Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровень выполнения задания
11. I Методика оценки данных исследования связной монологической речи. Комплексное обследование связной монологической речи позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний – от элементарных (составление пересказа небольшого по объему текста): до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний, выявленные у детей с общим недоразвитием речи в ходе проведения специальных исследований (В.П. Глухов, 1989, 2001; В.К. Воробьева, 1998, 2006 и др.). По данным этих исследований, дети с ОНР (III уровень речевого развития) мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложении, затруднения в выборе нужных лексем, нарушения смысловой организации высказываний (как отдельных, так и развернутых), отсутствие связи между элементами сообщения. Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, особенно по таким лексико-понятийным разрядам, как названия деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, объем, параметры и др.). Выявляются затруднения при выполнении задании на подбор обобщающих слов-понятий, на определение пространственного расположения предметов и др. У многих детей с ОНР существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать (или актуализировать в речи) предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказываний. Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (ненесущие смысловой нагрузки) могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний. Индивидуальный качественный анализ высказываний детей с ОНР и с нормальным речевым развитием (на основе приведенной методики исследования) позволяет установить несколько уровней выполнения заданий по каждому из видов рассказа. Основными критериями оценки являются: степень самостоятельности при составлении рассказа, адекватность поставленной задаче, полнота отображения предмета речи, семантическая наполненность высказываний, связность и последовательность изложения, соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам. Для оценки составляемых рассказов рекомендуется соответствующая схема (см. далее). Такая схема может использоваться в динамических исследованиях (обследование детей в динамике), проводимых до и в ходе специального, целенаправленного обучения. Может быть использована также оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший – 4, удовлетворительный – 3, недостаточный – 2, низкий – что дает возможность более наглядно оценить продвижение детей в обучении рассказыванию в динамических исследованиях, в том числе по суммарной балльной оценке уровня овладения навыками рассказывания в целом. Суммарная оценка пределах 16-20 баллов характеризует достаточно высокий и «хороший» уровень навыков рассказывания, сумма баллов 11 до 15 соответствует «удовлетворительному» уровню, от 8 до 10 — недостаточному» и от 1 до 8 — «низкому»).
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА
В качестве примера приведем рассказы по серии картина «Медведь и зайцы» двух детей – ребенка с ОНР и ребенка с нормальным речевым развитием. «Медетъ встетий зачиков... Показывает... Побезаи...Деево. Деево катяй... Отдуда птеи... Стаи кусаться. Упай... Они убезаи». (Рассказ Иры Т., 5,5 лет, общее недоразвитие речи). Рассказ составлен с помощью педагога (использовались вспомогательные вопросы). Отмечаются: пропуск существенных моментов действия, выраженная ситуативность, отсутствует достаточное воспроизведение наглядно представленной сюжетной ситуации, характерны длительные паузы между отдельными словами, свидетельствующие о затруднениях в составлении рассказа, обращает на себя внимание бедность употребляемы языковых средств, их несоответствие задаче построения связного развернутого высказывания.
«Однажды медвежонок захотел угостить двух зайцев медом. Они пошли в лес, к дереву, где дупло. Миша полез на дерево, когда они подошли к дуплу. Когда он залез, на не налетели пчелы, и Миша свалился с дерева. Когда он поле зайцы просто веселились, а когда Миша упал, зайцы стал смеяться. Потом пчелы полетели за ними. Два зайца и медведь бросились бегом, лишь пятки сверкали». (Рассказ Юли Т., 5,5 лет, нормальное речевое развитие). Рассказ составлен самостоятельно, ведется свободно, живо и эмоционально, с отражением сюжетной ситуации в целом. Используются сложные конструкции предложений и образное сравнение. Задание выполнено на достаточно хорошем уровне с учетом возраста ребенка.
Индивидуальная оценка детских рассказов дает возможность установить, на какие моменты следует обратить внимание при обучении ребенка конкретному виду рассказывания, а также получить объективные сравнительные данные в первичном и динамических исследованиях. Данные обследования фиксируются в протоколе обследования ребенка по следующей схеме:
Особое внимание следует уделять анализу связности детских высказываний. К нерезко выраженным нарушениям связности относятся пропуски отдельных, важных в смысловом отношении слов, фраз, единичные случаи отсутствия смысловой и синтаксической межфразовой связи. При значительных нарушениях связности отмечаются повторное отсутствие в рассказе смысловой и синтаксической связи между смежными фразами, пропуски слов или частей текста влияющие на логическую организацию высказывания, нарушение смысловой связи между двумя фрагментами текста. Пропуск нескольких фрагментов, отсутствие смысловой связи между рядом последовательных предложений, незавершенность частей (фрагментов, подтем или микротем) текста, а также сочетание различных недостатков в построении развернутого высказывания приводят к выраженным нарушения связности рассказа. При анализе и оценке рассказов детей с недоразвитием речи специальное внимание обращается на недостатки в грамматическом оформлении высказы- ваний. Для рассказов таких детей характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи – короткие фразы, недостаточное упот- ребление осложненных и сложных предложений, что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения. Чаще всего отмечаются ошибки при построении предложений – неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы и др.; выявляются серьезные недостатки в синтаксической организации высказываний – нарушение синтаксической связи между фразами, прежде всего из-за несоответствия видо-временных форм глаголов в следующих друг за другом предложениях, пропуски глаголов-предикатов и др. Часто возникают лексические затруднения, ошибки, связанные со слабостью лексических дифференцировок. Указанные особенности необходимо учитывать при проведении коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи. По данным исследования для каждого ребенка составляется индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной монологической речи. Такой «профиль» наглядно показывает, в каких видах развернутых высказываний у ребенка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе последующей коррекционной работы. «Профиль» удобно использовать и в динамических наблюдениях. Примеры составления индивидуального «профиля» состояния связной монологической речи детей с ОНР (третий уровень речевого развития).
11. II. Обследование уровня сформированности связной речи в рамках психолого-педагогического диагностического исследования.
1. Выявление способности к анализу и составлению развернутого речевого сообщения (текста). Предлагаемые задания. Создание текста на основе невербального материала. Создать тему, сюжет и рассказ по картинке.
Интеллектуальная активность испытуемого (продуциента текста) при выполнении этих заданий развертывается как поиск способов преобразования наглядно воспринимаемых ситуаций. При этом исследователю необходимо дифференцировать общую психическую и интеллектуальную активность. Речевая активность продуциента характеризуется с трех сторон – результативной, содержательной и динамической. Соединение в самостоятельно составляемом речевом сообщении предметных (по определению Н.И. Жинкина, субъектных) и предикативных его смысловых элементов может быть осуществлено различными способами, которые осуществляются на основе особых форм аналитико-синтетической деятельности – составления плана речевого сообщения и упреждающего анализа и синтеза (речевое прогнозирование)*. В зависимости от целей коммуникации человек в одних случаях противопоставляет друг другу предметные обозначения, в других – соединяет их между собой, в третьих – устанавливает причинно-следственные отношения между ними. Установление в тексте иерархии предикативных отношений (предикатов) обусловлено их различной функциональной нагрузкой, поскольку одни из них передают основную мысль текста и являются главными, другие выражают смыслоуточняющие отношения и потому являются дополнительными, а третьи, в свою очередь, – являются дополнительными к предикатам второго порядка. С учетом вышеуказанного, формально- языковой анализ составленного текста проводится по следующим параметрам. 1. Объем рассказа (количественные параметры текста). 1) Общее количество слов; 2) количество глаголов-предикатов; 3) Количество оценочных компонентов (соответствующих языковых знаков); 4) Количество сложных предложений. 2. Раскрытие смысловой идеи на основе смыслового анализа; 3.Оригинальность языковых средств выражения мысли 4. Беглость мысли (количество образов и сюжетных идей, продуцированных в единицу времени - 10 минут) 5. Любознательность как чувствительность к новым проблемам. Date: 2015-10-19; view: 2630; Нарушение авторских прав |