Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности категоризации социальных объектов





Уже отмечалось, что самым общим способом работы с социальной информацией является процесс категоризации — отнесе­ние каждого нового воспринимаемого объекта к некоторому клас­су подобных и уже известных ранее объектов, т.е. к категории. Категория», как было подчеркнуто, — одно из базовых понятий j концепции Дж. Брунера и вообще всей когнитивной,п,сихо,лагии,которая «рассматривает поведение субъекта как управляемое процессом актуализации "категорий", или, в другой терминологии, "когнитивных единиц"^ Вводя когнитивные единицы, когнитив--"'" ная психология приходит к признанию Субъективного Образа в широком гносеологическом смысле этого понятия» Естественно, что проблемы категоризации рассматриваются и в дру­гих системах психологического знания. В частности, для социаль­ного познания особенно важна идея Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о роли значения применительно к процессу категоризации. Категоризация возможна "постольку, поскольку люди живут в от­носительно стабильном мире, где предметы обладают более или менее инвариантными характеристиками, т.е. значениями, благо­даря чему человек и может идентифицировать их. Категоризация выступает как инструмент, посредством которого человек систематизирует свое окружение, на основании чего только и можно в, этом окружении действовать.

Поэтому можно сказать, что в каких-то чертах категоризация сходна с атрибутивным процессом: и там и здесь человек постига­ет смысл окружающего его мира(Понятно, что выявление смысла возможно только в том случае, если все вновь воспринимаемые объекты рассматриваются в некотором контексте. Но воспринять объекты «в контексте» — значит установить всю систему связей данного объекта со всеми другими объектами и явлениями, а это весьма сложная познавательная задача, и необходимы какие-то способы упрощения ее. Одним из способов упрощения стратегии познаниями является категоризация. Ее генеральная функция — как раз такое упорядочивание и упрощение информации получаемой извне, которые способствуют уяснению контекста. Особенность этой «ра­боты» в том, что определенные аспекты информации отбирают­ся, а другие модифицируются с тем, чтобы достичь «лучшего соот­ветствия» внутри категории.

Основанием, по которому объекты помещаются в ту или иную категорию, является сходство этих объектов по какому-либо при­знаку. По мнению А. Г. Шмелева, «особенно информативными ког­нитивными признаками являются такие, которые дифференциру­ют альтернативные категории» [106, с. 17]. Иными словами)_разли-чия по этому признаку должны быть менее значимы, чем сходство^ Если мы относим встреченного нами человека к категории «ста­рые люди», то это означает, что различия, которые имеются меж­ду «старыми людьми» (мужчина это или женщина, здоровый это человек или больной), менее важны для нас в данном случае, чем сходство. Воспринятый в конкретной ситуации человек есть преж­де всего «старый человек».

Часто границы используемых категорий достаточно отчетли­вы, и поместить в них объект не составляет труда, как это было, например, в описанных примерах. Однако иногда вопрос о грани-цах_категорий достаточно сложен: эти границы весьма расплывча­ты. Например, такая категория, как «религиозные люди». Что счи­тать их общим признаком: посещение церкви или просто веру в Бога?

Поэтому в отношении таких широких и порою абстрактных категорий применяется как бы их, дробление, они подразделяются внутри себя на так называемые субкатегории: все хорошо успева­ющие студенты могут быть подразделены на «отличников» или на «хорошистов» и т.ш'В ряде экспериментов показано, что по отно­шению к социальным объектам у людей сформировались какие-то относительно устойчивые приоритеты по поводу того, какие кате­гории прежде всего применяются при категоризации, а какие ис­пользуются в следующую очередь.'Так, во многих экспериментах,-проводимых в смешанных группах, испытуемые прежде всего клас­сифицировали участников группы по этнической принадлежнос­ти или по полу, а лишь затем — по проявленным способностям при выполнении задания или по их вкладу в групповое обсужде­ние проблемы.

Следующая важная особенность категорий — их разная «слож­ность», т.е. наполненность конкретным содержанием: мы видим'в некоторых категориях больше общих черт, чем в других. Это осо­бенно значимо именно при употреблении категорий социального познания. Так, например, когда мы воспринимаем людей, при­надлежащих к «своей» группе (скажем, этнической), то мы распознаем у них гораздо больше внешне различимых черт, чем у людей другой группы! известно, что для многих европейцев все люди с резко выраженными азиатскими чертами — «на одно лицо».


Отнесение социальных объектов к категориям имеет своей глав­ной функцией служить человеку руководством к действию: катего­ризация сокращает путь определения стратегии поведения, сводит этот процесс к наиболее краткому варианту. Это обусловлено тем, как отмечается в психосемантике, что «...психологический смысл всякого процесса категоризации заключется в подготовке реше­ния. Потому психологически принятие решения и не требует от субъекта какого-либо заметного отрезка времени, так как £еше-ние уже фактически подготовлено отнесением стищдьного объекта к определенной категории» [106, с. 19]. Таким образом, как бы прорисовывается связь между восприятием — мышлением — дей­ствием. В звене восприятие — мышление категоризация связывает то, как мы воспринимаем мир, и то, как мы думаем о нем.

В ходе социального познания мы действительно «стро­им» социальный мир, конструируем его. Картина «выстроенного» таким образом социального мира может оказаться весьма различ­ной. Важно учесть все факторы, которые будут причиной таких различий. Самое первое условие — выявить способы, которыми мы собираем социальную информацию; «впитываем» ли ее (всю или не всю?), «достраиваем» ли ее, «искажаем» ли при этом и т.д. В конце концов и здесь встают традиционные для любого когни­тивного процесса вопросы: «куда смотреть?», «что слушать?», «что делать с тем, что нам не нужно?». Вся совокупность этих проблем обсуждается в психологии социального познания в разделе «Путь производства социальной информации». Собственно этим терми­ном обозначается тот процесс, который включает в себя отбор необходимой информации, интерпретацию ее смысла, способы ее сохранения и воспроизведения в нужный момент.

Эти проблемы лучше всего рассмотреть на наиболее распрост­раненном процессе социальной категоризации — на том, как осу­ществляется категоризация всякого вновь встреченного человека. Поскольку многие из нас, воспринимающих, являются «когни­тивными лентяями», нам хочется осуществить категоризацию не­медленно. Легче всего в данном случае категоризировать вновь встре­ченного человека, просто поместив его в категорию «человек». Мы при этом как бы «атакуем» поступивший к нам социальный сти­мул. Это нужно, чтобы как-то начать взаимодействие с ним. По­том, позже, можно продолжить категоризацию, относя встречен­ного человека к группам по полу, возрасту и т.д.

[Продолжение процесса социальной категоризации детермини­ровано рядом факторо*. Чдще всего в экспериментах фигурируют два таких фактора: «жизненность» (яркость), которая проявляется как эмоциональная заинтересованность объектом, и «цер&ичндсть», обусловленная, как неоднократно отмечалось и в более ранних исследованиях, порядком предъявления информации. Так, пред­ложение категоризировать увиденные в фильме объекты давало такой результат, что категоризация осуществлялась быстрее и точ­нее в том случае, когда испытуемые просматривали цветной, а не черно-белый фильм. Достаточно интенсивно проявляли себя при этом и такие мотивационно-эмоциональные характеристики вос­принимающего, как его настроение. Люди, позитивно настроен­ные, легче ориентировались, в какую категорию поместить тот или иной объект. В примере с просмотром фильма выяснилось, что после легкого, веселого фильма категоризация осуществлялась


эффективнее, чем после документального фильма, хотя и в том и в другом случае демонстрировались одни и те же объекты.

Что касается роли первичности предъявленной информации, то по тому же самому принципу «когнитивного лентяя» человек легче, немедленнее категоризирует объект только что предъяв­ленный: просто он «хватается» за то, что быстрее приходит в голо­ву. ТГХиггинс и Г. Кинг предложили различать две разновидности оценки, которую используют люди при категоризации: хроническую и моментальную. ^Последняя в большей мере зависит от сию­минутного социального контекста, т.е. от наличной ситуации, в условиях которой приходится осуществлять процесс категоризации. Так, выявлено, что студент вечернего отделения, которого "испытуемый встретил на занятиях в университете, категоризуется по принципу «помещения» его в какую-то категорию (группу), связанную с характеристикой его учебных успехов, а вовсе не по его «длительной» принадлежности к категории, с которой он свя­зан по работе в фирме,/ «Хроническая» оценка предполагает более длительный и вместе с тем основательный процесс отнесения че­ловека к определенной группе.

в отличие от категоризации физических объектов гпродленность или приостановка процесса социальной категориза­ции зависит от того, насколько субъект восприятия заинтересован во взаимодействии с воспринимаемым объектом^Если эта заинте­ресованность отсутствует, процесс категоризации завершается: девушка, заинтересованная в знакомстве с молодым человеком, после его категоризации как «женатый мужчина» может утратить к нему интерес и поэтому далее не продолжать процесс более «под­робной» категоризации. Напротив, наличие заинтересованности в продолжении взаимодействия переводит процесс категоризации как бы на новую ступень.

Эта ступень характерна тем, что после «первичной» категори­зации мы начинаем выявлять у познаваемого объекта признаки, которые так или иначе дополняют категорию. Такими признаками выступают определенные личностные черты, если воспринимает­ся другой человек. При дополнении категории, к которой был ра­нее отнесен воспринимаемый нами субъект, новыми чертами мо­гут возникать две различные ситуации: когда вновь восприняцае— черты «вписываются» в начальную категорию и когда они нрв-ти-во^ечат ей. Если получено подтверждение правильности опреде­лённой категории, процесс категоризации при построении первого впечатления можно считать законченным: объект восприятия, как нам кажется, надежно «помещен» в категорию. В противном случае приходится переосмысливать первичную категоризацию. Этот процесс обозначается как процесс рекатегоризации: встреченный женатый мужчина категоризирован как «весьма преуспевающий независимый человек» и вдруг выясняется, что дома он сам гото­вит обед. Строится целый ряд предположений относительно при­чин этого (включается механизм каузальной атрибуции). На их ос­нове выделяется либо такая черта, что интересующий нас субъект — «под каблуком у жены», либо, что он просто имеет несчастье быть женатым «на весьма занятой, работающей женщине». И в том и в другом случае приходится осуществлять рекатегоризацию — «пе­реводить» воспринятого человека в какую-то иную категорию.

 







Date: 2015-10-19; view: 1065; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию