Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология воспитания в семье слепых и слабовидящих детей раннего возраста
«Человек паче всех есть существо соучаствующее»[25], и соучастие его во всей жизни начинается с момента рождения, особенно с близкими его окружающими: с матерью и другими родственниками и близкими. Постоянный контакт с ними у младенца осуществляется несмотря на потерю или нарушение зрения, и в связи с этим соучастие в жизни такого ребенка взрослых становится даже более насущной необходимостью, условием его воспитания и психического развития. Особенно это касается социализации слепых и слабовидящих детей. Соучастие взрослых является для них средством абилитации, средством вхождения в мир зрячих. Новорожденный ребенок и его потребности концентрируются на самом себе, и только в процессе роста и развития он начинает выделять себя из окружающих людей, видеть себя как часть широкого социального мира и изменяет свое поведение в соответствии с тем, как взаимодействуют с ним окружающие его люди, начинает учитывать и понимать эффект своих действий на окружающих его людей. «...Социализация существует с тех пор, как существует род человеческий; воспитание — с тех пор, как человек осознал необходимость специально воспитывать и обучать, не полагаясь только на естественное и не планируемое влияние жизни»[26]. Роль активного участия взрослого в воспитании слепого и слабовидящего ребенка и в его социализации гораздо более существенна. Именно воспитание обеспечивает ему вхождение в социальную жизнь зрячих, используя специфические методы, основываясь на развитии сохранных органов чувств. Именно этот факт позволяет Д. Уоррену утверждать, возможно так же как и в других областях развития можно видеть, что на социализацию визуальный дефект прямо не влияет, но с необходимостью создает различия между слепыми и видящими детьми[27], имея в виду тот факт, что слепые и слабовидящие дети овладевают теми же социальными навыками, что и зрячие, при специально направленных методах воспитания и обучения начиная с момента рождения на основе развивающихся процессов компенсации. Компенсация слепоты в раннем возрасте. Воспитательная работа с детьми, имеющими зрительные нарушения, тесно связана с формированием у них компенсаторных навыков. Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Важным моментом в развитии компенсации слепоты является вера окружающих в ребенка, в потенциальные возможности его развития. Развивающемуся, растущему ребенку необходимо помочь найти пути преодоления психических отклонений, возникающих в результате слепоты. Активный характер компенсации слепоты непосредственно связан с активностью познания человеком внешнего мира и с его отражением в сознании человека. Формирующееся представление соответствует объекту независимо оттого, воспринимается ли он зрительно или осязательно. Дети с недостатками зрения могут правильно и адекватно отражать объективный мир как в субъективных чувственных образах, так и в понятиях. Для детей с нарушением зрения характерна иная неравномерность развития психики по сравнению со зрячими на различных возрастных этапах, а также появление и развитие процессов компенсации дефекта за счет использования деятельности сохранившихся анализаторов. Родителям важно знать, что без умения слепого создавать правильное отображение внешнего мира на основе использования сохранившихся анализаторов невозможна компенсация слепоты, без этого умения он оказывается беспомощным. Большое значение имеет развитие представлений, памяти, мышления, внимания, воли, т.е. высших познавательных процессов. Система компенсации слепоты складывается из ряда психических процессов и психических образований, возникающих у детей в процессе формирования полноценной личности. Именно формирование полноценной личности слепого и является конечной целью развития системы компенсации. Структура системы компенсации слепоты у каждого ребенка своя, она разнообразна и зависит от многих факторов: времени наступления нарушений зрения, его степени, причины, наличия и характера сопутствующих дефектов (первичные нарушения интеллекта, движений, слуха и т.д.). М.И. Земцова пишет, что сущность формирования процессов компенсации у человека заключается не столько в биологической приспосабливаемости организма, сколько в формировании способов действия и усвоении социального опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности. Но процессы компенсации у детей происходят иначе, чем у взрослых, поскольку в детском возрасте многие функции центральной нервной системы еще находятся в состоянии формирования. Огромные возможности компенсации слепоты у ребенка основываются на нормально функционирующих корковых замыкательных механизмах, с помощью которых при опоре на кожный, слуховой, двигательный и другие сохранные анализаторы образуются сложные слуходвигательнотактильные функциональные системы связей, являющихся физиологической основой развития высших форм познавательной деятельности (анализирующего наблюдения, мышления, речи, воссоздающего воображения, логической памяти, произвольного внимания) и играющих основную роль в процессах компенсации. Сложившиеся механизмы компенсации слепоты находятся в постоянном изменении и развитии. Огромное влияние на изменение механизмов компенсации на разных стадиях развития ребенка оказывают обучение и воспитание. Особое значение имеет правильно организованная активная и самостоятельная деятельность слепых детей, поскольку существует прямая связь между активностью, сознательностью, самостоятельностью ребенка и развивающимися процессами компенсации и восстановления нарушенных функций. Процессы компенсации проходят длительный путь развития и имеют стадии, характеризующиеся особым составом и структурой динамических систем нервных связей. Переход от одной стадии компенсации к другой обуславливается появлением или изменением ведущей деятельности ребенка, отражающей особенности его возрастного и психофизического развития. Структура каждой стадии компенсации слепоты определяется уровнем развития психических процессов и свойств, находящихся в наиболее восприимчивом (сензитивном) периоде своего развития и оказывающихся вне прямой зависимости от первичного дефекта. Успешность компенсации слепоты связывается с определенным уровнем развития процессов восприятия, представления, мышления и речи, формирования таких качеств, как умение активно оперировать образами предметов в уме, способность осуществлять сложные мыслительные процессы обратимости, т.е. умение мысленно представлять предметы в различных положениях. Развитие этих качеств с раннего возраста предполагает их активное включение ребенком в познание внешнего мира. Первым и необходимым условием образования системы компенсации слепоты в любом возрасте является развитие мотивации деятельности и становление активной позиции по отношению к окружающему миру. Это поможет развить качества, необходимые в преодолении ребенком тяжелых и серьезных переживаний, возникающих в связи с появлением и осознанием своего дефекта. Система компенсации слепоты возникает не автоматически, так как она не является врожденным родовым свойством нервной системы, а связана, с одной стороны, с появлением дефекта зрения, а с другой, — с включением слепого в активную деятельность по адекватному отражению воспринимаемых свойств объектов внешнего мира в процессе воспитания. Для компенсации слепоты необходимо, чтобы ребенок обладал достаточно развитыми процессами предметного восприятия на основе сохранных анализаторов, развитыми движениями, имел четкие дифференцированные и обобщенные образы представлений об окружающем мире, обладая способностью мысленно отрываться от конкретных вещей и удерживать их образы в памяти, а также активно ими оперировать. Он должен научиться устанавливать связи и отношения между предметами, выделяя их отдельные признаки и качества, т.е. должен овладеть сложными мыслительными процессами. Развитие речи как средства общения, обобщения восприятий окружающего мира служит коррекции вторичных отклонений. Речь, в основе которой лежат четкие конкретные представления, является необходимым условием компенсации. Как же в таком случае будет происходить компенсация нарушений зрения у детей раннего возраста, когда у них еще не сформировались целостные восприятия, представления, речь и мышление? Развитие системы компенсации слепоты осуществляется с первых дней рождения и зависит от организации жизни и деятельности ребенка, от того, как родители помогают ему познавать мир и овладевать им. Л.С. Выготский, характеризуя игру дошкольника, являющуюся ведущей деятельностью для этого возраста, говорил, что именно игра создает зону ближайшего развития, управляя которой можно подвести ребенка к актуальному развитию, т.е. к самостоятельному осуществлению целого ряда действий, например умению запоминать стихи, строить домики и т.д. Компенсация слепоты на ранних стадиях развития ребенка изучена недостаточно. В отечественной и зарубежной литературе имеются лишь отдельные описания поведения слепого ребенка раннего и преддошкольного возраста. Наблюдения за слепыми детьми раннего и преддошкольного возраста, а также анализ литературы позволяют выделить три стадии компенсации слепоты в раннем и преддошкольном возрасте. В основе выделения лежит характер изменения психической деятельности ребенка, обеспечивающей его продвижение в развитии и переход к новой ступени на каждом из возрастных этапов. Первая стадия компенсации в раннем возрасте связана с развитием полисенсорного (комплексного) характера восприятия ребенка, его реакциями на комплексные раздражители. Она характеризуется образованием связей между сохранившимися анализаторами и обеспечивает создание базы полисенсорного восприятия, системы сенсомоторной деятельности, т.е. создание связей между зрительными, слуховыми, осязательными, вибрационными и другими восприятиями и движениями, пока еще очень обобщенных и генерализованных, позволяющих ребенку реагировать на комплексы жизненно важных для него действий окружающих людей и подготавливающих его к их осуществлению. Она формируется в общении ребенка со взрослыми при активном стимулировании общения со стороны взрослого. Вторая стадия компенсации зрительной недостаточности у детей связана с появлением, выделением и дифференциацией отдельных сигнальных признаков окружающих предметов и действий с ними. Во время этого периода у ребенка формируется способность выделять в предметах отдельные признаки и качества. Для образования связей слов с воспринимаемыми предметами и для осуществления перехода к ведущей предметной деятельности дети используют речевое общение. Третья стадия компенсации связана с появлением целостных образов, представлений, т.е. у ребенка формируется умение представлять предметы в их отсутствие как совокупность признаков и сохранять их образы в памяти. Это позволяет ребенку осуществлять игру, которая является необходимым условием формирования системы компенсации слепоты уже в дошкольном возрасте. Воспитание ребенка от рождения до полугода. В воспитании ребенка в первые месяцы после рождения значительное место занимают уход, кормление, прогулки. Это создает у него хорошее настроение, он получает от этого удовольствие. Для родителей это тоже радость, так что стремления ребенка и родителей совпадают. Однако существуют и специальные цели развивающего характера. Это задачи, связанные с социальным развитием ребенка. Важно показать ребенку, что он растет в атмосфере любви, что его достижения радуют родителей. Это создает у него в периоды бодрствования хороший настрой на овладение новыми впечатлениями. Необходимо также вызывать у ребенка стремление к овладению такими умениями, как держать головку, захватывать и отпускать предметы, тащить их ко рту, переворачиваться, сидеть и т.д. Нужно терпеливо помогать ему в овладении этими навыками, создавая для этого благоприятные условия, и самое главное — вызывать интерес к окружающему миру, к предметам и людям вокруг него. Поведение малыша. Наблюдения за развитием и поведением слепых детей до трехмесячного возраста свидетельствуют о том, что по характеру реакции и системе поведения они мало чем отличаются от зрячих детей этого же возраста. Небольшие различия в поведении между зрячими и слепыми детьми приводят к тому, что иногда родители не замечают дефекта зрения у ребенка до трехмесячного возраста. Это объясняется структурой и особенностями психических актов детей раннего возраста. Одинаковое поведение и реагирование слепых и зрячих детей возможно именно потому, что в ранние периоды развития поведение ребенка определяется комплексом раздражителей и он организует свое поведение в ответ именно на такой комплекс, так как не способен выделять отдельные раздражители. Для поведения ребенка в этот период характерно реагирование на раздражители, связанные с кормлением, перевертыванием, речью матери, запахом матери и молока, укладыванием в позу кормления. Когда ребенка берут на руки и укладывают в позу для кормления, он очень рано начинает совершать предвосхищающие сосательные движения. Такое поведение называют «позным». Оно свидетельствует о том, что первичные сенсорные реакции ребенка, как отмечал И.М. Сеченов, носят генерализованный, или слитный, нерасчлененный, характер. В связи с этим выпадение зрительного раздражителя из комплекса раздражений, сопровождающего любой жизненно важный акт деятельности ребенка, не наносит ущерба предвосхищающему поведению слепого ребенка, подготовке к его осуществлению. Однако выключение зрения с первых дней рождения оказывает значительное влияние на темпы психического развития, так как задерживает по сравнению со зрячими формирование дифференцированных восприятий, что, в свою очередь, снижает психическую активность слепого младенца по отношению к внешнему миру, поскольку именно дифференциация, т.е. выделение восприятий, отнесение их к определенным знакомым предметам, расширяет и обогащает ориентировочную деятельность, обеспечивая ребенку активное отношение к предметам и явлениям внешнего мира. Наблюдения за развитием слепого ребенка в младенческом возрасте показывают значительное снижение общей его активности и значительно меньшую подвижность в ранние периоды развития. Отмечаются отсутствие стремления или интереса к овладению внешним миром, к игре, игрушкам, предметам и удовлетворенность тем, что его оставили в покое. Для такого ребенка характерны занятия самостимулирующими движениями или стереотипными действиями. Среди слепых младенцев выделяются две категории, характеризующиеся различной степенью подвижности. Чаще встречаются чрезвычайно спокойные дети. В некоторых случаях их можно характеризовать даже как апатичных. Они недостаточно двигательно активны, на шумы реагируют торможением, удивлением. Захватывание предметов у них больше похоже на реакцию отталкивания. У них формируются навязчивые движения, такие как трение глаз, ритмические движения головой, возникающие именно в ранний период развития. Однако у некоторых спокойных детей при хватательных движениях отмечаются правильное захватывание предметов, умение крепко их удерживать. У таких детей реже наблюдаются стереотипные движения или они проявляются в слабовыраженной форме. Ко второй категории относятся неспокойные дети. При наблюдении за ними создается впечатление, что хаотичные движения, производимые ими, никогда не прекращаются. Схватывание и отпускание предметов сменяют друг друга в быстром темпе, предметы не задерживаются в руках. У таких детей длительное время сохраняются некоординированные движения, образующиеся из навязчивых движений (трясения, верчения ручками). У некоторых детей иногда появляются остановки в движениях, колебания между удерживанием и выпусканием вещи становятся равномернее. Такие дети постепенно становятся организованнее, хотя и сохраняют свое чрезмерное двигательное беспокойство. Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что апатичность и безынициативность, так же как и чрезмерное двигательное беспокойство, не создают благоприятных условий для овладения детьми предметным миром, а это, в свою очередь, ведет к отставанию в психическом развитии. Процесс психического развития происходит наиболее интенсивно в активной деятельности. Этот основной тезис отечественной психологической и тифлопсихологической науки непосредственно касается вопроса развития компенсаторных процессов у детей, поскольку формирование процессов компенсации осуществляется в деятельности. В раннем возрасте для ребенка общение со взрослым является процессом, в котором он овладевает знаниями об окружающем мире. При значительном снижении активности осуществление общения затруднено, тем более, что в первый месяц даже у нормально видящего ребенка трудно заметить отклик на постоянное общение с ним взрослого. Как же преодолеть и предупредить меньшую активность слепого малыша? Что должны для этого сделать родители? Существуют основные потребности для всех детей. И дети с недостатками зрения не представляют здесь исключения. Им не только нужны любовь, забота родителей и взрослых, но они должны также знать о том, что их любят. Любовь и внимание к детям это важное условие, обеспечивающее им нормальное развитие и рост. Малыш должен чувствовать себя в безопасности, находясь со знакомыми людьми, в знакомой обстановке. Взрослые и родители помогают ему расти и дают возможность активно действовать и учиться на своих успехах или ошибках. Однако в воспитании слепого ребенка есть свои трудности. Первое общение со зрячим младенцем чаще визуальное — глаза в глаза. А если визуальной коммуникации нет, родители порой думают, что с ребенком нельзя общаться, играть и часто оставляют его одного. Однако развитие общения незрячего ребенка и его стимулирование в первые месяцы жизни имеет те же задачи и осуществляется теми же методами и способами, что и у зрячего. Поглаживание, нежный голос, приятные тепловые ощущения являются теми стимулами, которые могут быть восприняты слепым ребенком и вызовут активные ответные реакции. Иногда родители сами находят способы общения с ребенком, но чаще им приходится учиться этому. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком. Говорить ему о том, какой он хороший, обсуждать с ним, что ему будут готовить на обед и ужин, какая погода и т.д. Надо чаще называть его по имени, чтобы звук имени стал ему знаком. Речь не только позволяет ребенку знать, что ему оказывают внимание, но запоминать многие из слов, которые он слышит, и ассоциировать их с реальным опытом. Это такие слова, как бутылочка, пить, печенье, купаться и т.д. В ранний период развития тесный физический контакт является необходимой формой коммуникации с ребенком. Необходимо постоянно, когда малыш не спит, быть вместе с ним: играть, разговаривать и т.д. Постепенно он научится узнавать окружающих по голосам, шагам, по тому, как они его держат. Если у ребенка слишком незначительное остаточное зрение, беседа с ним предупреждает иногда возникающий испуг при неожиданном прикосновении, перед тем, как его возьмут на руки. Зрячий ребенок, фиксируя свой взор на лице матери, может отвечать на ее улыбку. Улыбка ребенка — это удивительное, эмоциональное и согревающее сердце и душу событие. Родители смеются вместе с ним, разговаривают и играют, чтобы вызвать у него улыбку, а ребенок учится узнавать их лица и реагировать на них, когда он видит родителей около себя. Это начало общения между матерью и ее ребенком. Но если ребенок совсем не видит или имеет незначительное остаточное зрение, т.е. отсутствует так называемый контакт «глаза в глаза», мать чувствует себя неуверенной при общении с ним. Однако отсутствие зрительного контакта не означает, что малыш ее не чувствует и не замечает. Присматриваясь к тем незначительным действиям (гуление, ерзание, всплеск рук и т.д.), которые он производит при обращении к нему с речью, при прикосновении к нему, мать поймет, что ребенок реагирует на нее. Через некоторое время он сам начнет «говорить» с ней, издавая различные звуки. Он научится различать голоса членов семьи и реагировать на них, определять помещения, в которых они находятся. Ребенок очень рано и в короткий срок в сензитивный период развития слуха овладевает интонацией родного языка, и это очень важно для дальнейшего его развития. Дети, которых оставляют одних, становятся нечувствительными к звукам вокруг них и игнорируют людей. И если ребенку позволить остаться в изоляции, то это может привести к замедлению или нарушению его развития. Он может на длительное время застрять на определенном уровне психического развития. Родителям необходимо помогать малышу учиться любить тесный контакт со взрослыми (покачивание, пение, объятия и т.д.). Постепенно ребенок привыкает к прикосновениям, и контакт с людьми становится ему необходимым. До четырех-шести месяцев улыбка слепых детей такая же, как и у зрячих, она является Эндогенной», рефлекторной, не связанной с изменениями внешней) -мира и его воздействием, но когда младенцы начинают улыбаться на внешние воздействия, то улыбка становится так называемой «социальной» улыбкой, являющейся ответом на общение с родителями, игрушками или предметами удовлетворения их потребностей, и такая улыбка у слепых появляется несколько позже, поскольку он не может ответить на молчаливую улыбку, не знает, улыбаются ли ему, но он будет с удовольствием улыбаться, когда научится узнавать голос родителей, когда они будут играть с ним. Восприятие внешнего мира. Зрительные восприятия являются наиболее ранними восприятиями, которыми овладевает зрячий ребенок. Дети к четырем-пяти неделям способны устойчиво фиксировать взор одного глаза на предметах. Четкая и устойчивая фиксация взора обоих глаз наступает у детей трехмесячного возраста. Отмечено, что к четырем месяцам предвосхищающее сосание возникает при наличии одних только зрительных сигналов. Это свидетельствует о том, что в три-четыре месяца зрячий ребенок способен заранее организовывать свое поведение в соответствии с предстоящей деятельностью на основании установившихся систем связей зрительного анализатора с жизненно важными и имеющими для него значение деятельностями. Поведение, заблаговременно подготавливаемое дистантным раздражителем, т.е. действующим на ребенка с определенного расстояния, появляется у слепого значительно позднее. Слепой ребенок до пяти-шести месяцев не способен выделить из комплекса впечатлений от окружающего мира единичные раздражители и поэтому ориентируется на комплексы раздражителей. Появление нового типа поведения у слепого связывается с выделением и дифференциацией слуховых восприятий. Слепой ребенок, так же как нормально видящий и слышащий, с момента рождения реагирует только на резкие звуки. Он отвечает на третьей неделе сосредоточением на громкий звук, а к концу первого месяца — на человеческий голос. На третьем месяце жизни ребенок может отвечать на обращенную к нему речь взрослого смехом, звуками и движениями рук и ног. Для воспитания слепых детей и изучения развитая моторных реакций на слуховую стимуляцию, возможности ориентации головы, глаз, тела к звукам, а также развития движений на звук необходимо иметь исчерпывающие данные о нормах развития слуха слепого младенца, использования им слуховой информации и локализации объектов в пространстве. Слепой ребенок, более чем зрячий, зависит от эффективного выбора, обработки, удержания в памяти и использования слуховой информации. Развитие дифференцированного слухового восприятия слепого младенца относится примерно к пяти-шестимесячному возрасту, когда ребенок становится способным выделять и дифференцировать звуковые качества предметов. У зрячего ребенка эта деятельность тесно связана с развитием взаимодействия зрения и слуха, поскольку только такое взаимодействие обеспечивает ребенку предметность восприятий, показывает различные качества определенных объектов, среди которых выделяются и звуковые. Звук является признаком действий с предметами. Поэтому сочетание звука со зрительным или осязательным восприятием самих предметов способствует его становлению для ребенка как сигнального признака предмета или действия с ним. Наблюдения показывают, что для выделения слепым младенцем звуковых раздражителей и использования их в качестве сигналов определенной деятельности окружающих необходимо создание предметного осязательного поля восприятия. Но создание осязательного поля достигается позже, чем ребенок начинает различать звуки, поскольку его развитие связано с двигательными умениями слепого ребенка и возможностями осязания, формирующимися позже, чем зрение. Ухо становится активным ранее, чем рука способна к тактильному восприятию. Именно сочетание деятельности руки со слуховым восприятием позволяет слепому использовать звук в качестве сигнала о предмете. Слепой ребенок более длительное время слышит субъективно и дольше устанавливает связь между звуком, который он слышит, и звучащим объектом. Американский психолог Т. Катсфортс показывает, что эта связь не может быть продуктивной до тех пор, пока не разовьются локомоции (т.е. движения тела) слепого ребенка. Трудность образования связи между звуком и звучащим объектом является тем осложнением, которое в дальнейшем может привести слепого к формализму речи, или, как он выражается, «к вербальной нереальности слепого». Слепорожденный ребенок в раннем возрасте может проводить тонкое, а нередко и абсолютное различение высоты тонов. Различение голосов и повторение ритмов и мелодий показывает, что слуховое восприятие является одним из важных факторов, который может эффективно использоваться для стимуляции активности слепого. Звуки, воспринимаемые слепым ребенком, имеют для него другое значение, чем для зрячего, поскольку за ними стоят различные образы. Выделение и дифференциация слуховых впечатлений слепого тесно связаны с развитием его движений, что обеспечивает развитие осязательного восприятия, создание широкого осязательного поля. И если зрительное поле восприятия, сформировавшееся у зрячего на четвертом или пятом месяце жизни, обеспечивает ему в это время выделение звуковых качеств объектов, то осязание к этому возрасту еще не сформировалось как перцептивный, обследующий акт. На четвертом месяце ребенок еще не ощущает зажатый в его руке предмет, тактильные и кинестетические ощущения не образуют единой функциональной системы. Лишь на пятом месяце происходят сдвиги в сенсомоторном развитии ребенка, поскольку в этот период начинают формироваться предметные действия, предполагающие определенную системность произвольных движений, а также относительно устойчивую координацию. Формирование активного осязания как перцептивного действия происходит наиболее активно в предметных действиях ребенка. С развитием предметных действий формируются способы ощупывания, являющиеся основой активного осязания. Активно ощупывать предметы на основе тактильных и кинестетических ощущений ребенок начинает в пять-шесть месяцев. Наиболее разностороннее развитие предметных действий происходит во втором полугодии первого года жизни. Развитие основных движений. Наблюдения показывают, что в первые месяцы жизни в развитии движений слепого и зрячего много общего. Отставание возникает, когда у нормально видящего ребенка зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться стремительно быстро. Это происходит в возрасте пяти-шести месяцев. В то же время у слепого такой контроль продолжает осуществляться лишь посредством проприоцептивной чувствительности, т.е. чувствительности мышц и сухожилий. На ранних стадиях развития движений зрячего ребенка рука учит глаз. Развитие движений глаз в первые месяцы жизни позволяет ребенку лишь следить за движущимся объектом, он еще не в состоянии направлять движения самих глаз по предмету, т.е. у ребенка нет рассматривания объекта, нет его зрительного поиска. Эти функции зрения развиваются позже, с развитием движений рук и с пониманием речи. Таким образом, отсутствие зрения в младенческом возрасте не оказывает отрицательного влияния на развитие основных движений и осязания. В первые месяцы жизни слепого, как и зрячего, развитие руки, умение захватывать и отпускать предмет формируется вне зависимости от участия зрения. Манипулирование предметами является условием, способствующим развитию движений ребенка. При этом огромное значение имеют сами объективные свойства предметов, определяющие способ действия с ними. Объективные свойства предметов формируют сенсорные функции и определяют прогресс координационных механизмов и предметных действий. Предметные действия возникают на достаточно высоком уровне сенсорной организации ребенка и предполагают взаимодействие анализаторов всех видов. При этом большое значение в отражении свойств предметов и узнавании их имеет развитие гаптикокинестетических восприятий, т.е. осязательных и двигательных восприятий, принимающих участие также и в формировании зрительных образов. На третьем месяце жизни возникает противопоставление большого пальца всем остальным, на четвертом месяце — манипуляции с предметами. У ребенка в это время начинают сжиматься и разжиматься пальцы рук, что способствует осуществлению предметных действий, в результате которых возрастает двигательно-тактильная активность рук. Это имеет особенно важное значение в психическом развитии слепого, так как именно здесь заложены потенциальные возможности для формирования осязательного поля восприятия. Независимость развития движения и двигательных манипуляций от зрения в этом возрасте способствует тому, что к трем-четырем месяцам жизни нервно-двигательный аппарат слепого ребенка готов к гаптическому осязательному восприятию и служит основой, обеспечивающей создание осязательного поля восприятия и переход к дифференциации слуховых восприятий, значение которых заключается в возможности реагирования и организации своего поведения на дистантный, т.е. находящийся на каком-то расстоянии, раздражитель. Развитие слухового восприятия обеспечивает также формирование речи ребенка, становящейся в дальнейшем одним из важнейших каналов компенсации слепоты. В четыре-пять месяцев как у слепых, так и у зрячих детей быстро прогрессируют тактильная чувствительность и кинестезия, т.е. осязательная и двигательная чувствительности. Прогресс связан с эволюцией двигательных рефлексов, на базе которых формируется сложная система произвольных движений манипулирования. В дальнейшем у зрячих происходит изменение взаимоотношений между зрением и осязанием, зрением и координацией движений. Новое образующееся единство зрения и гаптики развивается за счет господства зрительного образа и опосредствования им кинестетики и гаптики. Этому способствует переход зрячего ребенка в сидячее положение, обеспечивающие ему лучшие условия для координации руки и глаза. Именно в пять-шесть месяцев роль зрения в коррекции движений нормально видящего ребенка усиливается. Для слепого же отсутствие координирующей и корригирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев. В этот период развития движения у слепых детей появляются «блиндесмены», или стереотипия в движениях. Стереотипные движения выражают стремление ребенка к ритмичным движениям. При отсутствии педагогического воздействия они лишаются правильной стимуляции и становятся навязчивым стереотипом. Причина появления стереотипных движений у слепых детей до сих пор не ясна. Некоторые тифлопедагоги видят причину появления в плохих социальных и педагогических условиях воспитания. В соответствии с возрастными особенностями слепых детей и характером развития их движений в раннем и младенческом возрасте появляются стереотипные движения рук, надавливание глаз, качание головой, которые сохраняются длительное время и искореняются с большим трудом. Именно отсутствие зрительной коррекции ограничивает развитие тонкой моторики рук слепого, поскольку для нее очень важна координирующая роль зрения. Вследствие отсутствия зрительного восприятия ребенок спонтанно не протягивает руку к предмету, чтобы его схватить. Ребенок может легко стать пассивным, если не давать ему исследовать осязательно предметы окружения. Важную роль играет здесь становление координации: рот — рука или рука — рука. Младенец с значительным нарушением зрения или с отсутствием зрения мало знает о существовании окружающих его предметов, и поэтому у него нет стимула для движения к ним. Отсутствие зрения не позволяет ему спонтанно учиться поднимать голову, садиться, доставать и хватать игрушки, ползать и ходить. Но он может научиться этим двигательным навыкам в том же объеме и качестве и примерно в том же возрасте, что и зрячий ребенок, если его учить этому. Родителям, воспитывающим слепого ребенка, необходимо знать, что надо делать, чтобы упражнения в активном движении помогали ребенку научиться делать все точно и правильно и чтобы они доставляли ему удовольствие. Лежа на спине в кроватке, ребенок с недостатками зрения не может ничему научиться. В связи с этим очень часто слепой ребенок семи, а порой и восьми месяцев неспособен держать голову, игрушку в руке просто потому, что родители не знали, что они должны были его этому научить. Часто детей с нарушением зрения, отставанием в моторном развитии и навязчивыми движениями считают умственно отсталыми и неспособными к обучению несмотря на то, что у них нормальный интеллект, но в раннем возрасте им не были созданы условия для воспитания и обучения. Ведь слепого ребенка многому из того, чем овладевает зрячий, подражая взрослому, приходится учить. Когда младенец лежит в своей кроватке, необходимо менять его положение так, чтобы у него не выработалась привычка лежать или на спине, или на животе, или на определенном боку. Дети, которые привыкли лежать только на спине, неохотно перевертываются на живот, когда приходит время учиться ползать. Те, кто привык спать только на животе, когда их хотят обучить ползать и кладут на ковер, думают, что их укладывают спать и не проявляют активности. Многие родители слепых детей сами придумывают различные приспособления и, подвешивая их к детской кроватке так, чтобы малыш мог достать их рукой, коснуться ногой, возбуждают его внимание. Если ребенок имеет остаточное зрение, то следует подвешивать к кроватке небольшие легкие светлые и блестящие предметы, издающие звук при касании, колокольчики, погремушки, бусы и т.д. В дальнейшем эти игрушки могут быть использованы для обучения ребенка активному хватанию и действию с ними. В кроватку к малышу можно положить хрустящую фольгу так, чтобы ребенок мог доставать ее ножками и слушать производимый им самим шум. Маленькие колокольчики, пришитые к носкам ползунков, делают для слепого малыша приятным простое брыкание. Это необходимо делать еще до того, как ребенок сможет сочетать звуки, которые он слышит, с тем, как он двигает своими ножками. Зрячие дети обращают внимание на свои ноги, видя их движущимися. Слепым и слабовидящим малышам необходимо как можно раньше помочь понять, что у них есть ноги, что они могут ими двигать. Контроль за движением головы. Родители должны найти пути, которые делали бы для ребенка интересными и «занимательными» упражнения в держании головки вверх. Малышу всегда приятно поглаживание под подбородком, когда его держат вертикально или когда он лежит на животе, и он скоро начинает поднимать свою головку и переворачиваться с одной стороны на другую. Дети любят, когда их гладят — это не только приятно, но и говорит им о том, что их любят. Прикосновение щеки малыша к щеке матери или отца, когда они ласково с ним разговаривают, приятно малышу, и скоро он начинает экспериментировать со своей головкой, двигая ее то к щеке родителей, то отклоняя ее обратно. Находиться на руках у матери или отца, близко прижимаясь к их лицу, для ребенка значительно интереснее, чем лежать в кроватке. Это стимулирует его самоконтроль за движением головы, вызывает желание быть вместе с людьми. Необходима класть малыша на животик к себе на колени и, гладя, разговаривая с ним, слегка похлопывая, упражнять его в держании головки вверх. Можно положить малыша к себе на грудь, разговаривать с ним, и его головка будет подниматься на голос. В три-четыре недели можно обучать ребенка контролировать движения головы. Иногда родители считают, что их ребенок слишком хрупкий, чтобы держать голову, и они продолжают поддерживать ее до десяти-двенадцати месяцев, когда берут его на руки. Специальные рюкзаки, при помощи которых можно укрепить ребенка на груди или на спине, дают возможность малышу, когда он еще мал и легок, быть рядом с родителями, чувствовать запахи, исходящие от человека, слышать звуки голоса. Находясь в таком положении, он приобретает значительно больше опыта и знаний об окружающем мире, чем если бы он просто лежал в кроватке. Во время смены подгузников (памперсов) родители должны упражнять ребенка в движении, играть с ним. Для этого надо взять его за ручки и медленно поднимать вверх до положения сидя. Выполняя это упражнение, надо говорить «поднимаемся вверх», «опускаемся вниз». Занятия можно прекратить, когда ребенок сможет самостоятельно сесть. Постепенно ребенок начнет выпрямлять и напрягать ручки, когда его поднимают. Через некоторое время он будет выпрямлять ножки и его можно будет поднимать на них на несколько секунд. Начиная с трех месяцев, ребенок должен два или три раза в день лежать на полу на одеяле или на ковре на животе с небольшим отдыхом на спине. Его нужно подбадривать в держании головки вверх, при стремлении подняться на локотках. В это время с ним надо говорить, играть для того, чтобы он любил быть на полу. Небольшие блестящие интересные игрушки должны возбуждать у него стремление к движению на полу. Их необходимо разложить таким образом, чтобы он мог j дотянуться до них руками. Перевертывание со спины на живот. Дети с недостатками зрения, как правило, предпочитают лежать только на спине, в то время как лежа на животе, ребенок учится двигаться с помощью ног. Когда малыш устанет, он сам попытается перевернуться на спину, но этом ему нужно помочь, так как при перевертывании ему мешают руки. После первого удачного перевертывания ребенок будет пытаться самостоятельно перевертываться со спины на живот. Свободно переворачиваться с живота на спину он начнет в семь-восемь месяцев. Сидение. Дети с нарушениями зрения не пытаются самостоятельно садиться. Слепому ребенку необходимо помочь получать удовольствие от сидения, если даже он не сможет узнать что-либо новое. После того, как слепой малыш сможет самостоятельно сидеть, он должен научиться балансировать с помощью мускульного чувства без зрительного контроля. Когда он еще очень мал (в возрасте от шести до восьми недель), следует сажать его себе на колени так, чтобы он спиной опирался на тело матери, и постепенно малыш привыкнет находиться в сидячем положении, ему это будет нравиться. Когда ребенок держит голову, его можно сажать в угол дивана примерно на полчаса. В это время с ним надо разговаривать, прикасаться к нему, чтобы он чувствовал, что с ним рядом находится кто-то из близких. В четыре месяца незрячий малыш будет получать удовольствие, сидя у родителей на коленях в то время, когда ему помогают удерживать равновесие, поддерживая его за запястья. Он будет подпрыгивать и пружинить, находясь на руках у взрослых. Позднее он научится балансировать, только держась за чей-нибудь палец. По мере того, как движения ребенка при балансировании станут более свободными и умелыми, можно научить его «езде на отцовской ноге» и т.д. В семь-восемь месяцев ребенка можно сажать на высокий стульчик во время еды. Первые несколько недель привязывайте его к спинке стула пеленкой или полотенцем через грудь и под мышками. Как только он закончил еду, снимите его со стула, иначе он будет ассоциировать высокий стульчик с неприятными ощущениями, вызванными ограничением его движений. Ко времени от восьми до одиннадцати месяцев ребенок должен сидеть на полу самостоятельно, без поддержки, и научиться садиться из лежачего положения и ложиться. Слепой ребенок может длительное время сидеть, ничем не занимаясь, однако он должен научиться получать удовольствие, когда сидит, играя или манипулируя предметами. Если ребенка сажать на стул, обеспечивающий полную поддержку, то он не научится сидеть самостоятельно. Такие стулья хороши, когда малыша сажают за стол. Но в остальное время ему надо давать возможность сидеть на неустойчивом, качающемся коне-качалке или стуле-качалке, в углу манежа, на высоком стуле, на качелях или просто на полу, поощряя его ласковым голосом. Движения рук. Зрячий ребенок в возрасте около четырех месяцев обнаруживает, что у него есть руки. Некоторые слепые дети обнаруживают свои руки самостоятельно. Но родители должны помогать слепому ребенку: играть с ним в игры типа «Сорока-сорока», загибать, разговаривая с ним, его пальчики, поднимать ручки, его пальчиком щекотать ладошку, во время купания ручками ребенка похлопать по воде, погладить его ручкой животик. При кормлении ручки ребенка можно положить на бутылочку, и он будет учиться держать ее самостоятельно. Постоянная смена игрушек, находящихся рядом с малышом во время его бодрствования, вызывает у него поисковые движения. Искать упавшую игрушку желательно вместе с ребенком, положив его ручку на свою и двигая ею в разные стороны до тех пор, пока не коснетесь игрушки рукой ребенка. При этом необходимо комментировать действия, например: «Вот она уточка, ты ее нашел». Постепенно ребенок начнет понимать, что упавшая игрушка рядом и ее можно найти. Родители должны помнить, что единственная возможность для слепого ребенка знать, что объекты находятся рядом, — это ощупать или услышать их. Прикосновение и отыскивание — основные навыки, необходимые в познании окружающего мира. Примерно в возрасте около семи или восьми месяцев малыш начнет брать игрушки в рот. К этому времени он должен уметь держать и есть печенье, сухари, яблоко и т.д. Детей со зрительной недостаточностью игрушка не привлекает яркостью, блеском. Она им интересна, когда издает звук, а также, когда предмет заинтересует их вкусом, запахом или интересной формой. Родители должны быть изобретательны в подборе предметов для игры. Легкие маленькие погремушки, большие пирамидки, пластиковые формы, диски на короткой цепочке, маленькие и большие резиновые игрушки, бусы на крепких нитях, музыкальные игрушки, качалки, кухонный инвентарь — все это возбуждает ребенка, он старается руками все потрогать, схватить. Пушистые меховые игрушки в раннем возрасте отпугивают ребенка, он боится их трогать. Но к четырем-пяти годам пушистые меховые игрушки, изображающие зверей, становятся одними из самых любимых. Кормление ребенка. В первые месяцы кормление слепого ребенка или ребенка с остаточным зрением не вызывает у родителей проблем, так как отсутствие зрения не влияет на способность ребенка сосать. Важно как можно дольше кормить ребенка грудью, так как это самая тесная связь матери и ребенка. В три-четыре недели слепого малыша необходимо начать прикармливать с ложки соками, бульоном, яйцом, пюре из овощей и фруктов или провернутым мясом, чтобы он постепенно привыкал к разнообразной пище. Лучше это делать перед кормлением из бутылочки, пока ребенок еще голоден. Для того, чтобы ребенок понял, что с ним происходит, необходимо говорить с ним, сообщать ему, что наступило время еды, и вслед за этим давать бутылочку. В два месяца руки ребенка должны быть положены на бутылочку, чтобы он научился самостоятельно ее держать. Многие дети трудно привыкают к новой пище, но здесь нужно проявить терпение. Чем дольше ребенка кормят из бутылочки, тем труднее приучить его к новой пище. Так, в Уфимский детский дом поступали дети трех-четырех лет, которых дома кормили из соски. Приучить их к твердой пище было очень трудно. Режим питания слепого ребенка не отличается от режима зрячего. Изменять его следует только по рекомендации врача. Обучая ребенка навыкам самостоятельной еды, необходимо помнить, что овладение этими навыками требует длительного времени, что ребенку нужна помощь, сначала в виде совместной деятельности, а в дальнейшем — в виде разделенной, когда взрослый берет на себя выполнение лишь части действий. Нужно следить за тем, чтобы пища не была слишком горячей или слишком холодной. Не следует также оказывать на ребенка давление, иначе он выработает негативную реакцию на требования, предъявляемые как к пище, так и к поведению за столом. Знакомить с вкусовыми качествами новой пищи следует постепенно, но так, чтобы к году ребенок уже ел разнообразную пищу. Но не следует волноваться, если он ест не так, как другие дети. Это может быть связано с тем, что он еще не так активен и ему меньше требуется еды. Уже в возрасте шести-семи месяцев малыш должен научиться пить из чашки. Маленькая легкая пластмассовая или стеклянная обычная чашка лучше, чем чашка с носиком. С появлением зубов ребенку нужно давать сухари, печенье, яблоки, вкладывая их в руку ребенка и поднося к его рту. К шести-семи месяцам ребенок тащит в рот все, что может держать в руках. Это значит, что наступило время обучать его самостоятельно брать еду и самостоятельно есть. Держа ребенка на руках, ему необходимо давать попробовать печенье, вкладывая его в руки ребенка и подводя их к его рту и одновременно говоря ему, как хорошо, что он начал самостоятельно есть. Прежде чем ребенок начнет есть самостоятельно, пройдет несколько недель. Когда ребенок уронит печенье, надо показать ему, как его найти, как взять в ручку и поднять. Слепые дети, не имея возможности видеть, как едят другие, быстрее привыкают есть руками, когда их привлекают сильный запах и приятный вкус. Умение есть руками предшествует обучению есть ложкой. Слепому ребенку необходимо осторожно поднимать подбородок, потому что он часто сидит, опустив голову, подносить ложку ко рту и одновременно говорить: «Открой рот». В относительно короткое время ребенок научится открывать рот сразу, как только проглотит новую порцию пищи. Когда ребенок при кормлении с ложки начал захватывать пищу губами, уже не нужно опрокидывать ему пищу в рот. Достаточно лишь коснуться ложкой его губ. Чтобы научить ребенка самостоятельно пользоваться ложкой, лучше встать за спиной ребенка и его рукой подносить ложку ко рту. Родители должны почувствовать, когда предоставить ребенку возможность самостоятельно подносить ложку ко рту, помогая только наполнять ее, а впоследствии научить его делать и это самостоятельно, пусть даже с помощью пальцев. Психическое развитие малыша. Путь психического развития слепого ребенка по сравнению со зрячим своеобразен как по его темпам, так и по качественной характеристике. Период от рождения слепого ребенка до появления у него возможности выделять отдельные раздражения, свойственные тому или иному виду восприятия, т.е. период образования систем межанализаторных связей под воздействием и влиянием условий жизни, является подготовительным в развитии системы компенсации слепоты. В психологическом плане это связано с периодом формирования умений слепого ребенка выделять единичные слуховые, тактильные, вкусовые, проприоцептивные раздражения из совокупности действующих на него впечатлений и реагировать в соответствии с ними. Овладение этим умением предопределяет переход к более высокой стадии развития компенсации слепоты и означает, что ребенок прошел большой путь психического развития в познании окружающего мира. По сравнению со зрячими у него иная диспропорциональность в развитии психических функций, обусловленная слепотой. Намечаются неравномерность и отставание в развитии некоторых психических процессов. Роль специально направленного воспитания в этом возрасте заключается в том, чтобы создать наиболее полный комплекс разнообразных раздражителей, как дистантных, так и контактных, позволяющих слепому младенцу ориентироваться во внешнем мире. Увеличение всевозможных раздражителей, возбуждающих слух, осязание, вкус, обоняние и приуроченных к определенным видам деятельности (сну, кормлению, купанию, прогулке и т.д.), является необходимым условием для формирования и установления связей между различными объектами и действиями и готовит почву для продвижения в развитии и для формирования компенсации глубоких нарушений зрения. Слепота как первичный дефект уже в первые месяцы вызывает у слепорожденного младенца вторичные отклонения в развитии, выражающиеся в меньшей активности и подвижности, более позднем выделении отдельных раздражений, создании образов жизненно важных для ребенка предметов и явлений окружающего мира. Вторичные отклонения в раннем возрасте проявляются также в своеобразии движений ребенка (появлении стереотипных движений и т.д.). Однако вторичные отклонения возникают не у всех детей. В благоприятных для психического развития условиях можно предупредить эти отклонения за счет формирования компенсаторных процессов. Первым необходимым условием формирования компенсаторных процессов являются постоянное общение с ребенком, возбуждение всех сохранившихся анализаторов (остаточного зрения, слуха, осязания, вкуса и т.д.). Вторым важным условием развития компенсации слепоты на этой стадии является сочетание дистантного слухового восприятия с контактным тактильным и осязательным, установление связей между осязаемыми объектами и их звуковой характеристикой, что позволяет ребенку с нарушением зрения выделять звук как дистантный сигнальный признак предметов и явлений. Третьим условием создания системы компенсации слепоты является активизация моторной деятельности детей, развитие их движений. Огромную роль здесь играет установление связей «рука — рот», «рука — рука» на основе раздражений, идущих от мышц и сухожилий ребенка. Большое значение имеют целенаправленное воспитание, терпение при установлении этих связей, закрепление случайных находок, помощь пассивными движениями и специальной гимнастикой. Недостаточное физическое развитие может привести к появлению бесцельных стереотипных движений. Именно в моторном (двигательном) развитии слепого ребенка раннего возраста особое внимание следует обратить на целесообразность движений, их предметную направленность. Date: 2015-10-18; view: 1140; Нарушение авторских прав |