Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методики психологической диагностики взаимодействия в паре «родитель — ребенок-инвалид» и детско-родительских отношений
Для изучения особенностей взаимодействия в паре «родитель-ребенок» и детско-родительских отношений разработано большое количество различных методов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель—ребенок» глазами родителя, другие — глазами ребенка. К числу наиболее распространенных инструментов диагностики детско-родительских отношений глазами родителя относятся опросники, наиболее известными из которых являются: · Методика Рarental attitude research instrument (PARI) для изучения отношения родителей, прежде всего, матерей, к разным сторонам семейной жизни /семейной роли. Авторы Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирован Т.В. Нещерет (см. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М.: Эксмо, 2006. – С. 483-500). · Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании. Авторы Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис (Эйдемиллер Э.Г., 1996). · Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Авторы А.Я.Варга, В. В. Столин (Рогов Е.И. 1996) и т.д. Однако использование опросников при изучении детско-родительских отношений вызывает ряд вопросов методологического и методического характера. Во-первых, это вопрос об информативности методик, основанных на вербальном самоотчете, при исследовании темы материнства, столь явно и сильно нагруженной социальными предписаниями, что можно с большой вероятностью предполагать выраженное действие фактора социальной желательности ответа. Во-вторых, это более общий вопрос о нормативных характеристиках взаимодействия матери и ребенка и использовании измерений, более или менее прямо связанных с такими «нормами». В ряде исследований (Чарова О.Б., 2008; Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б., Иневаткина С.Е., Одинокова Г.Ю., 2008 и др.) было показано, что большинство матерей, воспитывающих нормально развивающегося ребенка, отличаются избыточным контролем, который приобретает авторитарные черты. В связи с этим особенности воспитательных стратегий матерей, воспитывающих детей-инвалидов, могут быть квалифицированы как более «благополучные». Подобные результаты позволяют предположить, что обращение к исследованию семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, требует не только «количественного» сравнения с контрольными показателями, но и описания той «особой» феноменологии детско-родительского взаимодействия, в которой есть не только «дефициты», но и особые стратегии преодоления, компенсаторные феномены и, возможно, многое другое. Контролировать действие фактора социальной желательности ответа и выявлять психологические структуры, лежащие в основе тех или иных форм поведения матери во взаимодействии с ребенком, позволяет сочетание рефлексивных методик с проективными, к которым относятся, например: · рисуночные тесты «Рисунок семьи» (Геринг Т., Вилер И.,1986), «Я и мой ребенок» (Филиппова Г.Г., 2000) и др.; · вербальные проективные тесты «Родительское сочинение», (Шведовская А.А., 2005), Незаконченные предложения «Эмоционально-ценностное отношение к материнству» (Айвазян Е.Б., 2005; Иневаткина С.Е., 2009) и др; · «Цветовой тест отношений» - методика, разработанная А.М. Эткиндом (1980) и модифицированная Е.Б. Айвазян (2005) и т.д. Открыть и увидеть феноменологические особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, дают возможность результаты анализа взаимодействия, который может осуществляться как в виде непосредственного структурированного наблюдения, так и в форме контент-анализа видеоматериалов. В психодиагностике используются различные формы проведения подобных исследований. Например, используются «Пробы на совместную деятельность» — методика, направленная на диагностику особенностей когнитивного и эмоционального компонентов взаимодействия в системе родительско-детских отношений (Лидерс А.Г. 1994, Карабанова О.А. 2004). К участию во взаимодействии приглашается диада - родитель и ребенок, которым предлагается совместно выполнить задание - составить фигуру из конструктивного материала по заданному образцу. В качестве конструктивного материала в методике могут использоваться конструктор, мозаика, кубики. Для исследования диад с ребенком более старшего возраста может использоваться «Совместный тест Роршаха» — методика, апробированная Е.Т.Соколовой для диагностики нарушений внутрисемейного общения (Соколова Е. Т., 1987), а для диад с ребенком раннего возраста — анализ взаимодействия в диаде в ситуациях кормления и специально организованной игры (Выродова И.А., 2008). Для анализа поведения взрослого каждая методика предлагает свой набор параметров для оценки. Туда могут входить: · выбор позы или дистанции для общения или совместной деятельности / игры; · наличие обращенной к ребенку речи и ее интонация (ласковая, доброжелательная, раздраженная, неэмоциональная); · характер взглядов (ласковые, доброжелательные; сосредоточенные, напряженные, без выражения); · особенности мимики (улыбается, хмурится, сохраняет индифферентное выражение лица); · характер физического контакта с ребенком (ласкает, целует, жестко удерживает, прикасается формально); · инициативность (инициация общения разными средствами); · чувствительность (чтение сигналов, отражение и подстраивание разными средствами); · и т.д. В качестве примера в Приложении № 4.2 приведена схема анализа взаимодействия взрослого с ребенком раннего возраста с разной степенью выраженности отставания в психомоторном развитии, разработанная И.А.Выродовой (2008). В схеме выделены 4 «фокуса» анализа (условия взаимодействия; единицы взаимодействия; поведение ребенка; поведение взрослого) и сформулированы параметры оценки и критерии квалификации наблюдаемых феноменов. В ситуации исследования детско-родительских отношений в семье с ребенком-инвалидом, помимо воспитательных стратегий родителей, значимой характеристикой становится позиция матери и/или отца в отношении реабилитации ребенка. В целях получения объективной информации и во избежание действия фактора социальной желательности ответа, информацию, касающуюся участия родителей в лечебных, реабилитационных и развивающих мероприятиях и их отношения к ним, можно получить путем интервьюирования специалистов (педагогов, дефектологов), работающих с семьей. В качестве примера в Приложении №4.2. представлен план для интервью специалиста (С.Е.Иневаткина, 2009).
Date: 2015-10-21; view: 828; Нарушение авторских прав |