Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Е издание, стереотипное
Курс лекций Е издание, стереотипное
Минск УДК 159.9(076.6)+37.01 О-75 Серия основана в 2001 году
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Рецензент О.В.Белановская, кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой возрастной и педагогической психологии БГПУ им.М.Танка.
Авторы-составители: Н.А.Дубинко, Л.С.Кравченко, С.В.Овдей, Н.Н.Пыжова
Под научной редакцией Н.А. Дубинко.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 11 ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА КАК НАУКИ Лекция 1. Психология и педагогика как науки о Психология и педагогика: общность и различие. 12 Терминология. 12 Донаучный период психологии и педагогики. 12 Определения современной педагогики и психологии. 13 Философско-методологические подходы к психолого-педагогическому изучению личности. 13 Познание человеком окружающего мира и самого себя. 19 Уровни познания. 19 Формы сотрудничества научной и житейской психологии и педагогики в реальной жизни и деятельности. 23 Виды научной психологии и педагогики. 24 Прикладная (практическая) психология и педагогика. 25 История становления предмета психологии и педагогики. 25 Душа и воспитание (душа как предмет изучения и воспитания) 25 Современные научные направления психологии и педагогики и их взаимосвязь. 28 Контрольные вопросы к теме №1. 35 ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ.. 36 Лекция 2. Развитие психики. 36 Философские подходы к объяснению психического. 36 Определение психики (по А.Н.Леонтьеву) 37 Материальное и идеальное. 38 Понятие отражения. 38 Различие живой и неживой материи. 39 Причины возникновения психического отражения. 40 Эволюционные стадии развития психики. 40 Допсихическое отражение. 40 Контрольные вопросы к теме №2. 45 ТЕМА 3. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.. 46 Лекция 3. Сознание и бессознательное. 46 Структура сознания. 46 Происхождение сознания. 50 Сознание как высшая форма психики. 52 Неосознаваемые психические процессы.. 53 Неосознаваемые механизмы сознательных действий. 54 Неосознаваемые побудители сознательных действий. 58 Надсознательные процессы.. 61 Контрольные вопросы к теме №3. 64 ТЕМА 4. СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. 65 Лекция 4. Сознание и деятельность. 65 Понятие о деятельности. 65 Структура деятельности человека. 68 Основные виды деятельности. 72 Контрольные вопросы к теме №4. 76 ТЕМА 5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 77 Лекция 5. Методы психологического исследования. 77 Основные методы исследования. 77 Вспомогательные методы исследования. 85 Этапы психологического исследования. 91 Контрольные вопросы к теме №5. 92 ТЕМА 6. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ.. 93 Лекция 6. Понятие личности. 93 Соотношение понятий «индивид, личность и индивидуальность» 93 Разграничение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» 94 Зарубежные и отечественные подходы к личности. 96 Психодинамический подход. 96 Когнитивно-поведенческий подход. 97 Экзистенциально-гуманистический (феноменологический) подход 99 Основные качества (свойства) личности. 103 Контрольные вопросы к теме №6. 104 ТЕМА 7. МОДЕЛИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ.. 105 Лекция 7. Модели структуры личности. 105 Характеристика концепций черт личности. 105 Концепция черт личности. 106 Типологические личностные модели. 107 Динамические личностные модели. 111 Механизмы психологической защиты.. 112 Структурные концепции личности в отечественной психологии 114 Контрольные вопросы к теме №7. 119 ТЕМА 8. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.. 120 Лекция 8. Становление личности. 120 Определение становления личности. 120 Воспитание и самовоспитание. 132 Контрольные вопросы к теме №8. 133 ТЕМА 9. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ.. 134 Лекция 9. Жизненный путь личности. 134 Подходы к проблеме жизненного пути. 134 Проблемы жизненного пути в отечественной психологии. 138 Контрольные вопросы к теме №9. 141 ТЕМА 10. ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ Лекция 10. Потребностно-мотивационная сфера личности. 142 Направленность личности. 142 Мотивация и мотивы.. 146 Краткие сведения о некоторых психологических теориях мотивации 153 Мотивированное поведение как характеристика личности. 158 Контрольные вопросы к теме №10. 161 ТЕМА 11. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ.. 162 Лекция 11. Эмоциональная сфера личности. 162 Понятие эмоций. 162 Биологическое и психологическое значение эмоций. 163 Компоненты эмоций. 165 Виды эмоционального реагирования. 168 Характеристика различных видов эмоционального реагирования 170 Эмоция как реакция на ситуацию и событие. 171 Аффект.. 173 Чувства как вид эмоций. 176 Стресс. 178 Фрустрация. 181 Эмоциональные свойства личности. 183 Управление эмоциями. 185 Контрольные вопросы к теме №11. 187 ТЕМА 12. ВОЛЯ.. 188 Лекция 12. Воля. 188 Понятие о воле и волевых действиях. 188 Физиологические основы воли. 190 Структура волевого действия. 191 Волевые качества личности и их формирование. 195 Контрольные вопросы к теме №12. 198 ТЕМА 13. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ... 199 Лекция 13. Сенсорно-перцептивные процессы.. 199 Ощущение. 199 Психофизиологические характеристики ощущений. 201 Виды ощущений. 203 Восприятие. 208 Характеристики восприятия. 208 Виды восприятия. 209 Роль разных анализаторов в восприятии времени. 213 Иллюзии восприятия. 214 Чувственное познание мира и личность. 215 Контрольные вопросы к теме №13. 218 ТЕМА 14. ПАМЯТЬ.. 219 Лекция 14. Память. 219 Основные процессы и закономерности памяти. 220 Виды памяти. 228 Типы памяти. 230 Контрольные вопросы к теме №14. 232 ТЕМА 15. ВНИМАНИЕ.. 233 Лекция 15. Внимание. 233 Определение внимания как психического Свойства внимания. 236 Виды внимания. 242 Контрольные вопросы к теме №15. 246 ТЕМА 16. ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ.. 247 Лекция 16. Понятие мышления. 247 Отличие мышления от чувственного познания. 247 Модели мышления. 248 Характеристики мышления. 250 Виды мышления. 255 Контрольные вопросы к теме №16. 262 ТЕМА 17. РЕЧЬ И ЯЗЫК.. 263 Лекция 17. Речь и язык. 263 Общие понятия языка и речи. 263 История развития (эволюции) идей о природе языка Функции языка и речи в жизнедеятельности человека. 269 Виды речи. 271 Проблема понимания речевого сообщения. 274 Понимание сложных синтаксических структур. 277 Понимание сложного сообщения. Смысл. Подтекст.. 278 Категории читающих. 280 Речевые особенности личности. 281 Контрольные вопросы к теме №17. 282 ТЕМА 18. ВООБРАЖЕНИЯ.. 283 Лекция 18. Воображения. 283 Определение воображения. 283 Функции воображения. 285 Теоретические концепции воображения. 287 Воображение в структуре психических процессов. 289 Способы воображения. 291 Виды воображения. 292 Контрольные вопросы к теме №18. 297 ТЕМА 19. ТЕМПЕРАМЕНТ.. 298 Лекция 19. Темперамент. 298 Особенности темперамента как свойства личности. 298 Структура темперамента. 299 Свойства темперамента. 300 Классификация темпераментов. 302 Контрольные вопросы к теме №19. 308 ТЕМА 20. ХАРАКТЕР.. 309 Лекция 20. Характер. 309 Понятие характера. 309 Классификация характера. 311 Соотношение темперамента и характера. 315 Контрольные вопросы к теме №20. 316 ТЕМА 21. СПОСОБНОСТИ.. 317 Лекция 21. Способности. 317 Общее понятие о способностях. 317 Проблематика исследования способностей. 318 Определение понятия «способность». 318 Современные направления. 320 Природа способностей. 320 Концепции возникновения способностей. 320 Задатки. 321 Склонность. 322 Виды способностей. 323 Модели интеллекта. 325 Креативность (общие творческие способности) 329 Обучаемость (Общие способности к усвоению Контрольные вопросы к теме №21. 336 ТЕМА 22. ОБУЧЕНИЕ.. 337 Лекция 22. Обучение. 337 Образование и мировые образовательные тенденции. 337 Развитие цивилизации и образование. 338 Проблемы современного высшего образования и Обучение и учение. 339 Психология учебной деятельности (психология учения) 347 Использование образного мышления для усвоения знания. Оперирование знаково-символическими образами. 348 Личность и учебный процесс. 349 Мотивация учения. 350 Мышление и обучение. 351 Развитие эмоционально-волевой сферы. Контроль знаний и личностная тревожность (экзамены и тревожность) 352 Самообразование и самообучение. 353 Контрольные вопросы к теме №22. 356 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ... 357 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 360
ВВЕДЕНИЕ Настоящий курс лекций «Основы психологии и педагогики» предназначен для студентов дистанционной формы обучения. В предлагаемое содержание курса лекций включены темы, в которых раскрываются методологические и теоретические направления о психических процессах, свойствах и состояниях субъекта. Представлено систематическое изложение новейших достижений в области закономерностей формирования и развития психики, рассмотрены прикладные аспекты проявления и функционирования высших психических функций. Предлагаемый перечень тематического содержания взаимосвязан с отраслевыми направлениями развития психологической науки. Изучение курса позволяет студентам оперировать категориальным аппаратом в рамках классической психологии. Date: 2015-10-19; view: 463; Нарушение авторских прав |