Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология социального познания – общая характеристика предмета





Само содержание термина «социальное познание» претерпева­ет здесь существенное изменение. В большинстве философских и социологических подходов речь идет о тех способах, методах, ру­ководствуясь которыми можно изучить (познать) социальную ре­альность. Социальное познание в такой трактовке — это научное познание всей совокупности социальных явлений, отношений, фактов; задача и способы ее решения исследователями. Второй ак­цент, который в принципе также отмечался, — это познание со­циального мира обыденным человеком, непрофессионалом, позна­ние им повседневной реальности своей собственной жизни. «Со­циальное познание» в данном случае — не научное знание, а то «знание», которое складывается в непосредственном жизненном опыте каждого человека. Последний выступает как «наивный пси­холог» или, в крайнем случае, как «наивный ученый» [130, р. 122].

Социальная психология категорически заявила о том, что ее интерес к социальному познанию связан с этим вторым возмож­ным акцентом.

Ориентация в окружающем мире, естественно, всегда была потребностью человека, но она резко возрастает в новой ситуа­ции: ориентироваться в новом, сложном мире можно только умея более или менее адекватно интерпретировать наблюдаемые фак­ты; без такой интерпретации легко утерять смысл как происходя­щего, так и своего собственного места в нем. Бурный темп соци­альных изменений, развитие средств массовой информации тре­буют от человека не только большей адаптации к социуму, но и умения «совладать» с новой ситуацией, т.е. оптимизировать дея­тельность в ней, следовательно, лучше понять, как соотносятся наши знания о мире с изменениями в нем. Таким образом, позна­ние социального мира обыденным человеком становится специ­альным предметом исследования.

Центральная идея, которая положена в основу исследований психологии социального позна­ния, заключается в следующем: хотя познание человеком окружа­ющего мира, потребность в этом познании так же стары, как и само существование человека, специфика познания окружающего социального мира не всегда достаточно четко обозначалась. Психо­логия социального познания призвана восполнить этот пробел: она ставит своей задачей раскрыть механизмы, посредством которых человек осознает себя частью той социальной реальности, в кото­рой он живет и действует, а также всю совокупность социальных факторов, которые обусловливают эти процессы. Иными словами, это вопрос о том, как человек строит образ социального мира или «конструирует» социальный мир. Под «конструированием» пони­мается приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла. Ее результатом является построение образа социального мира, который предстает перед человеком как определенная со­циальная реальность.

с самого начала существова­ния этой области знаний подчеркивалась такая важнейшая черта социально-познавательного процесса, как получение знания о мире и осмысление его.

Во-первых, в случае социального познания прежде всего необходимо вскрыть именно связь между познанием и действием человека. Во-вторых, сам процесс познания уже давно был истолкован тоже не как простое фиксирование внешних связей и отношений, но как сво­еобразная реконструкция их, а следовательно, как создание опре­деленной внутренней картины мира, при построении которой роль того, кто ее строит, особенно велика.

Социальное познание есть всегда дву­сторонний процесс: воспринимаемый человек в тот же самый мо­мент воспринимает и «воспринимающего», что исключено при восприятии, например, стола или какого-нибудь другого предме­та. Воспринимаемый человек или какое-либо социальное действие изменчиво, что также отличает объект восприятия от физического объекта.

Поиск смысла окружающего социального мира может быть осуществлен человеком только в процессе деятельного освоения им этого мира и при условии «умения» рисовать картину этого мира, что трудно, сопряжено со многими ошибками, но, как спра­ведливо замечает Д. Майерс, «изысканный анализ несовершенства нашего мышления уже сам по себе является данью человеческой мудрости»

Психология, если она хочет действительно помочь человеку ори­ентироваться в системе социальных связей, противоречий, долж­на описать и объяснить те особенности, которые свойственны че­ловеку в постижении многообразия его отношений с другими людьми, социальными институтами, сложной мозаикой соци­альных явлений. Выявить, каковы психологические и социальные факторы, делающие адаптацию человека в современном мире ус­пешной или, напротив, неуспешной, помочь ему «совладать» с обстоятельствами — значит оказать ему существенную практичес­кую помощь для ориентации в нестабильном мире, в условиях ра­дикальных социальных преобразований.

Изучение этих двух факторов и составляет фокус интереса пси­хологии социального познания. Третий фактор -- конструирование социального мира на разных этапах соци­ализации. Психология социального познания примыкает в данном вопросе к психологии развития.

Что касается самого термина «психология социального позна­ния» (в англоязычной литературе «социальное познание»), то он получил распространение с начала 70-х гг.

 

Date: 2015-10-19; view: 1454; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию