Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика звукопроизношения в норме 1 page





В возрасте 3-4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смяг­чение речи. Звуки С, 3, Ш, Ж произносятся недостаточно четко, про­пускаются, заменяются звуками Т,Д,Ф,В; аффрикаты Ч, Щ заменяют­ся на ть, ць, сь; звуки Р, Л могут пропускаться или заменятся на ЛЬ.

В 4-5 дет исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки Т-Д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. Не у всех детей еще формируется звук Р.

В 5-6 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие, звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации. Недостаточно сформированными является сонорные звуки,

В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

Подученные данные о состоянии речевого развития ребенка дол­жны быть всестороннее проанализированы с опорой на достаточно большое количество примеров детской речи и на динамическом наблюдении. При этом недостаточно ограничиться лишь констатацией пробелов в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении речи. Необходимо иметь в виду (что как правило, всегда имеет место), пусть незначительное, но все-таки спонтанное речевое продвижение. Отсюда вытекает важность выявления имеющихся у ребенка потенциальных возможностей, на которые можно спираться при дальнейшем обучении языку. Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что "они знают, но умеют", но и то, что "они знают, умеют", а также то, что лежит в "ближайшей зоне" их речевого развития. Всесторонний анализ и оценка речевой деятельности обследуемого ребенка дают возможность отобрать наиболее эффектив­ные пути и методы коррекционной работы. Правильная оценка состояния речи дает возможность базироваться на тех условныхявлениях родного языка, которыми спонтанно или с помощью специалистов овладел ребенок.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что для пре­одоления речевой недостаточности требуется длительное, специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех компонентов языковой коммуникативной и регулирующей функций речи.

Нормализация речи в сочетании с активизацией познаватель­ной деятельности мышления, памяти, аффективно-волевой сферы позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе.

Данные логопедического обследования ребенка подробно запи­сываются в речевую карту.

ГЛАВА III

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСК0Й РАБОТЫ, (первый год обучения)

Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном детском саду для детей с речевыми нарушениями, путем использования по­этапной (работы) системы формирования речи. Коррекционная система обучения и воспитания детей с ОНР 5 – 7 лет разработана в лаборатории логопедии НИИ дефектологии и на кафедрё логопедии МЗГПИ. В основу её положены следующие принципы:

- раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

- развития речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской, речи в норме). При том предполагается анализ объективный и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;

- взаимосвязного формирования фонетико-фонематических и лексико - грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;

- дифференцированного подхода логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

- связи речи о другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологиче­ские особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препят­ствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.

Коррекционная работа, рассчитанная на 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элемен­тами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.


Основными задачами коррекционного обучения являются:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- формирование правильного произношения (воспитание арти­куляционных навыков звукопроизношения слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

- подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Эффективность коррекционно-воспитательной системы определя­ется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственности в работе логопеда и воспитателя.

В соответствии с "Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи" на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя.

Логопед работает с 9 до 13 часов. Воспитатель ежедневно проводит занятия с группой по всём видам учебной деятельности (ознакомление с окружающим, развитие элементарных математиче­ских представлении, рисование, лепка, конструирование, физическая культура);

Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач.

На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается отставание только в развитии речи, но и во внимании, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому для проведения логопедических занятий, а также частично и воспитательных, целесообразно делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития. Предусматриваются следующие виды занятий:

- занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной

- занятия по формированию произношения,

Количество этих занятий меняется в зависимости от периода обучения.

В I периоде обучения фронтальные занятия (сподгруппой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения - только индивидуально.

Во II периоде обучения речевые возможности детей возрастают: фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю, а фонетические – 1 раз.

В III периоде акцент переносится на развитие самостоятельной рёчи связной, активизируется работа не только по закреплению поставленных звуков, но и по овладению детьми звуковым анали­зом и синтезом.

В это время фронтальные занятия проводятся 5 раз в неделю: 3 раза по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи и 2 раза - по формированию правильного звукопроизношения.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ

Логопед проводит в течение недели фронтальные занятия (их количество зависит от периода обучения) в утренние часы: с I подгруппой 9:00 – 9:20; со II - 9.30 - 9.50.


В это время воспитатель приводит занятия с параллельной группой по раз­ным видам учебной деятельности. С 10:00 до 13.00 логопед прово­дит индивидуальные занятия с детьми, а остальные дети находятся с воспитателем на прогулке до подготовки к обеду (12:30).

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ

Воспитатель во II половине дня осуществляет индивидуаль­ную работу с отдельными детьми по заданию логопеда. Сюда входят упражнения по закреплению и дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти фонематического слуха и восприятия и т.д.

После прогулки перед ужином в течение 20 минут воспитатель проводит фронтальные занятия со всёй группой.

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными задачами этих занятий являются:

1. Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятии, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

 

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

ПОДЪЕМ, утренний туалет, дежурство 7.30 - 8,30

Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 - 8.55

Подготовка к занятиям 8.55 - 9.00

Логопедические и коррекционно-воспитательные занятия по подгруппам и

индивидуальные 9.00 - 13.00

Подготовка к прогулке, прогулка 10.00 - 12.30

Возвращение с прогулки 12.30 - 12.40

Подготовка к обеду, обед 12.40 - 13.10

Подготовка ко сну, дневной сон 13.10 - 15.00

Подъем, полдник, выполнение заданий логопеда 15.00 - 16.00

Игры, труд 16.00 - 16.30

Прогулка 16.30 - 18.00

Возвращение с прогулки, игры 18.00 - 18.20

Занятия воспитателя 18.20 - 18.40

Подготовка к ужину, ужин 18.40 - 19.10

Спокойные игры 19.10 - 20.30

Подготовка ко сну, сон 20.20 - 7.30

По решению педсовета с учетом режима работы детского сада занятия воспитателя могут проводиться с 16.30 до 17.00, продолжительность вечернего занятия от 20 до 30 минут.

2. Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза,

3, Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления обувиденном, о событиях окружающей действительности, в логопедической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ - описание,


Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение, Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.

Логопеду следует четко:

1. определить тему и цель занятий:

2. выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;

3. отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

4. обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность и сформулировать цель каждого этапа;

5. обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных задании;

6. включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

7. при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

8. предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и познавательную деятельность;

9. включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Логопедические и фронтальные занятия по формированию произношения строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучение.

Специфика этого вида занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. Исключаются смешиваемые звуки.

В каждом занятии обязательно предусматриваются упражнения по закреплению правильного произношения данного звука (на материале слогов, слов, предложений и текстов), развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками элементарного анализа и синтеза. Обязательным является включение заданий по развитию слухо-речевой памяти.

Фронтальное занятие состоит из нескольких этапов, к каждому их которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. Учитывая, что на фронтальные занятия выносится изучение только правильно произносимых звуков, не рекомендуется тратить более 3 минут на упражнения, включающие артикуляционную гимнастику. Предусматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной особенностью этих занятий является также постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требования их правильного фонетического оформления.

Особое внимание следует уделить организации самих занятий. С самого начала учебного года необходимо воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность, С этой целью рекомендуется давать детям возможность свободного размещения во время (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности занятий.

Важно на протяжении всего занятия поддерживать стимуляцию общения, Этому способствует четкая и логическая система подбора вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям, умелый отбор тематики занятий, способной заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, а также предварительная подборка материала для занятия с помощью родителей. Логопед должен ориентироваться на общие интересы детей, что позволяет активизировать их высказывания.

При определении структуры занятия необходимо распределение эмоциональных моментов таким образом, чтобы наиболее интерес­ные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

В процессе работы, естественно, у детей возникают трудности и ошибочные ответы. В таких случаях логопед не должен делать замечаний, способных вызвать у ребенка негативную реакцию. Возможны разные варианты исправления ошибок:

1) деликатно, по ходу занятия, исправить ответ ребенка;

2) привлечь взимание всех детей к данному ответу, опре­делить правильность его или ошибочность;

3) предложите кому-то из детей поправить ошибку;

4) повторить правильный ответ хором, а затем индивидуально с ребенком, допустившим ошибку.

При этом необходимо, чтобы работадетей над ошибками приобретала сознательный характер и носила форму коллективного разбора.

Большое внимание при проведении занятий следует уделить поведению, тону и характеру речевой деятельности самого логопеда. Строгий режим экономили рабочего времени, максимальная речевая активность детей, не заглушённая пространными объяснениями и примерами логопеда, правильная дифференцированная оценка деятельности каждого ребенка являются необходимым условием эффективности каждого занятия.

Первый год обучения условно делится на 3 периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемов усваиваемого материала. Эти этапы в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового более сложного материала.

I. I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

После двухнедельного обследования логопед приступает к занятиям, фронтальным (2 раза в неделю) и ежедневным индивидуальным.

Одним из обязательных условий формирования правильной, чет­кой и внятной речи является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучить детей вслушивать­ся в обращенную речь, различать и воспроизводить её отдельные, доступные для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи. Фронтальные занятия по звукопроизношению в I периоде обу­чения не проводятся. В это время; учитывая большие трудности произносительного характера, логопед только индивидуально или с маленькими подгруппами работает над выработкой точных, координированных движений речедвигательного аппарата, уточнением правильного произношения имеющихся звуков, вызыванием отсутствую­щих звуков и развитием фонематического слуха. Коррекция звуков и слоговой структуры позволяет добиться необходимой четкости и внятности речи. В то же время, уточняя произношение и восприятие звуков, улучшая воспроизведение структуры слова, логопед подготавливает основу для развития понимания речи, грамматиче­ской и морфологической системы словообразования и словоизменения-

На индивидуальные занятия выносятся:

а) уточнение произношения простых звуков типа: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, вь, б, бь;

б) постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков: к, кь.г, гь, х, хь, ль, йот, ы, с,сь, з, зь, р;

в) различение на слух гласных и согласных звуков;

г) выделение первого ударного звука в слове (Аня, ухо, и т.п.); анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа.

Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и Ш период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический мате­риал насыщается изучаемым звуком,

На индивидуальных занятиях по формированию правильного звукопроизношения проводится серия специальных упражнений по преодолению затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры.

Нужно научить детей:

- различать на слух длинное и короткое слово (кот - электричка);

- передавать ритмический рисунок олова:

- запоминать и воспроизводить слоговой ряд из легких пра­вильно произносимых звуков, меняя при этом ударение, интонацию:

пап΄апа папап΄а

- запоминать и воспроизводить слоговой ряд из разных гласных и одинаковых согласных звуков, (при этом необходимо следить за четкостью и правильностью произношения каждого звука);

- запоминать и воспроизводить слоговой ряд из разных согласных и одинаковых гласных звуков,

- заучивать и воспроизводить слоги со стечением согласные: то кто, та - пта;

- четко воспроизводить слева из ранее проработанных слогов и предложений с этими слогами.

Весь звуко-слоговой материал подбирается с учетом только правильно произносимых фонем.

Постепенно по мере усвоения детьми звуков включается лексический материал с использованием знакомого словаря и грамматических конструкций: например, практическое употребление категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени: утка - утки, летит утка, летят утки; купают - купали, катают - катали; категории притяжатель­ных местоимений мужского и женского рода: моя юбка, мой кубик, мой домик и т.д.

Дети составляют простые предложения (по картине, при демонст­рации действий, по вопросам; а затем объединяют их в короткий рассказ). Например: Дети дома. Они помогают маме. Таня подметает комнату. Сеня моет окно.

Одновременно на индивидуальных занятиях проводятся упраж­нения по развитию фонематического восприятия: детей учат слы­шать звук в ряду других звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове. Все это подготавливает детей к умению выделять ударный гласный в начале слова (Аня, утка), запоминать и воспроизводить сочетания из 2-3 гласных звуков (а у и), определять количество произнесенных звуков и их последовательность (какой звук по порядку: первый, второй или третий). В процессе занятия логопед пользуется терминами "звук - слово".

Учитывая возрастные особенности детей, особенности формирования у них неречевых процессов, на логопедических занятиях широко используются игровые моменты, упражнения на развитие внимания и памяти.

Таким образом, в концу I периода обучения у детей расширяет­ся объем правильно произносимых слов и улучшается общая внятность речи. Одновременно подготавливается база для осознанного восприятия белее трудных речевых звуков. В свою очередь, разви­тие фонематического восприятия создает необходимую основу для формирования морфологических и грамматических обобщений.

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:

- развитие понимания устной речи; умение вслушиваться в обра­щенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков; понимание обобщающего значения слов;

- подготовку к овладению диалогической формой общения;

- практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с приставками на -, по -, вы -);

- усвоение притяжательных местоимений мой-моя в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);

- умение изменить форму глагола (преобразование глаголов повелительного наклонения I лица единственного числа в изъявительное наклонение ΙΙΙ лица единственного числа настоящего време­ни (спи - спит, пей - пьет);

- овладение навыками составления простых предложения по вопросам, при демонстрации действий, по картине, по моделям;

а) именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) + пьет чай (компот, молоко), читает книгу, газету;

б) именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: Кому мама шьет платье? - Дочке, кукле. Чем мама режет хлеб? - Мама режет хлеб ножом.

- закрепление навыка составления короткого рассказа. Так как в I период формируются преимущественно речевые средства, то большее количество занятий выделяется на словарную и грамматическую работу (13-14 занятий), На формирование первоначаль­ных навыков связной речи отводятся 6-7 занятий.

При подборе лексического материала ориентируется логопед на следующие тематические циклы, подготавливаемые на занятиях вос­питанием: "Помещение детского сада", "Профессии людей", "Одежда", "Обувь", ''Посуда", "Продукты питания", "Игрушки", "Осень", "Овощи - фрукты",

На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка необходимо создать достаточный запас словарных образов, сложившихся уже на базе восприятия и осмысления объектов действительности. Основная цель этих занятий - обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запас к актив­ному использованию речевых средств. На занятиях этого типа уточняются название предмета, его назначение.

Формируется умение выделять части предмета. Предметный лекси­ческий материал связан с названием предметов, знакомых детям (стул, сиденье, спинка, ножки и т.д.; шкаф - полка (верхняя, нижняя дверца; книга - страница, обложка). Дети учатся группировать предметы по признакам (на верхнюю полку положи летнюю одежду, на нижнюю полку - зимнюю). Уточняется значение суще­ствительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (У Маши юбка - у Машеньки юбочка и т.д.).

Глагольная лексика строго не связана с какой-то определенной темой, поэтому можно проводить работу по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами в беседе на знако­мые темы: "Игрушки", "Комната", "Продукты питания". Дети учатся воспринимать приставки глаголов (налей - вылей воду, полей цветок; брось мяч - перебрось - подбрось), выполнять действия с предметами: усваивая значения предлогов В, НА, НАД, ПОД (положи книгу В ЯЩИК, а папку НА стол; собери со стола красные карандаши, а зеленый убери В коробку).

После того, как каждый ребенок выполнил словесное поручение, логопед просит остальных нетей показать, кто именно выполнял требуемое действие (кто выливал воду, поливал цветы и т.п.).

Особое внимание обращается на точное понимание смысла пред­ложений, где имеются слова, сходные по своему звуковому составу, но разные по значению. В этих предложениях употребляются личные и возвратные глаголы (покажи, где мальчик катается на санках, где мальчика катают на санках), существительные в различных падежах (покажи, где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу) притяжательные прилагательные: дай Коле карандаш - дай Колин карандаш).

На основе уточненного пассивного речевого запаса организует­ся устная речевая практика, в которой последовательно закрепляются лексические и грамматические значения.

Логопед упражняет детей в таких элементарных Формах устной речи, как ответ на вопрос, сначала короткий, затем более распространенный, постепенно подводя их к овладению диалогом.

Обучение вопросно-ответным формам имеет определенную последовательность.

Вначале логопед ограничивается односложными ответами (что ты принес? - мяч, матрешку), а затем переходит к отработке утвер­дительного или отрицательного ответа (ты принес мяч? - Нет, кубики).

С этой целью можно проводить игру "Угадай картинку". Логопед рас­кладывает на столе знакомые картинки (кубики, барабан, домик и др.), затем предлагает детям взять любую из них и положить так, чтобы никто не видел, что изображено на ней. После этого, обращаясь пооче­редно к каждому из ребят, он пытается угадать, какая у кого картинка, и спрашивает: "У тебя кубики? У тебя домик?". Если логопед угадывает картинку, ребенок её показывает и дает утвердительный ответ. "Да, у меня кубики". Если не угадывает, ответ следует отрицательный: "Нет, у меня не кубики, а домик". Игра продолжа­ется до тех пор, пока все дети не откроют свои картинки.

Занятия по формированию словаря предусматривают работу над практическим употреблением в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с различными приставками. В этих темах заложены большие возможности для развития чувства языка в области морфологии.

Недостаточное восприятие детьми на слух значимых частей слова, изменяющих его лексическое и грамматическое значение, обус­лавливает необходимость разработки специальных приемов обучения. Так, первоначально дети выполняют действия, выраженные приставочными глаголами, затем уточняют значение глагола по следам демонстрации действий (скажи, кто ВЫливал сок, кто ПЕРЕливал, кто Наливал). При этом внимание детей все время направлено на изменение значения, выраженного той или иной приставкой,

Далее логопед подчеркивает, как небольшие изменения в звучании начальных частей слова отражаются на его смысловом значении.

Затем дети составляют предложения, используя соответствующие глаголы. Произношение выделенных для специальной работы глаголов предварительно отрабатывается на индивидуальных занятиях о учетом трудностей в воспроизведении слов различного слогового состава.

Другим средством для практического усвоения элементарных форм словообразования является употребление в речи слов с уменьшительно-ласкательными значениями. Логопед приучает детей вслушиваться в изменениеоттенков значения слов, вносимых тем или иным суффиксом, Это способствует первоначальному осмыслению морфологической структуры слова, развивает зачатки словотворчества. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале.

Формирование грамматической правильности речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фоне­тике. Оно начинается с упражнений по различению и сопоставлению форм слов. Детей необходимо научить вслушиваться в окончания существительных, глаголов, единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова. Опыт показывает, что сравнение начальной формы с косвенной подготавливает детей к правильному использованию этих форм в устной речи.







Date: 2015-10-21; view: 1587; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.042 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию