Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Психология воспитания детей с нарушением зренияСтр 1 из 26Следующая ⇒
Психология воспитания детей с нарушением зрения Под редакцией Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной Налоговый Вестник МОСКВА 2004
УДК 374.3-5 ББК74.3 С60 Авторы: Солнцева Л.И.: Введение, 3.1, 4.1, 4.2 (в соавт. с СМ. Хорош), 4.3 (в соавт. с И.Г. Корниловой и Н.Л. Анисимовой), 5.1 (в соавт. с Г.А. Буткиной), 5.3,5.4, 5.5, 5.6, 6, 7.3, 7.5, Заключение. Денискина В.З.: Глава 1, Глава 2, 5.2, 7.1 (в соавт. с С.М. Хорош), 7.2, 7,4. БуткинаГ.А.: 3.2,3.3 Под общей редакцией: доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Л.И. Солнцевой, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ГНУ "Институт коррекционной педагогики РАО" В.З. Денискиной С60 Психология воспитания детей с нарушением зрения. — М.: "Налоговый вестник", 2004. — 320 с. ISBN 5-93094-139-4 В книге изложены специфические проблемы психологии воспитания детей с нарушениями зрения. Приведенные материалы основаны на теоретическом анализе экспериментального изучения детей различного возраста. Раскрыты возрастные особенности их воспитания в условиях семьи, детского сада, школы-интерната. Показаны практические приемы и средства коррекции недостатков психического развития детей с патологией зрения в процессе их социализации и вхождения в жизнь нормально видящих людей. Особое место отведено роли развивающей образовательной и воспитательной среды, способствующей успешной абилитации и реабилитации детей с нарушением зрения. Книга может быть полезна родителям, учителям и воспитателям дошкольных учреждений и школ для слепых и слабовидящих детей, студентам дефектологических факультетов. УДК374.-5 ББК74.3
ISBN 5-93094-139-4 ©Журнал "Налоговый вестник", 2004 Введение «Психология воспитания — раздел педагогической психологии, задачей которого является изучение психологических законов процесса воспитания, т.е. активного и целенаправленного формирования личности ребенка»[1]. Психология воспитания детей с нарушением зрения является также частью и разделом тифлопсихологии, учитывающей влияние нарушений зрения на формирование психики незрячего и слабовидящего, его личности, отношения к себе и окружающему миру. Проблема психологии воспитания детей с нарушением зрения решается в тифлопсихологии на основе учета и использования обще-психологических законов развития детей и особенностей их зрительных нарушений, определяющих и детерминирующих характер и специфику их психического статуса и результативность воспитательного процесса. Говоря о детерминации психического развития детей с нарушением зрения, тифлопсихология, так же как и общая психология, отмечает роль как биологических, так и социальных факторов, по-разному проявляющихся в становлении личности ребенка с нарушением зрения и определяющих специфику методов и средств его воспитания. В связи с этим раскрытие особенностей тифлопсихологии воспитания включает изучение планомерного и целенаправленного воздействия на ребенка, обеспечивающего формирование его личности, что составляет важную сторону специфических средств, форм и методов оптимизации процесса воспитания, основывающихся на выявлении и коррекции недостатков в развитии детей с нарушением зрения, возникающих под влиянием дефекта. Сложность проблемы заключается в том, что психология воспитания детей с нарушением зрения требует ее рассмотрения не только с позиций нарушений зрения ребенка, но и с учетом его измененных социальных, психологических и возрастных особенностей поведения, которые уже несут в себе специфические черты, отражающие трудности социального, психологического и даже возрастного развития, вызванные ранней слепотой и слабовидением. Современная теория воспитания в педагогике и психологии рассматривается в двух аспектах: как освоение детьми опыта предшествующего поколения и их обучение навыкам социального поведения, то есть их социализация, и как целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой индивидуальности, способной не только усваивать и адаптироваться к возникающим формам социальных отношений, к условиям жизни, но и творчески их изменять. Воспитательное воздействие на ребенка осуществляется в зависимости от его возраста, условий жизни в семье, в коллективе детского сада и школы, школы-интерната, где, как правило, обучаются дети с нарушением зрения, от изменяющихся и развивающихся социально-политических норм поведения и экономического положения в стране, с позиции современных требований к овладению новыми постоянно изменяющимися средствами технического прогресса. Воспитание незрячих и слабовидящих детей осуществляется также в соответствии с изменениями не только условий их жизни, но самих детей как объектов воспитания, с повышенными требованиями к их здоровью, с необходимостью учета причин зрительных нарушений, в связи с изменением экологии и здоровья родителей, опирающееся на знание качества зрительной перцепции детей, включающей наличие нарушенного зрения и его использование в процессе воспитания. Усложнение глазных заболеваний, достаточно часто сопровождающихся дополнительными к нарушениям зрения дефектами, создает новые условия и проблемы в воспитании детей с нарушением зрения. Таким образом, воспитание незрячих и слабовидящих детей связывается с необходимостью комплексной коррекционно-воспитательной работы, с психокоррекцией и психологической помощью детям. Современная педагогика выделяет еще один очень важный аспект воспитания, состоящий в том, что цель социализации и воспитания предполагает личностное развитие, которое должно характеризовать человека как быстро адаптирующегося к изменяющимся условиям жизни, готового активно влиять на эти условия для достижения как общественного прогресса, так и личного успеха. И эти проблемы невозможно решать без образования. «Поэтому, — говорит Н.Д. Никандров, — укрепление мотивации к образованию, понимание ценности образования — важная часть воспитания и социализации»[2]. Таким образом, воспитание неотрывно связано с образованием, его методами освоения детьми современных представлений о мире и закономерностях его развития, с освоением культуры общества, в котором они живут. Современные философские представления о воспитании как о включении человека в культуру или о формировании личности как субъекта современной культуры (А.С. Запесоцкий, М.С. Каган, Е.С. Протанская) легко соотносятся с позициями дефектологов, в частности с теорией Л.С. Выготского о дивергенции культурного и биологического в процессе развития аномального ребенка, и предполагают интериоризацию общественного сознания и социального опыта, активное его использование в своей практике общения с миром и его освоение. Проблема воспитания человека волновала умы российских демократов еще в XVIII веке. Так, А.Н. Радищев в трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» говорил о первостепенном значении воспитания в становлении личности человека. «Общественный разум единственно зависит от воспитания, а хотя разница в силах умственных велика между человека и человека и кажется быть от природы происходящая, но воспитание делает все. И успех воспитания и развития зависит от нескольких составляющих, следующих друг за другом в процессе развития»[3]. Последовательность в средствах и направленность воспитания в зависимости от возраста и развития ребенка современными психологами является краеугольным камнем в теории психологии воспитания. Раскрывая теорию возрастной периодизации развития личности ребенка, А.В. Петровский говорит о трех ее составляющих: адаптации, индивидуализации и интеграции. У незрячих и слабовидящих это отражается в специфических формах: в абилитации или реабилитации, в социализации и компенсации, т.е. в рациональном использовании своих сохранных и нарушенных каналов информации, в овладении социальными навыками, с опорой на специфические приемы и средства, и, наконец, в компенсации дефекта. В трактате «Эмиль или воспитание» Ж.-Ж. Руссо выделял три составляющие развития и воспитания человека. «Первое — воспитание природы, то есть развержение внутренних наших сил и органов. Второе — воспитание человека, то есть наставление, как употреблять сие развержение сил и органов. Третье — воспитание вещей, то есть приобретение нашея собственныя опытности над предметами нас окружающими»[4]. Применительно к воспитанию слепых и слабовидящих выделенные Ж.-Ж. Руссо составляющие преобразуются в теорию развития и использования сохранных и нарушенных анализаторов, в методику обучения специфическим навыкам овладения культурой поведения, социализацию, формирование личности, самосознания, самовоспитания, преодоления негативного отношения к своему дефекту. Эти материалы четко говорят о том, что воспитание является сложным процессом взаимодействия физиологии, психологии, педагогики и социологии и связано как с влиянием биологических, так и социальных факторов. При этом выделяется роль как самого воспитанника, так и воспитателей, куда включаются не только педагогика и психология, занимающиеся обучением и воспитанием, но и влияние всего окружающего, а также социальные нормы, характеризующие среду, в которой воспитывается ребенок, условия его жизни в семье, в специальных учебных и воспитательных учреждениях, родителей с их пониманием своей роли в становлении личности ребенка с нарушением зрения. Разорвать все это при раскрытии процесса воспитания слепого и слабовидящего ребенка трудно и не нужно. Характеризуя возрастные особенности воспитания в раннем, дошкольном, школьном возрасте, выделяя особенно подростковый, необходимо показать все составляющие психологии воспитания, показать роль родителей, воспитателей, учителей, трудности каждого возрастного периода и пути их нивелирования. Date: 2015-10-18; view: 1218; Нарушение авторских прав |