Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 11. Психолингвистическое исследование связной монологической речи как оптимальной формы осуществления речевой деятельности





 

Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы.

– исследование связной речи с помощью серии заданий;

– наблюдения за детьми в процессе учебной, предмет­но-практической, игровой и обиходно-бытовой дея­тельности в условиях детского образовательного уч­реждения;

Наблюдение за речью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопе­дические занятия и различные виды предметно-практиче­ских занятий, занятия по родному языку). Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу, рас­сказать о планируемом и о выполненном действии и др.), особенности речевого поведения. Проводится запись ответов детей на занятиях в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов, Метод на­блюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности употреблять связ­ные высказывания при общении, передавать ту или иную информацию и т.д.

В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:

— пересказ текста (знакомой сказки или короткого рас­сказа);

— составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

— сочинение рассказа на основе личного опыта,

— составление рассказа-описания.
С учетом индивидуального уровня речевого развития ре­бенка программа обследования может быть дополнена до­ступными заданиями с элементами творчества:

—окончание рассказа по заданному началу;

—придумывание рассказа на заданную тему.

Задания на составление развернутых высказываний предназначаются для определе­ния уровня сформированности и особенностей связной монологи­ческой речи старших дошкольников и младших школьников в доступных для данного возраста ее видах (пе­ресказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, расска­зывание с элементами творчества).

В лингвистической литературе выделяется ряд разновидностей устной монологической речи, или «функционально-смысловые» типы (О.А. Нечаева, 1976; Т.А. Ладыженская, 1980 и др.). Основны­ми видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассужде­ния (А.Г. Зикеев, 1987; И.А. Зимняя, 2001 и др.).

Сообщение о фактах действительности, состоящих в отноше­ниях одновременности, называется описанием. Оно представ­ляет собой относительно развернутую словесную характеристи­ку предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии».

Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последова­тельности, называется повествованием. В повествовании сооб­щается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказы­вание имеет, как правило, следующую композиционную струк­туру: введение, основная часть, заключение.

Особый вид высказывания, отражающий причинно-след­ственную связь каких-либо фактов (явлений), называется рас­суждением. В структуру монолога-рассуждения входят: исход­ный тезис (информация, истинность или ложность которой тре­буется доказать), аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса) и выводы. Рассуждение склады­вается, таким образом, из цепи суждений, образующих умозак­лючения. Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции речи (Л.А.Долгова, И.А.Зимняя и др.).

Текст определяется в лингвистике как макроединица языка. Текст представляет собой сочетание нескольких предложений, в относительно развернутом виде раскрывающем ту или иную тему. В отличие от предло- жения, предмет речи (фрагмент окружающей действительности) отображается в тексте не с какой-либо одной его стороны, не на основе какого-либо одного его свойства или качества, а «глобально», с учетом его основных отличительных особенностей. Если предметом речи выступает какое-либо явление или событие, то в типичном варианте оно отображается в тексте с учетом основных причинно-следственных (а также временных, пространственных) связей и отношений*.

Отличительными признаками текста как единицы языка являются: тематическое единство, смысловое и структурное единство, композиционное построение и грамматическая связность. На текст (как языковую «форму выражения» развернутого высказывания) «распространяются» основные отличительные признаки последнего: соблюдение смысловой и грамматической связи между фрагментами речевого сообщения (абзацами и семантико-синтаксическими единицами – в тексте), логическая последовательность отображения основных свойств предмета речи, логико-смысловая организация сообщения. В синтаксической организации развернутого речевого высказывания большую роль играют различные средства межфразовой связи (лексический и синонимический повтор, местоимения, слова с обстоятельственным значением и др.).


Таким образом, текст (в «семантическом плане»)представляет собой передаваемое средствами языка развернутое речевое сообщение. С его помощью предмет речи (явление, событие) отображается в речевой деятельности в наиболее полном и законченном виде. В глобальной речевой коммуникации в человеческом обществе текст как макроединица языка играет определяющую роль; именно он служит основным средством «фиксации» информации (вне зависимости от ее объема и даже – от условий речевой коммуникации) и передачи информации от одного субъекта речевой деятельности к другому.

Основными свойствами, определяющими цельность текста (и, соответственно, связность речевого высказывания) являются тематическое, смысловое и структурное единство, композиционное построение и грамматическая связность.

Тематическое единство предполагает, что все содержательные («информативные») единицы текста так или иначе, прямо и опосредованно должны быть связаны с его темой, являющейся обобщенным определением предмета речи. Если в текст (например, в рассказ ребенка, не владеющего еще в достаточной мере навыками монологической речи) включаются семантические элементы, не связанные с его общей темой, это приводит к нарушению целостности текста и связности речевого высказывания. Неадекватные «тематические» вставки нарушают логическую организацию речевого высказывания, «уводят» продуциента в сторону от основного предмета речи и создают реципиенту объективные трудности в восприятии содержания текста.

Смысловое единство текста определяется двумя основными моментами. Первый из них заключается в наличии смысловой связи между всеми последовательными, законченными в смысловом отношении фрагментами текста (подтемами, микротемами, «семантико-синтаксическими целыми» – ССЦ). Очень важную, установочно-оценочную семантическую функцию выполняют в тексте начальное и конечное предложение, во многом определяющие его общее смысловое содержание. Каждое предложение, как и целый фрагмент текста, должно быть связано смысловой связью не только с предыдущим и последующим, но и со всеми другими предшествующими и последующими отдельными высказываниями в рамках целого текста. Вторым моментом, определяющим смысловое единство текста, является его основная идея или основная мысль, которую при необходимости можно сформулировать в виде суждения или умозаключения и которая является как бы «семантической квинтэссенцией» речевого сообщения. Основная идея текста составляет второй «смысловой план» развернутого речевого высказывания. В соответствии с этим, включение в текст содержательно-смысловых элементов (например, микротем, не выражающих основную идею текста или даже противоречащих ей) приводит к нарушению его смысловой и структурной целостности.


Большое значение для правильного понимания связной монологической речи имеет концептуальное положение Н.И. Жинкина об особых правилах, закономерностях внутренней, смысловой организации текста, отражающей ход мысли говоря­щего. Важное методологическое значение имеет выделение двух структурно образующих элементов в содержательной стороне речевого сообщения – системы денотатов – предметных (денотатных) обозначений, связанных с обозначением и содержательной характеристикой предмета речи, и системы предикатов, т.е. того, что будет сказано об отношениях реальных предметов действиительности*.

И та и другая системы представляют собой определенную иерархию смысловых элементов, поскольку в рассказе-сообщении необходимо не только определить и реализовать ука­занные элементы (денотаты и предикаты), но и соединить их в логически организованное речевое сообщение.

Структурная организация текста, в свою очередь, определяется двумя факторами. Во-первых, традиционно сложившимися в ходе общественно-исторического развития нормами композиционного построения текста (они для всех людей, осуществляющих РД, примерно одинаковы, поскольку определяются законами логики – в данном случае логики отображения в речи ее предмета). Во-вторых, – особенностями логико-смысловой организации конкретного речевого высказывания, которая определяется функционально-смысловым типом: рассказ-повествование, рассказ-описание, доклад-сообщение, лекция и др.).

Любой относительно развернутый текст имеет трехчастную композиционную структуру: зачин (вступление) – основная частьконцовка (заключение) [Л.И. Доблаев, 1982; И.А. Зимняя, 1984; Л.И. Лосева, 1980 и др.] Каждая из структурных частей текста выполняет свою семантическую функцию. Вступление выполняет функцию обозначения («номинации») предмета речи и подготовки реципиента к восприятию основного содержания (план сообщения) и основной мысли речевого высказывания. В повествовательных текстах зачин, как правило, содержит экспозицию – указание (определение) места, времени отображаемого события, основных персонажей сюжетного действия. Основная часть представляет собой достаточно полное и развернутое отображение предмета речи (фрагмента окружающей действительности – явления, события и др.), образную его «проекцию» в сознании человека (с учетом объективного отображения межпредметных связей и отношений – причинно-следственных, временных, пространственных и других). Концовка (заключение) выполняет обобщающе-оценочную семантическую функцию. Помимо указания на завершение речевого сообщения и рассмотрения данной темы, она может выражать авторскую позицию (отношение продуциента к предмету речи) и содержать оценочные суждения и умозаключения. Отсутствие в тексте какой-либо его части (в первую очередь, вступления и концовки), а также их недостаточно полное «семантическое развитие» (незавершенность) приводит к нарушению структурно-смысловой целостности текста и связности речи.


Все указанные выше специфические отличительные особенности развернутого речевого высказывания (текста) обязательно являются предметом специального исследования в психолингвистическом и лингвистическом эксперименте.

При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа (текстового сообщения) учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навы­ками монологической речи. Определяются: степень самостоятель­ности при выполнении заданий, объем рассказа, полнота и точность отображения предмета речи (темы высказывания); связность и пос­ледовательность речевого сообщения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставлен­ной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок.

При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде после­довательного использования побуждающих, наводящих и уточня­ющих вопросов.

11. 1. Задание на составление пересказа имеет целью выявление возможностей детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого могут быть использованы знако­мые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», корот­кие реалистические рассказы (например, рассказы Л.Н. Толсто­го, К.Д. Ушинского и др.). Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением дается установка на составле­ние пересказа. При использовании относительно больших по объему тестов пос­ле повторного чтения перед составлением пересказа рекомендует­ся задавать вопросы (3-4) по содержанию произведения. При анализе со­ставленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, по­второв, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между пред­ложениями, частями рассказа и др.

Пример протокола обследования по методике составления пересказа.

Фамилия, имя ребенка________________________________________________

В озраст___________

Какую группу посещает______

Логопедическое заключение_____ ОНР /уровень/

Цель: Выявить возможность воспроизводить небольшой по объёму и простой по структуре литературный текст.

Материал: знакомые сказки («Теремок»), короткие реалистичные рассказы.

Методика:

Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением текста даётся установка на составление пересказа.

Инструкция: «Послушай внимательно... А сейчас я прочитаю тебе рассказ ещё раз. Слушай внимательно и приготовься мне рассказать о том, что ты услышал».

Запись рассказа ребенка ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

 

Особенности выполнения задания

 

Критерии оценки:

Полнота передачи содержания текста

Наличие / отсутствие смысловых несоответствий

Смысловые пропуски

Повторы (микротем, фрагментов текста и др.)

Соблюдение логической последовательности изложения

Наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Уровень выполнения задания:

_______________________________

11.2. Следующее задание используется для выявления возмож­ностей детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпи­зодов. Для исследования рекомендуется использовать серии из трех-четырех картинок по сюжетам Н. Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка» и др.), или серии с подробно представленным сюжетом (5-6 картинок), например «Медведь и зайцы» и т.п. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Состав­лению рассказа предшествует разбор предметного содержа­ния каждой картинки серии с объяснением значения отдель­ных деталей изображенной обстановки (например, «дупло», «поляна», «лужок» – по серии «Медведь и зайцы» и т.д.). При затруднениях оказывается помощь в виде наводящих вопросов, а также жестового указания на соответствующую картинку или кон­кретную деталь. (Характер и объем оказываемой помощи фиксируются в протоколе обследования и выступают в качестве одного из критериев оценки уровня выполнения задания.) Кроме общих критериев оценки принима­ются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания, смысловое соответствие содер­жания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.

Задание №2. Составление сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов - эпизодов.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов - эпизодов.

Материал: серии из 3/4 картинок; серии с подробно представленным сюжетом (5/6 картинок).

Методика проведения обследования: Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребёнком и дают возможность внимательно их рассмотреть; составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки с объяснением значения отдельных деталей. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки». «Давай внимательно рассмотрим каждую картинку и скажем, что на ней изображено». «А теперь расскажи мне о том, что изображено на всех картинках».

Критерии оценки выполнения задания:

 

Смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках.

Полнота отображения предмета речи (наглядно представленного сюжета, предметной (сюжетной) ситуации.

Соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.

Наличие и характер аграмматизма.

Характер оказанной ребенку (в случае необходимости) помощи.

 







Date: 2015-10-19; view: 1733; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию