Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки социального познания в современной когнитивной психологии





В начале XX в. немногие психологи интересовались тем, как при­обретается знание, если не считать определенное внимание, кото­рое уделялось этому вопросу в гештальтпсихологии. Однако позже ситуация коренным образом изменилась. В значительной мере это было обусловлено появлением электронно-вычислительных машин, в связи с чем выяснилось, что операции, ими выполняемые, весьма сходны с когнитивными процессами человека (получение инфор­мации, сохранение ее в памяти, классификация и т.п.).

«Когнитивная психология, --по утверждению одного из ее главных представителей, -- изучает восприятие, память, внима­ние, распознавание конфигураций, решение задач, психологичес­кие аспекты речи, когнитивное развитие и множество других про­блем, в течение полувека ожидавших своей очереди».

Поэтому в исследованиях когнитивной психологии довольно быстро обозначились новые подходы. Они были прежде всего ориентированы на когнитивную активность индивида, на ее анализ в условиях естественной целе­направленной деятельности. По мнению Найссера, «когнитивная активность — это активность, связанная с приобретением, орга­низацией и использованием знания»

Позитивизм, в определении Дж. Тьюки, означает: «Лучше совершенно точно ошибаться, чем приблизительно верно утверждать правильные вещи». Когнитивизм, по определению Г. Мюнстерберга, означает: «Лучше получить при­близительно точный предварительный ответ на правильно постав­ленный вопрос, чем отвечать на ложно поставленный вопрос с точ­ностью до десятичного знака». Иными словами, когнитивная психо­логия восстанавливает в правах анализ внутренних психических процессов, делая акцент именно на познавательных процессах. От­сюда, как мы увидим далее, и особенный интерес не только к ана­лизу всякого знания, но, в частности, и социального знания.

Особое место в становлении когнитивной психологии занима­ют идеи Джерома Брунера. Предприняв в 40-е гг. серию исследова­ний в области восприятия, Брунер сформулировал так называе­мый «Новый взгляд» (New Look), в рамках которого были предло­жены некоторые принципиальные дополнения к той традиции, которая существовала до этого. Исходное суждение Брунера зак­лючается в том, что^всякое восприятие предполагает акт категори­зации [26]: все, что воспринимается, приобретает значение оттого, с каким классом перцептов группируется, т.е. к какой категории относится. ^Категории, по Брунеру, это правила, по которым мы относим предмет к определенному классу^

Кроме этого, в восприятии дана, репрезентирована реальность, т.е. оно в большей или меньшей степени соответствует действи­тельности, что сформулировано в известном философском тезисе: «То, что мы видим, должно оказаться тем же самым и при бли­жайшем рассмотрении». Поэтому категоризация должна служить основой действий. Соответствие реальности опирается на некото­рое гипотетическое основание: восприятие — не просто репрезен­тация, но построение «модели мира». Отсюда центральное поня­тие в концепции Брунера — гипотеза.* Индивид подходит к ситуа­ции восприятия не с пустыми руками, но с определенными ожиданиями, предположениями относительно того, как взаимодействовать с воспринимаемым объектом, поэтому гипотеза выступает как регу­лятор перцептивной деятельности.) Именно она «подсказывает», каким образом нужно осуществить категоризацию — к какому клас­су отнести объект. Всякий акт восприятия включает ^проверку ги­потезы:) в ходе восприятия мы принимаем решение так или иначе категоризировать объект. Исход решения будет обозначать, хоро­ша или плоха была гипотеза.

Брунер разработал целую систему (Обстоятельств, от которых зависит исход проверки JTaKHx важнейших обстоятельств два: «сила гипотезы» и «сила доказательства»^_«Сила гипотезы» зависит от частоты ее прежних подтверждений, от социальных и эмоциональ­ных последствий прежних предположений, от согласия с гипоте­зами других, от ее монопольности (когда других гипотез нет), на­конец, от включенности гипотезы в систему [26, с. 88]. Существует целая серия экспериментов, в которых проверялась истинность высказанных постулатов.

Суждения Брунера и результаты экспериментов позволили сде­лать вывод о том, что при принятии перцептивного решения резко повышается вклад субъекта восприятия: он постоянно дает оценку воспринимаемому, а это уже всегда связано с различными соци­альными факторами, с конкретными жизненными обстоятельства­ми. Сам Брунер предложил краткое резюме положений «Нового взгляда» на восприятие:;восприятие есть всегда процесс принятия решения, который основан на использовании отличительных при­знаков. В свою очередь, использование отличительных признаков позволяет совершить переход к выбору категории, которая может быть определена как набор правил, по которым воспринимаемые явления можно объединить в один класс, комбинировать и т.д. Категории различаются по их готовности, т.е. по легкости, с кото­рой объект можно к ней отнести. Эта готовность зависит от ожида­емой вероятности явления и от активности воспринимающего субъекта. Эта «перцептивная готовность» имеет две функции: ми­нимизирует неожиданности внешней среды и максимизирует ус­пех восприятия. Таким образом, сама идея познава­тельной активности субъекта в процессе восприятия приближает к идее включенности восприятия в познание.


Еще более развитую концепцию перехода от изучения вос­приятия к анализу социального познания находим в работах У. Найссера [74; 75]. Именно ему, как уже отмечалось, принадле­жит идея такого реформирования когнитивной психологии, ко­торая поможет отойти от простого тиражирования идей, связан­ных с использованием ЭВМ. Найссер настаивает на том, что при изучении процессов познания необходимо больше внимания уде­лять деталям того реального мира, в котором обитают восприни­мающие и мыслящие индивиды, а также структуре информации, предоставляемой миром. Другая задача когнитивной психологии -учитывать навыки человека и возможности их изменения, вообще связывать находки когнитивной психологии с более фундамен­тальными проблемами общей психологии, в частности с приро­дой человека.

Тот факт, что на полноту восприятия человека оказывают вли­яние его опыт, навыки и знания, означает предвосхищение ин­формации в каждом познавательном акте. Такое предвосхищение осуществляется при помощи схемы, которая есть посредник меж­ду прошлым опытом и восприятием. Основная функция схемы -как раз предвосхищение событий или изменений во внешнем мире, она направляет когнитивную активность субъекта. Сама же когни­тивная активность определяется как «активность, связанная с при­обретением, организацией и использованием знаний». «Схема» в концепции Найссера — синоним «когнитивной карты».

Важно, что в каждом случае говорится о том, что у воспринимающего субъекта не просто возникает кар­тинка в голове, но он обладает определенным планом сбора ин­формации. Этот план не означает, что в его прокрустово ложе ин­формация «втискивается». Найссер остроумно замечает, что «мы не фильтруем и не отбрасываем нерелевантные стимулы, а просто ничего с ними не делаем». Схемы или их аналоги лишь направляют познавательную активность субъекта: помогают определить, «куда смотреть» и «что слушать».

Вводя понятие «схема», Найссер включает в процесс восприя­тия не только активность субъекта, но и целый ряд внешних соци­альных обстоятельств: схема во многом устанавливается не просто личным прошлым опытом индивида, но всей системой культуры. По мнению Найссера, социальная среда представляет собой раз­работку возможностей, предоставляемых физическим миром и созданных на протяжении культурной истории. Эти возможности человек постигает на опыте его собственной семьи и социальной группы, к которой он принадлежит. Общий для всех нас опыт относится не только к физической среде; «поскольку мы живем в рамках орга­низованной культуры, нам приходится иметь дело с более или менее стандартизированным социальным (выделено мной. — Г. А.) опытом» [там же, с. 198]. А это уже прямой переход в область соци­альной психологии. Когнитивная психология всей постановкой про­блем восприятия и познания во многом сформулировала саму идею специфики социального познания.

 







Date: 2015-10-19; view: 697; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию