Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Своеобразиемладшегошкольноговозрастакак этапаразвития





В отечественной психологии специфика каждого возра- ста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообра- зований.

Младший школьный возраст связан с переходом ре- бенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению соци- альной ситуации развития ребенка. Он становится «об- щественным» субъектом и имеет теперь социально зна- чимые обязанности, выполнение которых получает об- щественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требова- ниями.

Ведущейвмладшемшкольномвозрастестановитсяучеб- ная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном воз- растном этапе. Врамкахучебной деятельности складывают- ся психологическиеновообразования, характеризующиенаи- более значимые достижения в развитии младших школьни- ков и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей,


активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Младший школьный возраст является периодом интен- сивного развития и качественного преобразования позна- вательных процессов: они начинают приобретать опосред- ствованный характер и становятся осознанными и произ- вольными. Ребенок постепенно овладевает своими психи- ческими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обу- чения мышление выдвигается в центр сознательной дея- тельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на ус- воение научных знаний, происходит развитие словесно- логического, понятийного мышления, что ведет к пере- стройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие ду- мающим»1. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникно- вению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

В этот период качественно изменяется способность к произвольнойрегуляцииповедения. Происходящая в этом воз- расте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выгот- ский) характеризует новый уровень развития мотиваци- онно-потребностной сферы, что позволяет ребенку дей- ствовать не непосредственно, а руководствоваться созна- тельными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

На протяжении младшего школьного возраста начина- етскладываться новыйтипотношенийсокружающимилюдь- ми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачи- вается, все большее значение для ребенка начинают при- обретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

- рефлексия, анализ, внутренний план действий;

- развитие нового познавательного отношения к дей- ствительности;

- ориентация на группу сверстников.

1 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — С. 56.








Date: 2015-10-21; view: 411; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию