Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика связной речи детей в норме и патологии





На четвертом году жизни дети овладевают простым распростра­ненным предложением. Довольно рано, примерно к 3-4 годам,дети на­чинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложе­ния. На пятом году жизни количество сложных предложении, встре­чающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к об­щему числу предложений. В речи детей отмечается наличие почти в всех придаточных предложений (кроме определительного).

В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым (дети - почемучки), пытаются объяснить сами свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т.п.).

После 4.лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

После 5 лет дети могут рассказать о: виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и след­ствия, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает).

После 6 дет дети могут сами придумать рассказ и сказку, пояс­няя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен придумать свой рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.

Для обследования лингвистических способностей детей рекомен­дуется использовать специальные задание - объяснение слов. Ло­гопед объясняет значение слова лужа (это ямка, которая после дождя заполняется водой) и просит ребенка рассказать,что такое зоопарк, холодильник, пылесос, телевизор, аквариум и т.п.

Качественный уровень словарного запаса помогают выявить раз­личные игры (например, игра «Наши мамы, наши папы», когда дети на­зывают профессии людей по предложенным картинкам: повар, врач, тракторист, балерина, дирижер, жонглер и т.п.; игра «Что забыл нарисовать художник?», в которой ребенку предлагается назвать как можно больше частей; игра"Наоборот", в которой подбор антонимов к прилагательным и глаголам позволяет оценить чув­ство языка у ребенка (например: умный - глупый, тяжелый - лег­кий, стоит-лежит, подниматься - опускаться и т.д.).

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА необходимо составить примерный перечень тех слов, которые в норме дети обычно понима­ют и употребляют в своей речи. Выделенный словарный минимум должен быть определен с учетом программных требований массового детского зада по всем видам деятельности в младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

В процессе обследования выясняется объем предметного глаголь­ного словаря и словаря признаков. Сюда входят существительные, объединяющие как видовые, так и родовые понятия; слова, обозна­чающие предметы и их части, домашних и диких животных и их дете­нышей, профессии людей и т.д.; глаголы, обозначающие действие предметов, их состояние, чувства, эмоции, различные явления; прилагательные, обозначающие различные качества, величину пред­метов (широкий, высокий, низкий, узкий и т.д.), цвет (основной и добавочный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, серый), форму (квадратный, круглый, овальный);температуру, вес, вкус, соотнесенность с продуктами питания(шоколадный, молочный, лимонный); прилагательные, указывающие на материал, из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный, бумажный; сезонность (летний, осенний, весенний, зимней), обозначающие признаки (пушистый, гладкий, разноцветный) и др.

При обследовании словарного запаса необходимо варьировать задания, соблюдая постепенность нарастания сложности. В процессе работы используются ледующие методические приемы:

- нахождение (показ) детьми предметов и действий, названных логопедом (покажи? кто шьет, а кто вышивает и т.д.);

- выполнение действий, заданных логопедом(нарисуй шар, раскрась шар);

- самостоятельное называние детьми показанных предметов, дей­ствий, явлений, признаков и качеств (Кто нарисован на картинке? Что делает мальчик? Чем мальчик рисует дом? Какой получился дом?);

- самостоятельнее называние детьми видовых понятий, объединенных одной лексической темой (например, назови чайную посуду);

- объединение предметов в обобщающую группу (скажи, как можно одним словом назвать и лодку, и машину, и самолет?)

При обследовании словаря важно также выяснить, умеет ли ребе­нок образовывать новые слова суффиксально-префиксальным способом. Следует проверить не только наличие в речи общеупотребительных слов, но и слов, близких по лексическому значению (например, глаголов: шьет, зашивает, вышивает, летит, вылетает, моет, стирает, купает, плавает, спит, лежит и пр.). Особое внимание следует обратись на образование относительных прилагательных с различны­ми значениями соотнесенности с продуктами питания (грибной суп, молочная рисовая каша);с материалами, из которых сделан предмет (деревянный. Дом,кирпичная крыша, ситцевый халат); с растения­ми (сосновый лес,березовая роща).

Date: 2015-10-21; view: 562; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию