Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика связной речи детей в норме и патологии
На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3-4 годам,дети начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. На пятом году жизни количество сложных предложении, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В речи детей отмечается наличие почти в всех придаточных предложений (кроме определительного). В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым (дети - почемучки), пытаются объяснить сами свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т.п.). После 4.лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза. После 5 лет дети могут рассказать о: виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствия, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает). После 6 дет дети могут сами придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен придумать свой рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым. Для обследования лингвистических способностей детей рекомендуется использовать специальные задание - объяснение слов. Логопед объясняет значение слова лужа (это ямка, которая после дождя заполняется водой) и просит ребенка рассказать,что такое зоопарк, холодильник, пылесос, телевизор, аквариум и т.п. Качественный уровень словарного запаса помогают выявить различные игры (например, игра «Наши мамы, наши папы», когда дети называют профессии людей по предложенным картинкам: повар, врач, тракторист, балерина, дирижер, жонглер и т.п.; игра «Что забыл нарисовать художник?», в которой ребенку предлагается назвать как можно больше частей; игра"Наоборот", в которой подбор антонимов к прилагательным и глаголам позволяет оценить чувство языка у ребенка (например: умный - глупый, тяжелый - легкий, стоит-лежит, подниматься - опускаться и т.д.). ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА необходимо составить примерный перечень тех слов, которые в норме дети обычно понимают и употребляют в своей речи. Выделенный словарный минимум должен быть определен с учетом программных требований массового детского зада по всем видам деятельности в младшей, средней, старшей и подготовительной группах. В процессе обследования выясняется объем предметного глагольного словаря и словаря признаков. Сюда входят существительные, объединяющие как видовые, так и родовые понятия; слова, обозначающие предметы и их части, домашних и диких животных и их детенышей, профессии людей и т.д.; глаголы, обозначающие действие предметов, их состояние, чувства, эмоции, различные явления; прилагательные, обозначающие различные качества, величину предметов (широкий, высокий, низкий, узкий и т.д.), цвет (основной и добавочный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, серый), форму (квадратный, круглый, овальный);температуру, вес, вкус, соотнесенность с продуктами питания(шоколадный, молочный, лимонный); прилагательные, указывающие на материал, из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный, бумажный; сезонность (летний, осенний, весенний, зимней), обозначающие признаки (пушистый, гладкий, разноцветный) и др. При обследовании словарного запаса необходимо варьировать задания, соблюдая постепенность нарастания сложности. В процессе работы используются ледующие методические приемы: - нахождение (показ) детьми предметов и действий, названных логопедом (покажи? кто шьет, а кто вышивает и т.д.); - выполнение действий, заданных логопедом(нарисуй шар, раскрась шар); - самостоятельное называние детьми показанных предметов, действий, явлений, признаков и качеств (Кто нарисован на картинке? Что делает мальчик? Чем мальчик рисует дом? Какой получился дом?); - самостоятельнее называние детьми видовых понятий, объединенных одной лексической темой (например, назови чайную посуду); - объединение предметов в обобщающую группу (скажи, как можно одним словом назвать и лодку, и машину, и самолет?) При обследовании словаря важно также выяснить, умеет ли ребенок образовывать новые слова суффиксально-префиксальным способом. Следует проверить не только наличие в речи общеупотребительных слов, но и слов, близких по лексическому значению (например, глаголов: шьет, зашивает, вышивает, летит, вылетает, моет, стирает, купает, плавает, спит, лежит и пр.). Особое внимание следует обратись на образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности с продуктами питания (грибной суп, молочная рисовая каша);с материалами, из которых сделан предмет (деревянный. Дом,кирпичная крыша, ситцевый халат); с растениями (сосновый лес,березовая роща). Date: 2015-10-21; view: 601; Нарушение авторских прав |