Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Птица, лошадь, дорога, ночь, мьшь, молоко, стул





(II вариант – для испытуемых старше 10 лет).

Набор карточек: полотенце, стул, чернильница, велосипед, ча­сы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расчес­ка, тарелка, зеркало, ручки (2 шт.), поднос, магазин «Продукты», заводские трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, ло­шадь, петух, школьная доска, рубашка.

Слова для запоминания: дождь, собрание, пожар, горе, день, дра­ка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, праздник, сосед, труд.

Порядок проведения обследования.

Перед ребенком раскладывают рядами все карточки в любом порядке, но так, чтобы они были ему видны. Затем говорят: «Тебе нужно запомнить ряд слов. Для того чтобы это было легче делать, каждый раз, когда я буду называть слово, нужно выбирать такую карточку, которая потом поможет тебе вспомнить слово. Вот, например, первое слово, которое нужно запомнить... (смотря по тому, какой вариант предлагают; это может быть, например, слово «дождь»). Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, ко­торая поможет запомнить это слово». После того как ребенок вы­берет карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: «Как эта карточка напомнит про дождь?» Если ребенок приступает к работе неохотно, то такие вопросы можно задавать и после предъявления третьего и четвертого слова. Все отобранные карточки откладыва­ют в сторону. Затем спустя 40 мин или час, т. е. перед концом иссле­дования (после того как проведены какие-то другие эксперимен­ты), ребенку в произвольном порядке показывают по одной кар­точке и просят вспомнить слово, для запоминания которого эта кар­точка была отобрана. При этом обязательно спрашивают, чем эта карточка напомнила соответствую­щее слово.

Количество правильно воспроизведенных слов являет­ся показателем развития активного установления логи­ческих связей в процессе запоминания и использования при этом различного рода вспомогательных приемов. Этот тип запоминания Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев назвали опосредствованным запоминанием.

Этот тип вербальной памяти определяется в психологии как переходный от запоминания на основе последовательного образа или простейших ассоциаций, т. е. механической памяти, к запоминанию на основе образования понятия о воспри­нимаемом материале, т. е. логической памяти.

Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева (1974, 1998) степень развития опосредствованного запоминания показательна для проявления всех высших форм памяти, особенно в старшем школьном возрасте. Если младшие школьники запоминают материал главным образом на основе непосред­ственного запечатления, то старшие школьники (12 лет и старше) начинает запоминать материал главным обра­зом на основе осмысленных операций. Указанные качественные сдвиги в памяти школь­ников проявляются в том, что они уже могут самостоя­тельно поставить себе цель запомнить какой-либо материал и сообраз­но этой задаче организовать все свое поведение. Кон­кретно это проявляется в том, что учащиеся в процессе запоминания пытаются установить связи меж­ду смысловыми частями материала, применяют различные приемы для его запоминания и воспроизведения.

Форма протокола

Сло-ва Выбираемая карточка Объяснение выбора картинки для запоминания Воспроизведение Объяснение связи отобранной картинки с запоминаемым словом
         

 

Для обследования лиц школьного возраста (млад­шего школьника и старшего–подростка) необходимо использовать различные серии слов и картинок: для млад­ших школьников – с более конкретным содержанием слов и картинок, для старших – с более отвлеченным смыслом слов и соот­ветствующими им картинками.

I серия (для младшего школьников). Могут быть предложены следующие 15 слов:

Обед Свет Птица Молоко

Сад Одежда Учение Лошадь

Дорога Ночь Стул Мышь

Поле Ошибка Лес

Используемые картинки:

Кровать ДеревоКнига Чашка Велосипед Телега
Хлеб Яблоко Сани Лампа Рубашка Грабли

Ножик Диван
Здание школы Шкаф

Корова

Земляника Часы

Карандаш Кошка

Автомобиль Домик

Самолет Окно

 

II серия (для учащихся старшего возраста). Предлагаемые слова:

Дождь Драка Встреча Отряд
Собрание Ответ Горе Игра
Пожар Театр Праздник Труд
Утро Сила Сосед  
Картинки могут быть такие:  
Умывальник Лошадь Стул Топор
Перья Телефон Тетрадь Электриче-
Лейка Письмо Ключ ская лампа
Крыша с Домик Лопата Дерево
дымом Трамвай Стол Шапка
Стакан Цветок Самолет Грабли
Карандаш     Картина в
Зеркало     раме

Картинки можно взять даже из детских лото; они должны быть одинаковыми по размеру и обязательно цветными.


Запись хода и данных обследования может быть следующей.

№ п/п Слова-раздражи­- тели Выбранная картинка Показания о выборе картин Показания при воспроизведении слов
  Обед Поле Хлеб Грабли За обедом едят хлеб В поле работают граблями Отмечается оши­бочное или пра­вильное воспро­изведение

 

При анализе результатов учитывается, что не может быть пра­вильного или неправильного выбора. Анализируется прежде всего характер связи, которую испытуемый установил между словом и изображе­нием на карточке.

С 6-7-летнего возраста опосредствованное запоминание пре­обладает над непосредственным заучиванием вербального материала. С возрастом этот разрыв увеличивается еще больше в пользу опосредствованного запоминания. К 14-15 годам подростки, не имеющие отклонений в развитии, могут воспроизводить все 100% предъявляемого вербального материала (И. Ю. Левченко, 2004; В.И. Лубовский, 2006 и др.).

Дети со сниженной работоспособностью значительно лучше запоминают материал при опосредствованном запоминании, так как смысловая связь дает им дополнительные опорные «смысловые вехи» для запоминания. Дети с нарушением целенаправленного мышления часто не могут вспомнить ни одного слова, при воспроиз­ведении называют картинки, а не слова, которые нужно было запомнить, так как еще во время об­разования ассоциативно-смысловой связи они теряют основную цель работы – необ­ходимость связать выбор картинки с последующим воспроизведе­нием слова.







Date: 2015-10-19; view: 757; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию