Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность менеджмента, его роль и задачи





Термин «менеджмент» применяется к управлению социально-эк-ми орг-ми и всегда – к управлению хоз-ой деят-тью, т.е. ком-ой орг-ии – предприятию.

Менеджмент – это управление людьми в орг-ях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, к-ые направлены на движение целей путем использования запланированных, организационных и контролируемых средств.

В зарубежной англоязычной лит-ре менеджмент употребляется в 2-х осн-ых значениях:

- мен-т, как коллектив (группа) руководителей (управляющих) орг-ии, как орган управления, административная единица;

- мен-т, как управление организованными группами (коллективами) людей.

Связано с разделением и кооперацией труда.

Различают:

а) горизонтальное разделение труда – разделение труда на компоненты, составляющие части общей деят-ти;

б) вертикальное – отделяет работу по согласованию действий от самих действий.

Сущность управления деят-ть по налаживанию эф-го совместного труда и координированию работы др. людей.

Менеджмент:

1) во-первых – это управление в условиях рыночной эк-ки;

2) во-вторых – это самост-ый вид проф-ой деят-ти по управлению людьми (персоналом);

3) в-третьих – это наука, практика и искусство управления.

Менеджмент придает смысл существованию орг-ии, задавая цели ее деят-ти и развития, а также обеспечивая их достижение.

Субъекты: управляющие (принятие управленческих решений).

Объекты: управляемые (выполняют принятые команды).

 

2.Объект и субъект управления

Процессы управления осущ-ся в системах, к-ые состоят из 2-х подсистем:

1)субъекты: управляющие – осущ-ют деят-ть по принятию управленческих решений (в виде инф-ии передаются по каналу прямой связи и воспринимаются объектами как команда), организовывает исполнение управленческих решений, контроль за началом, ходом и результатом выполнения команд. На предприятии субъектом управления явл. аппарат управления предприятием (собрание акционеров, дирекция, совет директоров, исполнительная дирекция, контрольно-ревизионная комиссия).

2)объекты: управляемые – выполняют принятую команду (это работники, соединенные со средствами производства, обеспечивающие процесс создания мат-ых благ или оказания услуг).

Субъекты и объекты взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом. Связь осущ-ся с помощью инф-ии (передается по каналам прямой и обратной связи).

Характеристики управления Этапы процесса управления
Деят-ть субъекта управления по разработке управляющих воздействий, команд Принятие управленческих решений
Процесс воздействия субъекта на объект управления Организация исполнения управленческих решений
Налаживание обратной связи Контроль исполнения управленческих решений

 

8.Цели менеджмента

Цель - результата, к к-му стремится объект управления.

Главная цель управления - делать объекты управления более производительными.

Различают:

1) Общие цели - главные причины орг-ии пред­приятия (устанавливают общие задачи, значение и миссию пред­приятия, получение прибыли от конкретных видов деят-ти).

2) Специфические виды деят-ти конкретизируют общую цель и зада­чу.

Важная роль в обшей цели - разработка миссии предприятия (выделяет предп-ие среди др. подобных ему, имеющих аналогичную причину орг-ии по масштабу деят-ти, виду и качеству прод-ии, типу рынка и т. п.).

Цели могут быть:

а) д олгосрочными - анализ развития предприя­тия на период 3–5 лет.

б) краткосрочные - решения и дей­ствия, к-ые должны быть приняты и выполнены немедленно. Они должны быть подчинены смыслу и содержанию долгосрочных целей.

Цели управления:

1)выполняют ряд важных ф-ий: инициируют поведение объекта; мотивируют поведение сотрудников; устанавливают требования к действиям персонала; определяют стандарты для контроля; разрабатывают критерии для управленческих решений;

2)обеспечивают согласование интересов всех субъектов внутр. и внеш. среды орг-ии;

3)составляют основу системы разделения и кооперации: цели порождают задачи, решение к-ых приводит к выполнению ф-ий.

Цели – это элемент любого плана и потому явл. первоначальным этапом процесса управления.

 

3.Эволюция менеджмента

Понятие «менеджмент» с англ. – управление. В обращение ввел Ф.Тейлор (1856-1915) в к.XIXв.

Понятие «мен-т» имеет большое кол-во определений. Это многогранный и сложный процесс, основанный на взаимодействии 3-х начал: научного подхода, практики и искусства.

Амер. ученый П.Друкер считает: мен-т – особый вид деят-ти, превращающий неорганизованную толпу в эф-ую, целенаправленную и производительную группу.

Период к. XIX-н.XXвв. – бурное развитие производительных сил, активизация предпринимательства, внедрение технических новшеств – требовали четкой орг-ии (Ф. Тейлор, А. Фойл, Г. Эмерсон, М. Фоллет, М. Вебер – ученые научного менеджмента, Дж. Рокфеллер-ст., Дж. Морган, Э. Карнеги. Г. Сименс, Г. Форд - руководители-практики).

1929-1933 гг. – великая депрессия, кризис стал результатом нарушения равновесия м/у рыночным спросом и предложением.

В нач. 20-х гг. XXв. появилась «административная школа» (фр. инженер А. Фойл) – вызвано необходимостью совершенствования управления организацией (предприятием) в целом. Фойл разделил процесс администрирования на 5 основных ф-ий: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация и контроль.

Нем. социолог М. Вебер (1920) разработал осн. идеи классического управления в теории «рациональной бюрократии» (важнейший принцип создания рациональных структур управления с широкими возможностями их применения, представляют организационный механизм стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия). Строятся по линейному и функциональному признакам.

Л. Урвик – сформулировал осн. элементы админ-ой деят-ти: планирование, укомплектование штата, руководство, координация и составление бюджета.

Нач. 30-х гг. XX в. появилась «школа человеческих отношений» (М. Фоллет – внедрил, Э. Мейо - основал) – она дала определение менеджменту как «обеспечение выполнения работы с помощью др. лиц».

После Второй мировой войны появляется «школа поведенческих наук» (повысить деят-ть орг-ии за счет роста человеческих ресурсов).

В 50-е годы XX в. – интенсивное развитие предпринимательства, развитие рыночной инфраструктуры и сферы услуг и т.д.

Появилась «школа научного управления» (Ф. Тейлор, существенный вклад – Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер, у. Эшби и др.), сформулировали понятие «системный подход». Тейлор и его последователи искали оптимальные способы ув. выпуска продукции за счет ум. физ-их усилий, затрачиваемых на ее производство.

В 60-е гг. XX в. появляется управленческий подход – «менеджмент персонала» (представители – Д. Марк-Грегор, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Дж. Гэлбрейта, Л. Портера. Э. Лоулера) – изучает соц-ое взаимодействие работников в производственных коллективах.

 

4.Менеджер, его признаки и роли

Менеджер – наемный управляющий (нанимает собственник имущества, к-ый наделяет его задачами, полномочиями и устанавливает ответственность).

Менеджердолжностное лицо, занимает опред-ую должность в орг-ии (директор, его замы: гл. инженер, гл. экономист, зам. директора по маркетингу, кадрам, производству и др.; нач. управлений, отделов; нач. производств, цехов, участков, смен; директора дочерних предприятий и т.д.). Выполняет управленческие ф-ии, решает управленческие задачи, несет отв-ть перед вышестоящим руководителем, а гл. менеджер – перед собственником. Распоряжается ресурсами орг-ии (персонал, инф-ии, время, природные ресурсы и капитал).

Менеджер имеет власть. Система разделения и кооперации труда (власть формального лидера – осущ-ет вознаграждения, поощрения, наложения взысканий, использует др. полномочия) и система психологических взаимоотношений людей (власть неформального лидера – авторитет, проф-ые знания, компетентность, личностные достоинства).

Управляет людьми. В подчинении сотрудники.

Принимает и реализует управленческие решения.

Проф-ый подготовленный управляющий. Подготовка необходима и не может быть заменена подготовкой по отдельным специальностям.

Роли.

Управленческие роли:

1)межличностные контакты: символическая фигура (представляет орг-ию на церемониях, приемах и др.); лидер (оказывает влияние и ведет за собой); связующее звено – налаживание контактов (поставщики, потребители, офиц-ые правительственные лица, деловые партнеры)).

2)информац-ые роли: все межличностные контакты (приемник инф-ии (в поиске разнообразной инф-ии); распространитель инф-ии; представитель во внешней среде (передает инф-ию для налаживания контактов).

3)роль по принятию решений: предприниматель (принимает решения о нов. проектах); устраняет помехи (возникшие в процессе производственной и управленческой деят-ти); распределитель ресурсов (устанавливает приоритет опред-ых видов работ и подразделений); ведущий переговоры (необходимость согласовывать свои действия с др. членами орг-ии и заинтересованными лицами).

 

 

5.Разделение труда менеджеров, аппарат управления

Аппарат управления - органы, подразделения и службы, наделенные правами координации деят-ти подразделений.

Различают:

а) технологическое разделение управленческого труда – руководители (менеджеры) – (линейные, функциональные, проектов и программ) определяют цели и задачи подчиненных, принимают управленческие решения, организуют и контролируют их исполнение, оценивают деят-ть подчиненных; специалисты и служащие (технические исполнители) – (маркетологи, конструкторы, технологи, экономисты, юристы и др.) – готовят проекты управленческих решений; служащие - (техники, операторы ЭВМ, архивариусы, делопроизводители, секретари и др.) – сбор исходной инф-ии д/принятия решений, размножение, хранение документации, учетно-контрольные ф-ии.

б)функциональное разделение – классификация спец-ых ф-ий менеджмента (направленность на конкретные стороны деят-ти и области организации).

в)профессионально-квалификационное разделение – учет сложности выполнения работ по управлению и осуществление путем присвоения специалистам и служащим категорий (первая, вторая).

 

6.Внешняя среда предприятия

Внешняя среда — это факторы, воздействующие на предприятие извне, косвенно влияющие на его деятельность.

Внешняя среда подразделяется на среду прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия:

1. Потребители – это потенциальные покупатели и клиенты. Воздействуют посредством изменения спроса, предъявления новых требований к товару (к качеству, цене, многофункциональности, дизайну и др.) и установления определенного уровня цен.

2. Конкуренты – фирмы, реализующие аналогичный продукт на тех же самых рынках. Соперничество - за долю на рынке, и за потребителя, за его «рубль». 3. Поставщики - создают ресурсную зависимость. Для любой фирмы важно, чтобы ни одна поставка не была сорвана, доставлены в срок и в достаточном количестве. 4. Рынок труда. Изучение рынка труда позволяет орг-ии определить для себя контингент рабочих, обладающих опред-ми трудовыми характеристиками (пол, возраст, образование, квалификация, опыт работы, личностные качества).

Среда косвенного воздействия (или макросреда):

1. Эк-ие факторы — состояние эк-ки страны на данный момент времени (занятость, безработица, темп инфляции, % ставки, валютный курс). Это влияет на ур-нь жизни, платежеспособность, прибыльность, ур-нь цен.

2. Социокультурные факторы — привычки, традиции, нормы потребителей.

3. Технологические факторы - изменения в технологиях, нововведения.

4. Международный фактор - фирма м/т использовать ресурсы и материалы др. страны, применить иностр. технологию.

 

7.Внутренняя среда предприятия

Внутренняя среда – совокупность встроенных элементов, к-ые определяют способность и степень интеграции орг-ии во внешнюю среду.

Элементы - цели и задачи орг-ии, самих работников и применяемые в производстве технологии, финансовые и инфор-ные ресурсы, а также организационная культура.

Особое место – люди (их способности, ур-нь образования и квалификации опыт работы, образ мышления, мотивация и преданность определяют конечный результат работы орг-ии), рабочая сила.

Социальная подсистема орг-ии - персонал и его отношения.

Производственно-техническая подсистема - совокупность осн. фондов (машины, оборудование), различные виды сырья, материалов, к-ые идут на изготовление продукта, инструменты, необходимые для создания благ, преобразования материалов в готовый продукт.

Элементы:

используемые технологии; производительность труда; издержки производства; качество продукции; объем запасов на предп-ии.

Финансовая подсистема -движение и использование ден. средств в орг-ии (пр.: создание инвестиционных возможностей, поддержание рентабельности и обеспечение прибыльности).

Маркетинговая подсистема - устанавливает связи орг-ии с рынком: удовлетворяет потребности клиентов, создает системы сбыта и эффективную рекламу.

Внутренняя среда орг-ии это совокупность подсистем, к-ые, функционируя как единое целое, обеспечивают конкурентоспособность орг-ии.

 

 

11.Планирование как ф-ия менеджмента

Планирование – это вид управленческой деят-ти, связанный с составлением планов орг-ии в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников.

Цель: определение будущего состояния, тенденций и перспектив развития объекта управления.

Принципы:

- полнота планирования (использовать все события и ситуации, к-ые м/т иметь значение для развития орг-ии);

- точность (должны использоваться современные методы, средства, методики, к-ые будут обеспечивать большую точность);

- ясность (должны иметь простые формулировки, доступные для их осознания каждым членом орг-ии);

- непрерывность (непрерывно повторяющийся и постоянно длящийся во времени процесс);

- экономичность (расходы должны находиться в соразмеренном отношении).

Содержание: многоаспектно, м/т быть раскрыто ч/з характеристику элементов и этапов планирования.

Элементы:

постановка целей и задач; определение необходимых ресурсов и их распределение; установление критериев достижения целей; определение временных рамок; предвидение возможных последствий и учет риска; доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответ-ть.

Результат (различные планы): план работы предп-ия на год (квартал), бизнес-план, план работы цеха (отдела) на месяц, индив-ый план работы сотрудника.

Результат зависит от факторов:

1)вид плана (система планов иерархична и вкл. след. виды): общие (основополагающие); стратегические (долгосрочное развитие пред-ия, его сфер маркетинга, сбыта, производства, НИОКР, финансов, персонала, инноваций); тактические (планы создания условий – производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.); оперативные (конкретных действий на краткосрочный период);

2)субъект планирования (квалификация и профессионализм);

3)объект планирования (сфера деят-ти);

4)период (сроки) планирования;

5)принципы, методы, приемы и методики;

6)средства планирования (персон-ые компьютеры, локальная внутр. компьют. сеть, Интернет);

7)техника планирования;

8)порядок согласования планов.

Все эти факторы должны быть учтены при планировании и четко определены менеджментом предприятия. Эту работу выполняют высший менеджмент, плановый отдел, все др. менеджеры орг-ии.

12.Организация как ф-ия менеджмента

Организация – процесс создания, сохранения и развития структуры предпр-ия и его отдельных частей.

Как ф-ия, обеспечивает упорядочение научно-технической, эк-ой, соц-ой и др. сторон деят-ти любого предп-ия.

Принципы:

- целенаправленность – организация, ее звенья работают во имя достижения общей цели пред-ия;

- эластичность орг-ии – должен быть установлен оптимум м/у свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;

- устойчивость – чтобы ее структура не разрушалась под влиянием внеш. и внутр. среды;

- непрерывное совершенствование – систематическая организация работы по совершенствованию процесса орг-ии;

- объем контроля – обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;

- соизмеримость – соответствие ответ-ти задачам и полномочиям;

- приоритет ф-ий – управленческая ф-ия порождает орган управления, а не наоборот.

Цель: формирование структуры субъекта и объекта управления, а также взаимосвязей м/у ними.

Содержание раскрывается ч/з:

1)делегирование – передача задач и полномочий лицу, к-ое принимает на себя отв-ть за их выполнение (распределение работы по управлению м/у своими зам-ми, помощниками, сотрудниками и т.д.).

- ответственность – обязательство выполнить задачи и отвечать за их удовлетв-ое разрешение;

- полномочия – огранич-ое право использовать ресурсы орг-ии и направлять усилия сотрудников на выполнение задач.

2)департаментализация (отдел) – группировка родственных ф-ий и гл. видов работ, приводящая к образованию структурных подразделений.

3)диапазон контроля и нормы управляемости – размер команды, кол-во сотрудников, находящихся в подчинении одного руководителя. Малая норма (узкий диапазон управления) ведет к ув. числа уровней, иерархическая пирамида – более крутой, больший диапазон контроля сокращает кол-во иерархических ступеней.

4)централизация и децентрализация – это степень сосредоточения у менеджеров различных иерархических уровней полномочий по принятию и реализации управленческих решений.

Преимущества: возможность концентрации значительных матер-ых и фин-ых ресурсов на гл. стратегических направлениях, полная и очевидная реализация принципа единоначалия в системе управления.

Недостатки: отсутствие гибкости и динамизма в системе управления.

5)регламентация - для разработки организационных регламентов, норм, нормативов, инструкций, правил и процедур, к-ые явл. осн-ми документально оформленными результатами выполнения ф-ии орг-ии.

10.Ф-ии менеджмента. Взаимосвязь общих и специальных ф-ий

Ф-ия – лат. – исполнение, осущ-ие, деят-ть.

Любая ф-ия имеет: цель, содержание, результат.

Ф-ии менеджмента выделены фр. инженером Анри Фойлем.

Он выделяет 5 ф-ий:

1)планирование – разрабатываются планы, в к-ых указывается, что требуется сделать (цели и задачи, прогнозирование, пути и средства достижения); охватывает все стадии производственного процесса;

2)организация – создание и упорядочение объекта и субъекта управления, взаимосвязь м/ними и внутри них;

3)мотивация – процесс побуждения себя и др. к деят-ти для достижения личных целей и целей орг-ии;

4)координация;

5)контроль – определение точности, своевременности и качественности выполнения плана, выявление и устранение отклонений; сбор, накопление и обработка инф-ии по анализу и оценке соответствия деят-ти аппарата управления.

А. Файол разделил ф-ии на 6 групп (специальные):

- производственная;

- финансы;

- охрана;

- учет;

- администрирование;

- техника безопасности.

Общие и спец-ые ф-ии взаимосвязаны. Выполнение каждой спец-ой ф-ии предполагает выполнение всех общих ф-ий. Чтобы управлять основным производством, качеством или финансами, необходимо эти процессы планировать, организовывать, контролировать, а людей, их осуществляющих, мотивировать.

 

Date: 2015-10-19; view: 1268; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию