Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выделяются три базовых этапа индивидуального развития человекаСтр 1 из 65Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ №№ СТР. Научно-методологическая база коллективной монографии................. 4 РАЗДЕЛ № I. «Введение в детскую возрастную психологию»....... 6 Тема № 1: «Тезаурус детской возрастной психологии»................... 6 Тема № 2: «Социализация человека».................................................. 16 Тема № 3: «Теории развития личности»............................................. 26 РАЗДЕЛ № II. «Психология детских возрастов»............................... 47 Тема № 4: «Младенческий возраст».................................................... 47 Тема № 5: «Ранний возраст».................................................................. 65 Тема № 6: «Дошкольный возраст»....................................................... 79 Тема № 7: «Младший школьный возраст»...................................... 104 Тема № 8: «Подростковый возраст».................................................. 131 Список литературы ко всему разделу № II...................................... 172 Приложение № 1. «Пренатальный период развития человека».. 188 Приложение № 2. «Готовность детей к школьному обучению»... 195 Приложение № 3. «Стадии психовозрастного развития детей и подростков по воззрениям З. Фрейда и Э. Эриксона».................... 208 Приложение № 4. «Базовые аспекты ведущей деятельности на основных возрастных этапах развития ребёнка и подростка»..... 210 Приложение № 5. «Кризисы возрастного развития в детстве и отрочестве».............................................................................................. 212 Приложение № 6. «Методы психологии развития и возрастной психологии»............................................................................................ 215 Приложение № 7. «Словарь научных понятий, использующихся в рамках психологии развития и возрастной психологии».............. 219 Научно-методологическая база коллективной монографии. Коллективная монография основана на трудах по детской возрастной психологии таких иностранных учёных как: Би́ррен Джон, Бокум Дон, Бо́лдуин Джеймс Марк, Бро́млей Девид, Бронфенбре́ннер Ури, Бю́лер Карл, Бю́лер Шарлотта, Валло́н Анри, Гезе́лл Арнольд Луис, Ге́ккель Эрнест, Ге́тчинсон Вильям, Годфруа ́ Жан, Дистерве́г Адольф, Дольто Франсуаза, Жане́ Пьер, Заззо́ Рене, Кви́нн Виржиния, Клапаре́д Эдуард, Кле Мишель, Ко́лберг Лоуренс, Кра́йг Грейс, Леонгард Карл, Масло́у Абрахам, Ме́йман Эрнст, Ми́д Маргарет, О́лпорт Гордон, Пиаже́ Жан, Пирьо́в Генчо, Пре́йер Вильям, Ро́джерс Карл, Са́лливен Гарри Стэк, Сатир Виржиния, Се́лли Джеймс, Сети́ Дени, Сэ́в Лесли, Фле́йвел Джон, Фре́йд Зигмунд, Фре́йд Анна, Фро́мм Эрих, Хо́лл Стенли, Хо́рни Карен, Шмидт-Ко́льмер Езеф, Шпра́нгер Эдуард, Ште́рн Вильям, Э́риксон Эрик и др. Коллективная монография основана на трудах по детской возрастной психологии таких отечественных учёных как: Абра́мова Галина Сергеевна, Ана́ньев Борис Герасимович, Битя́нова Марина Ростиславовна, Бло́нский Павел Петрович, Божо́вич Лидия Ильинична, Бурме́нская Галина Васильевна, Ве́нгер Леонид Абрамович, Ве́нгер Александр Леонидович, Волков Борис Степанович, Волкова Нина Вячеславовна, Выго́тский Лев Семёнович, Гальпе́рин Пётр Яковлевич, Гиппенрейтер Юлия Борисовна, Головей Лариса Арсеньевна, Гу́ткина Нина Иосифовна, Давы́дов Василий Васильевич, Дубро́вина Ирина Владимировна, Ермола́ева Марина Валерьевна, Запоро́жец Александр Владимирович, Караба́нова Ольга Александровна, Ко́н Игорь Семёнович, Кула́гина Ирина Юрьевна, Колю́цкий ВладимирНиколаевич, Лео́нтьев Алексей Николаевич, Лео́нтьев Алексей Алексеевич, Лео́нтьев Дмитрий Алексеевич, Ли́сина Майя Ивановна, Личко Андрей Евгеньевич, Марцинко́вская Татьяна Давыдовна, Му́хина Валерия Сергеевна, Му́дрик Анатолий Викторович, Мясищев Владимир Николаевич, Не́мов Роберт Семёнович, Обу́хова Людмила Филипповна, Пономарё́в Яков Александрович, Прихожа́н Анна Михайловна, Петро́вский Артур Владимирович, Петро́вский Вадим Артурович, Подо́льский Андрей Ильич, Реа́н Артур Александрович, Роза́нова Валентина Дмитриевна, Рыбалко Елена Фёдоровна, Сапого́ва Елена Евгеньевна, Слободчиков Виктор Иванович, Уши́нский Константин Дмитриевич, Фельдште́йн Давид Иосифович, Шапова́ленко Ирина Владимировна, Элько́нин Даниил Борисович, Элько́нин Борис Даниилович и др.
РАЗДЕЛ № I. «ВВЕДЕНИЕ В ДЕТСКУЮ ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ». ТЕМА № 1. «ТЕЗАУРУС [1] ДЕТСКОЙ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ». [2] «Детская возрастная психология» – это раздел психологической науки, исторически имеющий место в рамках научной отрасли «Психология развития и возрастная психология», изучающий психологию именно всех детских возрастов, – начиная с рождения и вплоть до юношеского возраста. Тезаурус, предмет, задачи детской возрастной психологии соответствуют тезаурусу, предмету и задачам возрастной психологии и психологии развития в отношении детских и подростковых возрастов. Разделы детской возрастной психологии. ● I. Прената́льная психология (направление (раздел), в основном, выделяется зарубежными авторами)), – изучается период от момента зачатия до процесса рождения. ● II. Ната́льная психология (активно развивающееся в настоящее время за рубежом направление), – изучаются психофизиологические особенности родового процесса и психофизиологические последствия процесса рождения для онтогенеза человека. Далее следует раздел детской возрастной психологии, изучающий постната́льные возрастные пери́оды развития ребёнка и подростка. ● III. Детская психология (понятие «детская психология» было введено советскими авторами – классиками возрастной психологии). Раздел психологии детства включает в себя: психологию младенческого возраста, психологию раннего возраста, психологию дошкольного возраста, психологию младшего школьного возраста, психологию подросткового возраста. Таким образом, детская психология охватывает возрастной макропериод, начиная с мига рождения (первый самостоятельный вздох новорожденного воздухом окружающей его среды) и до наступления возраста 17-ти лет. Таким образом, 17-ть лет ― это тот возрастной рубеж, когда, по мнению большинства широко известных учёных (см. выше пункт «Научно-методологическая база коллективной монографии»), начинается юношеский возраст (возраст ранней юности), что хронологически, как правило, на современном этапе совпадает с окончанием старшими подростками обучения в 11-м классе общеобразовательной средней школы (старший подростковый возраст научно-методологически аналогичен возрасту ранней юности, – это примечание научного редактора-рецензента настоящей коллективной монографии). Возраст (в психологии) — это понятийная содержательная категория, служащая для обозначения временны́х характеристик индивидуального развития. Возраст (в самом общем смысле) – период времени, начиная с рождения индивида и до данного конкретного временного момента (хронологический возраст). Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны, а динамичны, − они определяются действием общественно-исторических факторов, потребностями общества, т.е. – т.н. социальным заказом общества. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определённую, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, детерминированную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую культурно-историческое происхождение. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения и присвоени видов и форм культуры общества, которые решаются развивающимся человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учётом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастов. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной взрослым деятельности ребёнка, либо активированы самой личностью (по Давиду Иосифовичу Фельдште́йну). Психология развития и возрастная психология – научно-эмпирическая отрасль психологии, в которой изучаются параметры развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Психология развития и возрастная психология – научная и практическая отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти. Психология развития изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, психология развития сосредоточивает исследовательское внимание на изучении непреложных механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему именно таким образом происходит развитие психики личности на конкретных возрастных этапах (по Артуру Александровичу Реа́ну). Психология развития и возрастная психология – это целостная научно-практическая психологическая дисциплина, исследующая процесс психического существования и формирования человека от рождения до смерти. При этом, «возрастная психология», «в широком смысле», в исследовательском плане концентрируется на филогенетических особенностях (закономерностях) конкретного возраста (периода онтогенеза), а «психология развития», «в широком смысле», научно-иссле́довательски сосредотачивается на наивысших уровнях (степенях) формирования психических функций (психических процессов) личности в онтогенезе на всех возрастных этапах. Психология развития и возрастная психология базируется на общей психологии потому, что в психологии развития и возрастной психологии изучается образование, развитие и формирование всех тех основных компонентов, элементов, параметров, аспектов психики любого человека, которые исследуются общей психологией. Общая психология – это фундаментальная, основополагающая, базовая часть психологической науки. Общая психология – это основы психологического знания в целом, включающие в себя наиболее целостные закономерности функционирования психической деятельности. Общая психология является комплексной дисциплиной, содержащей три основных раздела: введение в общую психологию (изучается развитие психики в филогенезе); психические познавательные процессы (изучаются основополагающие, присущие всем людям в любом возрасте, базовые параметры ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи); психология личности (изучаются основополагающие, присущие всем людям в любом возрасте, базовые параметры потребностей и мотивации, темперамента и характера, задатков и способностей, эмоций и чувств, воли и волевой регуляции). Закономерности психологии развития и возрастной психологии выступают в качестве научного основания научно-практических положений педагогической психологии. Педагогическая психология (от греч. pais (paidos) – дитя и ago – веду, воспитываю)) — научно-практическая отрасль психологической науки и практики, изучающая и разрабатывающая психолого-педагогическую проблематику обучения и воспитания (закономерности, тенденции, способы, методы, средства, технологии) детей, подростков, юношей, молодых людей и взрослых людей. Развитие (в биологии)–это процесс генетически направленных, закономерных и последовательных изменений живого организма, приводящий к взаимосвязанным количественным и качественным преобразованиям живых особей с рождения до конца жизнедеятельности, – онтогенез; или в течение всего времени существования данного вида живых существ (в нашем случае – вида Homo sapiens – «человек разумный») на планете Земля, – филогенез. Развитие (в психологии) – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека (по Артуру Александровичу Реа́ну). Учёные различают две базовые формы развития: 1. Эволюционная форма развития – медленные, количественные изменения (по Чарльзу Да́рвину). 2. Скачкообразная (революционная) форма развития – фундаментальные преобразования в относительно короткие периоды времени, т.е. развитие через кризисы (периоды критического развития психики, когда происходят качественные скачки психического развития), перемежающиеся лити́ческими периодами (периодами «скрытого» развития, когда происходит количественное накопление психических изменений), – по Льву Семёновичу Выго́тскому. Социальная ситуация развития личности – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта (как ребёнка, так и взрослого) в социальной действительности (в обществе), отражённая в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми (по Льву Семёновичу Выго́тскому). Предмет возрастной психологии и психологии развития – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе (по Ирине Владимировне Шапова́ленко). Предмет детской возрастной психологии – онтогенетические закономерности развития психики ребёнка с рождения до юношеского возраста (по Даниилу Борисовичу Эльконину и Игорю Семёновичу Кону). Возрастные психические новообразования – этопонятие, обозначающее собою нечто принципиально новое (ранее не имеющееся) в психическом развитии личности, появляющееся («проявляющееся») на определённом этапе онтогенеза. Формирование и развитие психических (психологических) новообразований и форм, – особенно характерно именно для детских и подростковых возрастов. Согласно Льву Семёновичу Выго́тскому, в психологии развития и возрастной психологии выделяются психические («в узком смысле»), социальные (психосоциальные), де́ятельностные (социально-психологические) новообразования. Объект возрастной психологии и психологии развития – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе, нормальный, здоровый человек (по Грейс Кра́йг). Объект детской возрастной психологии – ребёнок и подросток с рождения до юношеского возраста, то есть, – с первого дня жизни до возраста 17-ти лет (когда старший подростковый возраст заканчивается и начинается юношеский возраст, – уже качественно иной, имеющий свои специфические психические и социально-психологические закономерности протекания, онтогенетический этап развития человека). Задачи возрастной психологии и психологии развития: I. Теоретические задачи (теоретические проблемы) возрастной психологии и психологии развития: 1. проблема движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека; 2. проблема периодизации филогенетических закономерностей психического развития в онтогенезе; 3. проблема возрастных особенностей и закономерностей протекания и формирования психических процессов; 4. проблема возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления и развития различных видов деятельности и общения, усвоения и экспликации знаний; 5. проблема возрастного психического развития личности. Особо отметим то, что Л.С. Выготский выделил в качестве основной проблемы возрастной психологии проблему соотношения обучения и психического развития. Этой проблематике он придавал принципиальное значение. Хорошо известны следующие слова Л.С. Выготского: «Осознанность и произвольность входят в сознание через ворота научных понятий». II. Практические задачи (психолого-педагогические задачи) возрастной психологии и психологии развития: 1. определение возрастных норм выраженности психических функций; 2. выявление психологических ресурсов и творческого потенциала развития человека на разных возрастных этапах; 3. возрастная психодиагностика; 4. психолого-педагогический контроль за ходом психического развития детей и подростков; 5. оказание психолого-педагогический помощи родителям и воспитателям в проблемных ситуациях формирования личности детей и подростков; 6. психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды развития человека; 7. психологическая организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий. В контексте исследования младенческого, раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов, теоретические и практические задачи детской возрастной психологии полностью совпадают с задачами психологии развития и возрастной психологии. Этапы развития человека. Выделяются три базовых этапа индивидуального развития человека. Прената́льный этап. Прената́льный (от латинского prae – перед, natalis - относящийся к рождению) – предродовой (внутриутробный) период развития человека. Ната́льный этап. Ната́льный (от латинского natalis - относящийся к рождению) – краткосрочный период развития, имеющий прямое отношение к рождению, к родам, обозначающий собою именно процесс рождения человека. Постната́льный этап. Постнатальный этап – понятие, содержательно обозначающее собою весь длительный (в совокупности всех имеющихся возрастов) возрастной супер-макропери́од жизни, деятельности, развития и формирования личности человека (как индивида, как индивидуальности, как субъекта), начиная со дня рождения и вплоть до дня смерти. Прената́льная психология (психологическая специфика внутриутробного этапа развития человека). Границы прената́льного этапа онтогенеза: от времени зачатия, до процесса рождения. Прената́льная психология включает в себя три базовых периода. 1). Гермина́льный период: от момента зачатия до 2-х недель развития зародыша. Во время этого периода происходит «закладка» внутренних органов. 2). Эмбриона́льный период: от 2-х недель развития до 2-х месяцев развития эмбриона. Во время этого периода происходит «дифференцировка» пола. 3). Фета́льный период: от 2-х месяцев развития до начала процесса рождения плода (отсюда ещё одно название данного периода – «плодовый»). Прената́льный период развития человека, во всех его основных закономерностях, представлен в Приложении № 1 данной коллективной монографии. По окончании прената́льного периода и перед началом постната́льного периода развития человека, имеет место ната́льный период, – т.е. временной этап, обозначающий непосредственный процесс появления человека на свет. Ната́льная психология является очень активно развивающимся в текущее время научно-эмпирическим направлением психологии развития и возрастной психологии, изучающим психофизиологическую специфику и психофизиологические последствия самого процесса рождения ребёнка. Ната́льный этап (от латинского natalis - относящийся к рождению) – это временно́й период, обозначающий собою именно процесс рождения человека. Постната́льный период. Постнатальный период развития – это вся жизнедеятельность человека от момента рождения (первый вздох воздухом окружающей среды) до самой физической смерти («фигурально» выражаясь – «до последнего вдоха»). Постнатальный период развития (постнатальные этапы онтогенеза) – это комплексное понятие, содержательно обозначающее собою всю жизнь человека, начиная со дня (момента времени) его рождения и вплоть до дня (момента времени) его смерти. Постнатальные этапы возрастного развития детей и подростков. Общепринятой и общепризнанной в рамках мировой психологии развития и возрастной психологии (см. выше пункт «Научно-методологическая база коллективной монографии») является нижеследующая периодизация возрастного развития ребёнка и подростка. I. Психология детского возраста (советскими учёными-психологами было введено понятие «детская психология»). Временны́е рамки детского этапа онтогенеза: от момента рождения ребёнка и до 17-ти лет. По вопросу окончания детского этапа онтогенеза имеют место разные мнения, но, по совокупности большинства авторских классических научных источников, – Выго́тский Л.С., Дубровина И.В., Ко́н И.С., Крайг Г., Му́хина В.С., Обухова Л.Ф., Пиаже́ Ж., Подольский А.И., Элько́нин Д.Б. и др., – принято считать, что детская психология (т.е. именно детская возрастная психология «в узком» понятийном смысле), охватывает большой возрастной период с рождения ребёнка до 17-ти лет, когда начинается младший (ранний) юношеский возраст. Юношеский («студенческий») возраст, – период юности в развитии личности (16-17 – 22-23), – это, как правило, – социально-психологическое («социализационное») начало самостоятельной, взрослой жизни человека. Возраст 16–17 лет – 22–23 года, – это, в широком смысле, целостный юношеский возрастной и социально-психологический этап развития личности человека. Наряду с этим, в эпохе юности выделяются следующие возрастные периоды развития: 16-17 лет, – ранняя юность (по И.С. Кону и др.); 17-21 год, – собственно (в узком смысле) юность; 22-23 года, – поздняя юность. Эти возрастные периоды имеют свою специфику, но, при этом, обладают и многими общими характеристиками. Детская возрастная психология включает в себя четыре разнообразных возраста, каждый из которых, в свою очередь, в силу специфических особенностей возрастного развития, которое в детстве и отрочестве происходит наиболее быстро, разделяется на две или три возрастных стадии. 1). Младенческий возраст (младенчество): со дня рождения до 1-го года. Младенческий возраст имеет три стадии. 1-я стадия: от фактического момента рождения до 2-х месяцев – возраст новоро́жденности (новоро́жденность); 2-я стадия: от 2-х месяцев до 6-ти месяцев – т.н. раннее младенчество; 3-я стадия: от 6-ти месяцев до 1-го года – т.н. позднее младенчество. 2). Ранний возраст (раннее детство): с 1-го года до 3-х лет. Ранний возраст имеет две стадии. 1-я стадия: от 1-го года до 2-х лет – т.н. младший ранний возраст. 2-я стадия: от 2-х лет до 3-х лет – т.н. старший ранний возраст. 3). Дошкольный возраст (дошкольное детство): с 3-х лет до 6-ти–7-ми лет (что, прежде всего, зависит от того, в 6-ть или в 7-мь лет ребёнок идёт в школу). Дошкольный возраст имеет две возрастных стадии. 1-я стадия: от 3-х лет до 5-ти лет – младший дошкольный возраст. 2-я стадия: от 5-ти лет до 6-ти–7-ми лет – старший дошкольный возраст. 4). Младший школьный возраст: с 6-ти–7-ми лет до 11-ти лет. Младший школьный возраст имеет две стадии. 1-я стадия: от 6-ти–7-ми лет до 8-ми лет – т.н. ранний младший школьный возраст. 2-я стадия: от 8-ми лет до 11-ти лет – т.н. поздний младший школьный возраст. 5). Подростковый возраст (данный возраст имеет также старорусское наименование «отроческий» и «новоамерика́нское» наименование «тине́йджерский»): с 11-ти лет до 17-ти лет. Подростковый возраст имеет три стадии. 1-я стадия: от 11-ти лет до 13-ти лет – младший подростковый возраст. 2-я стадия: от 13-ти лет до 15-ти лет – средний подростковый возраст. 3-я стадия: от 15-ти лет до 17-ти лет – старший подростковый возраст. ТЕМА № 2. «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА». [3] Понятие «социум». Понятие «социальная действительность». Социальные страты (классы, слои, прослойки) по Владимиру Александровичу Я́дову. Социальная интеграция и дезинтеграция в обществе. Про́социальная, социальная, асоциальная, а́нтисоциальная позиции личности в социуме (по отношению к социуму). Социальное развитие личности. Воспитательные силы общества. Понятие «социального воспитания». Принципы социального воспитания. Ценности социального воспитания. Объекты и субъекты социального воспитания. Индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания. Взаимодействие субъектов социального воспитания. Человек как объект и как субъект («агент») социального воспитания (социализации). Понятие института воспитания. Жизнедеятельность институтов воспитания. Система социального воспитания. Методика социального воспитания. Методика организации взаимодействия институтов воспитания. Методика обучения субъектов социального воспитания взаимодействию между собой. Методика личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания. Понятие социальной установки (аттитюда). Социология воспитания. Понятие «социализация». Социализация как явление и как процесс. Социализация как процесс интеграции («вхождения») личности в социум. Социализация как развитие личности в многоплановом процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом. [4] Стихийная и целенаправленная социализация, т.е. социальное воспитание. Социализация как процесс самоизмене́ния личности. Социализация как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Понимание социализации в качестве «социального научения» в необихевиоризме. Характеристика социализации человека как результата его социального взаимодействия с другими людьми в символическом интеракциони́зме. Определение социализации в качестве самоактуализа́ции человеческого «Я» в гуманистической психологии (Абрахам Масло́у, Гордон О́лпорт, Карл Ро́джерс и др.). Социализация как социально-педагогическое явление. Социализация как общественно-культурное явление. Процесс социализации личности. Возрастные этапы социализации личности. Взаимосвязь возраста и социального развития личности. Понятие социального института. [5] Социально-психологические, политико-экономические и территориально-географические факторы, влияющие на продуктивность социализации личности (по Анатолию Викторовичу Му́дрику). Концепция Анатолия Викторовича Му́дрика об основополагающих факторах, определяющих собою процесс и результат социализации личности. Типология факторов социализации. Ми́крофакторы социализации: семья и домашний очаг; соседство и микросо́циум; группы сверстников и субкультура; институты воспитания, другие организации (общественные, государственные, частные, религиозные организации). Ме́зофакторы социализации: СМК (СМИ); тип поселения (деревня, село, посёлок городского типа, малый город, средний город, крупный (большой) город, «город-миллио́нник», мегаполис; регион (региональные условия). Ма́крофакторы социализации: страна; этнос; общество; государство. Ме́гафакторы социализации: космос; планета; мир. Объективные («заданные») условия социализации. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Характеристика викти́много (от лат. victima - жертва) социального поведения личности. Объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Средства и агенты социализации. Профессиональная специфика агентов социализации (воспитатели, педагоги, милиционеры, политики и т.д.). Общественные способы социализации личности (по Анатолию Викторовичу Му́дрику): традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Разнообразные подходы к проблеме социализи́рованности человека и включённости человека в общественные связи. Понятия социализации, де́социализаации и ре́социализации. Механизмы (социальные и психические формы) социализации личности: внешняя/внутренняя мотивация по Сергею Леонидовичу Рубинште́йну, интериоризация/экстериоризация по Льву Семёновичу Выго́тскому, идентификация/отчуждение по Валерии Сергеевне Му́хиной, адаптация/де́задаптация, ре́адаптация, конформизм/нонконформизм и пр. Характеристики личностного развития как характеристики среды развития личности, т.е. как характеристики общества, социума. Понятие социальной ситуации развития личности. Социальная ситуация развития личности как явление, относящееся не только к ребенку, но и ко взрослому. Социальная ситуация развития личности в качестве сущностной понятийной характеристики любого возрастного периода развития ребенка и взрослого, введенная в психологический тезаурус [6] Л.С. Выго́тским. Социальная ситуация развития личности, по Л.С. Выго́тскому, как единственное и неповторимое, специфическое для данного конкретного возраста, отношение между человеком и средой, которое определяет две основные социальные характеристики развития личности. Первое: объективное место ребёнка и взрослого в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к ребёнку обществом. Второе: особенности понимания (осознания) ребёнком и взрослым занимаемой социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми. «Социальная ситуация развития ставит перед любым субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте», – писал Л.С. Выго́тский. [7] Обоснование того, что психическое развитие человека детерминировано, предопределено влиянием на него двух основных групп факторов, – факторов среды и факторов наследственности. Совместная деятельность и общение в качестве оснований и движущих сил развития человека (Алексей Николаевич Лео́нтьев). Основные, базовые социально-психологические механизмы социализации: интериоризация и экстериоризация (по Л.С. Выго́тскому). Интериоризация (от лат. interior – внутренний) – буквально: переход извне внутрь. Интериоризация в качестве усвоения, «присвоения» субъектом своего социального опыта взаимодействия с обществом (с большими и малыми социальными группами). Интериоризация как некая объективация человека в социальной среде. Интериоризация как психологическое научное понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и через овладение внешними знаковыми средствами. Результат процесса интериоризации: формирование социального опыта личности и «построение» её психических процессов, происходящее на основе взаимодействия с другими людьми (например, формирование внутренней речи на основе внешней речи). Интериоризация в смысле любого усвоения и присвоения какой-либо информации, каких-то знаний, социальных ролей, ценностных предпочтений и т.п. Теория Л.С. Выго́тского: формирование внутренних средств общения (например, внутренней речи) «овеществляющееся» в рамках совместных видов деятельности людей и коммуникации между ними. Отнесение Л.С. Выго́тским понятия «интериоризация» (синонимы Л.С. Выго́тского: «вра́щивание», «овну́тривание») к формированию т.н. системного строения сознания, понятийно в науке противопоставляемого т.н. смысловому строению сознания. Экстериоризация (от лат. eхterior – внешний, наружный) как «вынесение вовне» результатов умственных и эмоциональных психических действий, осуществляемых во внутреннем плане, воплощение их в идеальном и/или материальном продукте, являющимся результатом психической и внешней деятельности субъекта. Например, реализация изобретателем своего замысла в той или иной конструкции, выраженной, сделанной графически или предметно; воспроизведение художником в виде рисунка, в виде картины тех образов, которые создаются первоначально т.н. внутренним взором, т.е. – в и́нтраплане, во внутреннем плане действия - по Петру Яковлевичу Гальперину. «Осуществление» экстериориза́ции в процессе творчества. Экстериоризация в качестве этапа, завершающего творческий процесс. Экстериоризация и творческое мышление (концепция Якова Александровича Пономарё́ва). Утверждение того, что при решении любой научной или учебной задачи, при деятельности по разрешению фактически любой практической задачи, можно обнаружить тесную связь и чередование внутреннего и внешнего (интериоризации и экстериоризации), – по Сергею Леонидовичу Рубинште́йну. «Продукты» (результаты) экстериоризации. Обоснование того, что результаты умственных действий, совершаемых человеком в процессе решения задачи в уме, записываются, словесно выражаются или изображаются им в виде графических схем, цифр, а также реализуются им в тех или иных вербальных и практических действиях (подход С.Л. Рубинште́йна). Подчёркивание того, что как направление умственной, эмоциональной, волевой и мотивационной психической деятельности, экстериоризация противоположна интериоризации, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме. Раскрытие того, что в ходе психического развития ребенка и взрослого формируются и совершенствуются оба данных процесса. Экстериоризация в качестве некоей субъектива́ции человеком социального опыта, приобретенного им в процессе жизнедеятельности и возврат этого социального опыта в социум в переделанном, трансформированном и творчески переработанном виде. Рассуждение о том, что именно так, за счет этого процесса и происходит социально-культурное развитие общества. Социально-психологическое выявление Валерией Сергеевной Му́хиной, на основе механизмов интериоризации и экстериоризации, следующих социализацио́нных механизмов: «идентификация» и «отчуждение». Идентификация в качестве социально-психологического соотнесения субъектом себя самого с другими людьми, с какой-либо социальной и/или профессиональной, культурной группой. Отчуждение в качестве социально-психологического обособления субъекта от социума и/или от какой-либо социальной (профессиональной, культурной) группы. Раскрытие того, что такие механизмы социализации человека как идентификация и отчуждение очень важны для общественного становления (социализации) каждой личности. Рекомендуемая по теме № 2 литература (раздел № I). 1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2008. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008. 3. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. 4. Андреева Г.М., Донцов А.И. Межличностное восприятие в группе. / Г.М. Андреева, А. И. Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 205 с. 5. Андреева Г.М., Белинская Е.П., Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. и др. Социальная психология в современном мире. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2002. – 335 с. 6. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008. 7. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. 8. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004. 9. Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости / А. И. Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 126 с. 10. Донцов А.И. Психологическое единство коллектива. / А. И. Донцов. – М.: Изд-во Знание, 1982. – 163 с. 11. Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. / А. И. Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с. 12. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Введение в практическую социальную психологию. / А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 123 с. 13. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 4, 1997. – С. 75-86. 14. Донцов А.И., Токарева М.Ю. Социальный контекст как фактор взаимодействия меньшинства и большинства. // Вопросы психологии. № 3, 1998. – С. 115-123. 15. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности. // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Жукова Ю.М., Петровской Л.А., Соловьёвой О.В. – М.: Изд-во Смысл, 1999. – С. 7-21. 16. Донцов А.И., Гончарова В.А. Холокост как феномен социальной памяти // Век толерантности: научно-публицистический вестник. 2001, № 1. 17. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Социальная психология в современном мире. Тематический сборник научных трудов. Составители: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2003. – С. 175-182. 18. Донцов А.И. Личность в группе: проблема сплочённости. // Социальная психология. Хрестоматия. / Составители: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2003. – С. 229-241. 19. Донцов А.И., Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Психология больших социальных групп // Социальная психология в современном мире. Тематический сборник научных трудов. Составители: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. – М.: Аспект Пресс, 2002. 20. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Жуков Ю.М. Группа – коллектив – команда // Социальная психология в современном мире. Тематический сборник научных трудов. Составители: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. – М.: Аспект Пресс, 2002. 21. Донцов А.И. Проблема социальной группы в зеркале этнопсихологии. // Этнопсихология: Учебник для Вузов / Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2004. 22. Донцов А.И. Деятельность совместная. // Социальная психология. Словарь. Под редакцией М.Ю. Кондратьева. – СПб.: Речь, 2005. 23. Донцов А.И. Взаимодействие межличностное. // Социальная психология. Словарь. Под редакцией М.Ю. Кондратьева. – СПб.: Речь, 2005. 24. Донцов А.И. Динамика групповая. // Социальная психология. Словарь. Под редакцией М.Ю. Кондратьева. – СПб.: Речь, 2005. 25. Донцов А.И. Единство предметно-ценностное. // Социальная психология. Словарь. Под редакцией М.Ю. Кондратьева. – СПб.: Речь, 2005. 26. Донцов А.И. Интеграция групповая. // Социальная психология. Словарь. Под редакцией М.Ю. Кондратьева. – СПб.: Речь, 2005. 27. Донцов А.И. Конформность. // Социальная психология. Словарь. Под редакцией М.Ю. Кондратьева. – СПб.: Речь, 2005. 28. Донцов А.И. Совместимость межличностная. // Социальная психология. Словарь. Под редакцией М.Ю. Кондратьева. – СПб.: Речь, 2005. 29. Донцов А.И. Согласие групповое. // Социальная психология. Словарь. Под редакцией М.Ю. Кондратьева. – СПб.: Речь, 2005. 30. Донцов А.И. Сплочённость групповая. // Социальная психология. Словарь. Под редакцией М.Ю. Кондратьева. – СПб.: Речь, 2005. 31. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б. Социальная стабильность: от психологии до политики / А. И. Донцов, Е. Б. Перелыгина. – М.: ЭКСМО, 2011. – 544 с. 32. Донцов А.И. Макробезопасность современного российского общества // Макропсихологические аспекты безопасности России. – М.: ОПТИМ ГРУПП, 2012. – С. 292-380. 33. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические и социальные особенности студенческого, юношеского возраста // Устойчивое развитие муниципальных образований: вопросы теории, методологии и практики. Материалы VI Международной научно-практической конференции в 3-х томах, 25-26 октября 2012 года. / Под редакцией к. пед. н. С.И. Карповой. – Одинцово, АНОО ВПО «ОГИ», 2012. Том II - 342 c. - С. 68-82. 34. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра // Социальная психология. Хрестоматия. / Сост.: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2012. – С. 170-179. 35. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б. Параметры образовательной среды в формате психологии безопасности // Научно-практический журнал «Человеческий капитал», № 7 (67), 2014. – С. 4-7. 36. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б. Управление стратегической неопределённостью для обеспечения психологической безопасности // Стратегии обеспечения психологической безопасности в условиях неопределённости: материалы V международного симпозиума. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2014. – С. 25-30. 37. Донцов, Александр Иванович. Феномен зависти: Homo invidens? / Александр Донцов. – М.: ЭКСМО, 2014. – 512 с. 38. Донцов А.И., Зинченко Ю.П., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Психология безопасности. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2015. – 276 с. 39. Донцов Д.А., Денисов А.А., Сенкевич Л.В. Социальная психология. Учеб.-метод. пособие по дисциплине «Социальная психология». Специальность 030301.65 «Психология». – ФГБОУ ВПО «ГКА им. Маймонида». – М.: Изд-во «Человек», 2010. – 80 с. 40. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сухова Г.В. Детская возрастная психология: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – 203 с. 41. Донцов Д.А., Донцова М.В., Сухова Г.В., Матвеева О.В. Психология дошкольного возраста и готовность к школе: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – 116 с. 42. Донцов Д.А., Донцова М.В., Матвеева О.В., Поляков Е.А. Психология общения. Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». Под ред. А.И. Донцова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – 128 с. 43. Донцов Д.А., Донцова М.В., Сухова Г.В., Матвеева О.В. Психология подросткового возраста: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – 134 с. 44. Донцов Д.А. Психология общения: Программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012. – 97 с. 45. Донцов Д.А. Роль общения в психическом развитии ребёнка. Программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012. – 76 c. 46. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2010. 47. Зинченко Ю.П., Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Зотова О.Ю. Макропсихологические аспекты безопасности России. Коллективная монография. – М.: ОПТИМ ГРУПП, 2012. – 664 с. 48. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. – М.: АСТ, 2010. 49. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. – М. ПЕР СЭ, 2008. 50. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика. – М.: ПЕР СЭ, 2007. Леббон Г. Психология народов и масс. – М.: Академический проект, 2011. 51. Майерс Д. Социальная психология. Перевод с английского. – СПб.: Питер Ком, 2006. 52. Московичи С. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. 53. Молчанова Е.В., Донцов Д.А. Психология семейных отношений: Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов по специальности 030301.65 «Психология». – Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2011. – 84 с. 54. Мудрик А.В. Социализация человека. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. 55. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. педагог. вузов. Под ред. В.А. Сластёнина. - 5-е изд., доп. – М.: Академия, 2005. 56. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. – М.: МПСИ, 2006. 57. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Изд. 2-е, перераб. – М.: МПСИ, 2008. 58. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. - 9-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 2004. 59. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: ИГУП, 1999. 60. Петровский А.В. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1990. 61. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001. 62. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 63. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 64. Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системные основания психологии // Системная психология и социология, том 1, № 1, 2010. 65. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
ТЕМА № 3. «ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ». [8] Общая характеристика разнообразных научных теорий развития и формирования личности. «Теория личности» как совокупность гипотез и положений о природе и механизмах развития личности. «Теория личности» в качестве не только доводов и объяснения, но и в качестве определённого рода предсказания поведения и деятельности человека, – согласно А.И. Подольскому. Теории развития личности иностранных авторов. I. Теория т.н. «мно́жественной личности» Уильяма (Вильяма) Дже́мса. [9] «Личность формируется в процессе постоянного взаимодействия инстинктов, привычек и личного выбора. Человек не является единым целостным «Я», а представляем собой множество «Я», при этом некоторые сегменты связаны между собой в большей степени, чем другие», – У. Дже́мс. Структура личности по У. Дже́мсу: т.н. «Наше Я», «Биологическое Я», «Реальное Я», «Социальное Я», «Духовное Я». II. «Психодинами́ческая» теория развития и структуры личности Зигмунда Фре́йда (Фро́йда). [10] «Личность – это динамическая конфигурация процессов, находящихся в нескончаемом конфликте», – писал З. Фре́йд. Строение психического аппарата по З. Фре́йду: сфера неосознаваемого (бессознательное и предсозна́тельное – частично осознаваемое) и сфера сознания. Врождённые бессознательные влечения к жизни и смерти (э́рос и тана́тос) по З. Фрейду. Структура личности по З. Фрейду: «Оно» («Ид» или бессознательное), «Я» («Эго» или сознательное), «Све́рх-Я» («Су́пер-Эго» или на́дсознательное). Стадии т.н. психосексуа́льного развития личности по З. Фрейду, – оральная стадия, анальная стадия, фаллическая стадия, латентный период, генитальная стадия. Стадии возрастного развития, выделенные З. Фрейдом, являются сутью психоаналитической концепции периодизации возрастного развития индивида. Периодизация возрастного развития в психоанализе основана на интерпретации сущности личностной и возрастной динамики сексуальности (психосексуа́льное развитие личности как генеральный аспект личностного развития). Разделение периодов жизни человека на этапы, в психоанализе связывается с последовательно активизирующимися зонами (телесными областями) в которых находит свое удовлетворение базовая и основополагающая сексуальная и агрессивная энергия (исходящая из «Ид»), – т.н. «либидо» («либидо́зная энергия»). При этом, З. Фрейд считал, что при «нормальном» развитии каждый человек проходит определенные стадии развития либидо именно в выделенной им последовательности (См. Приложение № 3 к данному труду). III. Индивидуа́льная («индивидуалисти́ческая») теория развития личности Альфреда А́длера. [11] «Личность – уникальная система мотивов, черт, интересов, ценностей; каждое действие человека несет печать свойственного именно ему жизненного стиля», – А. А́длер. Понятия «чувства общности», «чувства неполноценности» и «стремления к превосходству» по А. А́длеру. Жизненный стиль личности и основные жизненные цели (задачи) любого человека – работа, дружба, любовь, – по А. Адлеру. Сменяемость этих целей как доминирующих (ведущих, первичных), замещающих (вторичных), третьестепенных на разных этапах развития личности и в разных возрастах. Социально-психологические установки (аттитюды) и типология жизненного стиля личности по А. Адлеру, – «управляющий» тип, «берущий» тип, «избегающий» тип, «социально-полезный» тип. А. Адлер полагал, что структура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни,который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за недоразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности,в попытках преодолеть которое и утвердить себя складываются его цели (стать агрессивным, могущественным, недосягаемым). Важно, чтобы стремление к превосходству,вытекающее из чувства неполноценности, сочеталось с социальным интересом,т.е. стремление к превосходству должно быть социально позитивно, включать стремление к благополучию всех людей. Если у человека социальный интерес выражен недостаточно, то такой человек эгоистичен, борется за личное превосходство и главенство над другими, поглощен своими интересами и самозащитой. Социальный интерес должен развиваться в семье матерью через чувство сотрудничества, установление взаимосвязей и товарищеских взаимоотношений. Мать должна поощрять направление социального интереса за пределы сферы её внимания. Преувеличение здорового стремления постоянно преодолевать чувство неполноценности может переоформиться в комплекс неполноценности – навязчивую тенденцию преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности подчас через неадекватные действия, лишённые социального интереса (постоянная демонстрация своей компетентности, склонность к конкуренции, привычка постоянно «сажать в калошу» других). IV. Аналити́ческая (глуби́нная) теория развития психики личности Карла Густава Ю́нга. [12] Сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное как основные элементы структуры личности по К.Г. Ю́нгу. Структура индивидуального бессознательного личности по К. Юнгу: «Я» («Эго»), как центральных компонент личного сознания, как бы собирающий все разрозненные элементы психики в единое целое; «Персона» (та часть нашей личности, какую мы показываем миру – какими мы хотим быть в глазах других людей); «Тень» (совокупность вытесненных представлений о самом себе); «Самость» (самостоятельное познание смысла жизни, соотносится с «Эго»); «А́нима» (источник ласки и влечений); «А́нимус» (источник непререкаемых суждений). Психологические типы личности по Карлу Юнгу. Направленность субъекта на внешний мир (экстраверсия). Направленность субъекта на внутренний мир (интраверси́я) как основные формы выраженности личности по К. Юнгу. «Индивидуализация» как стремление личности к целостности и к полному воплощению своих возможностей по К. Юнгу. Доминирование определённой психической функции (эмоции, мышления, ощущения, интуиции) в тех или иных психологических типах по К. Юнгу. Эмоциональный («чувственный»), мыслительный, интуитивный и «ощущающий» типы личности по К. Юнгу. Техника свободных ассоциаций в качестве одного из основных методов психиатрического исследования по К. Юнгу. Понятие «комплексы» в интерпретации К. Юнга. Отвержение К. Юнгом сексуальной интерпретации «либидо» З. Фрейдом. Понимание К. Юнгом «либидо» как общей психической энергии (принимающей разнообразные формы). Концепция К. Юнга о коллективном бессознательном (социально-психологическое «дополнение» индивидуального бессознательного «разработанного» З. Фрейдом). Теория К. Юнга об архетипах (архетип матери, архетип отца и пр.) как о неких массовых слабоосо́знанных представлениях. Архетип «Са́мости» («Эго» по З. Фрейду) в качестве центрального психического образования личности по К. Юнгу. Соотнесение К. Юнгом архетипа отца со структурой личности «а́нимус», архетипа матери со структурой личности «а́нима». V. «Социокульту́рная» теория развития личности Карен Хо́рни. [13] «Личность – это субъект, активно взаимодействующий с окружающим миром, - на личность более всего влияют социум и культура», – К. Хо́рни. Две основные потребности личности по К. Хорни: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Нереализация потребности в безопасности, – по К. Хорни, приводит к базальной враждебности или базальной тревоге, – т.н. базальной тревожности. Тревожность в качестве черты личности, – по К. Хорни. Базальная (базовая, личностная) тревожность и ситуативная тревожность. Тревожность как свойство личности и тревога как психическое эмоциональное состояние. Невротические потребности по К. Хорни: потребности в любви и одобрении; в руководящем партнере; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности; в безупречности. Категории («измерения») основных стратегий поведения (типов личности) по К. Хорни: ориентация к людям/на людей (уступчивый тип); ориентация от людей (обособленный тип); ориентация против людей (враждебный тип). «Образ Я» (включающий знание о себе и отношение к себе) адекватный или неадекватный, – по К. Хорни. VI. «Эго-иденти́чная» теория развития личности Эриха Фро́мма. [14] «Личность - это целостность врождённых и приобретённых психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным», – Э. Фро́мм. Личностная идентичность по Э. Фро́мму. Пять т.н. экзистенциальных [15] потребностей по Э. Фромму: потребность в установлении связей; потребность в преодолении; потребность в корнях; потребность в идентичности; потребность в системе взглядов и потребность в преданности. Т.н. непродуктивные типы характера по Э. Фромму: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный типы характера. Продуктивный тип характера по Э. Фромму: целостный, любящий и творческий индивидуум, – представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества. VII. «Эпигенети́ческая» теория развития личности Эрика Э́риксона. [16] «Личность – это принятие целостного образа себя в единстве с многообразными социальными связями личности. Личность носит (имеет) биосоциа́льный и адаптивный характер поведения, центральным, интегративным качеством которого выступает психосоциальная идентичность», – Э. Э́риксон. Стадии психосексуа́льного и социально-психологического развития по Э. Э́риксону: младенчество, или орально-сенсо́рная стадия; раннее детство, или мышечно-анальная стадия; возраст игры, или локомоторно-генита́льная стадия; школьный возраст или латентная стадия; подростковый и юношеский возраст; «ранняя» зрелость; «средняя» зрелость; «поздняя» зрелость. Так называемые возрастные социально-психологические «фиксации» по Э. Эриксону: автономия/стыд и сомнение; трудолюбие/чувство неполноценности; инициатива и ответственность/чувство вины; идентичность/ролевая диффузия; интимность/изоляция; продуктивность/стагнация; эго-интегри́рованность/отчаяние. «Эго» в качестве ведущей структуры личности по Э. Эриксону. Стремление «Эго» к соматической, личностной и социальной идентичности с позиций Э. Эриксона. Наиболее широкое распространение на Западе и мировое признание, наряду с теорией стадий возрастного развития З. Фрейда, получила так же и теория стадий возрастного развития Э. Э́риксона. Э. Эриксон развил теорию З. Фрейда, выделил и обосновал социальный аспект развития людей, как основной культурно-личностный критерий периодизации возрастного развития человека. В основание возрастной периодизации Э. Эриксоном были положены процессы психофизического созревания человека, процессы социализации личности и процессы развития индивидуальной сознательности («развитие сознательного Я»). Э. Эриксон придавал большое значение наличию или отсутствию родительской любви, – как фактору положительного или отрицательного психологического развития личности, особенно во младенческом, раннем и дошкольном возрастах жизнедеятельности ребёнка. Э. Эриксон особое внимание уделял социально-психологическим параметрам развития личности на том или ином возрастном этапе жизнедеятельности (См. Приложение № 3 к данному научно-учебному труду). VIII. «Социокультурно-психоаналити́ческая» теория развития и структуры личности Эрика Бё́рна (Бе́рна). [17] «Личность – это живая энергетическая система, напряжение которой вызывают желания, и задача личности – удовлетворять эти желания, не вс Date: 2015-10-21; view: 623; Нарушение авторских прав |