Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности воспитательной работы по традиционным направлениям
Воспитательные задачи реализуются через содержание воспитательной работы, являющейся составной частью содержания единого педагогического процесса. Под содержанием воспитания понимается совокупность действий и взаимовлияний педагога и ребенка, опосредуемых целями и задачами воспитания. Поскольку содержание воспитания определяется ответом на вопрос: какие именно психические качества, свойства, отношения и т.д. личности следует формировать — постольку воспитание является процессом целенаправленного формирования личности во всех сферах ее жизнедеятельности и в своей основе является психологией воспитания. Задачи воспитания принято интегрировать в пять приоритетных направлений: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание[15]. Эти направления работы с детьми, имеющими нарушения зрения, являются важными составляющими воспитательного процесса. Однако выделение этих направлений в тифлологии еще более условно, чем при работе с нормально видящими детьми, поскольку для достижения главной цели воспитания детей с нарушением зрения педагогу необходимо одновременно вести работу по их социальной адаптации, формируя правильное отношение к своему дефекту, а также воспитывая качества, наиболее важные для абилитации и реабилитации инвалидов по зрению. Все выделенные направления в воспитании слепых и слабовидящих имеют свою специфику. Умственное воспитание предполагает формирование и расширение у детей опыта познавательной деятельности, обеспечивая научность их мировоззрения, а также ценностного отношения к окружающему миру и знаниям, развитие познавательных интересов, мышления, эрудиции, способности к творчеству, освоение способов осуществления различных видов деятельности и т.д. Специфика умственного воспитания детей с нарушением зрения заключается в формировании у них конкретных, адекватных действительности представлений о мире на ограниченной сенсорной основе, активизации их познавательной деятельности с опорой на все сохранные анализаторы, в развитии способности принимать рациональные решения в соответствии с конкретными ситуациями. Повседневная деятельность при нарушениях зрения сопряжена с преодолением трудностей ориентировки в пространстве, недостаточной полноты восприятия окружающей действительности, с развитием самоконтроля и регуляции поведения. Это, в свою очередь, требует напряженного внимания, достаточного объема памяти, оперативного мышления, быстроты и точности реакции и ряда других качеств. Поэтому умственное воспитание имеет для детей с нарушением зрения особое значение — компенсаторное. Действительно, в повседневной жизни слепым и слабовидящим приходится постоянно выполнять сложнейшую мыслительную работу даже в тех случаях, когда зрячие практически не задумываются над их решением. Так, например, чтобы добраться до пункта назначения, зрячий, как правило, выбирает самый короткий путь или добирается известным уже ему путем. Инвалиду по зрению приходится анализировать все возможные варианты, оценивать степень их безопасности, чтобы выбрать тот путь, который будет иметь меньше переходов через улицу, удобный подход к объекту движения и т.п. Без такого мыслительного анализа самостоятельное достижение цели может оказаться невозможным или неоправданно опасным. Именно сформированное умение рассуждать во многих случаях позволяет избегать решения проблем практическим путем (а именно они даются инвалидам по зрению труднее всего!) и приходить к наиболее рациональным путям их осуществления в умственном плане. Умственное воспитание осуществляется в учебном процессе в школе, в учреждениях культуры, в процессе совместной деятельности и общении с другими людьми, в результате использования средств массовой информации и в процессе самообразования. В умственном развитии и воспитании детей с нарушением зрения тифлопедагогика и тифлопсихология видят не только повышение их уровня знаний и представлений, но и развитие компенсаторных возможностей, позволяющих расширять горизонты чувственного познания, ограниченного дефектом зрения. Мышление и речь позволяют слепым и слабовидящим осуществлять интеллектуальную интерпретацию явлений и процессов, которые они не могут воспринимать зрительно. Только целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на детей, вовлечение их в различные виды деятельности в тесной связи с требованиями жизни способны развить и воспитать познавательные возможности детей, обеспечить не только овладение знаниями, но и сформировать умения и навыки, поднять их до уровня понимания социальной значимости учебной и трудовой деятельности. Все это корригирует и компенсирует вторичные отклонения, вызванные слепотой и слабовидением. Отечественная система воспитания и обучения достигла в умственном развитии детей с нарушением зрения заметных успехов. Однако еще не всегда умственное воспитание и развитие слепых и слабовидящих органично связывается с трудовым. Это создает диспропорцию между интеллектуальным развитием личности и ее самостоятельностью в быту, в ориентировке, в общении, в коллективе, в трудовой деятельности. Преодолению разрыва между теоретическими знаниями учащихся с нарушением зрения и их практическими умениями способствует трудовое воспитание. Основными задачами трудового воспитания являются подготовка к общественно полезному труду, воспитание положительного отношения к труду, желания, готовности и умения трудиться, подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с интересами, склонностями, рекомендациями врача, компенсаторными возможностями развития, а также с учетом востребованности той или иной специальности и профессии. Психология трудового воспитания детей с патологией зрения так же, как и нормально видящих, обеспечивает формирование мотивации (потребности, интереса, чувства долга и ответственности) и позитивного отношения к труду как к форме бытия и способу самореализации человека; формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности в условиях зрительного дефекта, выбора профессии, адекватной способностям, состоянию зрения и здоровья слепых и слабовидящих; накопление опыта (способов) общественно полезной производительной деятельности, формирование умения применять теоретические знания на практике, развитие способности к творчеству. Задачи трудового воспитания могут быть решены только посредством систематической, хорошо организованной предметно-практической деятельности учащихся. Однако именно в этом кроются специфические особенности и трудности трудового воспитания детей с нарушением зрения. Трудовые операции выполняются при дефектах зрения или с частичным зрительным контролем, или без него. Огромное значение в приобретении потребности в труде и в самостоятельности слепых и слабовидящих детей имеет бытовой труд. Чтобы ребенок овладел им, его необходимо научить специальным приемам, используя при этом специальную методику. Многие виды бытового, самообслуживающего и общественно полезного труда зрячие могут освоить по подражанию, по инструкции, изучая специальную литературу, рассматривая рекламы и т.п. Использование этих способов для детей с нарушением зрения весьма ограничено, иногда они им просто недоступны. Поддержание в детях ответственного отношения к самообслуживанию, желания заниматься бытовым трудом требует сделать этот труд повседневным, посильным, систематическим, диктует необходимость строгого соблюдения дозировки и распределения труда, очередности выполнения неприятных для многих детей бытовых работ. В процессе бытового труда ребенок осознает, что нет грязного, унижающего человеческое достоинство труда, а есть унизительное отлынивание от него и зависимость в вопросах быта от зрячих. Эффективному достижению прямых и косвенных целей бытового, самообслуживающего труда препятствует неправильное отношение к слепым и слабовидящим детям со стороны не только родителей, но педагогов и воспитателей, когда в школах для детей с нарушением зрения администрация и педагоги склонны жалеть учащихся, делать им скидки на дефект и ограждать их от общественно полезного труда. В результате выпускники не овладевают многими важными для успешной самостоятельной жизни навыками, которые могут быть сформированы именно в школьные годы. Трудовое воспитание тесно связано как с трудовым обучением, так и со всей воспитательной работой с детьми. В специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения труд включается в единую учебно-воспитательную систему. Такой подход способствует использованию трудового обучения и воспитания в качестве средства коррекции личности слепых и слабовидящих, их реабилитации, успешной организации ими после окончания школы своего быта, личной жизни и профессиональной состоятельности. Для этого от самих педагогов и воспитателей требуется знание способов выполнения трудовых операций без зрительного контроля и под контролем дефектного зрения, а также знание методик обучения их выполнению. Только это обеспечивает правильное трудовое обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. В процессе общественно значимой деятельности дети учатся делать бескорыстные добрые дела, у них развивается понимание необходимости органического сочетания общественного интереса с личным, крепнет чувство долга перед людьми и обществом, практически проявляется патриотизм, зреет самосознание и чувство красоты человеческой личности. Психология воспитания включает не только воспитание детей с нарушением зрения, но и их воспитателей, поскольку организация трудовой деятельности детей требует от них, чтобы школьники непременно добивались успеха, могли проявить творчество и пережить вместе с воспитателями радость от результатов своей работы. Успех закрепляет формируемые у детей не только умения и навыки, но и уверенность в себе, воспитывает потребность в трудовой деятельности, стремление к самостоятельности. Человеку с патологией зрения трудно определиться с профессией, он ограничен в ее выборе, поэтому в трудовом воспитании слепых и слабовидящих особое место необходимо отводить профориентационной работе. Уже в школьные годы ученик должен как можно больше узнать о доступных для инвалида по зрению профессиях, о том, где, как и какую специальность можно приобрести. В связи с резким падением в годы перестройки производства на предприятиях Общества слепых возникли большие трудности с трудоустройством инвалидов по зрению. Тяжелое экономическое положение предприятий привело к разрушению связей школы с производством. Теперь специальные школы для детей с нарушением зрения практически не имеют базовых предприятий, помогающих в организации детского труда, представляющих выпускникам рабочие места. Таким образом, сложившаяся экономическая ситуация требует интеграции лиц с нарушением зрения в общество зрячих, обостряет процесс поиска доступной и востребованной профессии вне системы предприятий для инвалидов по зрению. Участие слепых и слабовидящих в трудовой деятельности в условиях рыночных отношений предъявляет к ним высокие требования, включающие не только чисто профессиональные навыки, но также умение общаться, соотносить свою деятельность с деятельностью зрячих, не требовать дополнительной помощи в ориентировке, в организации своего места и т.д. Вырастить и воспитать полноценного, разносторонне развитого человека невозможно без формирования у него эстетического восприятия мира, без развития эмоциональной отзывчивости, без овладения доступными ему видами искусств. Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Задачи эстетического воспитания детей с нарушенным зрением, так же как и нормально видящих, заключаются в формировании совокупности представлений и знаний по основам этики, мировой и отечественной культуры, способности понимать и отличать от суррогата подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе и человеке; в развитии мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности, в выработке опыта организации среды обитания (игры, учения, быта, труда) с учетом эстетических норм и ценностей. Эстетическое воспитание призвано также формировать эстетические идеалы. При этом педагогу и воспитателю важно подвести детей к пониманию и переживанию прекрасного не только в природе и искусстве, но и в поступках, взаимоотношениях и деятельности людей. Для детей с нарушением зрения эстетическое воспитание имеет неоценимое значение в плане их социальной адаптации, реабилитации, при проведении досуга и в выборе профессии. Система эстетического воспитания основывается на использовании различных средств искусства, обеспечивая художественное воспитание, образование и развитие детей с нарушением зрения. Однако не все виды искусств им доступны. Расстройства зрения создают определенные затруднения в эстетическом воспитании детей, так как восприятие слепыми и слабовидящими источников прекрасного (особенно природы и объектов искусства) имеет свою специфику. Восприятие детей фрагментарно, недифференцированно, неполно. Поэтому для формирования более полных представлений о различных видах искусства, о красоте окружающего мира воспитатель опирается на все сохранные анализаторы воспитанников, использует рельефные наглядные пособия и тифлотехнические средства (лупы, бинокли, монокли и др.). При этом не следует занижать возможности инвалидов по зрению в восприятии искусства. Досуг многих незрячих и слабовидящих заполняют кинофильмы, занятия лепкой, рисованием, выпиливанием, вышиванием, вязанием и другими видами искусства и творчества. Одним из важных видов искусств для детей с нарушением зрения является музыка. Слушая или исполняя музыку, дети более глубоко понимают переживания человека при восприятии природных явлений, человеческих отношений, становятся духовно и эмоционально богаче, отзывчивее к окружающим людям, учатся более тонко чувствовать природу. В жизни детей с нарушением зрения музыка имеет особое значение. Это объясняется тем, что при зрительной патологии звук является одним из основных источников информации. Незрячий ребенок не может полноценно воспринять красивую картинку, цветок и другие объекты, требующие зрительного восприятия. Слабовидящие и дети с косоглазием и амблиопией тоже ограничены в зрительном восприятии. Однако при любой зрительной патологии дети могут слышать шум деревьев, морских волн, пение птиц, шелест листьев и другие звуки, которые связывают человека с окружающим миром. Именно поэтому музыка играет огромную роль в формировании личности слепого ребенка, раскрывая перед ним огромный мир человеческих чувств, явлений природы, общественных потрясений. Нередко музыка становится для выпускников школ слепых и слабовидящих детей не только любимым увлечением, но и профессией. Для незрячих одним из самых доступных видов изобразительного искусства является скульптура. В ней можно воспринять и передать объемность формы, трехмерность пространства, полностью воплотить свою фантазию и мастерство. Этими качествами и привлекают детей с нарушением зрения занятия лепкой и скульптурой. Нравственное воспитание слепых и слабовидящих детей является важной составляющей системы психологии воспитания, поскольку оно является основой социальной адаптации детей, условием широкого общения с миром зрячих. Нравственное воспитание — это формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения. Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение. Основные моральные требования к детям различных возрастных групп отражены в правилах учащихся, законах и уставах общественных объединений, школьных единых требованиях. Нравственное воспитание предполагает формирование нравственного идеала, этических ценностей, норм и оценок, развитие нравственных чувств (гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.); формирование опыта поведения в соответствии с принятыми нормами и традициями, выработку нравственных привычек (говорить правду, не причинять зла, защищать несправедливо обиженных и т.д.). Нравственность формируется в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и умение владеть собой. Отсюда процесс нравственного воспитания детей с нарушением зрения состоит в умении воспитателя видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любой жизненной ситуации, различных взаимоотношений в детском коллективе и научить этому детей. Это создает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием в целостном процессе воспитания детей. Научная организация нравственного воспитания предполагает ее единство с осуществлением различных видов деятельности ребенка, в процессе которых он учится оценивать свое поведение и поведение участников их совместной деятельности в соответствии с социальными нормами, характерными для их общества и коллектива. Важнейшими компонентами нравственного поведения являются не только желания и нравственный выбор, но и умение реализовать их в жизни. Нравственное поведение обеспечивают, по выражению Б.Т. Лихачева, «нравственные навыки и привычки»[16]. Формирование нравственных навыков и привычек педагогом и воспитателем в работе с детьми, страдающими нарушениями зрения, осуществляется в процессе взаимодействия детей с окружающими людьми. Круг взаимодействия и общения детей с нарушением зрения часто бывает достаточно узок, поэтому максимальное расширение видов конкретной деятельности ребенка и осуществление поступков в соответствии со своим выбором дают возможность педагогу направлять поступки в соответствии с формируемыми нравственными нормами. Работа по нравственному воспитанию детей с нарушением зрения осложняется тем, что, во-первых, они ограничены по сравнению с нормально видящими в самостоятельном приобретении опыта взаимодействия не только со зрячими, но и с себе подобными, а во-вторых, педагогу приходится преодолевать негативные последствия отношения к своему дефекту детей и активно заниматься коррекцией личности слепых и слабовидящих, побуждая их к нравственным поступкам, учить управлять своим поведением в соответствии с усвоенными ими нормами социального поведения. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьника. Date: 2015-10-18; view: 890; Нарушение авторских прав |