Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика грамматического строя речи детей в норме





При нормальном развитии речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в роди­тельном и именительном падеже множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов).

Можно отметить следящий порядок формирования падежных окончаний (по данным А. Н. Гвоздева) у детей с нормальным речевым развитием:

1 год 1 мес. - 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол),

2 года - 2 года 2 мес. Дательный падеж для о2сзначения лица (дай Вове) направления (предлог при этом опускается: иди маме) творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный падеж со значением места - предлог опускается (лежит сумке).

2 года 2 мес. - 2 года - 6 мес. Родительный падеж с предлогами У, ИЗ со значением направления (ИЗ дома); творительный падеж со значением совместности действия с предлогом С (С мамой); Предложный падеж со- значением места с предлогами НА, В (НА столе).

2 года 6 мес. - 3 года. Родительный падеж с предлогами ДЛЯ, ПОСЛЕ (ДЛЯ мамы, ПОСЛЕ дождя); винительный падеж с предлогами ЧЕРЕЗ, ПОД (ЧЕРЕЗ речку, ПОД стол).

3 года - 4 года. Родительный падеж с предлогом ДО для обозна­чения предела (ДО леса), с предлогом ВМЕСТО (ВМЕСТО брата).

Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3-4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельней речи все простые предло­ги (У, В, НА, ПОД, С, ИЗ, К , ЗА, ПО, ПОСЛЕ), свободно пользуются ими в своих высказывания.

К 5 года дети усваивают основные формы согласования слов; существительных с прилагательными всех трех родов, о числитель­ными в именительном падеже.

Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков русского языка, которые могли искажаться, заменяться, смешиваться:

а) гласные звуки

б) согласные (свистящие)

в) шипящие

г) аффрикаты

д) соноры

е) звонкие и глухие

ж) твердые и мягкие.

По каждой группе звуков детям предлагается произнести заданный звук сначала изолированно, затем в слогах, словах. Слова и предложения о этим звуком произносятся как отраженно, так и по картинкам(самостоя­тельно).

Для выявления развития фонематического слуха детям предлагается запоминание и воспроизведение, слогового ряда, повторение сочетаний из 2-4 слогов, произносимых логопедом в определенной последовательности. Сюда входят слоги, состоящие только из правиль­но произносимых звуков, различающихся по артикуляции и акусти­ческим признакам (бапаба, дадата).

Ряд слов, близких по звуковому составу может быть таким:

бок - бак - бык; кот- ток - тук.

В процессе обследования используются специальные задания, на­правленные на выяснение умения определять наличие звука в слове,. Слова подпираются так, чтобызаданный звук находился в различ­ных позициях (в начале, в середине, в конце слова), чтобы наряду со словами, включавшими данный звук, в задании были слова без этого звука и со смешиваемыми звуками. Это позволяет в дальнейшем установить степень смешивания как далеких, так и близких звуков. (Например, для определения наличия в олове звука С предлагаются слова; сапоги, шуба, миска, нос, душ, машина).

На примере нескольких слов необходимо объяснить, что и как дети должны выделять. При этом произнесенные слова насколько утрируются, а выделяемый звук интонируется. Наряду с этим предла­гаются более сложные задания, состоящие в отборе картинок с заданным звуком и самостоятельном придумывании слов.

 

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ И ЗВУКОНАПОЯНЯЕМ0СТИ подбираются слова с определенными звуками (П, ПЬ, Б, БЬ, Т, ТЬ, К; КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Ф, ФЬ, В, ВЬ, М, МЬ, Н, НЬ, Л, ЛЬ, Р, РЬ, С, СЬ; З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Я, Е, Ё, Й, А, У, О, И, Э) и с разным количеством и типом слогов: слова со стечением согласных в начале, середине и конце слова. При произнесении данных слов предлагается как отражен­ное, так и самостоятельное называние картинок(предметных и сюжетных Например: воспитательница, фотограф, балерина, экскурсовод; учительница учит учеников; воспитательница читает детям книгу, экскурсовод проводит экскурсию. Анализируя ошибки, логопед отвечает то, что наиболее характерно для данного ребенка: пропуски слогов, их перестановка, сокращение стечений: согласных и т.д.

Если у ребенка выявляются явные трудности в воспроизведении слов, сложных по слоговой структуре и звуконаполняемости, то необ­ходимо предложить ему воспроизвести ряд слогов, состоящих:

-из разных гласных и согласных (тамоку) звуков;

-из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (мабата)

-из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (какоку);

-из одинаковых согласных и гласных звуков, но с разным ударением (па папа; папа - папапа, папа па и т.д.);

-отстучать ритмический рисунок слова:

хх ххх ххх хх

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОХРАННОСТИ И ПОДВИЖНОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА проверяется общепринятыми в логопедии методами.

Логопед фиксирует: пассивные, толстые губы, отсутствие перед­них и коренных зубов, высокое(готическое) или узкое, плоское небо. При осмотре языка отмечается величина подъязычной связки, в строении челюстей - дефект их прикуса; выдвинута верхняя че­люсть (прогнатия) или нижняя (прогения).

При обследовании подвижности языка, губ, челюстей, логопед отме­чает быстроту переключаемости с одного положения на другое, степень саливации.







Date: 2015-10-21; view: 477; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию