Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 12. Формы внеурочной работы в школе





Формы организации обучения. В истории образования известны такие формы организации обучения: индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, лекционно-семинарское, классно-урочная система, Белллантстерская система взаимного обучения, маннгеймская система, «Дальтон-план», бригадно-лабораторная система, метод проектов. Из всех этих форм самыми пригодными для массового обучения оказались возникшая в XII—XIII вв. в средневековых западных университетах лекционно-семинарская система и появившаяся в XVI—XVII вв. в школах Украины, Белоруссии и Чехии классно-урочная система, теоретически обоснованная и четко структурированная Я.А. Коменским.

В средней школе любого типа используют различные организационные формы обучения; урок, экскурсию, семинар, практикумы, факультативы, домашнюю работу, консультации, формы трудового и производственного обучения: Эти формы организации учебного процесса включены в учебные планы и программы. Они обогащаются и дополняются формами внеклассной учебной работы тематические кружки, научные общества, студии; предметные викторины, конкурсы, которые поз­воляют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор,

Функции форм обучения:

— обучающе-образовательная – создает оптимальные условия для передачи знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития психических процессов учащихся;

— интегрирующе-дифференцирующая – позволяет реализовать взаимодействие, взаимообмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам;

— систематизирующая и структурирующая – требует четкого почасового планирования изучаемого материала по годам, четвер­тям и отдельным формам организации обучения (что изучается на уроках, что выносится на домашнюю работу, экскурсии и т.д.);

— дополняющая и координирующая – формы организации дополняют и корректируют друг друга.

К традиционным формам обучения относят урок, экскурсию и домашнюю учебную работу.

Экскурсии – форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Отличие от урока: проводятся вне класса, не имеют строгого разграничения во времени, могут проводиться не учителем, состав учащихся может отличаться от состава класса.

Классификация экскурсий:

· по месту в учебном процессе – вводные, текущие, обобщающие;

· по содержанию – предметные, комплексные;

· по месту проведения – природоведческие, производственные, исторические, культурологические.

Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсии применяются все методы обучения.

Экскурсия должна быть хорошо подготовлена. Учитель определяет в соответствии с учебной программой и календарным планом тему, цель, время и место ее проведения; составляет план, продумывая способы максимального включения в подготовку и обработку результатов экскурсии всех учащихся; если проводит не сам, консультирует человека, который будет проводить экскурсию, даже если это экскурсовод: ему надо четко указать возраст учащихся, круг вопросов, которые надо обязательно осветить, особенности класса и др. Учитель обязан заблаговременно выбрать и осмотреть место и объекты, которые нужно будет посетить, заранее продумать послеэкскурсионную работу. Учащиеся готовят к экскурсии фотоаппараты, видеокамеры, тетради, альбомы, карандаши и т.п. Они должны либо на уроке под руководством учителя, либо по его заданию самостоятельно познакомиться с необходимой предварительной информацией, обязательно должна быть проведена беседа о правилах уличного движения и, если нужно, о технике безопасности. Учитель должен обращать особое внимание на то, чтобы в ходе экскурсии учащиеся усвоили сущность наблюдаемых вещей и явлений, делали записи, зарисовки, вели съемку. А он показывает, дополняет, уточняет, отвечает на вопросы учащихся и задает их сам.

В конце экскурсии или сразу же на месте, иди по возвращении в класс проводится обобщающая беседа с целью выяснения, что и как поняли ученики, что необходимо уточнить, на что еще раз обратить внимание. Как правило, по материалам экскурсии предлагаются письменные работы (сочинения, отзывы, описания и т.п.), по собранному и подготовленному наглядному материалу составляются альбомы, оформляются стенды.

Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по всем предметам. В младших классах они имеют большое значение для объяснительного чтения и прежде всего при изучении природоведения и знакомстве с окружающим миром. В средних и старших классах – при изучении наук о природе и таких предметов, как география и история, способствуют расширению кругозора учащихся. Экскурсии особенно содействуют политехнической направленности обучения, так как |проводятся не только на природе, но и на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, электростанциях, выставках и в музеях.


В начальной школе эта форма является наиболее действенной, так как учащиеся младших классов усваивают лучше всего знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи и явления. Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и положительное отношение участников. В образовательно-развивающем плане они способствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащают зрительными образами содержание учебного процесса, обучают умению замечать, видеть отдельный факт, подробность, деталь, их место в общей системе взаимодействующих явлений, развивают наблюдательность, эмпирическое мышление, память. Экскурсии воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.

 

Домашняя учебная работа – самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием.

Виды домашней работы: по характеру познавательной деятельности – репродуктивная и творческая; по учебным действиям – выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и т.п.

Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление Полученных на уроке знаний, умений, навыков; усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации своими силами; выполнение творческих и практических работ. Самостоятельная познавательная и трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания.

Организация домашних заданий – особая часть урока, которая в большинстве случаев имеет место в конце его. Уже при планировании уроков для нее предусматривается определенное время. Она должна быть основательно подготовлена и продумана.







Date: 2015-10-19; view: 406; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию