Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика звукопроизношения в норме 3 page





Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов НА, ПОД: Книга лежит на столе. А еще может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т.д.). Мяч упал под стол. Куда еще может закатиться (Под шкаф, под кровать, под скамейку и т.д.)

При этом логопеду следует голосом выделять предлог и изменяе­мое скончание: положить НА стол, ПОД стол, ЛЕЖИТ на столе, ПОД столом.

Таким образом, большая роль в занятиях отводится слушанию грамматических форм, причем внимание детей направляется интонаци­ей, паузой, ударением.

После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепление правильного и сознательного употреб­ления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или по аналогии. Широко используются при этом постановочные (предложения) упражнения. Например, детям нужно вставить пропущенный предлог.

Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего заданной ситуации, например: Яблоки лежат ПОД столе, кошка сидит на столом. Какие "маленькие слова" надо изменить?

Можно использовать и такой вид работы: раздать детям по 2 предмета (мяч и игрушка, коробка и карандаш, книга и картинки и т.д.), предложить самостоятельно подумать, а затем продемонстри­ровать ряд действий с использованием этих предметов. Затем предложить им составить предложение так, чтобы в нем обязательно было одно из "маленьких слов" - НА, ПОД. Например: Я положил картинку на книгу, мячик под шкаф и т.д.

Осознанное употребление предложенных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутье и явление переноса. При под­боре упражнений, направленных на формирование грамматических навыков, следует включать лексические единицы знакомые детям.

Обучение составлению и распространению предложений путем введения однородных членов, объединение этих предложении в короткий рассказ занимают значительное место в системе занятий II периода обучения. Одновременно отводится специальное время на упражнения, помогающие овладеть навыками составления рас­сказа по картине и серии картин.

Статические картины включают в себя тот дидактический матери­ал, который может служить основой для рассказа - описания. Детям предлагается рассмотреть предмет (игрушку), с помощью логопеда выделить основные качества (цвет, величину, форму, мате­риал, из которого он сделан), а также назначение предмета. После чего, опираясь на план, предложенный логопедом, ребенок состав­ляет короткий рассказ. В случае возникновения затруднений лого­пед дает образец своего рассказа - описания, который ребенок по­вторяет. Далее проводится аналогичная работа с рассматриванием и описанием другого предмета (игрушки), но уже предусматривается большая самостоятельность ребенка (сам составляет рассказ, используя план).

Динамические картины включают в себя дидактический матери­ал, позволяющий ребенку рассказать о событиях, изображенный на них, о последовательно сменяющихся ситуациях.

Составлению рассказа по картине предшествует следую­щая работа:

а) рассматривание картины,

б) уточнение понимания отдельных слов,

в) беседа по вопросам с целью выяснения понимания содержания картины.

Затем дается план, опираясь на который дети составляют рассказ.

В процессе работы над рассказом по картине можно включить элементы рассуждения. Логопед задает вопросы типа: Почему заплакала Наташа? Почему ты решил, что наступило лето? и т.д.

Для составления рассказа по картине можно рекомендовать такие серии, как

"Мы играем", "В детском саду", "Наша Таня", "Зимние забавы", иллюстрации к русским народным сказкам.

В процессе всей этой работы логопед приучает детей удерживать в памяти заданный план в строгой логической последовательности, рассказывать прежде всего о гласных событиях.

Большое вместо в формировании связной речи занимает рассказ. На первоначальных занятиях с целью развития слуховой памяти и внимания предлагаются следующие упражнения:

а) запоминание коротких текстов из 3-4 предложений, связанных между собой по содержанию. Материал подбирается из слов с правильно произносимыми звуками. Рекомендуется давать упражнения с деформированным текстом;

б) подбор коротких рассказов из 3 предложений, которые лого­пед называет в нарушенной, последовательности. Дети должны восста­новить последовательность в деформированном тексте.

Например:
Мальчики закрывает ворота гаража. Дети нагружают самосвал кирпичом. Дети строят гараж.


При планировании занятий по пересказу подбираются тексты с простой и понятной фабулой, с четко выраженной, логической последовательностью действий,

Пересказ предполагает развитие у детей таких речевых умений как репродукция, комбинирование, конструирование. Значение пере­сказа велико в плане развития логического мышления, логичности речи. В обучении детей пересказу рекомендуется поэтапность.

Сначала логопед проводит краткую беседу, подводя детей, к теме рассказа. Например:

- Кто из вас, дети, видел ежика?

- Чем покрыто тело ежика?

- Чем питаются ежи и т.д.

Далее логопед предлагает послушать рассказ про ежа (без нацели­вания на пересказ). Прослушав рассказ, дети отвечают на вопросы по его содержанию.

Повторное чтение рассказа сопровождается остановкой логопеда: "Прослушайте внимательно рассказ, вы будете его пересказывать". Затем логопед задает несколько вопросов и предлагает детям пересказать прослушанный рассказ.

Это занятие проводится о подгруппой из 6-8 детей. Рекоменду­ется прослушать пересказ 1-2 детей, предупредив остальных, чтобы они слушали внимательно и в случае необходимости помогли исправить ошибки. В ряду случаев при пересказе используется фланелеграф и отдельные эпизоды рассказа наглядно оформляются на доске (с помощью фигур действующих лиц). Для воспитания устойчивого и активного внимания можно предложить детям пересказ "по цепочке' а также драматизацию фрагментов рассказа. При проведении всех видов работы по обучению пересказу необходимо стремиться к тому, чтобы дети правильно употребляли ранее отработанные грамматические категории и поставленные звуки. Ниже приводятся примерные конспекты фронтальных занятий.

ТЕМА: Притяжательные прилагательные.

ЦЕЛЬ: Практическое усвоение в речи притяжательных прилагательных.

Примерный ход занятий.

I. Организационный момент.

Отгадывание загадок.

ЛОГОПЕД:

-К нам пришли гости. Угадайте, кто это?

По деревьям скок-скок,

да орешки щелк-шелк. (Белка)

Ходит летом косолапо,

а зимой сосет он лапу. (Медведь)

Рыжая, хитрая, кур таскает. (Лиса).

Догадались, кто у нас в гостях?

Дети: Звери.

Логопед: У каждого большого зверя есть дети - звереныши. Давайте назовем их.

Затем проводится игра "Найди свою маму". Детям разда­ются маски зверей. Каждый надевает на себя маску и зовет своего детеныша. Например: Я лиса. Где мой лисенок? Я белка. Где мой бельчонок? Я медведица. Где мой медвежонок "Звери" находят друг друга и строятся парами.

II. Игра" Чей хвост, чьи уши?"

На доске выставлены картинки с изображением зверей. Логопед спрашивает детей, что они видят на картинках, что общего у этих зверей (морда, хвост, лапы, уши, туловище).

Логопед: Послушайте, дети, как называются части тела различных животных. Это лиса. Чья морда? - лисья. Это волк. Чья морда? - волчья. Чей хвост? Волчий, лисий. Чьи уши? - Волчьи, лисьи.

III. Детям раздаются картинки с изображением животных, где перепутаны разные части их тела. Дети должны подобрать соответствующие картинки.

IV. Игра" Найди свой домик".

Логопед: Все звери живут в домах, которые по-разному называются:

конура, нора, гнездо, берлога. Давайте для каждого зверя найдём домик. Выбрать зверя вам помогут картинки, на которых нарисованы части тела этих животных. Например: Это лисий хвост. Мой зверь - лиса, Она живет в норе. Это белий хвост. Мой зверь - белка. Она живет в дупле и т.д.


V. Итог занятия.

Логопед выставляет на доске 4 предметных картинки. Дети должны их назвать и определить лишнюю, объяснив, почему она не подходит.

Например: лисий хвост, заячий хвост, медвежий хвост; беличья морда, лисья морда, медвежья морда, медвежьи лапы, заячьи уши.

ТЕМА: Приставочные глаголы.

ЦЕЛЬ: Практическое усвоение в речи приставочных глаголов.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Логопед: Сядет тот, кто сможет повторить ряд слов: воротник, манжеты, рукава; подкладка, вешалка, молния; кнопки, пет­ли, пояс.

П. Повторение приставочных глаголов, образованных от глагола ходить.

Логопед: На одном из предыдущих занятий мы говорили о действи­ях, которые выполняли ребята: один мальчик ходил по комнате, другой - переходил через комнату, третий -выходил из дома.

- Было одно действие - ходить, а маленькие части слова - ПЕРЕ-, ВЫ-, ПОД-, ЗА- изменяли это действие.

- Покажите картинку, где мальчик выходит из комнаты, переходит через комнату, подходит к двери. Какие маленькие части слова изменяли значение (слова) действия?

- ВЫ-, ПЕРЕ-, ПОД-.

Логопед: Сегодня мы будем говорить о другой действии - шитье,

Посмотрим, как маленькие части слова ПОД-, ВЫ-, ЗА- будут изменять значение действия (На столе размещается большая кукла-мама со швейной машинкой).

Логопед: Сейчас вы будете одним словом отвечать на мои вопросы.

- Что делает мама? - Шьет,
- Что шьет мама? - Рубашку.

- Что еще может шить мама? - Платье, кофточку и др.

Скажите все предложение полностью: мама шьет платье.

Но вдруг у платья оторвался рукав. Что нужно сделать с рукавом? Я подскажу только часть слова, а вы догадайтесь дальше сами: при...

- Пришить.

- Что можно пришить к рубашке? Платью? (Дети составляют предложения типа: мама пришивает рукав).

Логопед продолжает: Залез Вова на забор в новой рубашке и зацепился и рубашку разрезал. Пришел к маме и просит рубашку за-шитъ.

- Что делает мама?

- Зашивает рубашку.

Дети составляют предложения типа: Мама зашивает рубашку.

Логопед: К нам в гости пришла кукла Таня. Вам нравится её пла­тье? Оно длинное. Что нужно сделать? Подскажу только часть слова - под-, а вы назовите, какое действие выполняла мша, чтобы платье, стадо короче?

- Подшила. Мама подшила платье.

- Вспомните и назовите все действия, которые выполняла мама.

- Мама шила, зашивала, пришивала, подшивала.

III. Игра "Угадай слово".

Для игры используются наборы предме­тов: швейная машинка, нитки в катушках, нитки - мулине, пяльца, молния, куртка, пальто, пуговица, платье с оторванным рукавом, колготки с дыркой и т.д.

Логопед: Посмотрите, что лежит у меня на столе. А теперь догадай­тесь, какие действия можно выполнить с этими предметами. Надо выйти к столу, взять 2 предмета и придумать дейст­вие, но так, чтобы использовать части слова: вы-, при-, за


Дети выполняют действия и составляют предложения.

Например: Я при­шиваю молнию. Я зашиваю колготки. Я вышиваю салфетку и т.д.

Логопед: А теперь я буду говорить только маленькую часть слова, а вы должны догадаться, о каком действии я подумала: при-, вы-, за- и т.д.

Логопед еще раз обращает внимание детей на то, как маленькие части слова при-, за-, под- помогают правильно выполнить разные действия.

IV. Игра "Сошьем сами платье"

Логопед: Давайте сошьем кукле платье к празднику. Я его только начала шить, а продолжать будете все вместе. Детали платья лежат у меня на столе. Назовите их и скажите, что вы будете с ними де­лать (пришивать рукава, манжеты, карман, воротник, пояс).

Действия выполняются детьми. Они составляют предложения.

Например: Я вышиваю узор. Я пришиваю воротник и т.д.

V. Итог занятия.

Логопед: Вспомните и назовите, какие действия мы сегодня выполняли и какие маленькие части слова нам в этом помогали.

Дети: Мы шили, подшивали, зашивали, пришивали, вышивали.

 

ТЕМА:"3ИМА"

ЦЕЛЬ: Составление рассказа по теме "Зима".

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто запомнит и повторит следующие слова: холодная, морозная, снежная зима; белый, пушистый снег; холодные, крупные снежинки; прозрачный, гладкий, ровный лед; холодный, сильный ветер; снегири, воробьи, синицы.

II. Беседа о зиме.

Логопед: Я вам загадаю загадку:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой),

-Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Какое сейчас время года? (Зима).

-Какая погода стоит зимой? (Холодная)

-Если зимой холодно, то какая это зима? (Холодная)

-Что выпадает зимой? (Снег)

-Если зимой снежно, то значит зима какая? (Снежная)

-А если зимой морозно, то какая зима? (Морозная)

Аналогично дети образуют прилагательные от наречий РАНО, ПОЗДНО, МЕТЕЛЬНО; РАННЯЯ. ПОЗДНЯЯ, МЕТЕЛЬНАЯ.

-А если зимой очень холодно, дуют сильные ветры, то зима какая? (Студеная).

-Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы рассказали.

-Какая зима? (Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, метельная, студеная).

-Сейчас будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными и непохожими друг на друга. Вот, например: послушайте, какое я составила предложение: Наступила холодная, суровая зима.

Логопед выкладывает на фланелеграфе деревья, дом, облака. Дети составляют предложения о зиме.

Логопед: - Вы говорили, что зимой падает снег. Какой выпадает снег (Белый, пушистый, легкий, блестящий, холодный, липкий, мокрый,.,)

Дети составляют распространенные предложения о снеге: Выпал липкий, белый снег. (На фланелеграфе выкладывайте снег).

Логопед: - Какие бывают сугробы? (Большие, высокие, мохнатые» пушистые). Составьте предложение.

Дети: Появились огромные пушистее сугробы.

Логопед: - Что происходит с реками, озерами, прудами зимой?

Дети: - Они замерзают, покрываются льдом,

Логопед: - Какой бывает лед? (твердый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий). Раки и озера по­крылись прозрачным, скользким льдом. (На фланелеграфе выставляется соответствующая картинка).

Логопед: Назовите птиц, которые зимуют у нас(снегири, воробьи, синицы..)

Если они зимуют, то как их называют? (Зимующими)

Если погода холодная, нет корма, то каково птичкам? (Холодно, голодно)

Дети составляют соответствующие предложения: Зимующим птицам холодно и голодно и т.д.

Логопед: А как можно помочь птицам? (На фланелеграфе картинка, где девочки вешают кормушку и кормят птиц).

III. Составление предложений по сюжетным картинкам и объеди­нение их в рассказ.

У каждого ребенка на столе лежит конверт с сюжетной картин­кой, Логопед предлагает каждому ребенку составить предложение по картинке, а затем объединить их в связный рассказ. Например: Наступила холодная, снежная зима. Выпал блестящий пушистый снег. Появились высокие, мягкие сугробы. Реки и озера покрылись прозрачным твердым льдом. Зимующим птицам холодно и голодно. Дети подкармливают птиц. Они строят для птиц кормушки.

IV. Итог занятия.

Логопед отмечает детей, которые были наиболее активны на занятии.

 

ТЕМА: ПРОСТОЕ РАСПРОСТРАНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ЦЕЛЬ: Закрепление навыка практического построения простого пред­ложения по модели: существительное + глагол I наречие.

Примерный ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Постройтесь в той последовательности, которую я назову: первой будет Наташа, вторым - Илья, за ним - Сергей и т.д.

- Сейчас мы поиграем в игру "Скажи наоборот". Я назову слово, брошу мяч, а вы поймаете мяч и назовете слово наоборот. Кто пра­вильно ответит - сядет.

Я, например - низко, а вы - высоко.

Логопед: Дети:

тепло холодно

медленно быстро

тихо громко

близко далеко

светло темно

Логопед; Послушайте загадку и отгадайте её: «Снежная, метельная, холодная, суровая. Что это?» (Зима).

II. Беседа по сюжетной картинке "Зима".

Логопед: - Какое время года изображено на картине? (Зима)

-Кто вышел гулять? (Дети)

-Во что одеты дети?(Дети одеты в шубы, шапки, валенки)

-Им тепло? (Детям тепло)

-Почему дети одеты тепло? (На улице холодно).

-На чем катаются дети? (Дети катаются на коньках, лыжах, санках).

-Санки катятся с горы. Они катятся медленно?

-Нет, быстро.

-Значит, как катятся санки? (Санки катятся быстро)

-Кого видим вдали? (Лошадь; лошадь идет в гору, ей тяжело).

-Они идет быстро? (Медленно, лошадь идет медленно).

-Дети катаются вместе, они дружат. Как они катаются? (Дети катаются дружно).

- Посмотрите сюда: мальчик упад, он улыбается, а девочка смеется. Им грустно? (Нет, весело). Значит, как играют дети? (весело).

Далее предлагается составить предложение по вопросам: Кто? Что делает? Как? Используется сюжет картины. Например: дети одеты тепло, лошадь идет медленно, дети катаются весело.

IV. Динамическая пауза.

Логопед: Сейчас мы с вами пойдем на улицу играть. Наденем валенки (показывает движения, имитирующие обувание) и прочитаем вместе стихотворение:

Ко-ко-ко,

Ко-ко-ко (Хлопки)

В валенках нам мягко,

Сухо и тепло (притопывание)

V. Составление предложений по демонстрации действий.
Логопед: Сейчас вы будете выполнять действия и рассказывать, кто что делал.

Вызывается 2 помощника, каждому дается задание:

- Ты, Наташа, пой громко. Ты, Илья, пой тихо.

Вопросы к детям:

- Как пел Илья? Как пела Наташа? Кто составит полное предло­жение про Наташу и Илью?

Логопед вызывает новых помощников. Дети выполняют другие дейст­вия и составляют предложения:

-Лена идет быстро.
- Таня идет медленно.

VI. Итог занятия.

Логопед: Сейчас вы поможете мне рассказать: как вы сегодня за­нимались. Я буду говорить, а вы слушайте внимательно и исправляйте меня, води я сделаю ошибку.

-Дети работали дружный (Дети работали дружно)

-Дети отвечали правильный (Дети отвечали правильно)

-Я загадывала загадку, а дети отгадывали быстрей (Дети отгадывали быстро).

3. III, ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(апрель май, июнь)

В третьем периода обучения у большинства детей поставлены и вводятся в речь основные группы звуков» В это время веду­щими становятся занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Важно уделять внимание формированию своевременной речевой реакций, мобильности, освоен­ных речевых средств, воспитанию активности и уверенности в раз­личных видах речевого общения. При планировании логопедической работы необходимо соблюдать последовательность в изучении языкового материала, учитывать закономерности усвоения языка в норме, формирование лексико-грамматических и фонетических средств языка строятся с учётом того, что уже отработано на предшествующих занятиях и что появилось в речи детей спонтанно,

В процессе становления речи ребенка большое значение придается развитию её коммуникативной функции на основе возросшей потребности к общению со взрослыми и сверстниками.

Во время занятий необходимо постоянно создавать такие ситуа­ции, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний (на уровне его возможностей), развивали 6ы у него желание поделиться впечатлениями о событиях своей жизни.

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю.

 

Содержание данных занятий включает в себя:

1. Закрепление навыков употребления обиходных глаголов ч новым лек­сическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действии (ВЫехал, ПОДъехал, Въехал, Съехал и т.д.).

2. Закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов: -0В,-ИН, -ЕВ, -АН, - ЯН (березовый, звериный, вишневый, кожаный, серебряный).

3. Образование наиболее употребительных притяжательных прилага­тельных (волчий, лисий).

4. Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение с использованием суффиксов: -ЕНЬК - ОНЬК - (белый - беленький, легкий - легонький)

5. Усвоение наиболее доступных антонимов (добрый - злой, высокий - низкий и т.п.)

6. Уточнение значений обобщающих слов.

7. Формирование практического навыка согласования прилагатель­ных с существительными в вроде, числе, падеже:

а) с основой на твердый согласный (новый, новая, новое, нового и т.п.);

б) с основой на мягкий согласный (зимний, зимняя, зимнюю и т.д.);

8. Расширение значения предлогов в употреблении с различными падежами:

К- с дательным, ОТ - с родительным, С - с винительным и творительным.

9. Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах.

10. Составление разных типов предложений:

а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний;

б) предложений с противительным союзом А (сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить);

в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (мальчик заплакал, выражающими желательность или нежелательность действия (Я хочу, чтобы пошел снег),

11. Умение определять качество слов в предложении в соб­ственной и чужой речи (два-три-четыре); выделять предлог как отдельное служебное слово.

12. Развитие навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий (Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаши.
Книги он отнес воспитательнице, а карандаши взял себе).

13. Закрепление навыка составления рассказа по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа

и т.п.).

14. Составление рассказов по теме с использованием ранее отрабо­танных синтаксических конструкций. Используется лексический мате­риал ранее отработанных и новых тем.

Примерное распределение количества занятий следующее: 17 заня­тий отводится на формирование словаря и грамматического строя, 33 занятия - на развитие связной речи.

При подборе лексического материала логопед ориентируется на тематические циклы "Весна", "Транспорт" (Повторение всех ранее пройденных тем). Успех коррекционной работы на этом этапе во многом определя­ется созданием естественной речевой среды. Правильно организован­ная учебно-речевая деятельность является одним из путей формирования мотивации.

Интерес к занятиям, эмоциональный настрой детей поддерживается введением игровых моментов, широким использованием наглядности, практическими действиями с предметами; активными эпизодическими и систематическими наблюдениями за различными объектами. Для эф­фективного развития речи необходимо уточнение и обогащение не только языковой, но и предметной деятельности. Ребенок более уве­ренно и полно будет рассказывать о том, что ему хорошо известно. Установление связей между личным опытом и речевым материалом помо­гает усвоить новое, требует от ребенка припоминания событий, фак­тов, определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.

Необходимым условием эффективности логопедических занятий являются систематичность применения речевых упражнений и их вариатив­ность. Речевые упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности; они имеют четко выраженную цель, подчиненную общим задачам обучения и носят последовательно рецептивный, репродук­тивный, продуктивный и интегративный характер. Логопед все время направляет внимание детей на изучаемые практические языковые

закономерности, тем самым испытывая явление переноса. Учитывая более выраженную коммуникативную направленность обучения в III периоде, в процессе выполнения различных речемыслительных задании следует включать речевой материал, предназначенный для запоминания и воспроизведения.

Выделяются две формы организации учебно-речевой деятельности: на специальных логопедических занятиях и во время режимных момен­тов, где предоставляется больше возможностей для свободного общения.

В процессе свободного общения важно, чтобы дети не только наблюдали за предметами и явлениями окружающей действительно­сти, но и связывали свои наблюдения с определенными эмоциональ­ными переживаниями. Возможности активизации словарного запа­са тесно связаны с работой по дальнейшему расширению пони­мания значений слова, его смысла, применительно к определенной ситуации. Необходимо продолжать учить детей группировать, воспринимав предметы по признакам их соотнесенности. Это в свою очередь создает предпосылки для возникновения более прочных связей между образами.

Словарная работа должна быть направлена на дальнейшее раз­витие понимания обобщенного и переносного значения слова, их многозначности, отношений целого и частного. Обогащение слова­ря включает в себя усвоение новых слов, углубление понимания уже известных, выяснение их оттенков, различий, подбор синонимов и антонимов.

Постепенно, по мере накопления соответствующих лексических единиц необходимо формировать и родовые понятия (мебель, транспорт и др.). В это время становится возможным ориентиро­вать детей на стилистические нормы употребления усвоенных слов

Ознакомление детей с различными значениями слов, их многозначно­стью, со словами сходного и противоположного значения проводится логопедом при использовании интересных игровых ситуаций. Само знакомство с антонимами и синонимами происходит при наблю­дении над смысловой стороной слова. Подбирая слова с противо­положным значением, детей учат сознательно сопоставлять различные предметы и явления окружающего мира:

а) временные (день- ночь, утро-вечер),

б) пространственные (далеко- близко),

в) явления природы (темно-светло)

г) соотношения по вкусу, весу, величине (кислый - сладкий, тяжелый - легкий, широкий - узкий).

Одновременно в логопедические занятия включаются упражне­ния на обучение детей умению подбирать точные, подходящие по смыслу слова, употребление синонимов дает возможность избе­гать повторений в речи и делает высказывания детей конкретными и емкими. В обиходное общение включаются синонимы, обозначающие как общие понятия, так и оттенки значений слов (красный - малино­вый, багровый, алый - румяный); ветер дует - веет, ручей звенит-журчит и т.д.).

В процессе словарной работы логопед выясняет с детьми много­значность отдельных слов:

а) с предметным значением (шапка гриба, головной убор; игла швейная, сосновая, иглы ежа);

б) с глагольным значением звенит - звонок, ручей, голосок; трещат - сучья, морозы).

При этом объясняются различия в значениях одного и того же слова, выясняется сходство значений, устанавливаются отношения между значениями одного и того же слова. Определение общего признака, положенного в основу переносного значения, является смысловым стереотипом олова. Далее показываются пути правиль­ного подбора слов, сходных по значению, в зависимости от контекста.

На этапе совершенствования лексических и грамматических навы­ков следует придерживаться следующего методического правила: новая лексика употребляется в усвоенных грамматических формах, новые грамматические формы изучаются на базе отработанной ранее лексики.

В III периоде должны быть усвоены предложно-падежные формы существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм. Расширяется значение предлогов С, СО, К, ОТ, НАД и др. В это время уделяется внимание дифференциации вновь усвоенного материала о отработанным ранее. Таким образом, процессе усвоения речи приобретает цикличный характер.

Это позволяет комбинировать речевой материал в связных высказываниях.

В III периоде продолжается активная работа по обучению детей составлению разных типов предложений. Широко используются речевые упражнения на основе образца, данного логопедом, Затем усваиваются самостоятельно построенные предложные конструкции, а также различные преобразования предложений - перестройка пред­ложения путем изменения действующего лица, распространение пред­ложений при введении однородных членов, замена отдельных элемен­тов, составление предложений по спорным словам, по одному опорному слову, по заданному обороту речи, по предметной или сюжетной картинке.

Так, дети не знают инструкции логопеда, обращенной к водящему. Тот молча выполняет задание. Дети следят за его действиями: что он сделал вначале, а что потом. Затем они подробно и последовательно рассказывают обо всем, что выполнил водящий. Например: Миша встал со стула, подошел к столу, который стоит около окна, достал коробку с кубиками и убрал её в шкаф. После этого Миша сел на свое место.

Составление таких простых рассказов по демонстрационным действиям является необходимым этапом работы по развитию у детей навыков связной речи.

7 занятий отводится на обучение детей составлению расска­зов- описаний. Предварительная работа проводится еще в конце I и во II периоде обучения. Детей первоначально учат сравнивать 2, а затем и большее количество предметов.







Date: 2015-10-21; view: 521; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.049 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию