Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Птица, лошадь, дорога, ночь, мьшь, молоко, стул
(II вариант – для испытуемых старше 10 лет). Набор карточек: полотенце, стул, чернильница, велосипед, часы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, ручки (2 шт.), поднос, магазин «Продукты», заводские трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, школьная доска, рубашка. Слова для запоминания: дождь, собрание, пожар, горе, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, праздник, сосед, труд. Порядок проведения обследования. Перед ребенком раскладывают рядами все карточки в любом порядке, но так, чтобы они были ему видны. Затем говорят: «Тебе нужно запомнить ряд слов. Для того чтобы это было легче делать, каждый раз, когда я буду называть слово, нужно выбирать такую карточку, которая потом поможет тебе вспомнить слово. Вот, например, первое слово, которое нужно запомнить... (смотря по тому, какой вариант предлагают; это может быть, например, слово «дождь»). Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово». После того как ребенок выберет карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: «Как эта карточка напомнит про дождь?» Если ребенок приступает к работе неохотно, то такие вопросы можно задавать и после предъявления третьего и четвертого слова. Все отобранные карточки откладывают в сторону. Затем спустя 40 мин или час, т. е. перед концом исследования (после того как проведены какие-то другие эксперименты), ребенку в произвольном порядке показывают по одной карточке и просят вспомнить слово, для запоминания которого эта карточка была отобрана. При этом обязательно спрашивают, чем эта карточка напомнила соответствующее слово. Количество правильно воспроизведенных слов является показателем развития активного установления логических связей в процессе запоминания и использования при этом различного рода вспомогательных приемов. Этот тип запоминания Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев назвали опосредствованным запоминанием. Этот тип вербальной памяти определяется в психологии как переходный от запоминания на основе последовательного образа или простейших ассоциаций, т. е. механической памяти, к запоминанию на основе образования понятия о воспринимаемом материале, т. е. логической памяти. Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева (1974, 1998) степень развития опосредствованного запоминания показательна для проявления всех высших форм памяти, особенно в старшем школьном возрасте. Если младшие школьники запоминают материал главным образом на основе непосредственного запечатления, то старшие школьники (12 лет и старше) начинает запоминать материал главным образом на основе осмысленных операций. Указанные качественные сдвиги в памяти школьников проявляются в том, что они уже могут самостоятельно поставить себе цель запомнить какой-либо материал и сообразно этой задаче организовать все свое поведение. Конкретно это проявляется в том, что учащиеся в процессе запоминания пытаются установить связи между смысловыми частями материала, применяют различные приемы для его запоминания и воспроизведения. Форма протокола
Для обследования лиц школьного возраста (младшего школьника и старшего–подростка) необходимо использовать различные серии слов и картинок: для младших школьников – с более конкретным содержанием слов и картинок, для старших – с более отвлеченным смыслом слов и соответствующими им картинками. I серия (для младшего школьников). Могут быть предложены следующие 15 слов: Обед Свет Птица Молоко Сад Одежда Учение Лошадь Дорога Ночь Стул Мышь Поле Ошибка Лес Используемые картинки:
Ножик Диван Корова Земляника Часы Карандаш Кошка Автомобиль Домик Самолет Окно
II серия (для учащихся старшего возраста). Предлагаемые слова:
Картинки можно взять даже из детских лото; они должны быть одинаковыми по размеру и обязательно цветными. Запись хода и данных обследования может быть следующей.
При анализе результатов учитывается, что не может быть правильного или неправильного выбора. Анализируется прежде всего характер связи, которую испытуемый установил между словом и изображением на карточке. С 6-7-летнего возраста опосредствованное запоминание преобладает над непосредственным заучиванием вербального материала. С возрастом этот разрыв увеличивается еще больше в пользу опосредствованного запоминания. К 14-15 годам подростки, не имеющие отклонений в развитии, могут воспроизводить все 100% предъявляемого вербального материала (И. Ю. Левченко, 2004; В.И. Лубовский, 2006 и др.). Дети со сниженной работоспособностью значительно лучше запоминают материал при опосредствованном запоминании, так как смысловая связь дает им дополнительные опорные «смысловые вехи» для запоминания. Дети с нарушением целенаправленного мышления часто не могут вспомнить ни одного слова, при воспроизведении называют картинки, а не слова, которые нужно было запомнить, так как еще во время образования ассоциативно-смысловой связи они теряют основную цель работы – необходимость связать выбор картинки с последующим воспроизведением слова. Date: 2015-10-19; view: 757; Нарушение авторских прав |