Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние негативно складывающихся типов взаимоотношений родителей и детей с нарушением зрения на воспитание и формирование их личности
Очень важным и поучительным для воспитания незрячего и слабовидящего ребенка являются также рассмотрение негативного опыта взаимоотношений в семье, возникающего при рождении ребенка с глубокими нарушениями зрения, и анализ трудностей в ходе его воспитания, порождающих неблагоприятное семейное общение, и его влияния на воспитание и формирование личности ребенка. Рассмотрим три типа неблагополучно складывающихся внутрисемейных взаимоотношений и проанализируем характер их негативного влияния на воспитание и развитие слепого и слабовидящего ребенка. Это поможет родителям и другим взрослым членам семьи несколько по-новому, глубже и требовательнее разобраться в своей конкретной семейной ситуации и попытаться раскрыть причины и суть их собственного г ^утреннего, всегда индивидуального конфликта и найти пути воспитания, способствующие коррекции дефектов развития своего ребенка с нарушением зрения. Первый тип неблагоприятных взаимоотношений в семье, где растет ребенок с глубокими поражениями зрения, связан с существенной психолого-педагогической проблемой его воспитания в атмосфере чрезмерной заботы. В такой семье ребенок воспринимается родителями не просто как ценный, а как сверхценный, являясь объектом благоговейной и безоговорочной опеки, или ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, как обиженное судьбой существо, нуждающееся в постоянной помощи. При этом часто родители чувствуют свою «вину» перед собственным ребенком и пытаются искупить ее своей сверхзаботой о нем, принося себя в жертву ребенку. В таком случае взрослые члены семьи все делают за ребенка с нарушенным зрения, ни к чему его не приучают, обращаясь с ним как с беззащитным, не способным к самостоятельности существом. Их всепоглощающая забота о своем ребенке направлена на то, чтобы уберечь его от всякого риска. Такие родители балуют своих детей, потакая их капризам и прихотям. Довольно часто такая излишняя опека родителей слепого и слабовидящего ребенка сопровождается чрезмерными проявлениями любви к нему, физическими контактами, зацеловыванием и т.д., что вызывает порой у ребенка желание отстраниться от их близости. Иногда это сопровождается захваливанием ребенка, переоценкой его способностей, что в будущем может привести его к серьезным разочарованиям. Окруженные чрезмерной заботой дети смотрят на своих родителей сверху вниз. Иногда они сознательно или неосознанно находят своеобразное удовольствие в том, чтобы предъявлять своим родителям неразумные требования, а затем чувствовать, как стараются и мучаются их близкие, пытаясь исполнить каждое их желание. Бережность отношения к своему ребенку с глубокими нарушениями зрения обертывается для этих родителей деспотизмом любимого чада, их собственной нерешительностью, а подчас и страхом сделать что-либо не так. Такой страх родителей может стать своеобразным психологическим образованием, определяющим в значительной степени все их поведение по отношению к ребенку. Истоки этого могут быть самые разнообразные: у одних родителей — это слепое следование принципу во что бы то ни стало быть мягким, сердечным, добрым, у других — как бы загладить раз допущенную резкость и «вину». Но главная причина состоит в неспособности таких родителей быть, когда надо, твердыми и требовательными к своему ребенку, боясь, что в таких случаях дети их будут любить меньше прежнего. При таком характере взаимоотношений не взрослые, разумно учитывающие не только волю, желания ребенка с глубокими нарушениями зрения, но и его возможности и необходимость овладения определенными видами деятельности, руководят ими, а наоборот, ребенок начинает вести взаимоотношения, диктуя свою волю. Это связано с тем, что родители оказались неспособными отделить возможности свободы поведения ребенка от культивируемой ими вседозволенности. Их любовь и забота при отсутствии и несформированности у ребенка потребности и привычки к' простейшим видам труда, доступным в каждом из возрастов, отсутствие умения и желания самостоятельно что-то сделать для себя и родителей создают в семье обстановку господства ребенка с нарушением зрения, а сам ребенок превращается в избалованное, изнеженное, эгоистическое существо, не готовое к будущей самостоятельной жизни. При таком стиле семейных взаимоотношений происходит извращение гуманных методов воспитания, которые требуют взаимодействия умственного, физического, эстетического и трудового воспитания. Единство всех этих методов, пронизанное принципом требовательности, гарантирует формирование подлинно нравственной личности. Таким образом, пренебрежение к принципу требовательности, сопровождаемое чрезмерной опекой и заботой взрослых о своем ребенке с глубокими нарушениями зрения, приводит к созданию нездоровой, тепличной, искусственной среды, которая существенно вредит компенсаторному развитию ребенка. Такая семейная обстановка тормозит формирование у него таких необходимых в жизни качеств, как самостоятельность, чувство личной ответственности и инициативы, трудолюбия. Такой стиль внутрисемейного общения и стиль воспитания препятствуют формированию у слепого и слабовидящего ребенка воли, тормозя развитие эмоциональной сопротивляемости к различным жизненным препятствиям. Главными направлениями изменения такого стиля внутрисемейных отношений должны стать введение конкретных, доступных и постепенно усложняющихся требований к слепому и слабовидящему ребенку, учитывая его зрительные возможности, а также снятие излишней опеки и заботы. Второй вариант внутрисемейного общения и стиля воспитания слепого и слабовидящего ребенка, приводящий к формированию у него негативных черт личности, характеризуется чрезмерно подавляющим, деспотическим поведением родителей со своим ребенком. Этот тип воспитания в семье ребенка с нарушением зрения, в первую очередь, связан с непониманием и незнанием родителями особенностей развития слепых и слабовидящих детей, с неверием в возможности достижения ими высокого культурного и профессионального уровня развития, с неверием в компенсаторное развитие и его роль в формировании самостоятельной и жизнестойкой личности. Взаимоотношения в семье в таком случае строятся не на взаимном уважении взрослых к детям, а на страхе детей перед взрослыми или одним из них. Конечно, в такой семье не может быть и речи о взаимопонимании и сочувствии ребенку с нарушением зрения. Тип общения в значительной степени определяется личностными особенностями родителей, как правило одного из них. На первое место в процессе воспитания родители ставят строгость, твердость, жесткость, а не гуманность. Они рассчитывают наводить порядок и дисциплину не убеждением, лаской и добротой, а принуждением и нажимом. Но введение жесткости в практику общения родителей с ребенком, и так достаточно ранимым в связи с наличием дефекта зрения, таит в себе огромные разрушительные силы, которые способны создавать такую среду, в которой господствует логика насилия как со стороны взрослых, так и детей, характеризующая начало нравственного разложения. Действительно, воспитывающий прибегает к насилию, как правило, когда он не в силах обосновать разумность своих требований. Бездумная жестокость вызывает у ребенка неприязнь, разобщенность, ложь и иногда даже ненависть. Покоряясь воле взрослого и его необоснованным требованиям, слепой ребенок испытывает и развивает к нему чувство скрытой или открытой неприязни. Страх и душевная боль, возникающие у ребенка с нарушением зрения при предъявлении к нему невыполнимых требований, расстраивает нервную систему ребенка, и так достаточно ранимого и восприимчивого к нервным потрясениям. Требуя от подчиненных членов семьи слепой и некритичной послушности, не допуская возможности обмена мнениями, такие взрослые претендуют на собственную непогрешимость. Такой стиль отношений в семье связан с тем, что родители молчаливо предполагают, что их ребенок с глубокими на нарушениями зрения несамостоятелен, не очень умен, эмоционально неустойчив и безусловно еще не в состоянии нести ответственность и принимать решения. Предполагается также его неполноценность по сравнению со зрячими. Этот факт требует особого внимания не только к воспитанию слепого и слабовидящего ребенка, но и к воспитанию и просвещению родителей, не знающих об особенностях, трудностях развития и огромных компенсаторных возможностях детей с нарушением зрения и о путях коррекции недостатков их развития. При таком стиле взаимоотношений ребенок растет либо несамостоятельным, подавленным, часто задерганным и малоинициативным, либо, что значительно реже, вступает на путь открытого неповиновения, непрерывного хронического конфликта. У такого ребенка развивается скрытая или открытая агрессивность. В любом случае возникает реальная опасность формирования у детей с глубокими нарушениями зрения неправильного отношения к себе и укрепления нежелания и неспособности бороться с образовавшимися трудностями в контактах с людьми и при выполнении предъявляемых требований. Такие дети чаще всего страдают неуверенностью, им свойственен низкий уровень самооценки, что существенно затрудняет их включение в широкое социальное общение. Третий тип неблагополучного внутрисемейного общения характеризуется общим эмоциональным отчуждением членов семьи к слепому и слабовидящему ребенку, разрывом их духовной близости. В таких случаях ни о каком активном позитивном воспитании и влиянии родителей не может быть и речи. Члены такой семьи живут своей обособленной жизнью не вместе, а скорее рядом, независимо друг от друга. Слепой и слабовидящий ребенок в такой семье живет своими узкими интересами, замкнувшись в своем внутреннем мире, в который он не допускает родителей, а родители и не стремятся в него проникнуть и не пытаются его понять, считая это невозможным и не нужным, В таких семьях страшна взаимная разобщенность, отсутствие живой потребности в общении друг с другом. При поступлении ребенка в школу такие родители стремятся перекладывать все свои родительские обязанности на учителя и воспитателя, поскольку специальные школы для слепых и слабовидящих интернатного типа. Родители в таких случаях не знают, как учится их ребенок, какие испытывает трудности, не интересуются, с кем он дружит, какие у него мечты, что его волнует и беспокоит. Подобная родительская безучастность, отсутствие интереса создают холодную равнодушную атмосферу в семье, что сильно травмирует ребенка. И хотя здесь нет взаимных оскорблений, окриков, подозрительности и недоверия — существуют более тонкие обиды: безразличие к ребенку, родительское равнодушие, иногда презрительные высказывания. Эта обстановка эмоционального отчуждения ранит слепого и слабовидящего ребенка не меньше, а даже больше, чем явная открытая неприязнь родителей из-за его слепоты или слабовидения, своей ложно понимаемой вины перед ними. Такой тип общения создает и обостряет у ребенка чувство своей неполноценности и ненужности, раннюю глубокую тревожность и в конце концов затрудняет формирование чувства собственного достоинства. Его самоощущение неадекватно занижено и может привести к нервно-психическому заболеванию. Родители, сознавая, что мало уделяют своему ребенку внимания, часто засыпают его подарками, и ребенок перестает ценить то, что он получает без усилий и заслуг со своей стороны. Родители же в таких случаях удивляются «неблагодарности» ребенка, что усугубляет атмосферу взаимного непонимания и отчуждения. Приведенные типы взаимоотношений в семье показывают, что оттого, как организована жизнь в семье слепого и слабовидящего, зависят формирование его личности, успехи в школе, самочувствие в коллективе своих сверстников и в более широком социальном кругу. Date: 2015-10-18; view: 1067; Нарушение авторских прав |