Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример протокола обследования опосредствованного запоминания по А. Н. Леонтьеву





Слово   Выбираемая карточка   Объяснение связи   Воспроиз­водимое слово   Объяс­нения  
Свет лампа Лампа светит   Как солнце
обед хлеб Когда едят, еду заедают хлебом    
учение        
молоко        
одежда        
поле        
игра кошка с клубком играет с клубком    
птица        
лошадь        
мышь        
Лес гриб В лесу растут грибы    
дорога        
ночь        
стул        

10. 3. Метод пиктограммы

Данный метод исследования может быть с успехом использован при военной или судебно-психиатрической экспертизе. В последние годы эту методику все чаще используют для исследования детей дошкольного и младшего школьного возраста, применяя доступные для них слова и слово­сочетания.

Для проведения эксперимента нужна чистая бумага и каран­даши (простой и цветные). В подготавливаемых к эксперименту наборах слов и словосочетаний простые понятия могут чередо­ваться с более сложными, отвлеченными, например: «вкусный ужин», «тяжелая работа», «счастье», «развитие», «печаль» и т. п.

Ребенку объясняют, что будет проверяться его память (можно сказать, что проверяется «зрительная память»). Чтобы запомнить отдельные слово­сочетания, он должен, ничего не записывая, нарисовать то, что поможет ему вспомнить данное слово.

Выбранные из легких первые слова и словосочетания могут быть использо­ваны для разъяснения задания, уточнения инструкции (или образца выполнения), если ребенок испытывает затруднения в понимании инструкции. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Какие бы связи и рисунки ребенок ни создавал, экспериментатору не следует высказывать неодобрения. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредметны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, нежели выбором наглядного образа-рисунка для запоминания, его можно несколько ограни­чить во времени.

Через час (полчаса) ребенку предлагают вспомнить заданные слова враз­бивку. Можно назвать слова по рисункам и сделать подписи к ним. При необходимости ребенку может быть оказана и соответствующая помощь.

При оценке результатов эксперимента подсчитывается в первую очередь количество правильно воспроизведенных слов в соотноше­нии с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть составлены с результатами непосредственного заучивания слов (по методике «заучивание 10 слов»).

Разнообразные данные представляет анализ качества выполненных детьми рисунков. Предметом анализа является следующее: манера держать карандаш и наносить линии, сила нажима на карандаш, расположение рисунков на плоскости листа, выбор цвета и т.д. Вместе с тем, более важным является анализ содержания самих рисунков. Они отра­жают запас знаний и представлений ребенка, особенности его ин­дивидуального жизненного опыта. Рисунки отражают способ­ность детей к творческой интерпретации действительности, уровень развития воссоздающего и творческого воображения и др.

Для обследования учащихся среднего и более старшего возраста можно рекомендовать следующие слова и предложе­ния для пиктограммы.

1. Глухая старуха, 2. Слепой мальчик, 3. Девочке холодно.

4. Веселый праздник, 5. Власть, 6. Голодный человек, 7. Строгая учительница, 8. Страх, 9. Тяжелая работа, 10. Больная женщина. 11. Печаль, 12. Развитие.

 

Протоколобследования (пример выполнения задания).

 

Слово Латентное время Рисунок Объяснение Воспроизведение
         
Темная ночь 6" Заштрихо­ванный квадрат Квадратик и все затуше­вано. Зату­шевано -значит, тем­но, ночь Темная ночь
Веселый праздник 52" Флажок Во время праздников бывает де­монстрация. На демонст­рацию ходят с флагами Праздник
Справед-ли­вость 2,05" (отказ, до­полнительная просьба) Воин с ружь­ем Воин, стоя­щий на гра­нице, - это справед­ливый труд Справедливость
Отчаяние 1,43" Гроб с телом человека Ну, смерть вызывает отчаяние у близких Отчаяние
Вкусный ужин 7" Тарелка Тарелочка, ну, хотя бы с салатом Ужин
Болезнь 10" Кровать Человек ле­жит на кро­вати, когда он ничего не может де­лать Болезнь
Зависть 2,36" Корыто, оже­релье, цепочка Ну, зависть старухи из на­родной сказки Зависть
Страх 27" Едва заметные штрихи Гроза - это очень страшно Страх
Развитие   (отказ, допол­нительная просьба, от­каз)    

 








Date: 2015-10-19; view: 2191; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию