Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Имеется целый ряд общепсихологических теорий психического развития, основанных на разнообразных научно-эмпирических подходах
I). Биогенетический научный подход (теория рекапитуляции Эрнеста Ге́ккеля и Стенли Хо́лла, а так же комплексная психоаналитическая концепция Зигмунда Фре́йда и других учёных). II). Социогенетический научный подход (концепция Эрика Э́риксона и других учёных). III). Когнитивный научный подход (концепция Жана Пиаже́ и других учёных). IV). Культу́рно-истори́ческий научный подход (концепции Льва Семёновича Выго́тского, Валерии Сергеевны Мухиной, Людмилы Филипповны Обуховой, Ирины Владимировны Дубровиной и других учёных). V). Де́ятельностный научный подход (концепции Сергея Леонидовича Рубинште́йна, Даниила Борисовича Элько́нина, Алексея Николаевича Лео́нтьева, Лидии Ильиничны Божо́вич, Петра Яковлевича Гальпе́рина, Андрея Ильича Подольского и других учёных). VI). Психосоциа́льный (социально-психологический) научный подход (концепции Артура Владимировича Петро́вского, Галины Михайловны Андреевой, Александра Ивановича Донцова, Михаила Юрьевича Кондратьева и других учёных). Основные зарубежные теории возрастного развития личности. 1. Теория основного биогенетического закона в онтогенезе, представленная как теория рекапитуляции гения биологии Эрнеста Ге́ккеля. Онтогенез есть краткое повторение филогенеза. В стадиях эмбриогенеза человека обнаруживаются формы, подобные стадиям эволюции животных организмов. 2. Американский психолог Гренвилл Стенли Хо́лл утверждал, что ребенок по своей природе кратко повторяет эволюцию человеческого рода. Страхи детей – это повторение страхов первобытного человека. Детская игра – это упражнение новых форм действия. 3. Американский психолог Арнольд Луис Гезе́лл создал так называемый нормативный подход к изучению психического развития. Применив лонгитю́дный метод [32] эмпирического исследования в сочетании метода срезов, он установил первые в истории психологии нормы для периодов детского развития. Кстати отметим, что методы детской возрастной психологии, разумеется, естественным образом, исторически научно являются методами психологии развития и возрастной психологии. 4. Швейцарский психолог Жа́н Пиаже́ в своих исследованиях с применением метода экспериментальной беседы установил «возрастные феномены» детского развития как возрастные нормы для каждого периода онтогенеза. Основные отечественные теории возрастного развития личности. Изложенный выше биогенетический подход оказался не действенным в процессе применения на практике указанных выше теоретических выкладок иностранных учёных. Преодоление не оправдавших себя на практике и не адекватных методологически идей биогенетической трактовки детского развития успешно осуществлено в отечественной психологии. 1. Лев Семёнович Выго́тский сформулировал гипотезу о превращении внешних знаковых и орудийных средств овладения поведением во внутренние, «психологические орудия» сознательного произвольного действия. В теории периодизации Лев Семёнович Выго́тский разработал понятие типа ведущей деятельности, которая определяет характер развития на каждом возрастном этапе. 2. В работах Даниила Борисовича Элько́нина и Алексея Николаевича Лео́нтьева утверждается концепция периодизации развития по механизму смены ведущей деятельности ребёнка при переходе развития от одной «эпохи» к другой. 3. Лидия Ильинична Божо́вич полагала, что «мотором» развития личности является внутрили́чностная система мотивов, активно формирующаяся и иерархизи́рующаяся в процессе жизни и деятельности, под влиянием социальной среды, начиная с раннего детского возраста, и развивающаяся от простейших «потре́бностных» мотивов до сложнейших общественных (социальных) мотивов. 4. Пётр Яковлевич Гальпе́рин, в теории поэтапного формирования умственных действий, экспериментально доказывает гипотезу о механизме интериоризации и опровергает концепцию Жана Пиаже́ о неизменности т.н. «возрастных феноменов». 5. Артур Владимирович Петро́вский утверждал, что основным движителем развития личности является не деятельность (как в концепции Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева), а разного рода общение (коммуникация, интеракция, социальная перцепция), которое можно понимать и в качестве особой деятельности (взаимодействие людей в процессе общения и познания). 6. Василий Васильевич Давы́дов, в теории развивающего обучения, соотносит процессы обучения и развития, понимая их в качестве разных форм и в качестве разнообразного содержания общего процесса развития личности. Возрастные особенности периодизации развития личности определены различным характером взаимосвязи формы и содержания обучения и развития. На основании всего изложенного выше, научный редактор-рецензент и все авторы-составители настоящего пособия, применительно ко всем детским возрастам, – выделили следующие ниже 8-мь возрастных феноменов (факторов, условий, причинных свойств), являющихся основными направлениями (направленностями) развития и формирования личности. Основополагающие аспекты каждого постнатального этапа развития личности (базовые параметры любого возрастного периода): ♦ А) Кри́зис возрастно́го разви́тия. ♦ Б) Социа́льная ситуа́ция разви́тия. ♦ В) Коммуникати́вная сфе́ра. ♦ Г) Веду́щая де́ятельность. ♦ Д) Возрастны́е психи́ческие новообразова́ния. ♦ Е) Когнити́вная сфе́ра. ♦ Ё) Эмоциона́льно-волева́я сфе́ра. ♦ Ж) Потре́бностно-мотивацио́нная сфера. Указанные здесь факторы (условия) формирования человека любого возраста являются непреложными и неотъемлемыми компонентами возрастного развития личности. Эти основные характеристики каждого возраста перечислены здесь не иерархически, не имеют научной последовательности, а представлены в назывно́м порядке. Каждый из данных параметров, характеризующих любой возраст, важен по-своему. В совокупности, приведённые здесь выше аспекты физиопсихического, психосоциального и социально-психологического содержания любого возраста (возрастного периода) являют собою целостную картину развития личности на каждом возрастном этапе. Все эти параметры психосоциа́льно переплетены между собою. Основой для выделения именно этих универсальных компонентов развития человека, на любом постнатальном этапе, является общее доминирующее мнение иностранных и отечественных возрастных психологов, выраженное в их научных трудах (см. в начале настоящей работы пункт «Научно-методологическая база коллективной монографии»). Приведённые выше восемь основных измерений любого возраста предметно рассматриваются в темах с 4-й по 8-ю данной научно-учебной коллективной монографии, посвящённых детальному анализу психологии каждого отдельного детского возраста (темы №№ 4 – 7 раздела II) и подросткового возраста (тема № 8 раздела II). Рекомендуемая по теме № 3 литература (раздел № I). 1. Аверин В.А. Психология личности. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 2. Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. Психология личности. ФГБОУ ВПО «ГКА им. Маймонида». – М.: Изд-во «Человек», 2014. – 176 с. 3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Наука, 1995. 4. Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 5. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004. 6. Донцов Д.А. Механизмы психологической защиты личности: Программа учебного курса для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – М.: Изд-во МГПУ, 2006. –26 с. 7. Донцов Д.А. Психология эмоций. Учеб.-метод. пособие по дисциплине «Психология эмоций». Специальность 030301.65 «Психология». – М.: Изд-во СГА, 2007. – 152 с. 8. Донцова М.В. Психология личности. Учеб.-метод. пособие по дисциплине «Общая психология», раздел «Психология личности». Для студентов, обучающихся по специальности 030301 – «Психология». – Тула: ТГПУ, 2009. – 135 с. 9. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учеб.-метод. пособие по дисциплине «Общая психология», разделы: «Психические познавательные процессы»; «Психология личности». Специальность 030301.65 «Психология». – М.: МГППУ, 2010. – 136 с. 10. Донцов Д.А., Донцова М.В. Механизмы психологической защиты личности. Учеб.-метод. пособие по дисциплине «Механизмы психологической защиты личности». Специальность 030301.65 «Психология». – М.: МГППУ, 2010. – 100 с. 11. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психология эмоций, чувств и аффектов. Учеб.-метод. пособие по дисциплине «Психология эмоций, чувств и аффектов». Специальность 030301.65 «Психология». – М.: МГППУ, 2010. – 136 с. 12. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – 294 с. 13. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. Учеб.-метод. пособие по дисциплине «Общая психология». Специальность 030301.65 «Психология». – ФГБОУ ВПО «ГКА им. Маймонида». – М.: Изд-во «Человек», 2012. – 350 с. 14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - 2-е изд., испр. и перераб. – СПб.: Питер, 2007. 15. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология: избранные психологические труды. Под ред. М.Р. Гинзбурга. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006. 16. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2009. 17. Купер К. Индивидуальные различия. Пер. с англ. Т.М. Марютиной; под. ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Аспект Пресс, 2000. 18. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. – М., Наука, 1995. 19. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: Выща школа, 1989. 20. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. 21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2 изд., стереотип. – М.: Смысл, 2005. 22. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999. 23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1985. 24. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. 25. Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2002. 26. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003. 27. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. Под ред. Е.А. Климова. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2005. 28. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник. В 2-х частях. – М.: Владос, 2003. 29. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений. В 3-х кн. - 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. - Кн. 1: Общие основы психологии. 30. Общая психология. Энциклопедический словарь. Под ред. Петровского А.В. – СПб.: Речь, 2005. 31. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001. 32. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. Пер. с англ. М.С. Жамкочьян, под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2000. 33. Психология личности. В 2-х томах. Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах, 1999. 34. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер, 2000. 35. Психология среднего возраста, старения, смерти. Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 36. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 37. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 38. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 39. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. 41. Фейдимен Д., Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост. – М.: Просвещение, 1994. 42. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: избранные труды. В 2-х томах. Отв. ред. Д.И. Фельдштейн. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2005. 43. Фрейд З. Психология бессознательного. Сб. произведений. – М.: Просвещение, 1995. 44. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. Пер. с англ. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 45. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: КСП+, 1997. 46. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление. –СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997. 47. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. 48. Шабельников В.К. Психология души: Учеб. пособие для студ. психол. факульт. высш. учеб. зав. – М.: Академия, 2003. 49. Шабельников В.К. Функциональная психология. – М.: Академический Проект, 2004. 50. Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с нем. С. Лорие, перераб. и доп. В.В. Зеленским; Под общей ред. В.В. Зеленского. – СПб.: Азбука, 2001. РАЗДЕЛ № II. «ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКИХ ВОЗРАСТОВ».
ТЕМА № 4. «МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ». [33] Младенческий возраст (младенчество): с рождения до 1-го года. Младенческий возраст имеет три стадии. 1-я стадия: от физиопсихи́ческого момента рождения (первый самостоятельный вдох новорожденного) до 2-х месяцев – возраст новоро́жденности (новоро́жденность). 2-я стадия: от 2-х месяцев до 6-ти месяцев – т.н. раннее младенчество. 3-я стадия: от 6-ти месяцев до 1-го года – т.н. позднее младенчество. Возраст новоро́жденности (период новоро́жденности, новоро́жденность): от факта рождения (считается от первого самостоятельного вдоха новорожденного ребёнка) до 2-х месяцев – это начало младенческого возраста. Подвергнем анализу базовые параметры младенческого возраста: ♦ А) Кри́зис возрастно́го разви́тия. ♦ Б) Социа́льная ситуа́ция разви́тия. ♦ В) Коммуникати́вная сфе́ра. ♦ Г) Веду́щая де́ятельность. ♦ Д) Возрастны́е психи́ческие новообразова́ния. ♦ Е) Когнити́вная сфе́ра. ♦ Ё) Эмоциона́льно-волева́я сфе́ра. ♦ Ж) Потре́бностно-мотивацио́нная сфера. I. Кризис возрастного развития. Кризис новорожденности. По мнению Даниила Борисовича Элько́нина и других учёных, младенческий возраст начинается с первого в жизни человека кризиса, – с кризиса новорожденности. По мнению большинства учёных кризис новорожденности длится с рождения до 1-го месяца, а с точки зрения Льва Семёновича Выго́тского кризис новорожденности продолжается до возникновения у младенца комплекса оживления. Кризис новорожденности обусловлен переходом организма человека из внутренней «мо́носреды» организма матери в предметную гетерогенную («многофункциональную») среду внешнего мира. Осуществляется физический отрыв от матери, разрывается физиологический симбиоз с матерью, из-за чего у человека происходит первая и очень сильная психическая травма. Кризис новорожденности характеризуется тем, что происходит очень резкий переход организма младенца в новое качество, – в качество отдельного, во многом автономного физически и психически, индивидуально-психологического существования. Кризис новорожденности может осложняться трудностями родового процесса и увеличением времени родовой асфиксии (время до первого крика новорожденного). После рождения, физиологическое и, частично, психическое состояние ребенка специалисты оценивают по стандартизированной шкале, предложенной иностранным исследователем В. Апга́р (см. таблицу ниже). Шкала В. Апга́р для оценки состояния новорожденных.
Процесс рождения — тяжёлый, переломный момент всуществовании ребенка. Новорожденный в ходе родов отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого, всё существование младенца занимает как бы промежуточное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами детства. Рождаясь, новорожденный попадает в совершенно иные условия сравнительно с внутриутробным периодом своего развития: холод, яркая освещённость, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, качественная смена типа питания. Новорожденный должен приспособиться к этим новым, чуждым для него прежде условиям. Помогают ему в этом наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. Рефлексы новорожденных и детей раннего младенческого возраста. Новорожденность: от рождения до 2-х месяцев, раннее младенчество: от 2-х месяцев до 6-ти месяцев. Рефлексы выживания: Date: 2015-10-21; view: 512; Нарушение авторских прав |