Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 3. Взаимосвязь педагогики с другими отраслями научного знания





Педагогика, будучи частью изначально единой науки, развивается в тесной взаимосвязи со всеми другими научными дисциплинами. Педагогика связана с 1)психологией: психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. А воспитание – целенаправленное изменение психики. Результаты пед деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых (память);2)физиологией – раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Это необходимо учитывать при воспитании и обучении; 3)социологией. Результаты социологических исследований обогащают науку об образовании и позволяют оценивать пед явления в ракурсе другой науки;4)философией – в ней педагогика находит опорные методологические положения. Философия указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию пед явлений и процессов, поэтому философию с ее идеями целостности и системности, методами структурного анализа принято считать методологической основой педагогики. Философия помогает педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления;5)медицинскими науками. Ставится задача разработать специальную систему обучения и воспитания больных школьников. Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Человек, сфера его обитания, его жизнь, условия развития помогают педагогам постичь свой предмет во всех его связях. Педагогика связана с точными и техническими науками: на их стыке возникли кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология. Сегодняшняя педагогика как одна из главных наук о человеке – на острие интеграционных преобразований.

Для развития любой науки очень важно получение достоверной информации, которая дает возможность устанавливать причинно-следственные связи и закономерности изучаемых явлений. Такую информацию можно получить, используя соответствующие научные методы исследования. Метод – путь и способ получения достоверной информации. Методология – совокупность научных принципов и способов исследования. Методол. уровни:1)общий – философский;2)общенаучный – использует методы исследования, присущие многим наукам (системный, деятельностный подход);3)конкретно-научный. Для педагогики подходы:а)личностный – гл. цель: развитие личности, отношение к ней как к субъекту; б)полисубъектный рассматривает все пед. процессы во всех взаимосвязях и учитывает огромное значение межличностного общения в формировании личности. Особое место -этнологический подход. в)антропологический – педагогика должна опираться на знания всех наук о человеке, обществе и среде;4)конкретные методы исследования:а)теоретические: *интеллектуальные: анализ, синтез, обобщение; *работа с литературой: реферирование, аннотирование, конспектирование;б)математические: определение средних величин, шкалирование, ранжирование, статистическая обработка; в)эмпирические: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ деятельности и продуктов деятельности.

Немало современных пед систем созданы на эклектической основе – соединении идей и подходов различных философских течений. Бихевиоризм: главная задача школы – научить определенным навыкам поведения, общения, выработать определенное отношение. Скиннер – основоположник программированного обучения. Весь материал делится на порции, каждый этап заканчивается проверкой. Каждый идет своим темпом. Обучение осуществляется по формуле «стимул-реакция».

Экзистенциализм: Больноу. Главная задача воспитания – сохранить неповторимость каждой личности, ее уникальность. Для этого необходимо по возможности давать индивидуальное воспитание и образование, избегать нахождения ребенка в коллективе. Главное – подготовленность человека к осознанию личной свободы. Чувство свободы должно дополняться чувством ответственности за себя и окружающих. Выступали против серьезных математических знаний. Не нужно давать систему глубоких знаний, они нужны только специалистам. Нужно дать ребенку возможность выбрать, получать те или иные знания или нет. Серьезных глубоких знаний по гуманитарным предметам также не нужно. Изучение этих предметов должно помочь ребенку понять себя. Это несколько утопическая теория. Используются только отдельные ее положения.

Прагматизм: Дж. Дьюи. Главная пед идея состоит в том, что необходимо воспитывать ребенка и давать ему знания только в практической деятельности. Объем знаний должен определяться спонтанно возникающими интересами ребенка. Задача учителя – через создание пед ситуаций давать основу для формирования позитивных интересов. Разработали новый метод обучения – метод проектов. Надо давать такое воспитание, чтобы для ребенка была польза и научить его понимать, что такое польза. Эта идея реализуется через организацию жизни в школе по принципу: школа – общество в миниатюре, то есть в школе есть президент, шерифы. Ребенок выбирает для себя соц статус в школе.

 







Date: 2015-10-19; view: 367; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию