Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коррекционно-воспитательная работа по формированию правильного отношения к дефекту
Полноценная социализация слепых и слабовидящих включает одно из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы — формирование у воспитанников адекватного отношения к своему дефекту. Недооценка этого направления приводит к образованию целого ряда негативных черт характера и свойств личности, затрудняющих взаимодействие незрячих и слабовидящих не только с нормально видящими, но и с инвалидами по зрению, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на реализации их потенциальных возможностей и тем более на их интеграции в общество зрячих. В тифлологии накоплено достаточно данных по проблеме отношения незрячих и слабовидящих к своему дефекту (J1.H. Солнцева, Л.И. Плаксина, Г.А. Буткина, С.М. Хорош, В.П. Гудонис и др.). Только с 4—5 лет ребенок начинает понимать свое отличие от окружающих. Ко времени поступления в школу он постепенно начинает осознавать дефект и связывать с ним свой негативный опыт общения со зрячими сверстниками, а также неумение выполнить то, что другие могут сделать очень быстро: вдеть нитку в иголку, найти упавшую вещь, налить сок из пакета в стакан, рассказать, что нарисовано на картинке. Осознав недостатки и особенности своего восприятия, многие дети начинают стесняться своего дефекта и переживать настолько сильно, что, находясь в среде нормально видящих, часто становятся крайне нервозными. Формирование адекватного отношения слепых и слабовидящих к своему дефекту и изменение позиции их родителей позволят к окончанию школы не допустить формирования у них переживаний по поводу своей «неполноценности» и стойкого характера. Изучение опыта социальной адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих показывает, что многие из них страдают комплексом неполноценности. Проявляется это по-разному. Одни, испытывая из-за дефекта зрения трудности в самостоятельной жизни, относят себя к неполноценным, но всячески скрывают свой дефект от окружающих. Они имитируют зрячих: не пользуются тростью на улицах города, отказываются от изучения системы Брайля и т.п. И одновременно уходят от контактов со зрячими, не обращаясь за помощью даже тогда, когда в ней очень нуждаются. Другие, понимая, что не могут справиться самостоятельно с повседневными заботами, напротив, выпячивают свой дефект и требуют помощи от окружающих, считая всех виноватыми в своих трудностях и неудачах. Главное же в проявлении комплекса неполноценности лиц с нарушением зрения в том, что это чувство мешает им жить, провоцируя внутренний дискомфорт и конфликты с окружающими. Неправильное отношение к своему дефекту в сочетании с негативными свойствами личности, формирующимися у слепых и слабовидящих, прежде всего связано с влиянием семьи[20]. Особенно пагубно сказывается на формировании личности ребенка-инвалида сочетание гиперопеки с постоянным поощрением отдельных, по выражению В.П. Гудонина (1995), «мнимых» успехов. Например, ребенка превозносят за знание большого количества стихов и не замечают его неумения и нежелания научиться самостоятельно одеваться. Такое воспитание приводит к необоснованно завышенной самооценке, что так же опасно, как и занижение потенциальных возможностей. У детей, которых из-за боязни травм родители ограничивают во всех видах деятельности и общения, жестко подавляя всякую инициативу, появляется страх передвижения, нежелание что-либо делать самостоятельно. В случаях, когда родители стесняются дефекта ребенка (прячут его от соседей, отдельно кормят, гуляют в безлюдных местах, заставляют снимать очки на улице, берут с собой в гости только зрячих детей и т.п.), у него формируются такие черты, как замкнутость, зависть, неуверенность в себе и т.п. Игнорирование дефекта ребенка говорите непонимании родителями его трудностей, предъявлению требований, не соответствующих его зрительным возможностям (особенно от этого страдают слабовидящие), провоцирует упрямство, нервные расстройства, отчужденность, подавленность в отношениях с окружающими. Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребенком существенных для него потребностей социального характера — потребностей в общении, в одобрении, в уважении, в эмоциональном контакте. Свою негативную лепту в формирование отношения ребенка с нарушением зрения к себе вносит и общество своим неадекватным отношением к дефекту. Стараясь избежать неприятной для себя реакции окружающих (оскорблений сверстников, нетактичных высказываний взрослых), ребенок стремится к самоизоляции. Факты изоляции инвалидов по зрению в обществе косвенно подтверждают материалы исследования В.П. Гудониса[21]. Таким образом, коррекционная работа по формированию адекватного отношения к своему дефекту должна составлять неотъемлемую часть воспитания детей с нарушением зрения. Особое место в теории коррекции зрительной недостаточности и ее последствий занимают исследования Л.И. Плаксиной[22], обосновавшей специальную систему помощи детям, которая включает воздействия как на первичный дефект, так и на нивелирование или преодоление его влияния на формирование вторичных отклонений в психическом развитии детей с нарушениями зрения. Системный и комплексный подход позволил ей показать положительное влияние на формирование личности ребенка коррекционно-воспитательной работы, опирающейся на взаимодействие психологов, педагогов и медицинских работников. Это повышает также результативность и лечебно-восстановительной терапии. Л.И. Плаксина рассматривает коррекцию как целостную систему, влияющую на ребенка в целом и имеющую свои специфические цели, структуру и функции. Коррекция и воспитание основываются на учении о первичном дефекте, на закономерностях специфичности психического развития детей, имеющих зрительные нарушения, и на возможности их корригировать и компенсировать средствами медико-психолого-педагогического воздействия. Большое место в исследованиях Л.И. Плаксиной занимает также организация условий жизни детей и условий проведения коррекционно-воспитательной работы. Выделенные Л.И. Плаксиной принципы коррекционной работы с дошкольниками с нарушением зрения[23] не могут не относиться и к учителям и воспитателям школ для слепых и слабовидящих. Превентивная направленность коррекционной работы, предупреждение появления отклонений в психическом развитии — важная часть воспитания детей с нарушением зрения. Пропедевтический принцип работы персонала служит основой для постепенного включения детей в новые различные формы деятельности. Преобразующий, или трансформирующий, принцип связан с развитием у детей новых обходных способов ориентации в окружающем мире и среди людей. Его воздействие связано с развитием у детей использования сохранных и нарушенных сенсорных систем, с развитием полисенсорности восприятия. Информационная направленность коррекционной работы, принцип единства и взаимодействия педагога и ребенка, а также дифференцированный подход позволяют преодолеть разрыв между ребенком и социумом. Использование этих принципов в процессе воспитания обеспечивает их эффективность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы педагогическими средствами помочь детям осознать, что именно отличает их от нормально видящих, показать специфические особенности и трудности, являющиеся следствием дефекта зрения, раскрыть способы преодоления трудностей, а также пути и условия успешной интеграции в общество зрячих. Для достижения успехов педагогу и воспитателю необходимо: —знать возможности лиц с нарушением зрения и их достижения в области науки, литературы, искусства, образования, юриспруденции и др.; —корригировать отношения родителей ребенка к его дефекту; —изучать динамику развития ребенка, его воспитанности, социализации; —уметь показать ребенку пути преодоления негативных черт характера и комплекса неполноценности, вызванных его дефектом; —воспитывать у детей чувство собственного достоинства, самоуважения на основе целесообразно организованной деятельности, направленной на приобретение различных практических навыков, без которых самостоятельность и мобильность инвалида по зрению невозможны. — уметь объяснить детям причины неадекватного отношения к ним окружающих и научить без агрессии реагировать на бестактность[24]. Занижение нормально видящими способностей инвалидов по зрению связано в основном с недостаточной информированностью общества о возможностях их развития и компенсации дефекта. Самому педагогу, конечно, тоже весьма важно адекватно относиться к дефекту воспитанников и правильно вести себя. К сожалению, в тифлопедагогической практике имеется немало примеров, когда негативные последствия нарушения зрения у ребенка педагогами не только не корригируются, но и закрепляются. Акцентирование внимания только на успешных видах деятельности и игнорирование явных провалов в других сферах деятельности формируют у детей неоправданно завышенную самооценку, что так же вредно, как и принижение их возможностей. Адекватное отношение к своему дефекту предполагает понимание воспитанником того, что: — нарушение зрения ограничивает его возможности и для достижения результатов нормально видящих ему потребуется приложить гораздо больше усилий; — слепота и слабовидение не позволяют овладевать предметно-практическими действиями по подражанию, поэтому для успешной конкуренции инвалида со зрячими требуется овладение специальными компенсаторными навыками при активном использовании всех сохранных анализаторов; — при дефекте зрения многие сферы деятельности оказываются для человека недоступными, но остается еще достаточно профессий, которыми он может овладеть; — окружающие не всегда осознают трудности инвалида по зрению, не всегда информированы о его возможностях, поэтому человеку с физическим недостатком следует самому стремиться к контактам с нормально видящими и добиваться взаимопонимания и т.п.; —он будет достоин уважения, как и любой полезный член общества, если научится самостоятельно справляться со своими проблемами (ориентироваться в пространстве, получать информацию, быть независимым в быту и т.п.), приобретет профессию и будет в ней конкурентоспособным. —не следует искать виноватых в нарушении зрения и считать всех окружающих обязанными оказывать помощь; —инвалиду по зрению бессмысленно имитировать зрячего, а также драматизировать свое положение; —любой человек с физическим недостатком привлекает к себе повышенное внимание окружающих, поэтому, чтобы инвалиду достойно выглядеть в обществе, ему надо тщательно контролировать свое поведение, свой внешний вид, свои реакции. Главным условием адекватного отношения человека к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а другой, — возможностей социально-трудовой адаптации. При формировании правильного отношения к дефекту педагогу важно помнить о том, что психика человека является продуктом сложного и длительного процесса. Поэтому бессмысленно требовать от учащегося немедленного изменения привычного поведения, отказа от уже сложившихся стереотипов. Здесь нужен индивидуальный подход с учетом всех обстоятельств жизни ребенка. Date: 2015-10-18; view: 1064; Нарушение авторских прав |