Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Массовыесоциально-психологические явления





Известно, что, находясь среди группы людей (даже не- большой), человек чувствует, переживает, воспринимает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой. Атмосфера прямого контакта со многими людьми меняет степень проявления тех или иных свойств человека, вы- свечивает в этих свойствах такие стороны, о которых не- редко он сам и не подозревал. Поэтому массовые психоло- гические явления играют весьма значительную роль в меж- личностных отношениях. Таких явлений много, познако- мимся с некоторыми из них.

Общественное мнение. Оно может формироваться со- знательно, целенаправленно. Так, пресса, радио, кино, телевидение, собрания, митинги и т.п. формируют обще- ственное мнение, отражающее идеологию того или иного политического направления или государства в целом. Мо- жет складываться общественное мнение о том или ином работнике на производстве, преподавателе в вузе, учени- ке в школе и пр.

Общественное мнение иногда формируется стихийно, на основе неточной информации, передаваемой «из уст в уста».

В пределах малой группы общественное мнение может играть и положительную роль и отрицательную, в том слу- чае, если мнение основывается наложных слухах. Форми- руемое среди единомышленников или даже просто в кру- гу хорошо знакомых людей, объединенных в какой-то момент обстоятельствами или общей деятельностью, оно позволяет человеку чувствовать себя, как правило, более уверенно, испытывать ощущение духовного подъема и соб- ственной значимости.

Коллективное переживание. Эмоциональные переживания могут одновременно захватить большие массы людей. Это могут быть радостные переживания, переживания горя, стра- ха, гнева. Люди как бы заражаются настроениями других, подпитываются этими настроениями, в которых аккумули- руются все их переживания и мысли. Например, на стадионе человек нередко заражается преобладающими настроения- ми болельщиков и может вести себя совершенно не свой- ственным для его повседневного поведения образом.

Или на концерте, например, эстрадного певца: люди сначала заражаются его азартом, увлеченностью, музы- кальностью, потом постепенно становятся соучастниками

 


коллективного действа с подпеванием, подтанцовывани- ем, проявлением бурных эмоций. Эмоциональный настрой большой группы создает определенную атмосферу, пси- хологический климат.

Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника. Паника - это один из видов поведения неорганизованной массы людей, толпы. Массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью быстро на- растает в процессе взаимного заражения. При этом полно- стью блокируется способность рациональной оценки об- становки, мобилизация волевых возможностей людей, организация совместного противодействия. Паника возни- кает легче в тех случаях, когда людям не ясны общий смысл происходящего и цели, к которым они должны стремить- ся, когда нет авторитетного для всех или для большинства лидера. Паника усиливается в общей обстановке психи- ческой напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидания тяжелых событий (землетрясение, наводнение, государственный переворот и пр.). На усиление и продол- жительность паники влияет недостаток точной информа- ции о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах преодоления. Так было, напри- мер, после чернобыльской атомной катастрофы.

Известны случаи возникновения паники в повседнев- ной жизни: при скоплении в метрополитене, на стадио- нах, зрелищных мероприятиях и т.п.

Причины паники многообразны. Отметим две группы наиболее значимых. Психологические причины, включающие в себя такие психологические явления, как крайнее удив- ление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой опас- ностью. Причины социально-психологического порядка: от- сутствие групповой солидарности, утрата доверия к руко- водству, дефицит информации... Все вместе это порожда- ет высокое эмоциональное напряжение и лихорадочную работу воображения, нагромождающего страхи.

Подражание - сознательное или неосознанное копиро- вание образца. Подражание встречается на разных возраст- ных этапах индивидуальной жизни человека. Подражание позволяет человеку автоматизировать свои действия в оп- ределенных сферах жизни, быта, деятельности. Например, на подражании основана мода: подражая моде в одежде, предметах быта, отделке квартиры и т.п., человек как бы освобождает себя от излишних психологических мучений



выбора, что дает ему возможность сосредоточить все вни- мание и энергию на решении более сложных творческих проблем. Однако чтение книг, просмотр фильмов, посе- щение спектаклей, занятия досуговой деятельностью мо- гут тормозить развитие личности, если все это движется не собственным интересом, а желанием не отстать от моды сегодняшнего дня.

Подражание так или иначе присутствует в межлично- стных отношениях групп, коллективов. Оно помогает вы- работать идентичные приемы поведения, действия лично- стей. Дети, особенно в младших классах, всегда подража- ют своему учителю. Учитель, вступая в класс, всегда является образцом для подражания, в этом, наверное, его самая большая ответственность перед детьми.

Заканчивая тему о межличностных отношениях, отме- тим следующее. Отношение и общение - взаимосвязанные, неразрывные явления. У нормального человека не может быть общения без отношения. Межличностные отношения происходят между мыслящими, думающими и чувствую- щими людьми. Можно сказать, что межличностные отно- шения - сущность общения, своеобразный результат его. Возникнув в процессе общения, межличностные отноше- ния, в свою очередь, оказывают влияние на него, опреде- ляя содержание и тональность общения.

Межличностные отношения в группе и коллективе по- тому так и называются, что в отношения вступают личнос- ти, центральной характеристикой которых является их ин- дивидуальность - то особенное, что отличает данного чело- века ото всех других. Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него есть свои особен- ности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, при- вязанности, особенности настроения, большая или мень- шая сила эмоциональных переживаний, сильная или сла- бая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба.

Какое богатство - этот внутренний мир человека. По- мните, у Е. Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет: У каждой есть особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.


Важно понимать и постоянно помнить, что такой слож- ный внутренний мир имею не только я, а и каждый из окружающих меня людей. И если человек, который нахо- дится рядом со мной, отличается от меня, то это не зна- чит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особеннос- тями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно на- учиться исходить из того, что другой человек - самостоя- тельная личность, которая сама определяет свое поведение. Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т.п. несовместимы с понятием воспитанного человека.

Человек, как личность, не только умеет разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать в общении с ними их интересы, желания, вкусы, привыч- ки, настроения, искренне отзываться на их чувства и пере- живания. «Бывает и так, - читаем у писателя С. Шуртакова. - В дороге ли, в дальнем селе или на новостройке повстреча- ешь нового незнакомого человека; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощанье руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания - не очень-то огорчишься, не за- грустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце - нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разго- воров в нем не отозвалось».


Каждому из нас хочется встретить в собеседнике созву- чие мыслей, чувств, настроений. Мы благодарны тем лю- дям, которые участливо выслушивают нас, пытаются по- нять, что занимает нас и волнует. Нам часто и не нужны конкретные советы, а нужно «выговориться» в присутствии человека, доброжелательность которого к себе мы ощущаем. Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны. А понять

особенности другого человека не так уж и просто.

По словам К.И. Чуковского, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой «первый понял, что кроме вся- ких свойств у человеческой личности есть как бы своя ду- шевная мелодия, которую каждый из нас носит повсюду с собой, и что если мы захотим изобразить человека и изобразим его свойства, а этой душевной мелодии не изоб- разим, - это изображение наше будет ложь и клевета».


Наверное, именно степень совпадения душевных мело- дий или, скорее всего, их созвучия лежит в основе отно- шения к другому человеку.

Вообще, умение понять наиболее существенные осо- бенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, способность правильно реа- гировать на возможные противоречия, расхождения в оцен- ках и представлениях, возникающих у людей, свидетель- ствуют о достаточно высоком личностном развитии чело- века. Такой человек прежде всего заботится о том, чтобы не унизить достоинства другого человека. Виктор Конец- кий, описывая морской рейс в Антарктиду, пишет о лю- дях, возглавляющих экспедиции: «Но ведь они так же и в жизни контролировали себя: чтобы не оскорбить своею властью подчиненных людей, чтобы всегда сохранять де- ликатность даже при необходимой резкости и грубости слов и поступков, а такое обязательно случается в полярно- морской работе».

И еще на одно качество личности хотелось бы особен- но обратить внимание, качество, о котором мы как-то стес- няемся вслух говорить, которое многие, к сожалению, считают старомодным, - это благородство. Истинное бла- городство - приходить на помощь человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность че- ловека со-страдать, со-чувствовать, со-переживать, со- действовать - признак духовной зрелости личности. Благо- родство - это высокая нравственность человека, соединен- ная с самоотверженностью и честностью.

 

Вопросы и задания

1. Какие виды групп выделяют в социальной психологии?

2. Попробуйте объяснить с психологической точки зрения слова Э.М. Ремарка: «Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником».

3. Какой вспоминается стиль руководителя при чтении сле- дующего высказывания Л.Н.Толстого: «Человек, не чувству- ющий в себе силы внутренним достоинством внушить уваже- ние, инстинктивно боится сближения с подчиненными и ста- рается внешними выражениями важности отделить от себя критику»?

4. Что такое межличностные отношения в группе, коллекти-

ве? 318


5. Посмотрите на себя как бы со стороны и попробуйте ис- кренне себе ответить на вопросы: а) интересны ли вам люди сами по себе, вне их должностей, места работы и материальных воз- можностей? б) уважаете ли вы окружающих или только делаете вид? в) любите ли кого-нибудь, кроме самого себя? г) можете ли совершить какие-либо поступки в защиту справедливости, про- тив хамства, лицемерия? д) интересно ли людям с вами?

6. Попробуйте провести тест социометрический «выбор» в одном из классов начальной школы и проанализировать его ре- зультаты.


 







Date: 2015-10-21; view: 532; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию