Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для студентов





В процессе изучения данной учебной дисциплины студент сталкивается с различными формами обучения: лекция, семинар, контрольная работа, реферат, мини – зачёт.

Лекция - ведущая форма организации учебного процесса в вузе. Примерно половину аудиторных занятий составляют лекции, поэтому умение работать на них - насущная необходи­мость студента. Принято выделять три этапа этой работы.

Первый этап — предварительная подготовка к восприятию учебного материала, в ко­торую входит просмотр записей предыдущей лекции, ознаком­ление с соответствующим разделом программы и предвари­тельный просмотр учебника по теме предстоящей лекции, соз­дание целевой установки на прослушивание.

Второй этап — прослушивание и запись, предполагающие внима­тельное слушание, анализ излагаемого, выделение главного, со­отношение с ранее изученным материалом и личным опытом, краткую запись, уточнение непонятного или противоречиво из­ложенного материала путем вопросов лектору. Запись следует делать либо на отдельных пронумерованных листах, либо в тетра­ди. Обязательно надо оставлять поля для методических пометок, дополнений. Пункты планов, формулировки правил, понятий следует выделять из общего текста. Целесообразно пользоваться системой сокращений наиболее часто употребляемых терминов, а также использовать цветовую разметку записанного при помощи фломастеров.

Третий этап — доработка лекции: перечитывание и правка запи­сей, параллельное изучение учебника, дополнение выписками из рекомендованной литературы.

Семинар — одна из ведущих форм работы студентов в вузе, проводимая по учебным группам. Если лекция — это в основном монолог преподавателя, то семинар — выступление студентов. Существу­ет несколько вариантов проведения семинаров: прослушивание и обсуждение заранее подготовленных студенческих докладов, фронтальное коллективное обсуждение проблемы, семинар-дис­пут, семинар-деловая игра и т. д. При многовариантности семинаров общей для них является тщательная самостоятельная подготовка студентов по планам, заранее выданным преподавателем. При подготовке к семина­ру можно выделить следующие этапы:

1. Ознакомление с планом семинара.

2. Воспроизведение материала, соответствующего теме се­минара, по записям лекции и учебнику.

3. Подбор рекомендованной литературы.

4. Изучение первоисточников (чтение, конспектирование и т. п.).

5. Составление плана выступления (ответа). При подготовке к семинару первого типа — написание текста доклада или тезисов.

В основе подготовки к семинару лежит самостоятельная ра­бота студента с книгой. В ходе семинара студент должен быть активен: вы­сказывать свою точку зрения, отстаивать ее в ходе дискуссий, дополнять ответы коллег, уточнять непонятное. Желательно сохранять записи лекций и материалы, подготовленные к се­минару, они потребуются в последующей работе.

При подготовке к семинару следует обратить особое внимание на конспектирование книг и статей. При этом необходимо иметь в виду, что конспектирование включает в себя следующие этапы:

— отбор существенной информации и отделение ее от второстепенной;

— лексическая и синтаксическая переработка текста;

— схематизация и структурирование прочитанного материала;

— формулирование выводов по прочитанному материалу.

Подготовка к контрольной работе предполагает изучение тех вопросов, которые входят в ее содержание. При этом следует подобрать и внимательно изучить рекомендованную литературу. Особое внимание следует обратить на выполнение тех практических заданий, которые предусмотрены в рамках контрольной работы. Практические задания должны выполняться с учетом усвоенных знаний по теме. Желательно составить план ответа на каждый вопрос.

Учебная конференция требует от студента тщательной подготовки по актуальным вопросам психологии семьи и семейного консультирования. Заблаговременно следует определиться с темой своего выступления на конференции. На выступление обычно отводится не более 5-7 минут, в течение которых необходимо обозначить проблему выступления, ее актуальность, степень разработанности, выводы и практические рекомендации. Доклады могут быть оформлены в письменном стендовом варианте.

Подготовка к мини - зачёту - подготовка к мини – зачёту (рубежному контролю) должна осуществляться в тече­ние всего времени изучения данного курса, в ходе регулярной самостоятельной работы.

Подготовку к мини – зачёту следует начать с расчета времени, которое необходимо для повторения. В этом случае учитывает­ся степень освоения курса, работоспособность, умственные спо­собности студента. Рекомендуется соблюдать следующие усло­вия при подготовке к экзамену:


1. Требуется тщательное повторение ранее изученного мате­риала, его осмысление и запоминание.

2. Если позволяет время, целесообразно составить сжатый конспект всего курса, выделив только главное, основное.

3. Необходимо основательно повторить понятийный аппарат курса.

4. Постарайтесь сформулировать дополнительные вопросы к материалу.

Ответ должен быть полным, аргументированным и чётким. Важно умение связать теоретические положения и особенности профессиональной деятельности.

При составлении конспектов лекций и практических занятий по психологии необходимо учитывать следующие требования.

I. Оформление титульного листа.

1. Тема занятия.

2. Аудитория.

3. Цель занятия.

4. Задачи занятия:

· Образовательная.

· Развивающая;

· Воспитательная.

  1. Форма проведения лекции — в форме монологического высказывания, проблемная лекция, лекция с элементами эвристической беседы, лекция-визуализация, лекция с включением посторонних голосов, лекция-пресс-конференция, импринтинг-лекция, мультимедийная лекция и др.
  2. Методические приемы лекции — монологическое высказывание, монолог с элементами беседы, эвристическая беседа, диалог-дискуссия, постановка и решение проблем, работа с понятиями, схематизация, табулирование, анализ педагогических ситуаций, демонстрационный опыт, деловая игра, элементы социально-психологического тренинга, чтение вслух, учебная дискуссия и др.
  3. Форма проведения семинарского занятия — в форме опроса, развернутой беседы на основе плана, докладов с взаимным рецензированием, обсуждения письменных рефератов с элементами дискуссии, учебной дискуссии, учебно-ролевой игры, учебной конференции, круглого стола, коллоквиума и др.
  4. Методические приемы семинарского занятия — опрос, эвристическая беседа, диалог-дискуссия, постановка и решение проблем, работа с понятиями, схематизация, табулирование, анализ педагогических ситуаций, демонстрационный опыт, деловая игра, элементы социально-психологического тренинга, чтение вслух, учебная дискуссия и др.

 

10. Оборудование.

11. Структура занятия (с указанием времени):

- вводная часть;

- основная часть;

- заключительная часть.

12. План учебного занятия.

13. Литература:

- основная;

- дополнительная.

II. Содержание конспекта лекции содержит подробное описание каждого вопроса лекции с методическим сопровождением.

Содержание конспекта семинарского занятия раскрывается в форме таблицы.

 

Этапы занятия Деятельность преподавателя Деятельность студентов
     

 







Date: 2015-10-19; view: 340; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию