Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составление рассказа по сюжетной картинке





 

№ пп. Порядок проведения   Оценка в баллах
  Ребенку предлагается внимательно рассмотреть сюжетную картинку, а затем рассказать, что на ней изображено. Рекомендуемые сюжетные картинки: «Семья», «На детской площадке», «Летом в парке».  

Оценка результатов:

5 баллов - высказывание носит развернутый характер, словар­ный запас соответствует возрасту ребенка;

4 балла - развернутое высказывание характеризуется ограни­ченностью словарного запася, наблюдаются единичные случаи аграмматизма;

3 балла - кроме бедности словарного запаса и аграмматизма встречаются нестойкие звуковые замены, отмечается амнезия (забывание) слов;

2 балла - признаки, характерные для третьего уровня, сочетаются со стойкими звуковыми заменами, амнезией слов сочетании с вербальными (смысловыми) заменами;

1 балл - пересказ самостоятельно не удается, необходима по­мощь в виде наводящих вопросов, наблюдаются эхолалии и персеверации.

0 баллов – речевые высказывания ребенка не связаны с предложенным заданием; отказ от выполнения задания.

 

11.2.2 Задание на сравнение сюжетных картинок ("Лето")*

Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, восприятия целостной ситуации, изображенной на картинках; умения сравнивать и понимать динамическое изменение событий, изображенных на картинках.

Оборудование: две сюжетные картинки. На первой изображено: слева вверху - яркое солнце, внизу - зеленые деревья; на дорожке, напротив друг друга, стоят две девочки, одетые в летние платьица, у каждой в руках мороженое на палочке. Рядом стоят сумки с продуктами, недалеко - киоск с открытым окном. На второй картинке - сюжет тот же, но произошли некоторые изменения: солнце справа, садится; окно киоска закрыто; девочки стоят напротив друг друга и удивленно смотрят на палочки, мороженого на них нет, а на земле лужица от растаявшего мороженого.

Порядок проведения обследования: перед ребенком кладут первую картинку и просят внимательно ее рассмотреть. Затем кладут рядом другую картинку и просят ребенка сравнить их и рассказать о том, что тут произошло.

Оказываемая (обучающая) помощь: в том случае, если ребенок не отвечает или отвечает неверно, ему задают уточняющие вопросы, активизирующие восприятие и понимание ситуации, изображенной на картинках: «Какое время года здесь изображено? Как ты догадался, что это происходило летом? Что девочки держат в руках? Что случилось? Почему девочки не съели мороженое?»

Оценка действий и ответов ребенка: принятие и понимание задания; понял ли ребенок ситуацию и событие, изображенное на картинках; может ли ребенок объяснить динамику события, представленного на картинках.

Особенности составленныхребенком отдельных и развернутых высказыва- ний (семантическое наполнение, смысловое соответствие, языковые особенности, грамматическая правильность).

 

11. 3. Задание на составление рассказа на основе личного опыта имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему, связан­ную с повседневным пребыванием в детском саду/ школе («Как мы играем на на­шем участке», «Игры во дворе и на детской площадке», «В нашей груп­пе» и др.). Для этого дается план из нескольких вопросов-заданий. Так, при составлении рассказа «На нашем участке» предла­гается рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети, в какие игры они играют; назвать свои лю­бимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развле­чениях. После этого дети составляют рассказ по отдельным фрагментам. (В случае затруднений, вопрос-задание перед каждым из фрагментов по­вторяется.)

При анализе выполнения задания обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при со­ставлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Учи­тывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут ту или иную информацию по данной теме. Установление количества ин­формативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия или их развернутое описание) позволяет оценить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.

Задание №3. Составление рассказа на основе личного опыта.

Цель: выявление индивидуально уровня и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.


Методика: Ребёнку предлагается составить рассказ на близкую ему тему; даётся план из нескольких вопросов - заданий по выбранной тематике; после этого составляется рассказ по отдельным фрагментам.

Инструкция: «Расскажи о своих друзьях в детском саду/школе…»

Критерии оценки выполнения задания:

Особенности фразовой речи.

Степень информативности рассказа. Полнота отображения предмета речи (раскрытия темы).

Количество информативных элементов (денотатов и предикативных связей) и их характер (простое описание предмета, действия или их описание).

Наличие и характер аграмматизма.

11.4. Задание на составление рассказа-описания.

Описание характеризуется специфической коммуникативной направлен- ностью по сравнению с другими видами речевых сообщений. Оно требует обязательной ориентации на партнера общения и его реакцию, оказывает на реципиента в основном «информативное» воздействие. Цель описания – максимально полная и адекватная передача реципиенту информации об описываемом объекте. Описание чаще всего предполагает опору на наглядность (воспринимаемую или представляемую), что предопределяет особенности функционирования речемыслительной деятельности субъекта. Описание связано с развитием чувственного познания, конкретно-образного мышления. Все особенности описания объективируются в его продукте – тексте описательного типа. Языковыми средствами для описания служат вводные слова, повелительное наклонение, использование номинативных, безличных, эллиптических предложений с большим количеством существительных, прилагательных, числительных, причастных форм, соединительных союзов.

Для задания на составление описательного рас­сказа детям могут предлагаться как модели предметов (иг­рушки), так и их графические изображения, на которых дос­таточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в том числе персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузо­вая машина-самосвал и др. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану.

При описании куклы дается следующая инструкция-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине, назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п.

Вариант помощи: может быть указана последовательность отображения основных свойств предмета в рассказе-описании.

Критерии оценки. При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последователь- ность в описании при­знаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказыва­ется не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

Задание №4. Составление описательного рассказа.

s Материал: Модели предметов (игрушки); графические изображения, на которых полно и чётко представлены основные свойства и детали предметов; игрушки -куклы - персонажи сказок; домашние животные и др.


Методика: Обследуемый в течение нескольких минут внимательно рассматривает предмет; далее следует составление рассказа по данному вопросному плану.

Инструкция: «Внимательно рассмотри эту куклу. А теперь расскажи о ней: как её зовут, какая она по величине; назови основные части её тела; из чего она сделана, во что одета, что у неё на голове».

Критерии оценки:

Полнота и точность отражения в нём основных свойств предмета.

Наличие/ отсутствие логико-смысловой организации сообщения. Последовательность в описании признаков и деталей предмета. Использование языковых средств словесной характеристики.

Наличие и характер аграмматизма.

Характер оказываемой ребенку помощи.

 

11.5. Следующее задание – продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки) – имеет целью вы­явить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ре­бенку показывают картинку, изображающую кульминацион­ный момент сюжетного действия рассказа. После разбора со­держания картинки дважды прочитывается текст незавер­шенного рассказа и предлагается придумать его продолжение. Приведем пример такого текста.

Коля учился в первом классе. Дорога от дома до школы шла через лес. Однажды зимой Коля возвращался домой из школы. Он шел по лесной тропинке. Вот он вышел на опушку и увидел домики седей деревни. Вдруг из-за де­ревьев выскочили четыре больших волка. Коля бросил порт­фель и быстро влез на дерево. Волки окружили дерево и, щелкая зубами, глядели на мальчика. Один волк прыг­нул и хотел схватить его...

Что было дальше?

Содержание картинки: мальчик на дереве, внизу под деревом, волки, вдали виднеется деревня. Вопросы по содержанию картинки:

1. Что ты видишь на картинке?

2. Какое время года изображено?

3. Что виднеется вдали?

4. Что лежит под деревом?

 

При анализе составленного окончания рассказа отмечаются: смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала, соблюдение логической последовательности событий, особенности сюжетного решения, оцениваются языковые средства, грамматическая правиль­ность речи.

Вариант задания по методике окончания рассказа.

 

Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа («У новогодней елки с дедом Морозом»); Производится разбор содержания картинки; Дважды прочитывается текст незавершенного рассказа; Предлагается придумать продолжение.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Давай разберем, что на

ней изображено. А теперь послушай, что было до этого…

А сейчас посмотри, что изображено на картинке. Что ты видишь на ней?

А теперь придумай, что было дальше?».

 


Критерии оценки:

Смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного

начала;

Соблюдение логической последовательности событий;

Особенности сюжетного решения продолжения рассказа;

Используемые языковые средства;

Грамматическая правильность речи.

 

 

11.6. Заданиена составление рассказа на заданную тему в психолингвис- тическом исследовании можно использовать как дополнительное. Задание предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений. Может быть использован следующий вариант. Ребенку показывают картинки с изображением девочки, корзинки и леса, к которому через поле ведет дорожка. Предварительно задаются вопросы: «Как мы назовем девочку?», «Куда пошла девочка?», «Зачем она пошла в лес?» После этого предлагается составить рассказ о каком-нибудь случае с де­вочкой в лесу. Составление «экспозиции» рассказа с опорой на картинку облегчает детям переход к рассказыванию по собственному замыслу. Чтобы исключить пересказ знакомой сказки, предварительно оговаривается, что ребенок должен придумать свой рассказ. Обращается вни­мание на структуру и содержание детских рассказов, особенности монологической речи, наличие элементов собственного творчества.

Вариант задания на составление рассказа на заданную тему.

 

Показ картинок с изображением мальчика, удочки, реки на фоне леса;

Задаются вопросы: «Как мы назовем мальчика?», «Куда решил пойти мальчик?»,

«Зачем он пошел на реку?»;

После этого предлагается составить рассказ о каком - нибудь случае с мальчиком на рыбалке, указав, что это должен быть собственный, самостоятельно придуманный рассказ.

 

Критерии оценки:

Структура и содержание составленного рассказа;

Особенности монологической речи;

Наличие элементов собственного творчества (количество и оригинальность

актуализированных образов).

Грамматическая правильность речи.







Date: 2015-10-19; view: 2400; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию