Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность менеджмента, его роль и задачи
Термин «менеджмент» применяется к управлению социально-эк-ми орг-ми и всегда – к управлению хоз-ой деят-тью, т.е. ком-ой орг-ии – предприятию. Менеджмент – это управление людьми в орг-ях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, к-ые направлены на движение целей путем использования запланированных, организационных и контролируемых средств. В зарубежной англоязычной лит-ре менеджмент употребляется в 2-х осн-ых значениях: - мен-т, как коллектив (группа) руководителей (управляющих) орг-ии, как орган управления, административная единица; - мен-т, как управление организованными группами (коллективами) людей. Связано с разделением и кооперацией труда. Различают: а) горизонтальное разделение труда – разделение труда на компоненты, составляющие части общей деят-ти; б) вертикальное – отделяет работу по согласованию действий от самих действий. Сущность управления – деят-ть по налаживанию эф-го совместного труда и координированию работы др. людей. Менеджмент: 1) во-первых – это управление в условиях рыночной эк-ки; 2) во-вторых – это самост-ый вид проф-ой деят-ти по управлению людьми (персоналом); 3) в-третьих – это наука, практика и искусство управления. Менеджмент придает смысл существованию орг-ии, задавая цели ее деят-ти и развития, а также обеспечивая их достижение. Субъекты: управляющие (принятие управленческих решений). Объекты: управляемые (выполняют принятые команды).
2.Объект и субъект управления Процессы управления осущ-ся в системах, к-ые состоят из 2-х подсистем: 1)субъекты: управляющие – осущ-ют деят-ть по принятию управленческих решений (в виде инф-ии передаются по каналу прямой связи и воспринимаются объектами как команда), организовывает исполнение управленческих решений, контроль за началом, ходом и результатом выполнения команд. На предприятии субъектом управления явл. аппарат управления предприятием (собрание акционеров, дирекция, совет директоров, исполнительная дирекция, контрольно-ревизионная комиссия). 2)объекты: управляемые – выполняют принятую команду (это работники, соединенные со средствами производства, обеспечивающие процесс создания мат-ых благ или оказания услуг). Субъекты и объекты взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом. Связь осущ-ся с помощью инф-ии (передается по каналам прямой и обратной связи).
8.Цели менеджмента Цель - результата, к к-му стремится объект управления. Главная цель управления - делать объекты управления более производительными. Различают: 1) Общие цели - главные причины орг-ии предприятия (устанавливают общие задачи, значение и миссию предприятия, получение прибыли от конкретных видов деят-ти). 2) Специфические виды деят-ти конкретизируют общую цель и задачу. Важная роль в обшей цели - разработка миссии предприятия (выделяет предп-ие среди др. подобных ему, имеющих аналогичную причину орг-ии по масштабу деят-ти, виду и качеству прод-ии, типу рынка и т. п.). Цели могут быть: а) д олгосрочными - анализ развития предприятия на период 3–5 лет. б) краткосрочные - решения и действия, к-ые должны быть приняты и выполнены немедленно. Они должны быть подчинены смыслу и содержанию долгосрочных целей. Цели управления: 1)выполняют ряд важных ф-ий: инициируют поведение объекта; мотивируют поведение сотрудников; устанавливают требования к действиям персонала; определяют стандарты для контроля; разрабатывают критерии для управленческих решений; 2)обеспечивают согласование интересов всех субъектов внутр. и внеш. среды орг-ии; 3)составляют основу системы разделения и кооперации: цели порождают задачи, решение к-ых приводит к выполнению ф-ий. Цели – это элемент любого плана и потому явл. первоначальным этапом процесса управления.
3.Эволюция менеджмента Понятие «менеджмент» с англ. – управление. В обращение ввел Ф.Тейлор (1856-1915) в к.XIXв. Понятие «мен-т» имеет большое кол-во определений. Это многогранный и сложный процесс, основанный на взаимодействии 3-х начал: научного подхода, практики и искусства. Амер. ученый П.Друкер считает: мен-т – особый вид деят-ти, превращающий неорганизованную толпу в эф-ую, целенаправленную и производительную группу. Период к. XIX-н.XXвв. – бурное развитие производительных сил, активизация предпринимательства, внедрение технических новшеств – требовали четкой орг-ии (Ф. Тейлор, А. Фойл, Г. Эмерсон, М. Фоллет, М. Вебер – ученые научного менеджмента, Дж. Рокфеллер-ст., Дж. Морган, Э. Карнеги. Г. Сименс, Г. Форд - руководители-практики). 1929-1933 гг. – великая депрессия, кризис стал результатом нарушения равновесия м/у рыночным спросом и предложением. В нач. 20-х гг. XXв. появилась «административная школа» (фр. инженер А. Фойл) – вызвано необходимостью совершенствования управления организацией (предприятием) в целом. Фойл разделил процесс администрирования на 5 основных ф-ий: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация и контроль. Нем. социолог М. Вебер (1920) разработал осн. идеи классического управления в теории «рациональной бюрократии» (важнейший принцип создания рациональных структур управления с широкими возможностями их применения, представляют организационный механизм стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия). Строятся по линейному и функциональному признакам. Л. Урвик – сформулировал осн. элементы админ-ой деят-ти: планирование, укомплектование штата, руководство, координация и составление бюджета. Нач. 30-х гг. XX в. появилась «школа человеческих отношений» (М. Фоллет – внедрил, Э. Мейо - основал) – она дала определение менеджменту как «обеспечение выполнения работы с помощью др. лиц». После Второй мировой войны появляется «школа поведенческих наук» (повысить деят-ть орг-ии за счет роста человеческих ресурсов). В 50-е годы XX в. – интенсивное развитие предпринимательства, развитие рыночной инфраструктуры и сферы услуг и т.д. Появилась «школа научного управления» (Ф. Тейлор, существенный вклад – Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер, у. Эшби и др.), сформулировали понятие «системный подход». Тейлор и его последователи искали оптимальные способы ув. выпуска продукции за счет ум. физ-их усилий, затрачиваемых на ее производство. В 60-е гг. XX в. появляется управленческий подход – «менеджмент персонала» (представители – Д. Марк-Грегор, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Дж. Гэлбрейта, Л. Портера. Э. Лоулера) – изучает соц-ое взаимодействие работников в производственных коллективах.
4.Менеджер, его признаки и роли Менеджер – наемный управляющий (нанимает собственник имущества, к-ый наделяет его задачами, полномочиями и устанавливает ответственность). Менеджер – должностное лицо, занимает опред-ую должность в орг-ии (директор, его замы: гл. инженер, гл. экономист, зам. директора по маркетингу, кадрам, производству и др.; нач. управлений, отделов; нач. производств, цехов, участков, смен; директора дочерних предприятий и т.д.). Выполняет управленческие ф-ии, решает управленческие задачи, несет отв-ть перед вышестоящим руководителем, а гл. менеджер – перед собственником. Распоряжается ресурсами орг-ии (персонал, инф-ии, время, природные ресурсы и капитал). Менеджер имеет власть. Система разделения и кооперации труда (власть формального лидера – осущ-ет вознаграждения, поощрения, наложения взысканий, использует др. полномочия) и система психологических взаимоотношений людей (власть неформального лидера – авторитет, проф-ые знания, компетентность, личностные достоинства). Управляет людьми. В подчинении сотрудники. Принимает и реализует управленческие решения. Проф-ый подготовленный управляющий. Подготовка необходима и не может быть заменена подготовкой по отдельным специальностям. Роли. Управленческие роли: 1)межличностные контакты: символическая фигура (представляет орг-ию на церемониях, приемах и др.); лидер (оказывает влияние и ведет за собой); связующее звено – налаживание контактов (поставщики, потребители, офиц-ые правительственные лица, деловые партнеры)). 2)информац-ые роли: все межличностные контакты (приемник инф-ии (в поиске разнообразной инф-ии); распространитель инф-ии; представитель во внешней среде (передает инф-ию для налаживания контактов). 3)роль по принятию решений: предприниматель (принимает решения о нов. проектах); устраняет помехи (возникшие в процессе производственной и управленческой деят-ти); распределитель ресурсов (устанавливает приоритет опред-ых видов работ и подразделений); ведущий переговоры (необходимость согласовывать свои действия с др. членами орг-ии и заинтересованными лицами).
5.Разделение труда менеджеров, аппарат управления Аппарат управления - органы, подразделения и службы, наделенные правами координации деят-ти подразделений. Различают: а) технологическое разделение управленческого труда – руководители (менеджеры) – (линейные, функциональные, проектов и программ) определяют цели и задачи подчиненных, принимают управленческие решения, организуют и контролируют их исполнение, оценивают деят-ть подчиненных; специалисты и служащие (технические исполнители) – (маркетологи, конструкторы, технологи, экономисты, юристы и др.) – готовят проекты управленческих решений; служащие - (техники, операторы ЭВМ, архивариусы, делопроизводители, секретари и др.) – сбор исходной инф-ии д/принятия решений, размножение, хранение документации, учетно-контрольные ф-ии. б)функциональное разделение – классификация спец-ых ф-ий менеджмента (направленность на конкретные стороны деят-ти и области организации). в)профессионально-квалификационное разделение – учет сложности выполнения работ по управлению и осуществление путем присвоения специалистам и служащим категорий (первая, вторая).
6.Внешняя среда предприятия Внешняя среда — это факторы, воздействующие на предприятие извне, косвенно влияющие на его деятельность. Внешняя среда подразделяется на среду прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия: 1. Потребители – это потенциальные покупатели и клиенты. Воздействуют посредством изменения спроса, предъявления новых требований к товару (к качеству, цене, многофункциональности, дизайну и др.) и установления определенного уровня цен. 2. Конкуренты – фирмы, реализующие аналогичный продукт на тех же самых рынках. Соперничество - за долю на рынке, и за потребителя, за его «рубль». 3. Поставщики - создают ресурсную зависимость. Для любой фирмы важно, чтобы ни одна поставка не была сорвана, доставлены в срок и в достаточном количестве. 4. Рынок труда. Изучение рынка труда позволяет орг-ии определить для себя контингент рабочих, обладающих опред-ми трудовыми характеристиками (пол, возраст, образование, квалификация, опыт работы, личностные качества). Среда косвенного воздействия (или макросреда): 1. Эк-ие факторы — состояние эк-ки страны на данный момент времени (занятость, безработица, темп инфляции, % ставки, валютный курс). Это влияет на ур-нь жизни, платежеспособность, прибыльность, ур-нь цен. 2. Социокультурные факторы — привычки, традиции, нормы потребителей. 3. Технологические факторы - изменения в технологиях, нововведения. 4. Международный фактор - фирма м/т использовать ресурсы и материалы др. страны, применить иностр. технологию.
7.Внутренняя среда предприятия Внутренняя среда – совокупность встроенных элементов, к-ые определяют способность и степень интеграции орг-ии во внешнюю среду. Элементы - цели и задачи орг-ии, самих работников и применяемые в производстве технологии, финансовые и инфор-ные ресурсы, а также организационная культура. Особое место – люди (их способности, ур-нь образования и квалификации опыт работы, образ мышления, мотивация и преданность определяют конечный результат работы орг-ии), рабочая сила. Социальная подсистема орг-ии - персонал и его отношения. Производственно-техническая подсистема - совокупность осн. фондов (машины, оборудование), различные виды сырья, материалов, к-ые идут на изготовление продукта, инструменты, необходимые для создания благ, преобразования материалов в готовый продукт. Элементы: используемые технологии; производительность труда; издержки производства; качество продукции; объем запасов на предп-ии. Финансовая подсистема -движение и использование ден. средств в орг-ии (пр.: создание инвестиционных возможностей, поддержание рентабельности и обеспечение прибыльности). Маркетинговая подсистема - устанавливает связи орг-ии с рынком: удовлетворяет потребности клиентов, создает системы сбыта и эффективную рекламу. Внутренняя среда орг-ии – это совокупность подсистем, к-ые, функционируя как единое целое, обеспечивают конкурентоспособность орг-ии.
11.Планирование как ф-ия менеджмента Планирование – это вид управленческой деят-ти, связанный с составлением планов орг-ии в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Цель: определение будущего состояния, тенденций и перспектив развития объекта управления. Принципы: - полнота планирования (использовать все события и ситуации, к-ые м/т иметь значение для развития орг-ии); - точность (должны использоваться современные методы, средства, методики, к-ые будут обеспечивать большую точность); - ясность (должны иметь простые формулировки, доступные для их осознания каждым членом орг-ии); - непрерывность (непрерывно повторяющийся и постоянно длящийся во времени процесс); - экономичность (расходы должны находиться в соразмеренном отношении). Содержание: многоаспектно, м/т быть раскрыто ч/з характеристику элементов и этапов планирования. Элементы: постановка целей и задач; определение необходимых ресурсов и их распределение; установление критериев достижения целей; определение временных рамок; предвидение возможных последствий и учет риска; доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответ-ть. Результат (различные планы): план работы предп-ия на год (квартал), бизнес-план, план работы цеха (отдела) на месяц, индив-ый план работы сотрудника. Результат зависит от факторов: 1)вид плана (система планов иерархична и вкл. след. виды): общие (основополагающие); стратегические (долгосрочное развитие пред-ия, его сфер маркетинга, сбыта, производства, НИОКР, финансов, персонала, инноваций); тактические (планы создания условий – производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.); оперативные (конкретных действий на краткосрочный период); 2)субъект планирования (квалификация и профессионализм); 3)объект планирования (сфера деят-ти); 4)период (сроки) планирования; 5)принципы, методы, приемы и методики; 6)средства планирования (персон-ые компьютеры, локальная внутр. компьют. сеть, Интернет); 7)техника планирования; 8)порядок согласования планов. Все эти факторы должны быть учтены при планировании и четко определены менеджментом предприятия. Эту работу выполняют высший менеджмент, плановый отдел, все др. менеджеры орг-ии. 12.Организация как ф-ия менеджмента Организация – процесс создания, сохранения и развития структуры предпр-ия и его отдельных частей. Как ф-ия, обеспечивает упорядочение научно-технической, эк-ой, соц-ой и др. сторон деят-ти любого предп-ия. Принципы: - целенаправленность – организация, ее звенья работают во имя достижения общей цели пред-ия; - эластичность орг-ии – должен быть установлен оптимум м/у свободой действий отдельных работников и административными предписаниями; - устойчивость – чтобы ее структура не разрушалась под влиянием внеш. и внутр. среды; - непрерывное совершенствование – систематическая организация работы по совершенствованию процесса орг-ии; - объем контроля – обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных; - соизмеримость – соответствие ответ-ти задачам и полномочиям; - приоритет ф-ий – управленческая ф-ия порождает орган управления, а не наоборот. Цель: формирование структуры субъекта и объекта управления, а также взаимосвязей м/у ними. Содержание раскрывается ч/з: 1)делегирование – передача задач и полномочий лицу, к-ое принимает на себя отв-ть за их выполнение (распределение работы по управлению м/у своими зам-ми, помощниками, сотрудниками и т.д.). - ответственность – обязательство выполнить задачи и отвечать за их удовлетв-ое разрешение; - полномочия – огранич-ое право использовать ресурсы орг-ии и направлять усилия сотрудников на выполнение задач. 2)департаментализация (отдел) – группировка родственных ф-ий и гл. видов работ, приводящая к образованию структурных подразделений. 3)диапазон контроля и нормы управляемости – размер команды, кол-во сотрудников, находящихся в подчинении одного руководителя. Малая норма (узкий диапазон управления) ведет к ув. числа уровней, иерархическая пирамида – более крутой, больший диапазон контроля сокращает кол-во иерархических ступеней. 4)централизация и децентрализация – это степень сосредоточения у менеджеров различных иерархических уровней полномочий по принятию и реализации управленческих решений. Преимущества: возможность концентрации значительных матер-ых и фин-ых ресурсов на гл. стратегических направлениях, полная и очевидная реализация принципа единоначалия в системе управления. Недостатки: отсутствие гибкости и динамизма в системе управления. 5)регламентация - для разработки организационных регламентов, норм, нормативов, инструкций, правил и процедур, к-ые явл. осн-ми документально оформленными результатами выполнения ф-ии орг-ии. 10.Ф-ии менеджмента. Взаимосвязь общих и специальных ф-ий Ф-ия – лат. – исполнение, осущ-ие, деят-ть. Любая ф-ия имеет: цель, содержание, результат. Ф-ии менеджмента выделены фр. инженером Анри Фойлем. Он выделяет 5 ф-ий: 1)планирование – разрабатываются планы, в к-ых указывается, что требуется сделать (цели и задачи, прогнозирование, пути и средства достижения); охватывает все стадии производственного процесса; 2)организация – создание и упорядочение объекта и субъекта управления, взаимосвязь м/ними и внутри них; 3)мотивация – процесс побуждения себя и др. к деят-ти для достижения личных целей и целей орг-ии; 4)координация; 5)контроль – определение точности, своевременности и качественности выполнения плана, выявление и устранение отклонений; сбор, накопление и обработка инф-ии по анализу и оценке соответствия деят-ти аппарата управления. А. Файол разделил ф-ии на 6 групп (специальные): - производственная; - финансы; - охрана; - учет; - администрирование; - техника безопасности. Общие и спец-ые ф-ии взаимосвязаны. Выполнение каждой спец-ой ф-ии предполагает выполнение всех общих ф-ий. Чтобы управлять основным производством, качеством или финансами, необходимо эти процессы планировать, организовывать, контролировать, а людей, их осуществляющих, мотивировать.
Date: 2015-10-19; view: 1341; Нарушение авторских прав |