Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность воспитания. Роль воспитания в ряду факторов социализации личности





Воспитание является одним из компонентов образования, поэтому неразрывно связано с обучением и развитием. Вместе с тем оно имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по своей структуре: целям, задачам, принципам, формам, методам и другим составляющим.

Теория воспитания в отечественной тифлопедагогике базируется на соответствующей теории общей педагогики. Отсюда и сущность понятия «воспитание» в широком социальном смысле, в широком и узком педагогических значениях в тифлопедагогике и общей педагогике определяется одинаково.

Воспитание в широком социальном смысле — это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу подрастающему поколению накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. Это свидетельствует о том, что воспитание в широком социальном смысле является процессом социализации человека.

Под воспитанием в широком педагогическом значении понимается процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых, который в своем завершении становится самовоспитанием.

В узком педагогическом значении воспитание — это специальная совместная деятельность воспитателей и воспитанников, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений у человека.

Таким образом, воспитание детей с нарушением зрения, как и нормально видящих, осуществляется через освоение ими основных элементов социального опыта в процессе и результате их вовлечения старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми. Воспитание является процессом двусторонним и предполагает как организацию и руководство, так и собственную активность личности, спонтанное проявление ее природных, сущностных сил. Последнее делает ребенка не только объектом, но и субъектом воспитательного процесса. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу-воспитателю, который реализует содержание воспитания, обоснованно выбирает и применяет его специфические формы, методы и приемы.

У детей с нарушением зрения нет каких-то совершенно особых качеств личности, которых не имеется у нормально видящих.

Вместе с тем зрительный дефект оказывает отрицательное влияние на развитие различных компонентов личности: самостоятельности, активности, коммуникабельности и др., что, в свою очередь, без специальной помощи со стороны тифлолога нарушает социальные связи инвалида по зрению, его взаимодействие с окружающей средой, поскольку дети с нарушением зрения, в отличие от зрячих, весьма ограничены в спонтанном формировании целого ряда личностных качеств. Даже при специальном их формировании педагоги сталкиваются со специфическими трудностями, вызванными последствиями первичного зрительного дефекта. Так, активность детей, их самостоятельность невозможны без специального обучения специфическим навыкам ориентировки в пространстве, которые осуществляются по-разному в зависимости от глубины зрительных нарушений: без зрительного контроля в случае слепоты или под контролем сниженного зрения.

О воспитанности человека окружающие судят прежде всего по таким показателям, как его внешний вид, владение мимикой и пластикой движения. Речь, поведение, реакции на социальные явления, система его взаимоотношений с окружающими, качество его предметной деятельности — все это определяет уровень воспитанности человека.

Нарушение зрения в зависимости от глубины его поражения по-разному влияет на формирование этих показателей. Если зрячий ребенок многие нормы, характеризующие воспитанность, может воспринять спонтанно по подражанию, то дети с косоглазием и амблиопией, слабовидящие и тем более слепые нуждаются в специальной коррекционной работе со стороны взрослых. Конечным результатом такой работы должны стать компенсаторные знания, навыки и умения, позволяющие человеку с нарушением зрения интегрироваться в общество зрячих. В этом состоит главное отличие в воспитании детей с нарушением зрения от их нормально видящих сверстников.

В общей педагогике роль воспитания характеризуется как ведущая в ряду факторов социализации личности.

Социализация личности — усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.


В социализации детей с нарушением зрения воспитанию принадлежит не только ведущая, но и решающая роль. Эту принципиальную позицию Л.С. Выготский сформулировал следующим образом: «Сама по себе слепота не делает ребенка дефективным. Она сама по себе не есть дефективность, т.е. недостаточность, неполноценность, болезнь. Она становится ею только при известных социальных условиях существования слепого. Она есть знак разницы между его поведением и поведением других. Специальное воспитание победит дефективность»[5].

Это положение теории компенсации Л.С. Выготского справедливо не только применительно к незрячим детям, но и к слабовидящим, и к детям с косоглазием и амблиопией.

Дети с нарушением зрения в большей степени нуждаются в воспитательном воздействии со стороны взрослых, это обусловлено тем, что предупредить последствия первичного дефекта или преодолеть их, раскрыть возможности каждого ребенка и подготовить его к достойной жизни среди зрячих без целенаправленной коррекционно-воспитательной работы невозможно.

Опыт показывает, что в дошкольные учреждения и школы для детей с нарушением зрения многие воспитанники приходят уже с комплексом неполноценности, с пониманием того, что они хуже других детей. Причин может быть много (ребенок чувствует, что родители стесняются его, сверстники не берут его в коллективные игры, не хотят с ним дружить, дразнят), а результат — неуверенность в себе, замкнутость, неумение и нежелание общаться со зрячими, особенно со сверстниками. Эти и подобные нарушенные связи с социальной средой никогда никакая биологическая функция не сможет восстановить.







Date: 2015-10-18; view: 929; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию