Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Своеобразиемладшегошкольноговозрастакак этапаразвития
В отечественной психологии специфика каждого возра- ста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообра- зований. Младший школьный возраст связан с переходом ре- бенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению соци- альной ситуации развития ребенка. Он становится «об- щественным» субъектом и имеет теперь социально зна- чимые обязанности, выполнение которых получает об- щественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требова- ниями. Ведущейвмладшемшкольномвозрастестановитсяучеб- ная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном воз- растном этапе. Врамкахучебной деятельности складывают- ся психологическиеновообразования, характеризующиенаи- более значимые достижения в развитии младших школьни- ков и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Младший школьный возраст является периодом интен- сивного развития и качественного преобразования позна- вательных процессов: они начинают приобретать опосред- ствованный характер и становятся осознанными и произ- вольными. Ребенок постепенно овладевает своими психи- ческими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обу- чения мышление выдвигается в центр сознательной дея- тельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на ус- воение научных знаний, происходит развитие словесно- логического, понятийного мышления, что ведет к пере- стройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие ду- мающим»1. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникно- вению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий. В этот период качественно изменяется способность к произвольнойрегуляцииповедения. Происходящая в этом воз- расте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выгот- ский) характеризует новый уровень развития мотиваци- онно-потребностной сферы, что позволяет ребенку дей- ствовать не непосредственно, а руководствоваться созна- тельными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. На протяжении младшего школьного возраста начина- етскладываться новыйтипотношенийсокружающимилюдь- ми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачи- вается, все большее значение для ребенка начинают при- обретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: - качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; - рефлексия, анализ, внутренний план действий; - развитие нового познавательного отношения к дей- ствительности; - ориентация на группу сверстников. 1 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — С. 56. Date: 2015-10-21; view: 411; Нарушение авторских прав |