Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема эвристик в социальном познании





В отличие от философской традиции употребления этого тер­мина, в психологии социального познания он обозначает(Сюкра-щение или правило произвола, применяемое нами для того, что­бы высказать суждение, для которого имеем недостаточную или неопределенную информацию.^

Вместо того чтобы всесторонне поразмыслить о воспринимаемом объекте, установить все его связи и отношения, обработать всю доступную информацию, эвристика используется для быст­рого решения, основанного на произвольно сформулированном правиле. Эвристика и представляет собой такое упрощенное правило принятия решениям. Набор таких правил является своеобразным сводом тех принципов, на основании которых возникают различные субъективные вкрапления в процесс освое­ния социальной информации. Иными словами, эвристика не пре­тендует на получение знания, опирающегося на нормы логики, но зато обеспечивает некоторый компромисс между рациональ­ным и когнитивно «экономным» выводом. Она является своеоб­разным сводом тех принципов, на основании которых возникают различные субъективные вкрапления в процесс освоения соци­альной информации.

А. Тверским и Д. Каннеман различают «эвристику представлен­ности» и «эвристику наличности (доступности)» [159]. В первом случае речь идет о том, что (человек имеет тенденцию рассматри­вать какие-либо факты как более широко представленные, чем они есть на самом делеЛ Приводится такой житейский пример: сту­дентам предлагались два различных теста на выявление уровня интеллекта, один из которых длился час, а другой — десять минут. Когда их спросили, какой тест заслуживает большего доверия, боль­шинство ответили — часовой тест. Такой ответ основан на распрос­траненном мнении, что более длительный по времени тест наибо­лее серьезен, а потому и вызывает большее доверие» Таким образом, (информация о более широкой представленности какого-либо явле­ния позволяет с большей легкостью категоризировать его, опираясь именно на это его свойство. При этом под «более широкой пред-ставленностью» может подразумеваться не обязательно действи­тельно более широкое распространение того или иного явления, но и более распространенное мнение о чем-то, как это имело ме­сто с оценкой более «длительного» психологического теста.

Э. Аронсон приводит многочисленные житейские ситуации, в которых эвристика представленности «работает» достаточно бе­зотказно. Ребенок в магазине тянется за сладостью, где на упаков­ке более красивая картинка, потому что обычно такие сладости бывают более вкусными; традиционно считается, что красавцы и красавицы более успешны, хорошо одетые люди заслуживают боль­шего уважения и т.д.

Эвристика наличности, или доступности, имеет дело с тенденцией оценивать явления на основе готовых суждений, которые имеются в нашей памяти и легче всего приходят на ум при форму­лировании оценки (поэтому авторы термина предлагают даже дру­гую формулировку— «эвристика оценки»). Доступность оценки обусловлена тем, что она кажется сама собой разумеющейся, че­ловек имеет ее «в наличии».

Э. Аронсон говорит об аттитюдных эвристи- ' ках, когда суждение выносится на основе сложившейся ранее ус­тановки.

К. Фидлер называет симулятивную эврис­тику, суть которой в том, что легкость, с которой какое-либо событие возникает в памяти или в воображении, приводит к пере­оценке значения этого события в сторону его усиления: так, пос­леднее дорожно-транспортное происшествие обостряет чувство риска при оценивании любого водителя, употребившего алкоголь за рулем, в том случае, если «ментально симулировать» страшную картину последнего инцидента.

Употребление эвристик в значительной степени ^«упрощает жизнь» познающему человеку, позволяет ему применить «сокра­щенную» стратегию^, но вместе с тем и ^ограничивает тот объем информации, который был бы в принципе возможен.. При ис­пользовании любой эвристики ^значительная часть информации просто теряется^ Но тем не менее дело происходит именно так в процессе познания повседневной реальности обычным человеком. Психология социального познания просто констатирует этот факт. Разумеется, применение эвристик не является абсолютно обя­зательной нормой социального познания: лишь определенные (Об­стоятельства провоцируют использование этих приемов. В многочисленных экспериментах установлены наиболее типичные.условия решения эвристик:

1) дефицит времени для обдумывания ситуации;

2) перегруженность информацией, затрудняющая воз­можность ее обработки;

3) относительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем;

4) просто недостаточность информации для осмысленного вывода;

5) непроизвольность быстрого решения.

 

Date: 2015-10-19; view: 801; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию