Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимоотношения родителей и детей с нарушением зрения — основа воспитательного воздействия





Семья является тем социальным институтом, в котором с момента рождения осуществляется воспитание ребенка, его социализация.

Особенностью семейного воспитания является наиболее близкий эмоциональный контакт детей с родителями — самыми дорогими для них людьми. Любящие родные и близкие могут лучше и больше знать о своем ребенке, видеть, что он может и что еще нет, ведь каждый ребенок индивидуален в своем развитии, в своем облике, поведении и в своих особенностях.

Появление в семье ребенка с глубокими нарушениями зрения и особенно с тотальной слепотой создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи.

Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Возникает ряд проблем, связанных с отношениями к нему самих родителей и их окружения. Любовь дает возможность родителям преодолеть свои стрессовые состояния и начать осуществлять планомерное воспитание своего ребенка, решать задачи формирования активной и целеустремленной личности, способной принимать и осуществлять требования родителей и окружающего общества, способствующие развитию в ребенке самостоятельно ориентирующегося в жизни человека.

К сожалению, правильно организовать семейное воспитание незрячего и слабовидящего ребенка до сих пор могут лишь немногие родители. Это обстоятельство связано с широко распространенными представлениями родителей о необходимости по-особому относиться к ребенку с нарушениями зрения.

Л.С. Выготский говорил о том, что положение в семье аномального ребенка совсем особое не только потому, что у него отсутствует слух или зрение, а потому, что родители видят в нем обиженного судьбой и проявляют к нему чрезмерную любовь. Поэтому ребенок занимает в семье исключительное положение. Он становится объектом, к которому подходят с иными педагогическими требованиями, чем к нормально видящему или нормально слышащему.

Не зная возможностей развития слепых и слабовидящих детей, родители неправильно представляют цели и задачи их воспитания. Часто дни зациклены на недостатках, возникающих у детей с нарушением зрения, не видят в его развитии общего с нормально видящими детьми.

Безусловно, у ребенка с нарушением зрения существуют сферы психического и физического развития, на которые патология зрения оказывает значительное тормозящее влияние. Сферами, испытывающими такое сильное влияние, являются движения, ориентация в пространстве, ограничения представлений об окружающем, развитие деятельности сохранных анализаторов. При воспитании детей с нарушением зрения родители должны не только знать и видеть пути компенсации зрительной недостаточности, но и следовать им.

В семье незрячий ребенок больше всего находится в раннем и дошкольном возрасте. Общение же с родителями детей школьного возраста в основном ограничено периодом школьных каникул, поскольку большинство школ для слепых и слабовидящих детей являются интернатами и часто расположены даже не в родном городе или селе.

Воспитание незрячих и слабовидящих детей в это время в домашних условиях в основном направлено на поддержание эмоционального, близкого контакта с родителями и широким кругом знакомых, на расширение знаний об окружающем, на знакомство с литературой, не входящей в программы школы, музыкой, на физическое развитие, поддержание навыков и умений, приобретенных в школе-интернате, и т.д.

Для родителей как в раннем, дошкольном, так и школьном возрасте главным методом, способом, обеспечивающим полноценное психическое развитие ребенка с нарушением зрения, должно быть воспитание интереса к окружающему, создание полноценных образов объектов внешнего мира, людей, их личностных отношений и социально приемлемого поведения, создание и усвоение детьми нравственных ценностей современного общества, осознание ценности человеческой личности.

Слепота и слабовидение родившегося ребенка обостряют и осложняют процессы его воспитания, вносят специфику в семейные отношения. И эта специфика, в первую очередь, связана с тем, как и насколько родители признают, принимают факт зрительного дефекта ребенка, переживают о том, как это отразится на их жизненных планах, на их отношениях с окружающими людьми, не говоря уже о том, как будет развиваться их незрячий или слабовидящий ребенок.

Как бы ни было тяжело потрясение узнать о наличии глубоких нарушений зрения у своего новорожденного ребенка, жизнь берет свое и первое шоковое состояние проходит. Но каждая семья выходит из него по-своему. Казалось бы, что от факта нарушения зрения никуда не уйдешь, но, как это ни парадоксально, можно субъективно для себя принять его или не принять.


Позиция неприятия дефекта зрения может повлечь за собой неприятие и самого ребенка. Отсюда у родителей возникает мысль о возможности оставить его. Они сами становятся морально слепы, не видят для ребенка никаких перспектив и возможностей нормального развития, их травмирует слово «инвалид».

Поведение и отношение родителей к своему ребенку становятся зависимыми от отношения к ребенку окружающих родственников, знакомых и даже соседей. К сожалению, это отношение не всегда сочетается со словом «милосердие».

Чаще всего негативную позицию по отношению к дефекту занимает отец ребенка. Как было отмечено психологами, материнская и отцовская любовь несколько отличаются друг от друга. Мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни и чувствуя его беспомощность, чаще принимает и любит его таким, какой он есть, просто за то, что он существует. Отец же прежде всего смотрит в будущее. Его больше всего заботит, каким вырастет ребенок. И если он не видит для него никаких перспектив, а мать к тому же всецело занята уходом за слепым или слабовидящим ребенком и полностью поглощена своим горем, то дальнейшая жизнь начинает видеться отцу совершенно беспросветной, и он может покинуть семью. Изменения такой позиции отца не добьешься одними убеждениями, требуется квалифицированная помощь психолога или психотерапевта.

Слепой и слабовидящий младенец с первых дней жизни оказывается в таком положении, что его необходимые физиологические жизненные потребности перестают удовлетворяться без помощи извне, в первую очередь родителей.

В процессе общения с ними у ребенка формируются простейшие навыки и умения воспринимать и улавливать действия, способствующие удовлетворению его потребностей. Это позволяет ему обогащать свой внутренний мир, направленный на себя, за счет восприятия и связи действий окружающих людей с удовлетворением его потребностей. Таким образом осуществляются дальнейшее психическое развитие и понимание ребенком того, что существует отличный от него мир.

М.И. Лисина экспериментально и теоретически обосновала и показала, что общение со взрослым является для младенца той движущей силой, которая обеспечивает ему развитие психических качеств и процессов, становясь основным путем приобретения знаний об окружающей жизни в этом периоде.

Общение со взрослым обеспечивает усвоение младенцем первых социальных норм поведения, усвоение тех навыков воздействия на окружающий мир, которым их обучает взрослый. Именно в младенческом возрасте воспитание представляет собой тесную связь с обучением и развитием, т.е. способствует слиянию таких выделенных функций воспитания, как освоение ребенком определенных социальных навыков поведения в обществе.

Для незрячего и слабовидящего младенца, так же как и для зрячего, общение со взрослым является тем фактором, который обеспечивает ему продвижение в психическом развитии. Только роль родителей, средства общения со своим ребенком и воспитательное воздействие несколько иные по своей модальности. Ведь в первые два-три месяца развитие слепого и зрячего мало чем отличается, поскольку новорожденный ребенок реагирует на комплекс раздражителей из внешнего мира и выпадение зрения из общей системы перцепции в этот период не играет решающей роли. Тактильные, звуковые, проприоцептивные, осязательные и другие стимулы, образуя систему, характеризующую для слепого младенца внешний мир, позволяют ему реагировать, воспринимать и усваивать систему взаимоотношений с их носителями — родными и близкими. Поэтому велика их роль для воспитания ребенка в этом возрасте: поглаживание, ласковый разговор, звучание разных предметов и игрушек, вкладывание и совместное ощупывание всего, что попадет ребенку в руку, расширяют его мир ощущений и восприятий, стимулируют его активность, так же как и зрячего, вводят его в социальный мир зрячих людей.


Встречается нередко и другой вариант непринятия дефекта своего ребенка: самого ребенка родители принимают, но с наличием у него дефекта зрения они согласиться не могут.

Наиболее благоприятный вариант — родители принимают и ребенка, и его дефект, а воспитывая его, стремятся помочь ему в полноценном развитии.

Культура процесса общения, культура внутрисемейных взаимоотношений не даются от рождения. Однако она может быть прочным достоянием семьи при условии соответствующего воспитания и, что чрезвычайно важно, при условии самовоспитания и родителей, и детей.

Здоровая гармоничная семейная атмосфера с присущей ей красотой человеческих взаимоотношений, как правило, является результатом совместных усилий всех членов семейного коллектива. Этому сложнейшему искусству жизни в семье, искусству семейного воспитания ребенка с нарушением зрения надо обучаться.

Одной из важных задач семейного воспитания детей с нарушением зрения является создание у них активной позиции в преодолении трудностей вхождения в мир зрячих. Но не все родители могут им в этом помочь.







Date: 2015-10-18; view: 1504; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию