Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Е издание, стереотипное





Курс лекций

Е издание, стереотипное

 

 

Минск


УДК 159.9(076.6)+37.01

 
ББК 88

О-75

Серия основана в 2001 году

 

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

 

Рецензент О.В.Белановская, кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой возрастной и педагогической психологии БГПУ им.М.Танка.

 

Авторы-составители:

Н.А.Дубинко, Л.С.Кравченко, С.В.Овдей, Н.Н.Пыжова

 

Под научной редакцией Н.А. Дубинко.

  ã Дубинко Н.А., Кравченко Л.С., Овдей С.В., Пыжова Н.Н., 2004
ISBN 985-457-544-6 ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 11

ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА КАК НАУКИ
О БЫТИИ И СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ.. 12

Лекция 1. Психология и педагогика как науки о
бытие и становлении личности. 12

Психология и педагогика: общность и различие. 12

Терминология. 12

Донаучный период психологии и педагогики. 12

Определения современной педагогики и психологии. 13

Философско-методологические подходы к психолого-педагогическому изучению личности. 13

Познание человеком окружающего мира и самого себя. 19

Уровни познания. 19

Формы сотрудничества научной и житейской психологии и педагогики в реальной жизни и деятельности. 23

Виды научной психологии и педагогики. 24

Прикладная (практическая) психология и педагогика. 25

История становления предмета психологии и педагогики. 25

Душа и воспитание (душа как предмет изучения и воспитания) 25

Современные научные направления психологии и педагогики и их взаимосвязь. 28

Контрольные вопросы к теме №1. 35

ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ.. 36

Лекция 2. Развитие психики. 36

Философские подходы к объяснению психического. 36

Определение психики (по А.Н.Леонтьеву) 37

Материальное и идеальное. 38

Понятие отражения. 38

Различие живой и неживой материи. 39

Причины возникновения психического отражения. 40

Эволюционные стадии развития психики. 40

Допсихическое отражение. 40

Контрольные вопросы к теме №2. 45

ТЕМА 3. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.. 46

Лекция 3. Сознание и бессознательное. 46

Структура сознания. 46

Происхождение сознания. 50

Сознание как высшая форма психики. 52

Неосознаваемые психические процессы.. 53

Неосознаваемые механизмы сознательных действий. 54

Неосознаваемые побудители сознательных действий. 58

Надсознательные процессы.. 61

Контрольные вопросы к теме №3. 64

ТЕМА 4. СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. 65

Лекция 4. Сознание и деятельность. 65

Понятие о деятельности. 65

Структура деятельности человека. 68

Основные виды деятельности. 72

Контрольные вопросы к теме №4. 76

ТЕМА 5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 77

Лекция 5. Методы психологического исследования. 77

Основные методы исследования. 77

Вспомогательные методы исследования. 85

Этапы психологического исследования. 91

Контрольные вопросы к теме №5. 92

ТЕМА 6. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ.. 93

Лекция 6. Понятие личности. 93

Соотношение понятий «индивид, личность и индивидуальность» 93

Разграничение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» 94

Зарубежные и отечественные подходы к личности. 96

Психодинамический подход. 96

Когнитивно-поведенческий подход. 97

Экзистенциально-гуманистический (феноменологический) подход 99

Основные качества (свойства) личности. 103

Контрольные вопросы к теме №6. 104

ТЕМА 7. МОДЕЛИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ.. 105

Лекция 7. Модели структуры личности. 105

Характеристика концепций черт личности. 105

Концепция черт личности. 106

Типологические личностные модели. 107

Динамические личностные модели. 111

Механизмы психологической защиты.. 112

Структурные концепции личности в отечественной психологии 114

Контрольные вопросы к теме №7. 119

ТЕМА 8. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.. 120

Лекция 8. Становление личности. 120

Определение становления личности. 120

Воспитание и самовоспитание. 132

Контрольные вопросы к теме №8. 133

ТЕМА 9. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ.. 134

Лекция 9. Жизненный путь личности. 134

Подходы к проблеме жизненного пути. 134

Проблемы жизненного пути в отечественной психологии. 138


Контрольные вопросы к теме №9. 141

ТЕМА 10. ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ
СФЕРА ЛИЧНОСТИ.. 142

Лекция 10. Потребностно-мотивационная сфера личности. 142

Направленность личности. 142

Мотивация и мотивы.. 146

Краткие сведения о некоторых психологических теориях мотивации 153

Мотивированное поведение как характеристика личности. 158

Контрольные вопросы к теме №10. 161

ТЕМА 11. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ.. 162

Лекция 11. Эмоциональная сфера личности. 162

Понятие эмоций. 162

Биологическое и психологическое значение эмоций. 163

Компоненты эмоций. 165

Виды эмоционального реагирования. 168

Характеристика различных видов эмоционального реагирования 170

Эмоция как реакция на ситуацию и событие. 171

Аффект.. 173

Чувства как вид эмоций. 176

Стресс. 178

Фрустрация. 181

Эмоциональные свойства личности. 183

Управление эмоциями. 185

Контрольные вопросы к теме №11. 187

ТЕМА 12. ВОЛЯ.. 188

Лекция 12. Воля. 188

Понятие о воле и волевых действиях. 188

Физиологические основы воли. 190

Структура волевого действия. 191

Волевые качества личности и их формирование. 195

Контрольные вопросы к теме №12. 198

ТЕМА 13. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ... 199

Лекция 13. Сенсорно-перцептивные процессы.. 199

Ощущение. 199

Психофизиологические характеристики ощущений. 201

Виды ощущений. 203

Восприятие. 208

Характеристики восприятия. 208

Виды восприятия. 209

Роль разных анализаторов в восприятии времени. 213

Иллюзии восприятия. 214

Чувственное познание мира и личность. 215

Контрольные вопросы к теме №13. 218

ТЕМА 14. ПАМЯТЬ.. 219

Лекция 14. Память. 219

Основные процессы и закономерности памяти. 220

Виды памяти. 228

Типы памяти. 230

Контрольные вопросы к теме №14. 232

ТЕМА 15. ВНИМАНИЕ.. 233

Лекция 15. Внимание. 233

Определение внимания как психического
феномена. 233

Свойства внимания. 236

Виды внимания. 242

Контрольные вопросы к теме №15. 246

ТЕМА 16. ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ.. 247

Лекция 16. Понятие мышления. 247

Отличие мышления от чувственного познания. 247

Модели мышления. 248

Характеристики мышления. 250

Виды мышления. 255

Контрольные вопросы к теме №16. 262

ТЕМА 17. РЕЧЬ И ЯЗЫК.. 263

Лекция 17. Речь и язык. 263

Общие понятия языка и речи. 263

История развития (эволюции) идей о природе языка
и речи. 265

Функции языка и речи в жизнедеятельности человека. 269

Виды речи. 271

Проблема понимания речевого сообщения. 274

Понимание сложных синтаксических структур. 277

Понимание сложного сообщения. Смысл. Подтекст.. 278

Категории читающих. 280

Речевые особенности личности. 281

Контрольные вопросы к теме №17. 282

ТЕМА 18. ВООБРАЖЕНИЯ.. 283

Лекция 18. Воображения. 283

Определение воображения. 283

Функции воображения. 285

Теоретические концепции воображения. 287

Воображение в структуре психических процессов. 289

Способы воображения. 291

Виды воображения. 292

Контрольные вопросы к теме №18. 297

ТЕМА 19. ТЕМПЕРАМЕНТ.. 298

Лекция 19. Темперамент. 298

Особенности темперамента как свойства личности. 298

Структура темперамента. 299

Свойства темперамента. 300

Классификация темпераментов. 302

Контрольные вопросы к теме №19. 308

ТЕМА 20. ХАРАКТЕР.. 309


Лекция 20. Характер. 309

Понятие характера. 309

Классификация характера. 311

Соотношение темперамента и характера. 315

Контрольные вопросы к теме №20. 316

ТЕМА 21. СПОСОБНОСТИ.. 317

Лекция 21. Способности. 317

Общее понятие о способностях. 317

Проблематика исследования способностей. 318

Определение понятия «способность». 318

Современные направления. 320

Природа способностей. 320

Концепции возникновения способностей. 320

Задатки. 321

Склонность. 322

Виды способностей. 323

Модели интеллекта. 325

Креативность (общие творческие способности) 329

Обучаемость (Общие способности к усвоению
учебных знаний) 332

Контрольные вопросы к теме №21. 336

ТЕМА 22. ОБУЧЕНИЕ.. 337

Лекция 22. Обучение. 337

Образование и мировые образовательные тенденции. 337

Развитие цивилизации и образование. 338

Проблемы современного высшего образования и
пути их решения. 338

Обучение и учение. 339

Психология учебной деятельности (психология учения) 347

Использование образного мышления для усвоения знания. Оперирование знаково-символическими образами. 348

Личность и учебный процесс. 349

Мотивация учения. 350

Мышление и обучение. 351

Развитие эмоционально-волевой сферы. Контроль знаний и личностная тревожность (экзамены и тревожность) 352

Самообразование и самообучение. 353

Контрольные вопросы к теме №22. 356

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ... 357

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 360

 


ВВЕДЕНИЕ

Настоящий курс лекций «Основы психологии и педагогики» предназначен для студентов дистанционной формы обучения.

В предлагаемое содержание курса лекций включены темы, в которых раскрываются методологические и теоретические направления о психических процессах, свойствах и состояниях субъекта. Представлено систематическое изложение новейших достижений в области закономерностей формирования и развития психики, рассмотрены прикладные аспекты проявления и функционирования высших психических функций. Предлагаемый перечень тематического содержания взаимосвязан с отраслевыми направлениями развития психологической науки. Изучение курса позволяет студентам оперировать категориальным аппаратом в рамках классической психологии.








Date: 2015-10-19; view: 463; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию