Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 9. Принцип комплексного подхода в воспитании





Принцип — общее руководящее положение, требую­щее последовательности действий, не в значении «поочередности», а в значении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах.

♦ Принцип воспитания, вытекающий из цели воспита­ния и учитывающий природу воспитательного процесса, — ориентация на ценностные отношения — постоянство профессионального внимания педагога на формирующих­ся отношениях воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Ус­ловием реализации принципа ориентации на ценностные от­ношения выступают философская и психологическая подго­товка педагога.

♦ Принцип воспитания — принцип субъектности: пе­дагог максимально содействует развитию способности ре­бенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить ос­мысленный выбор жизненных решений. Принцип субъект­ности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предпо­лагает совместное с ребёнком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе..., будет другим....... Ты этого хочешь? Это будет правильно?»

♦ Следующий принцип воспитания вытекает из по­пытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этот принцип гласит: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его та­ким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, ка­ков он есть, признание ценности его личности, сохране­ние по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, ува­жения к его личности. Границы принятия данности су­ществуют: они отражены в двух «нельзя» — «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя»; эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

Союз принципов воспитания придает ему гармоничес­ки сочетающиеся характеристики: философическую, диа­логическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из назван­ных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

 

Формирование всесторонне и гармонично развитой лич­ности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части. Развитие современного общества характе­ризуется еще более интенсивным совершенствованием машин­ного производства и повышением его технического уровня и, следовательно, предъявляет более высокие требования к подго­товке и развитию членов общества. Новые задачи перед воспи­танием ставит развертывание компьютерной революции. Все это приводит к тому, что формирование всесторонне и гармо­нично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью (идеа­лом) современного воспитания.

Что же имеют в виду, когда говорят о всестороннем и гармо­ничном развитии личности? Какое содержание имеет это поня­тие?

В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигие­нической культуры. Нужно иметь в виду, что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом теле — здоровый дух. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии прояв­лять волевых усилий и настойчивости в преодолении труднос­тей, что может мешать ему развиваться в других областях лич­ностного становления. В этом смысле физическое воспитание выступает как исключительно важное условие всестороннего развития учащихся вообще.

Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармонич­ного развития личности является умственное воспитание. Только благодаря уму человек выделился из животного мира как общественное существо, создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный социально-экономический прогресс. Вот почему развитие пытливости, ов­ладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразительности учащихся должно выступать в качестве сердцевины всестороннего развития личности. Расширение кругозора особенно важно в современную эпоху, характери­зующуюся мировыми процессами интеграции.

Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности является техническое обуче­ние, или приобщение ее к современным достижениям техники (в том числе и бытовой), овладение умениями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, а также обращения с различными инструментами и техническими приспособления­ми. Это создает предпосылки для подготовки учащихся к рабо­те на современном производстве и профессиональной ориента­ции, а также для жизни в современном обществе, все сферы которого пронизывает все более усложняющаяся техника.


Велика роль и моральных принципов в развитии и формиро­вании личности. И это понятно: прогресс общества могут обес­печивать только люди с совершенной моралью, с добросовестным отношением к труду и собственности, что обусловливает необходимость действенного морального воспитания.

Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщения их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.

Есть еще два содержательных компонента, которые орга­нически входят в состав всестороннего развития личности.

Первый из них касается склонностей, творческих задат­ков и способностей. Они есть у каждого здорового человека. Вот почему целенаправленная работа по их выявлению и развитию является важной частью всестороннего формирования учащих­ся. Школа должна воспитывать у них индивидуальную красо­ту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела.

Второй компонент относится к производительному труду и его роли в формировании личности. Только он позволя­ет преодолеть односторонность личностного развития, создает предпосылки для полноценного физического формирования человека, стимулирует его умственное, нравственное и эстети­ческое совершенствование, делает его полезным для общества.

Все это позволяет сделать вывод об основных структурных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных час­тей выступают: умственное воспитание, техническое обуче­ние, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склон­ностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд.

Однако выше отмечалось, что воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничны (от греч. harmonia — согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой.

В последнее время понятие всестороннее и гармоничное раз­витие личности иной раз трактуется как разностороннее ее развитие, поскольку, дескать, всестороннее развитие в совре­менном обществе осуществляется не полностью. Этот отход от устоявшегося понятия является не совсем обоснованным. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности вы­ступает как идеал общества с высокоразвитым техническим производством, как его педагогическая тенденция, и потому мера и глубина этого развития зависит от конкретных социаль­но-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственно­му, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физи­ческому воспитанию. Понятие же «разностороннее» развитие не имеет такого выразительного терминологического смысла, поскольку его, например, можно осуществлять без надлежаще­го эстетического воспитания и т.д. Такой понятийной неопре­деленности наука должна избегать.


Будучи идеалом воспитания, к которому стремится общест­во, необходимость всестороннего и гармоничного развития лич­ности определяет общее направление учебно-воспитательной работы. В этом смысле она выступает как общая цель воспита­ния. Для школьного же воспитания необходимо, чтобы этот идеал был конкретизирован в соответствии с теми социально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется. Это требует более детальной разработки его содержания и мето­дов на каждом этапе развития общества и школы с тем, чтобы не забегать вперед и учитывать меру возможного в его осущест­влении.

Разработка и конкретизация в педагогике содержания воспитания всесторонне и гармонично развитой личности. Как уже отмечалось, решение проблем воспитания всесторонне и гармонично развитой личности в школе связано с реализацией социально-экономических требований к формированию подрас­тающих поколений. Какие же из этих требований являются основными и определяют его содержание?

Первое из них заключается в том, чтобы в полной мере рас­крыть и реализовать созидательные способности личности, ее интеллектуальный и творческий потенциал, открыть ей пути к полноценной деятельности как в производственной, так и в ду­ховной сферах. Понятно, что в решении этой задачи первосте­пенное значение имеет создание в школе условий для овладе­ния основами современных наук о природе, обществе и челове­ке, придание учебно-воспитательной работе развивающего ха­рактера.

Не менее важной задачей является и то, чтобы в условиях демократизации и гуманизации общества, свободы мнений и убеждений молодежь усваивала знания не механически, а глубоко перерабатывала их в своем сознании и сама делала выво­ды, необходимые для современной жизни и образования. Толь­ко такой подход к обучению и образованию позволяет воспиты­вать сознательных членов общества, способных правильно ори­ентироваться в сложных перипетиях жизни и находить пути ко всему новому, передовому, пользоваться достижениями совре­менной цивилизации, не поддаваться влиянию ошибочных и вредных политических движений, самим вырабатывать пра­вильные моральные и идейно-политические убеждения.

Неотъемлемой частью образования и обучения подрастаю­щих поколений является их нравственное воспитание и разви­тие. Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосердие, стрем­ление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он дол­жен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего це­нить гуманное отношение к человеку, владеть высокой культу­рой поведения.


Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет гражданское и национальное воспитание. Оно включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнацио­нальных отношений, уважения к нашим государственным сим­волам, сохранение и развитие духовных богатств и националь­ной культуры народа, а также стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении вопросов государствен­ной важности.

Органической частью всестороннего формирования личнос­ти является воспитание экологической сознательности, приоб­щение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры. Оно включает также физическое развитие школьни­ков и укрепление их здоровья. Его неотъемлемым элементом должно быть трудовое воспитание, техническое обучение, зна­комство с рыночной экономикой. Наконец, важной задачей школы является воспитание уважения к мировому порядку, основанному на признании политических, экономических и со­циальных прав всех народов мира.

Эти содержательные части всестороннего и гармоничного формирования личности, безусловно, не остаются неизменны­ми. С течением времени они обогащаются и совершенствуются по мере развития общества и улучшения учебно-воспитатель­ного процесса в школе.

В зарубежной педагогике термин «всестороннее развитие личности» используется не всегда, но сама эта цель определяет­ся довольно отчетливо. В Англии, например, каждая школа ежегодно выпускает для родителей проспект, в котором вместе с характеристикой учебно-воспитательного процесса (составом изучаемых предметов, расписанием занятий, квалификацией учителей, условиями платы за обучение и т.д.) довольно по­дробно раскрываются цели воспитания. Вот как характеризу­ются они в одной английской школе:

Наша главная воспитательная цель — понимать природу ма­ленького ребенка (его чувства, мысли, процесс развития). Мы твер­до убеждены, что дети лучше всего развиваются, приобретая в жиз­ненных ситуациях свой собственный опыт. Поэтому мы стремимся создавать им такое окружение, которое способствовало бы разви­тию их мышления и отвечало бы их индивидуальным потребностям.

Мы стремимся сформировать у наших детей беглость речи, зна­ния и умения в основных областях (грамотность, счет, физкультура, музыка, искусство и ремесла, основы наук), развить у них пытли­вость и критичность ума, направленного на познание человека и окружающего мира, сформировать чувство ответственности и забо­ты о других людях. Мы стремимся приучить детей к коллективному сотрудничеству — это развивает у них умение заботиться о других. Это закрепляет в каждом ребенке положительную самооценку, по мере того, как он испытывает уважение со стороны своих товари­щей за личный вклад в общее дело.

 

В реальной педагогической практике, кроме закономерностей и метапринципов воспитания, важно учитывать более частные принципы организации воспитательной работы, которыми учитель, воспитатель руководствуются в повседневном педагогической деятельности.

Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Коллектив в непосредственно ощутимой форме воспроизводит для индивидуального сознания существенные характеристики и особенности, присущие общественной системе в целом. Будучи целесообразной формой организации образа жизни и деятельности учащихся, коллектив дает им то, что они в нем ищут, — богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личности. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.

Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Реализации j этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать и экскурсиях, походах, массовых кампаниях. Педагоги — организаторы педагогического процесса должны стремиться к тому, чтобы сам этот процесс стал для воспитанников притягательной сферой их жизнедеятельности.

Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности. Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников опыт. Например, изучение тригонометрических зависимостей между сторонами и углами приобретает особый смысл, если они преследует цель определения расстояний до недоступных объектов. Однако чаще теоретическая подготовка предшествует практической работе учащихся. Применение знаний, умений и навыков на практике способствует их более прочному и глубокому освоению.

Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества.

Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу — принцип, тесно связанный с предыдущим принципом — организации педагогического процесса. Труд создает материальную основу для развития задатков и способностей, для формирования мировоззрения и морального облика личности. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако, как неоднократно подчеркивал А. С. Макаренко, труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, является маловлиятельным фактором в деле воспитания новых мотиваций поведения. Воспитывают социальное и интеллектуальное содержание труда, его включенность в систему общественно значимых отношений, организация и направленная направленность.

Важнейший принцип организации детской деятельности — уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к, личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А. С. Макаренко как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Педагогический гуманизм выражается и том, что принципиальная твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся. Это, однако, не противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают требовательность гибкой, индивидуализированной. Опыт показывает, например, что нецелесообразно использовать требование в жесткой, категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой — по отношению к ленивому и безответственному. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не принесет пользы, если она не реалистична, невыполнима, если она не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности ученика. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.

Реализация принципа уважения к личности в сочетании с ра­вной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, которые плохо учатся, ленятся, пренебрежительно относятся к интересам коллектива, общественным обязанностям и поручениям. Однако замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью криков, упреков и нотаций. Но это стремление можно поддерживать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Если ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого Веха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нем укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и поведении школьника замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив сверстников.

Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

 







Date: 2015-10-19; view: 945; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию