Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика звукопроизношения в норме 2 page





На занятиях отрабатывались падежные формы, наиболее употребительные в разговорной речи, Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основой для формирования разных типов предложений.

Для того, чтобы дети умели правильно строить иупотреблять в своей речи простые предложения (распространенные и нераспространенные), нужно, чтобы все слова были им понятны. Логопед следит за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправляет с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числа с существительным. Широко используется прием подбора однородных подлежащих, сказуемых, дополнений и т.д.

На вопрос КТО? дети отвечают по-разному: мама, папа, брат, сестра, мальчик, девочка и т.д.

На вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? они также дают различные варианты ответов: сидит, спит, ест, рисует, пьет, шьет и т.д.

Первоначально, используя перечисленный выше лексический материал, дети составляют предложения типа: мама сидит, папа спит, (Именительный падеж существительного + согласованный глагол).

Стр. 28-53

Недостаточное восприятие детьми на слух значимых частей слова, изменяющих его лексическое и грамматическое значение, обус­лавливает необходимость разработки специальных приемов обучения. Так, первоначально дети выполняют действия, выраженные приста­вочными глаголами; затем уточняют значение глагола по сле­дам демонстрации действий (скажи, кто ВЫливал сок, кто ПЕРЕливал, кто НАливал;. При этом внимание детей все время направлено на изменение значения, выраженного той иди иной приставкой,

Далее логопед подчеркивает, как небольшие изменения в звуча­нии начальных частей слова отражаются на его смысловом значе­нии.

Затем дети составляют предложения, используя соответствующие глаголы. Произношение выделенных для специальной работы глаго­лов предварительно отрабатывается на индивидуальных занятиях с учетом трудностей в воспроизведении слов различного слогового состава.

Другим средством для практического усвоения элементарных форм словообразования является употребление в речи слов с умень­шительно-ласкательными значениями. Логопед приучает детей вслуши­ваться в изменение оттенков значения слов, вносимых тем или иным суффиксом. Это способствует первоначальному осмыслению морфо­логической структуры слова, развивает зачатки словотворчества. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале.

Формирование грамматической, правильности речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фоне­тике. Оно начинается с упражнений по различению и сопоставлению форм слов. Детей необходимо научить вслушиваться в окончания существительных, глаголов, единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова. Опыт пока­зывает, что сравнение начальной формы с косвенной подготавливает детей к правильному использованию этих форм в устной речи.

На занятиях отрабатывались падежные формы, наиболее упот­ребительные в разговорной речи. Вся работа по практическому усвое­нию лексико-грамматического строя языка является основой для формирования разных типов предложений.

Для того, чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения (распространенные и нераспространенные), нужно, чтобы все слова были им понятны. Логопед следит за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправ­ляет с помощью вопросов), за правильным употреблением соответст­вующей формы глагола, согласованием его в лице и числа с существительным. Широко используется прием подбора однородных подлежащих, сказуемых, дополнений и т.д.

На вопрос КТО? дети отвечают по-разному: мама, папа, брат сестра, мальчик, девочка и т.д.

На вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? они также дают различные варианты ответов: сидит, спит, ест, рисует, пьет, шьет и т.д.

Первоначально, используя перечисленный выше лексический материал, дети составляют предложения типа: мама сидит, папа спит. (Именительный падеж существительного + согласованный глагол).

Затем модель предложения усложняется в соответствии с требованиями программы.

Основой для организации речевой практики детей служат прак­тические действия с предметами, участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями.

Составляя предложения по описанию различных действий, по содержанию картины и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном.

Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ. Ниже приводится конспект одного из фронтальных занятий I периода обучения на тему: "Приставочные глаголы".

Проведению занятия по теме "Приставочные глаголы" предшествовала большая подготовительная работа логопеда и воспитателя. Логопед на индивидуальных занятиях по произношению отрабатывал слоговую структуру выделенных для работы слов (глаголов: нали­вает, поливает, выливает), добивался дифференцированного произношения звуков

ЛЬ-ЙОТ.

Воспитатель активизировал словарь по теме. С этой целью про­водилась беседа, в процессе которой было уточнено: Что повар готовит для детей в детском саду на первое? Какие напитки они пьют во время завтрака, обеда, полдника, ужина? Что врач делает больному, чтобы вылечить его? Что нужно шоферу, чтобы работал мотор машины? Кто следит за чистотой, на участке детского сада? Кто ухаживает па садом? и т.д. и т.п. Все это помогло детям активно участвовать на занятии,

Ниже приводится примерный конспект фронтального занятия.

ТЕМА "ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ"

ЦЕЛЬ: Практическое использование в речи приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационному моменту предшествует беседа с детьми:

- Кто в детском саду готовит для детей?

- Что вы едите в обед на первое? (суп, щи, борщ, рассольник).

- А что пьете на третье?(компот, кисел, кофе, чай, молоко).

I. Организационный момент.

Логопед:

- Сядет тот, кто запомнит и повторит за мной слова,

- Чай, кисель, компот.

- Сок, кофе, какао.

- Молоко, кефир, кофе.

- Борщ, щи, рассольник.

- Какао, сок, кисель.

II. Сообщение цели занятия

Логопед:

Сегодня мы будем выполнять разные действия и составлять предложения. Подойди ко мне, Нина. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила?

-Воду.

- А теперь вылей воду. Что делает Нина?

- Нина выливает воду.

(Предложение повторяют 2-3 раза фронтально, а затем все вместе).

- Подойди ко мне, Лёня. Налей воду. Что делает Лёня?

- Лёня наливает воду.

(Предложение повторяют 2-3 раза, а затем и все вместе).

Логопед: Подумайте, дети, одинаковые действия выполнили Нина и Леня? (разные). Правильно. Налить - это значит во что-то: в стакан, в банку, в тарелку. Вылить - это значит из чего-то, из банки, из стакана, из тарелки.

- Посмотрите на эти напитки, что еще можно налить?

- Иди, Игорь, налей молоко. А ты, Женя, налей компот.
Дети составляют предложения про Игоря и Женю.

- Ребята, а что наливает повар? Вспомните, нашу беседу в начале занятия.

- Повар наливает суп, щи, борщ, рассольник и т.п.

- А что наливает шофер?

- Шофер наливает бензин.

- А врач?

- Врач наливает лекарства.

- Ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Кто выполнит это действие и расскажет нам о нем?

- Маша выливает суп, чай.

- Послушайте еще раз, как маленькие части слова НА-, ВЫ- помогают правильно выполнить действие.

Затем дети встают и идут в природный уголок.

Логопед:

- Посмотрите на цветы. Для того чтобы они хорошо росли, их
надо поливать. Возьми лейку, Нина, полей цветы.

- Что делает Нина?

- Нина поливает цветы.

- А что поливает садовник? дворник?

Дети составляют предложения:

- Дворник поливает дорожку, улицу.

- Садовник поливает цветы, клумбу.

Логопед еще раз обращает внимание детей, что в слове поливает появляется часть слова ПО-, выражающая другое действие.

III. Игра "Кто самый внимательный?"

Логопед:

- А сейчас поиграем. Внимательно слушайте и хлопайте только тогда, когда услышите, что я называю часть слова НА(ВЫ.ПО,НА, ВЫ, НА, ПО, НА).

- А теперь вы исправите мои ошибки. Части олова НА, ПО,ВЫ перепутались между собой. Получились разные действия.

Например: Мама ПОЛИВАЕТ суп. Садовник НАЛИВАЕТ клумбу. Паша ПОЛИВАЕТ молоко. ДВОРНИК НАЛИВАЕТ улицу.

Дети проговаривают предложения с правильным действием и выделяют первую часть слова.

IV. Составление предложений по картинкам.

Дети составляют предложения по двум картинкам: врач - лекарство,

шофер-канистра, Маша - сок, дедушка - чай, садовник - цветы, папа – вода.

Логопед:

- У вас на столе конверты с картинками. На счет РАЗ возьмите конверты. На счет ДВА доставьте картинки и положите их перед собой, на счет ТРИ составьте предложение. В вашем пред­ложении должно быть одно из слов действий: наливает, выливает, поливает.

Дети составляют предложения типа: Мама наливает сок. Папа выливает воду. Врач наливает лекарство. Шофер наливает бензин.

V. Итог занятия.

Логопед:

- Сегодня на занятии мы с вами составляли предложения и выпол­няли разные действия. Назовите, какие действия вы подняли? (имеются в виду действия, в названии которых есть частичка на) Что вы наливали? (Аналогично с частичкой ПО, ВЫ).

ПРИМЕРНЫЙ РАЗБОР ЗАНЯТИЯ

Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживаются его тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всей работы был определен предмет­ный и глагольный словарь.

Занятие состояло из этапов, к каждому из которых логопед давал инструкции. Оно начиналось с организацион­ного момента. Логопед активизировал внимание детей и нацеливал их на усвоение нового материала. Организационный момент преследовал также цель воспитания у детей внимания и памяти. Им давалось зада­ние запомнить определенное количество слов и повторить их в опре­деленной последовательности. Одновременно решалась задача активиза­ции словарного запаса, т.е. эти олова дети использовали затем при составлении предложений» Особо выделяется обучающий момент занятий, когда логопед показывает, рассказывал, объяснял: каким обра­зом маленькие части слова - приставки выражают различные оттенки действий. Детей приучали слушать звучание слов, близких по зна­чению, но разных по смыслу. При этом все время подчеркивалось, какое значение придают слову части НА, ПО, ВЫ.

ДЕТИ проговаривали новые слова и тут же составляли с ними предложения.

В определенной логике строилась система упражнений, направ­ленных на закрепление полученного навыка. Так, дети на слух определяли правильное и неправильное употребление глагола по смыслу, "исправляли" логопеда и давали правильный ответ. Далее задания усложнялись. Дети должны были, используя две предметные картинки, составить предложение, включая в него глагол с нужной приставкой.

При этом логопед приучал детей слушать и слышать ответы своих товарищей, давать оценку составленному предложению. Подводя итог занятия, логопед также использовал задание, заправленное на сознательное употребление глаголов с разными приставками. Необходимо отметить использование разнообразных методических приемов, которые располагались в порядке нарастания сложности. Широко ис­пользовались в занятии различные виды наглядности: предметы, карточки, картинки. Логопед строил занятие таким образом, что­бы на протяжении всей работы дети были достаточно активны и заинтересованы (демонстрация действий, элементы соревнований). Использовались игровые фрагменты (Кто будет моим Помощником? Кто самый внимательный?)

 

2. II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(декабрь, январь, февраль, март)

Во II периоде обучения речевые возможности детей значительно возрастают. Коррекционно-воспитательная работа логопеда направлена на интенсивное развитие первоначальных навыков монологи­ческой речи. Это подготовлено тем, что у детей значительно возрос запас пассивных речевых средств, улучшилось слуховое восприя­тие, появилось более осознанное и дифференцированное употребле­ние отработанного лексико-грамматического материала с использованием ряда поставленных звуков. Изменяется и речевое пове­дение детей. Они становятся более активными в общении, использу­ют накопленные речевые умения в простых коммуникативных ситуациях.

Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи про­водятся 2 раза в неделю. При этом решаются следующие задачи:

а) закрепление в собственной речи правильного произношения звуков, уточненных иди исправленных на индивидуальных занятиях I период;

б) постановка и первоначальная автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков в соответствии с данными первичного обследования детей;

в) дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;

г) формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость и др.

д) дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;

е) воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

На фронтальных занятиях изучаются и уточняются произношение согласных:

П, Т, К, В, Ф, М, Н, Х в твердом и мягком варианте звуков Л, Б, Б', Д', Г, Г', С, С', 3, 3', Ш, Ж, Р, Л у ряда детей в специальной коррекции.

Последовательность и сроки изучения перечисленных звуков могут варьировать в зависимости от индивидуальных проявлений дефекта.

Поскольку звуки П,Т,К,5,Ф, М,Н,Х не вызывают трудностей в произношений, они могут использоваться в качестве полноценной опоры для развития четкого фонематического восприятия, а также для воспитания навыка произношения усложненных слоговых структур.

Звуки, отнесенные к более трудным для произнесения(Л, Б, Д, Г, Г', С, С, 3, 3, Щ, Ш, Т, Д, Р, Л) нуждается в отработке артикуляции, в автоматизации в различных позициях и в уточнении их восприя­тия на слух.

Работа по формированию фонематического представления предпо­лагает определенную последовательность. От четкого восприятия правильно произносимых ребенком фонем (типа: П,Т,Ч) к различе­нию звуков, резко отличающихся артикуляционным укладом (Т от С, П,Р и др.) и постепенно к дифференциации звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам (П-Б, С-3, С-Ш, и т.п.).

На отработку каждого звука планируется примерно два занятия. Исключение составляет звук С (пять занятий). Это объясняется тем, что важно особенно тщательно обработать артикуляционный уклад и различение данного звука, так как он является хорошей базой для появления последующих звуков.

Одновременно продолжается работа по дальнейшему развитию фоне­матического восприятия. Следует помнить, что у детей с ОНР рецеп­тивные умения формируются постепенно. Сначала проводятся упраж­нения по различению звуков по признаку глухости и звонкости, мягкости и твердости. На доступном материале расширяется количе­ство слов для запоминания и повторения. Появляется возможность заучивания слов со сходными звуками (зуб-суп, коза-коса), пред­ложений и коротких текстов, что является новой ступенью сложности.

Большое внимание на этих занятиях уделяется выделению звуков на слух. Причем изучаемый звук (например, С) обязательно сравнивает­ся со всеми звуками, а том числе и с теми, которые дети еще не могут правильно произносить. Это является одним из условий спонтанного появления новых звуков, с одной сторона, а с другой - ускоряет и облегчает последующий процесс, связанный с дифференциацией звуков. Поясним это на примере. Так, для различения, например, на слух звука С логопед предлагает послушать ряд звуков, С, 3, С, Ц, С, Ш, С, Ш, Ц и вычленить из него изучаемый.

Далее дети в ряду слов определяют слова только со звуком С. Сна­чала предлагаемый ряд состоит из 2-3 слов с ''далекими" звуками (сумка, ракета, кубик). Затем постепенно количество слов увеличива­ется, а сами слова становятся более сложными по звуковому составу (шапка, сумка, цапля, заяц, щетка).

Постепенно, логопед подводит детей к выполнению ряд заданий: отобрать картинки с заданным звуком (сначала при активной помощи логопеда), затем придумать слова с этим звуком.

Отличительной чертой II периода обучения является отработка перечисленных видов на достаточно ограниченном речевом материале. Это обусловлено тем, что выдерживается методическое требование: усложнение новой слоговой, структуры осуществляется только на базе четко, отработанных звуков.

Логопед обращает внимание детей на отчетливое произнесение окончаний прилагательных (-ай, -ой, -ые, и др.), существительных в косвенных падежах и глаголов в соответствии с материалом, изучаемым на занятиях по развитию речи.

Индивидуальные занятия по формированию звукопроизношения, так же как и в I периоде обучения, носят опережающий характер.

В процессе подготовки детей к элементарным навыкам звукового анализа и синтеза логопед должен научить их выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду другие слогов, определять наличие звука в слове, гласный в начале слова в позиции под ударением и начальной согласный.

Дети упражняются в воспроизведении звуковых последовательно­стей, определяют порядок и. количество звуков в ряду (А У - А У И).

К концу II периода обучения дети должны уметь определить гласный в прямом слоге и в односложных словах.

Ниже приводится примерный конспект фронтального фонетического занятия»

ТЕМА: Звук 0.

ЦЕЛЬ: Учить детей различать на слух и правильно произносить звук 0.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

ЛОГОПЕД:

- Сядет тот, кого я назову ласково (Наталья - Наташенька, Татьяна - Танюшка, Сережа - Сереженька и т.д.)

П. Повторение пройденного материала.

ЛОГОПЕД:

- Какие гласные звуки вы уже знаете?

- Назовите предметы, имена, которые начинаются со звука А, У, И.

- Я скажу звуки тихо-тихо, а вы угадаете их и повторите хором

- А - и - у у - -, а - у.

Логопед только показывает артикуляцию звуков, не произнося их вслух. Дети повторяют хором звуки.

- Сколько звуков я произнесла?

- Какой звук первый, какой второй, третий?

III. Знакомство с новым материалом.

Логопед расставляет на фланелеграфе 3 картинки изображаю­щие девочку, школьницу, взрослую женщину. Называются их имена: Оленька, Оля, Ольга. Дети определяют первый звук в этих именах и проговаривают хором и индивидуально.

IV. Игра " Эхо".

ЛОГОПЕД:

- Сейчас мы с вами поиграем в игру "Эхо". Я буду говорить громко звук О, а вы отвечайте как эхо - тихо.

Затем логопед дает установку детям на длительное произнесение звука О и краткое.

Логопед:

- Ребята, сейчас я буду произносить разные звуки, а вы можете попрыгать как зайчики, но как только услышите новый звук О, вы должны сразу подбежать кок мне.

- Ребята, звуку О скучно одному, он решил найти себе друга и подружился со звуком П. Получился маленький слог ОП, повторите его все вместе. Назовите, какой звук первый, второй?

V. Физминутка.

- Не под окном, а около

Каталось "О" и охало,

"О" охало, "0" ахало,

Не под окном, а около.

(под четверостишие дети выполняют различные движения)

VI. На стенде расставлены картинки о изображением предметов, названия которых начинаются на 0: обручи, овощей, окон, осени, окуня, ос.

Логопед называет предмет, дети - первый звук в слово. Затем кар­тинки переставляются, проводится игра на развитие внимания и наблюдательности, "Что изменилось?"

VII. Игра " Один - много".

Логопед бросает мяч ребенку, называя какой-нибудь предмет. Ребенок, поймав мяч, должен назвать эти предметы во множествен­ном числе.

Например: окунь - окуни, окно - окна, и т.д. При этом выделяется первый звук О в слове.

VIII. Итог занятия.

Логопед еще раз уточняет с детьми, какой новый звук изучали на занятии. Ребята первого ряда произносят этот звук длительно, а второго - кратко.

После этого дети вспоминают картинки, с которыми работали на занятии.

Фронтальные занятия на формирование лексико-грамматического средства языка проводятся 3 раза в неделю. Их содержание включает в себя:

1. Уточнение представлений об основных цветах и их оттенках.

2. Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания (лимонный, яблоч­ный), растениями (дубовый, березовый), различными, материалами (кирпичный, каменный, деревянный, бумажный и т.д.).

3. Различение и выделение в словосочетаниях названия призна­ков предметов по их назначению и по вопросам КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
Формирование ориентировки на совпадение окончания вопроситель­ного слова и прилагательного. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

4. Упражнения в составлении сначала 2, а затем 3 форм одних и тех же глаголов (иди-идет-иду), изменение формы глаголов 3го лица единственного числа на форму I лица единственного и множественного числа: идет - идешь - идем.

5. Употребление предлогов НА, ПОД, В, ИЗ, обозначающих простран­ственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

6. Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа).

7. Закрепление навыка построения предложений; распростране­ние предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

8. Составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов- описаний, пересказов.

9. Примерное распределение количества занятий следующее:

- 14- отводится на формирование словаря и грамматического строя,

- 12 - на развитие связной речи. При проведении занятий используется лексический материал по темам: "Одежда", "Продукты питания", (повторение), "Домашние и дикие животные", "Части тела" "Новый год", "3има", "8 Марта", "Весна".

10. Отбор лексического материала производится с учетом недо­статочного навыка словообразования, типичного для детей данной категории, объема и характера словосочетаний, образуемых отобран­ными для изучения лексическими единицами, соотнесенностью с тематикой воспитательных занятий, Этим определяется, в первую очередь, предметно-смысловое содержание коррекционной работы.

Овладение грамматическими умениями происходит в специально организуемых коммуникативных ситуациях, связанных с изучаемой тематикой. Этим подготавливаются условия для овладения перво­начальными навыками монологической речи, У детей формируются языковые средства для связанного речевого высказывания.

Одновременно происходит овладение средствами синтаксиче­ской связи для выражения несложных лексико-семантических отно­шений (причины, сравнения, времени и др.) а также для передачи межфразовой связи в коротком монологе.

В этом периоде обучения продолжается работа по развитию пони­мания речи, слухового внимания детей. Однако специальных занятий в этом направлении не проводится. Отдельные упражнения включают­ся как фрагменты в логопедические занятия по развитию речи. У детей развивается внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умению выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации. Например, логопед спрашивает детей, как правильно сказать: девочка СЛОМАЛА или РАЗБИЛА стекло? жук ЗВЕНИТ или ЖУЖЖИТ? Мама ПРИКЛЕИВАЕТ или ЗАКЛЕИВАЕТ конверт? Про кого можно сказать: шипит, звенит, каркает, чирикает (змея, комар, ворона, воробей)? Более усложненными являются упражнения, когда логопед просит детей послушать и сказать, правильны ли по смыслу следующие предложения: На улице идет дождь, сними плащ. Надень шапку и развяжи ленточки и т.д.

Продолжается закрепление в речевых конструкциях грамматического материала I периода обучения. Усложнение состоит в том, что лого­пед должен научить детей использовать этот материал в более сложных видах речевой деятельности.

Наряду с подобными заданиями во II периоде обучения логопед работает с детьми над пониманием детьми текстов с конфликтной ситуацией.

Указанные методические приемы способствуют развитию речевого внимания и речевой памяти. Своевременное развитие понимания речи позволяет предупредить появление ошибок в активной речи детей.

Во II периоде обучения продолжается работа по обучению детей самостоятельной постановке вопросов. Во время игры нужно созда­вать такую ситуацию, когда для правильного выполнения задания ребенок должен задать вопрос.

В процессе усвоения предметного словаря продолжается знаком­ство детей с различными способами словообразования. Сначала необхо­димо уточнить знания детей о различных материалах и их свойствах (мех, дерево, стекло, бумага), продукты питания (шоколад, молоко, оливки); растения дуб, сосна).

Внимание детей привлекается к образованию новых слов с по­мощью суффиксов, при этом поддерживаются звуковые и смысловые различия между словами. Например, стол деревянный - он сделан из дерева, кораблик бумажный - сделан из бумаги. Детой учат пони­мать обобщенное значение слова (например, дается задание ото­брать все пластмассовые, деревянные предметы; бумажные, металличе­ские игрушки и т.д.). Только после этого предлагается самостоятельно образовать относительное прилагательное от существитель­ного обозначающее название материала, из которого сделан предмет (меховой, стеклянный; пластмассовый) со значениями соотнесенности с продуктами питания (молочный, шоколадный, сливочный); растениями (дубовый, еловый, кленовый, сосновый).

Детей учат вслушиваться в окончания прилагательных (муж­ской, женский; средний род), отвечать на вопросы типа: Про какой предмет можно сказать деревянный? деревянная? деревянное? (Пирамида, линейка, башня, колесо)?

Словарная работа тесно связана с практическим усвоением грамматических форм слов. Различение и выделение в словосочетаниях названий признаков предметов) по их названию и вопросам какой? какая? какое? требует умения вслушиваться в слова и правильно соотносить окончание вопросительного слова и прилагательного. Постепенно правильно образованные детьми прилагательные включа­ются в разнообразные упражнения, требующие от них самостоя­тельного образования соответствующей формы слов в зависимости от рода, числа, падеже существительного, с которым они согласуются.

В это же время продолжается работа по обучению составлению и распространению предложений. Работа над однородными членами предложения связывается с работой над обобщающими понятиями. Дети составляют предложения с однородными подлежащими (на столе лежит книга, тетради, карандаши), определениями (мяч - круглый, красный, резиновый), сказуемыми (Оля встала, взяла лейку, полила цветы). При этом используются разные виды работ: составление предложений по картинкам, демонстрация действий, опорным словам, дополнение предложения недостающими словами.

По мере того, как дети овладевают составлением простого распро­страненного предложения с однородными членами, можно начинать обу­чать их составлять разные виды сложных предложений.

Например: Сначала надо посуду вымыть, а потом ее вытереть. У Вовы каран­даш, он будет рисовать дом или раскрашивать машину.

При обучении правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения рекомендуется использовать вопросно-ответную форму речи» Сначала дети проговаривает вторую часть сложного предложения, отвечая на поставленной вопрос.

Необходимо научить детей правильно отвечать на вопрос ПОЧЕМУ? (Мальчик заплакал, потому что шар улетел), а также строить сложноподчиненные предложения типа: Я хочу, чтобы мы пошли в цирк.

Переход к практическому усвоению более сложных морфологиче­ских закономерностей диктует необходимость включения в логопе­дические занятия упражнений с предложными конструкциями. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз. На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги НА, ПОД, обозначающие место

действия. Эти предлоги в развитии речи появляются в числе первых. Кроме того, они являются обиходными, легко моделируются в про­цессе наглядной демонстрации.

Работа над предлогами проводится поэтапно. Сначала уточня­ется понимание детей пространственного расположения предметов, выраженного предлогами НА, ПОД.

Логопед дает детям "усеченное" задание:

- Положи кружок... стол, а грибок...стул, - спрашивает:

-Понятно, как надо выполнять действия? А теперь послушайте еще раз: Положи кружок на стол, а грибок под стул.

- Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?

Таким образом, логопед учит детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её после­довательность.

Постепенно задания усложняются: в ряду "маленьких слов" надо выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в ряду: НА, ИЗ, В, ПОД, НА, ОКОЛО, МЕЖДУ, НАД, НА ребенок должен хлопнуть в ладоши. На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога.

Date: 2015-10-21; view: 810; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию