда специалистов. Работа в команде позволяет смотреть на проблему или ситуацию одновременно с разных сторон и решать сразу несколько задач. Существует несколько способов работы в команде: 1) с семьей (ребенком и родителями) работает одновременно вся команда (консультирование, демонстрация приемов взаимодействия с ребенком, тренинги с родителями и т.д.), 2) один специалист работает с ребенком, а другой в это время консультирует родителей, комментирует ход занятия специалиста с ребенком, проводит с членами семьи тренинг. Обсуждение проблем ребёнка и способов их решения настоятельно рекомендуется проводить без присутствия ребёнка. Состав команды специалистов может быть разнообразным: 1) несколько тифлопедагогов; 2) тифлопедагог и психолог. При наличии у ребенка с нарушением зрения дополнительных нарушений в команду могут входить и другие специалисты: 3) тифлопедагог, психолог и олигофренопедагог; 4) тифлопедагог и логопед; 5) тифлопедагог и сурдопедагог; Существую некоторые сложности, с которыми часто сталкиваются специалисты в работе с семьёй незрячего ребёнка, а именно: 1. Недоверие к педагогу. Родителям может казаться, что даже самый профессиональный педагог не может до конца понять проблем их семьи и ребенка и посоветовать то, что им действительно нужно. 2. Неверие в силы и способности своего ребенка. Родители могут не верить, что незрячего ребенка можно многому обучить, и в будущем он может стать успешным человеком. Таких родителей и других членов семьи нужно по возможности знакомить с незрячими людьми, которые добились больших успехов. С такими людьми можно познакомиться в библиотеках для слепых, в местных организациях Общества слепых, в сети Интернет. 3. Бездействие семьи. Иногда родители и члены семьи оправдывают свое бездействие тем, что незрячих детей нужно учить каким-то особым способом, которым они не владеют, и поэтому предпочитают ничего не делать. В работе с такими родителями необходим тренинг. 4. Излишняя самоуверенность родителей. Обратная ситуация — родители слишком уверенны в своих знаниях и все, что говорит педагог, воспринимают сразу как заведомо ложное и не правильное. Такие родители часто предпринимают попытки учить педагога или прерывать его слова фразой «Ой, я про это читала, мне это не надо!». К сожалению, зачастую такие родители не всегда «владеют» действительно достоверной и необходимой информацией. А результатом может быть нежелание, что бы ребенок читал и писал по системе Брайля, использовал белую трость при самостоятельном передвижении и т.д. 5. Чрезмерные ожидания от педагога. Это ещё одна крайность. Вот слова одной мамы ребенка с тяжелыми нарушениями не только зрения, но и интеллекта и двигательного аппарата: «Я верю, что после ваших занятий она у меня научится делать всё: и ходить и есть сама и всё у нас будет хорошо». 6. Переоценка возможностей детей. Некоторым родителям свойственно выдавать желаемое за действительное, они иногда преувеличивают способности ребенка и скрывают истинное состояние навыков. Некоторые родители считают правдой только то, что хотят слышать, и хорошим специалистом считают того, кто говорит то, что они хотят слышать, даже если это не правда. 7. Утаивание диагноза. Многие родители не говорят педагогу всей правды, утаивают уже установленные диагнозы детей, не знают или до конца не понимают диагноза ребенка (в чем собственно состоит нарушение зрения). В таких случаях по возможности надо посмотреть амбулаторную медицинскую карту ребенка, выписки из больниц. 8. Гиперопека, приводящая к инфантилизму ребенка. В этой ситуации ребенок растет в теплой обстановке, за ним ухаживают все члены семьи, родители не замечают этой чрезмерной опеки и не дают своему ребенку самостоятельно выполнять даже те действия, которые он уже давно умеет выполнять сам. Они могут возмущаться, когда тифлопедагог начинает учить их ребенка самостоятельно передвигаться с помощью трости: «Ведь это опасно и не совсем нужно, так как и мама, и папа, и бабушка всегда рядом». Может выясниться, что самостоятельно умываться в четыре года еще рано: «Может облиться и вообще это проще сделать самой… Ведь это бедный слепой ребенок, зачем его утруждать». 9 Вера в то, что ребенка в любом случае можно вылечить. Многие родители все силы бросают на лечение своего ребенка и совершенно не занимаются его развитием. Они считают, что ребенку надо вернуть зрение, и тогда все проблемы решатся сами собой. Формы организации взаимодействия с семьей незрячего и слабовидящего ребенка: 1. Индивидуальные консультации включают проведение беседы наедине с одним членом семьи ребенка с нарушением зрения. Беседа может содержать советы по воспитанию ребенка, подготовке его к школе, организации среды. Т.е. специалист отвечаете на вопросы, которые задает родитель. Консультация может быть запланирована или проводиться, например, после группового тренинга или групповой консультации. В консультации могут участвовать как один, так и несколько специалистов. 2. Групповое консультирование. Работа проводится с несколькими членами семьи одного ребенка или собираются семьи, объединенные одной проблемой. Например, это могут быть родители детей с одинаковым заболеванием глаз (глаукома, ретинопатия недоношенных и т.д.), или тематика консультации посвящена общей проблеме, затрагивающей разные категории семей. 3. Индивидуальные тренинги для родителей и других членов семьи. Это очень эффективный метод работы, но для его проведения желательно участие нескольких специалистов одновременно. Имеется возможность наглядно демонстрировать приемы работы с ребенком с нарушением зрения (кормление, одевание и т.д.). Демонстрацию приемов обычно начинают с показа действий специалистами друг на друге (например, одному тифлопедагогу на глаза надевают повязку, сажают за стол, другой специалист встает за спину первому и практически показывает, как учить ребенка есть). Не менее эффективный способ – надевание одному (или всем членам семьи по очереди) родителю повязку на глаза (Рис.1), тем самым вводя родителя в роль незрячего ребенка. Тифлопедагог с объяснениями показывает на родителе все приемы. Рис.1 После этого родитель применяет полученные навыки на ребенке в рабочем режиме – когда подойдет, например, время обеда и специалист со стороны понаблюдает, после происходит обсуждение. Незаменимы индивидуальные тренинги при необходимости объяснить членам семьи, в чем состоит нарушение зрения ребенка. Можно рассказать родителям, что у ребенка «выпадение центрального поля зрения вследствие отслойки сетчатки», но чаще всего подобного рода объяснения не приносят желаемого результата. В этом случае наиболее уместным будет подход «лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать». Использование специально подготовленных «симуляторов» демонстрирующих различные функциональные нарушения зрения – эффективный прием в работе с родителями, помогающий узнать, понять особенности зрения ребенка и использовать полученные знания для организации оптимальной развивающей среды. «Симуляторы» не дают сто процентной имитации нарушения зрения, они только помогают понять, с какими трудностями сталкиваются люди с подобным нарушением. Например, достаточно редко бывают случаи, когда при тоннельном сужении поля зрения, гемианопсии или выпадении центрального поля зрения сохраняется острота зрения, как правила она достаточно сильно снижена, иногда представляет собой только форменное зрение. «Симуляторы» можно изготовить из обычных (даже старых) очков со стеклами без диоптрий, или удалив стекла из оправ. Так же могут подойти солнечные очки с очень светлыми стеклами или защитные очки, используемые малярами, которые можно приобрести в хозяйственных магазинах (рис. 2).
Рис.2 Сами «нарушения» изображаются черным, в некоторых случаях прозрачным, лаком для ногтей, с помощью темной цветной бумаги или пластилина. Одно стекло рекомендуется заклеивать полностью и изображать «нарушение», например, центральную скотому, только на другом стекле. Родителям наглядно демонстрируются особенности зрения ребенка с помощью специально подготовленных изображений. Так видят этот пейзаж люди без нарушения зрения, ниже будут приведены примерные варианты восприятия этой картинки при различных нарушениях зрения. · Сужение поля зрения (тоннельное зрение) (рис. 3) Рис.3 Отверстие, изображающее «тоннельное поле зрения», можно сделать толстой иголкой так, что бы оно было 1,5-2 мм, или шире, если сужение поля зрения конкретного ребенка не такое сильное (рис.4). Рис.4 Родителям, надевшим «симуляторы», даются задания: рассмотреть сложную картинку, попасть чайным пакетиком в стакан, найти упавший на пол предмет и т.д. · Выпадение центрального поля зрения (рис. 5)
Рис.5
Рис.6
Изображение «скотомы» должно быть достаточного размера, не слишком маленькое, иначе человек с обычным зрением, который будет примерять подобные очки, сможет легко смотреть сбоку этой «скотомы» и желаемого эффекта не получится (рис. 6,7).
Рис.7 Примерные задания для родителей: пройти из комнаты в коридор и вернуться обратно, прочитать текст в книге, рассмотреть картинку, понять эмоцию на лице другого человека и т.д. · Рассеянные (или множественные) скотомы (рис. 8) Рис.8
Рис.9 Использование «симуляторов», наряду с образными объяснениями (можно провести аналогию с «битыми» пикселями на мониторе или с разглядыванием предметов через пчелиные соты), дает наиболее полное представление о конкретной патологии зрения (рис. 9,10).
Рис.10 В данном случае даются задания: рассмотреть картинку, прочитать текст, вдеть нитку в иголку и т.п.
· Гемианопсии (рис. 11)
Рис.11 Выпадения поля зрения можно имитировать, заклеив половинку стекла бумагой или закрасив лаком (рис. 12).
Рис.12 При демонстрировании данного вида нарушения зрения даются задания на ориентировку в пространстве и передвижение. · Помутнение оптических сред (помутнение роговицы, катаракта — помутнение хрусталика) (рис. 13) Рис.13 Для имитации помутнения оптических сред используется марля (бинт), её приклеивают к оправе очков. Чем больше слоев марли, тем более зрелая катаракта изображается. Данный прием передает и помутнение, и светобоязнь: если посмотреть на свет, то ничего не видно сквозь ткань. Некоторым «симулятором» катаракты являются запотевшие очки. Родителям даются задания рассмотреть объекты, находящиеся на дальнем расстоянии (например, из окна рассмотреть улицу и т.д. 4. Групповые тренинги похожи на индивидуальные тренинги, но проводятся с участием нескольких человек. Например, сразу нескольким членам семьи дается возможность использовать «симуляторы». Это могут быть тренинги и по обучению родителей умениям, например, формировать навыки самообслуживания у детей. Нескольким семейным парам показывается, как учить ребенка самостоятельно есть, или рассматривать рельефные рисунки в книгах. При этом одному из родителей надевают повязку на глаза, а специалист показывает, например, как рассматривать рисунок, остальные родители наблюдают. 5. Семинары-практикумы («круглый стол»). В ходе этих мероприятий родители получают не только информацию от специалистов, но и обмениваются друг с другом своими достижениями и находками. Это может быть как отдельным мероприятием, так и продолжением групповой консультации или тренинга. Конкретную тему семинару может предложить специалист. Задача специалиста, проводящего семинар, должна состоять в том, чтобы направлять беседу, отвечать на вопросы и комментировать опыт родителей, так как родителям всегда есть, что рассказать. Такие мероприятия необходимы, так как родителям важно поделиться своим опытом, проблемами, услышать, что они не одиноки и т.д. 6. Выездные «Школы родительского мастерства» для незрячих детей и их родителей. Эта форма взаимодействия специалистов с семьями незрячих детей имеет достаточно широкое распространение за рубежом (в Швеции, Германии, Нидерландах и др. странах). В последние годы подобные школы стали организовываться на Украине и в России, они успешно прошли апробацию в двух регионах России (в Самарской области и Республике Башкортостан). «Школы родительского мастерства» могут проводиться в любое время года, не ограничены сроком (от нескольких дней, до нескольких недель) и организованы в любом удобном месте (санаторий, турбаза, профилакторий, детский лагерь и т.д.). 7.Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей. Индивидуальные занятия с ребенком - самая распространенная форма работы с детьми с нарушением зрения. Необходимым условием является присутствие на всех занятиях родителей. Так как родители должны знать, как обучать ребенка тем или иным навыкам. Date: 2015-10-21; view: 376; Нарушение авторских прав |