Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Успех или неуспех в деятельности
Понятие «успех» имеет двойное толкование: 1) удача в достижении поставленной цели, в выполнении деятель- ности или создании ее продукта, 2) общественное при- знание достигнутой удачи. Когда же человек испытывает ощущение успеха? Когда он не только сам понимает, что добился удачи, но когда видит (понимает), что окружаю- щие значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «с общественной при- родой мотивации человеческой деятельности связано вли- яние, которое оказывает на нее оценка - обусловленная общественными нормами самооценка и оценка со сторо- ны окружающих, особенно тех, мнением которых человек дорожит»1. Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия ее протекания. Успех вообще окрыляет человека, какого бы возраста и какой бы деятельностью ни занимался этот человек. «Вот я никак не думал, чтобы вы были так умны! - сказал он мне с такой добродушной, милой улыбкой, что вдруг мне показалось, что я чрезвычайно счастлив. Похвала так могущественно действует не только на чув- ство, но и на ум человека, что под ее приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову»2. Наиболее благоприятным для развития личности чело- века и осуществления им деятельности будет такой успех, который дался с известным трудом и который поэтому воспринимается как заслуженный результат работы. Слиш- ком легко давшийся успех может разочаровать: я-то знаю, что немного усилий приложил к выполнению этого дела, так что же они меня хвалят? Чувства удовлетворения та- кой успех не приносит и может иметь негативные послед- ствия в отношении человека к данной деятельности. Неус- пех в деятельности, особенно длительный неуспех, вооб- ще затрудняет дальнейшую работу, делает ее психологи- чески еще более трудной, чем она есть на самом деле. Трудности стимулируют деятельность, но они должны быть в пределах разумного, иначе они превращаются в сверх-
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - С.565. 2 Толстой Л.Н. Юность. Собр. соч. - Т. 1. - М., 1959. - С. 172. трудности и человек начинает ощущать себя бессильным перед ними. Именно поэтому так легко развить у школь- ника чувство неуверенности в своих силах и тем самым отбить у него всякое желание учиться. Самооценка и оценка со стороны окружающих оказы- вает большое влияние на мотивы деятельности. Поскольку человек почти всегда ожидает и предвидит оценку, оцен- ка влияет, воздействует на его деятельность, направляя ее в определенную сторону, повышая или понижая ее уро- вень, она в значительной степени формирует и самооцен- ку. Каковы же психологические условия позитивного оце- нивания деятельности своей и другого человека? 1. Оценка должна быть результатом, а не целью дея- тельности. Как говорил С.Л. Рубинштейн, нет более вер- ного средства провалить свой успех, как думать только о нем, забыв о самом деле, которое одно лишь может дать его. Это очень не просто. Каждый человек, делая свое дело, знает, что его ждет общественная оценка, и не может быть к ней равнодушен. Правильное соотношение установок на дело и на успех в этом деле приходит только с приобрете- нием профессионального мастерства. Установка (мотив) на оценку смещает цель, в деятельности наступают те или иные отклонения. Сравним двух преподавателей. Один очень озабочен, как он выглядит со стороны, эффектны ли его позы, хорошо ли звучат риторические вопросы, оценивают ли его эру- дицию студенты, слушая многочисленные цитаты, ссыл- ки на источники, упоминание, иногда и вскользь, много- численных авторов. Он боится показаться недостаточно современным и знающим, ему хочется удивить студентов, заставить их восхищаться им и пр. Внимание другого пре- подавателя направлено на студентов: понятно ли им, ин- тересно ли, какие задают вопросы. Он доволен, если они уловили в его лекции какую-либо неточность или спор- ный вопрос, он радуется, если студенты в ответах допол- няют те сведения, которые сообщал им он сам. Психологическая ориентация на дело или на успех в нем обусловлена прежде всего чувством уверенности или неуверенности в своих силах, а это чувство, в свою оче- редь, зависит главным образом от того, насколько про- фессионально владеет своим делом. 2. Известно, что значительно легче делать свое дело в доброжелательной обстановке. Одни и те же задачи и про- блемы являются субъективно задачами и проблемами раз- личной трудности, когда их приходится решать в различ- ных социальных ситуациях, в различной эмоциональной атмосфере. При общем благоприятном отношении к чело- веку отрицательная оценка его действий или деятельнос- ти будет восприниматься без обиды, спокойно. При об- щем неблагоприятном отношении отрицательная оценка воспринимается как результат пристрастного отношения и вызывает обиду и другие негативные реакции. 3. Следует понимать, что оценка, направленная на лич- ность в целом, действует иначе, чем оценка, направлен- ная на те или иные действия человека или на результат этих действий. Это особенно важно учитывать в работе с детьми, самооценка которых в значительной степени за- висит от тех оценок, которые дают ему взрослые - родите- ли, учителя. Смысл позитивного отношения взрослых к неправильному действию ребенка таков: «Ты хороший. Но этот твой поступок (действие) нехорош». Как учителю следует поддерживать самооценку учащих- ся? Существует много приемов и способов, назовем неко- торые: 1. Отказаться от правила часто, с нажимом подчерки- вать способности одних, неуспехи других. 2. Отказаться от прямого противопоставления детей друг другу. 3. Не «пилить» и не ругать при всем классе. 4. Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не под- черкивать это резко как нечто неожиданное. 5. Называть всех детей по именам и добиваться этого в общении детей друг с другом. 6. Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению - это лишь одно из многочислен- ных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному. 7. Чаще разговаривать с замкнутыми, «неинтересными» ребятами. Поведение детей еще во многом подражатель- но, и когда они видят, как учитель беседует с их одно- классником, то считают, что, следовательно, ему инте- ресно, и тоже начинают проявлять интерес к этому «не- интересному». 8. Бережно относиться к женской гордости и к мужско- му достоинству. 9. Все, что происходит с детьми, принимать всерьез. 10. Уметь видеть за внешними поступками и действия- ми мотивы поведения, отношения, деятельности. 11. Помнить, что все дети испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удов- летворять ее. 12. Исключить ситуации в школьной жизни, способ- ные вызвать у детей страх наказания. 13. Научиться воспитывать через радость, доверие, ува- жение. 14. Относиться к ребенку любого возраста как к субъекту совместной деятельности. 15. Принимать право ребенка на ошибку, на настрое- ние, на безнаказанное положение причин невыполнения какого-либо задания и пр. 16. Осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей ребенка - его уровня развития, привязанностей, представлений и т.п. 17. Создавать атмосферу успеха, эмоционального бла- гополучия, ценности культуры, знания и здоровья. 18. Критически отнестись к самому себе при поиске при- чин неудач ребенка в учении, поведении, отношениях. Date: 2015-10-21; view: 387; Нарушение авторских прав |