Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика грамматического строя речи детей в норме
При нормальном развитии речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падеже множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов). Можно отметить следящий порядок формирования падежных окончаний (по данным А. Н. Гвоздева) у детей с нормальным речевым развитием: 1 год 1 мес. - 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол), 2 года - 2 года 2 мес. Дательный падеж для о2сзначения лица (дай Вове) направления (предлог при этом опускается: иди маме) творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный падеж со значением места - предлог опускается (лежит сумке). 2 года 2 мес. - 2 года - 6 мес. Родительный падеж с предлогами У, ИЗ со значением направления (ИЗ дома); творительный падеж со значением совместности действия с предлогом С (С мамой); Предложный падеж со- значением места с предлогами НА, В (НА столе). 2 года 6 мес. - 3 года. Родительный падеж с предлогами ДЛЯ, ПОСЛЕ (ДЛЯ мамы, ПОСЛЕ дождя); винительный падеж с предлогами ЧЕРЕЗ, ПОД (ЧЕРЕЗ речку, ПОД стол). 3 года - 4 года. Родительный падеж с предлогом ДО для обозначения предела (ДО леса), с предлогом ВМЕСТО (ВМЕСТО брата). Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3-4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельней речи все простые предлоги (У, В, НА, ПОД, С, ИЗ, К , ЗА, ПО, ПОСЛЕ), свободно пользуются ими в своих высказывания. К 5 года дети усваивают основные формы согласования слов; существительных с прилагательными всех трех родов, о числительными в именительном падеже. Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков русского языка, которые могли искажаться, заменяться, смешиваться: а) гласные звуки б) согласные (свистящие) в) шипящие г) аффрикаты д) соноры е) звонкие и глухие ж) твердые и мягкие. По каждой группе звуков детям предлагается произнести заданный звук сначала изолированно, затем в слогах, словах. Слова и предложения о этим звуком произносятся как отраженно, так и по картинкам(самостоятельно). Для выявления развития фонематического слуха детям предлагается запоминание и воспроизведение, слогового ряда, повторение сочетаний из 2-4 слогов, произносимых логопедом в определенной последовательности. Сюда входят слоги, состоящие только из правильно произносимых звуков, различающихся по артикуляции и акустическим признакам (бапаба, дадата). Ряд слов, близких по звуковому составу может быть таким: бок - бак - бык; кот- ток - тук. В процессе обследования используются специальные задания, направленные на выяснение умения определять наличие звука в слове,. Слова подпираются так, чтобызаданный звук находился в различных позициях (в начале, в середине, в конце слова), чтобы наряду со словами, включавшими данный звук, в задании были слова без этого звука и со смешиваемыми звуками. Это позволяет в дальнейшем установить степень смешивания как далеких, так и близких звуков. (Например, для определения наличия в олове звука С предлагаются слова; сапоги, шуба, миска, нос, душ, машина). На примере нескольких слов необходимо объяснить, что и как дети должны выделять. При этом произнесенные слова насколько утрируются, а выделяемый звук интонируется. Наряду с этим предлагаются более сложные задания, состоящие в отборе картинок с заданным звуком и самостоятельном придумывании слов.
ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ И ЗВУКОНАПОЯНЯЕМ0СТИ подбираются слова с определенными звуками (П, ПЬ, Б, БЬ, Т, ТЬ, К; КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Ф, ФЬ, В, ВЬ, М, МЬ, Н, НЬ, Л, ЛЬ, Р, РЬ, С, СЬ; З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Я, Е, Ё, Й, А, У, О, И, Э) и с разным количеством и типом слогов: слова со стечением согласных в начале, середине и конце слова. При произнесении данных слов предлагается как отраженное, так и самостоятельное называние картинок(предметных и сюжетных Например: воспитательница, фотограф, балерина, экскурсовод; учительница учит учеников; воспитательница читает детям книгу, экскурсовод проводит экскурсию. Анализируя ошибки, логопед отвечает то, что наиболее характерно для данного ребенка: пропуски слогов, их перестановка, сокращение стечений: согласных и т.д. Если у ребенка выявляются явные трудности в воспроизведении слов, сложных по слоговой структуре и звуконаполняемости, то необходимо предложить ему воспроизвести ряд слогов, состоящих: -из разных гласных и согласных (тамоку) звуков; -из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (мабата) -из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (какоку); -из одинаковых согласных и гласных звуков, но с разным ударением (па папа; папа - папапа, папа па и т.д.); -отстучать ритмический рисунок слова: хх ххх ххх хх ОБСЛЕДОВАНИЕ СОХРАННОСТИ И ПОДВИЖНОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА проверяется общепринятыми в логопедии методами. Логопед фиксирует: пассивные, толстые губы, отсутствие передних и коренных зубов, высокое(готическое) или узкое, плоское небо. При осмотре языка отмечается величина подъязычной связки, в строении челюстей - дефект их прикуса; выдвинута верхняя челюсть (прогнатия) или нижняя (прогения). При обследовании подвижности языка, губ, челюстей, логопед отмечает быстроту переключаемости с одного положения на другое, степень саливации. Date: 2015-10-21; view: 477; Нарушение авторских прав |