Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
К лекции № 7
Семинар № 11. Психическая регуляция поведения и деятельности Вопросы для самоподготовки и обсуждения: 1. Структура деятельности. 2. Виды деятельности: - характеристика трудовой деятельности, - характеристика учебной деятельности, - характеристика общения, - характеристика и специфика игровой деятельности. 3. Виды поведения. 4. Регуляция поведения при помощи эмоций. 5. Волевая регуляция поведения. 6. Речевая регуляция поведения.
Основные понятия: автоматизм, зона ближайшего развития, девиантное и делинквентное поведение, идеомоторика, импринтинг, индивидуальный стиль деятельности, когнитивная беспомощность, локус контроля, манипулирование, отклоняющее поведение, сверхнормативная деятельность. Важнейшая функция психики – регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. В изучении закономерностей деятельности человека большая заслуга принадлежит нашим отечественным психологам А.Н. Леонтьеву и Л.С. Выготскому. Деятельность представляет собой реальную связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика. Психика и сознание человека, по мнению нашей отечественной школы психологии, формируются именно в деятельности, что убедительно доказывают законы развития и формирования психики в онтогенезе. Деятельность представляет собой активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно поставленной цели, возникающей в результате появления у него определённой потребности, мотива. Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определённым образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Опишите структуру деятельности и дайте характеристики её составляющим. Во втором вопросе представляется важным рассмотреть специфику, характеристики и цели каждого вида деятельности. Ради чего мы занимаемся каждым из указанных видов? Что, в конечном итоге, даёт нам деятельность, можно ли без неё обойтись? Обоснуйте Ваше мнение. Одной из традиционных теоретических и практических проблем в психологии было изучение поведенческих реакций человека. Нередко и саму психологию определяют как науку о поведении. В частности, работами В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева, К. В. Судакова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина было убедительно доказано, что поведение следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека. Поведение часто рассматривают как взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внутренней и внешней активностью. Поведение имеет свою структуру. Оно включает в себя: поведенческий акт, действие, поступок, деяние. Поведение можно определить как активность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психологических, социальных и духовных потребностей. В поведении как целостном акте можно выделить следующие взаимосвязанные этапы. Во-первых, формирование потребности. Во-вторых, развитие мотивации, выражающейся в мотивационном возбуждении. В-третьих, развитие вегетативных реакций, направленных на обеспечение поведенческой активности, а также субъективных переживаний (эмоций). В-четвертых, принятие решения применительно к конкретному состоянию и внешней ситуации. В-пятых, поиск или формирование программы для реализации принятого решения. В-шестых, осуществление этой программы и достижение необходимого результата, снимающего потребность, которая запустила поведенческий акт и развитие эмоций типа удовлетворения, удовольствия. Назовите виды поведения, направленные на удовлетворение той или иной потребности. Какие виды поведения свойственны именно Вам? Какие виды поведения чаще всего Вы наблюдаете у окружающих Вас людей? Каковы, по Вашему мнению, причины такого поведения? Эмоции в форме непосредственных переживаний отражают прежде всего результаты практической деятельности человека, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку всё то, что делает человек, в конечном счёте лежит в основе его поведения и служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека (поведенческие реакции) сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространённая среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, или неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Эмоции выражают смысл ситуации, значение предстоящих действий или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, а также коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции могут быть результатом деятельности, и в то же время служить её мотивирующим фактором. Эмоции могут быть индикаторами потребностей, направляя нашу деятельность, и в то же время сами выступать в роли потребности. Например, мы часто испытываем потребность в положительных эмоциях и организуем свою деятельность на их получение, или отвергаем те формы поведения, которые приводят нас к негативным переживаниям, т.е. благодаря эмоциям происходит постоянное самообучение и самоадаптация как к внешним условиям, так и к внутренним. Эмоции не только активно влияют на психические процессы, свойства, состояния, но и способствуют нашему постоянному развитию. Объясните, как, с вашей точки зрения, эмоции влияют на ваше поведение, деятельность, выбор цели, ваши материальные и духовные ценности, и дайте этому обоснование. Приступая к той или иной деятельности, человек предварительно ориентируется в ее условиях, обследуя обстановку с целью выработки правильных действий. При этом устанавливаются отношения между элементами ситуации, определяется их значение, возможности их комбинации для достижения цели. Человек вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, достигаются определённые промежуточные результаты, значимость которых подвергается эмоциональной или логической оценке. Каждая операция в структуре действий определяется условиями изменяющейся ситуации, умениями и навыками, репертуаром поведенческих реакций, опытом, перцептивными, интеллектуальными и двигательными навыками поведения. Таким образом, деятельность индивида – устойчивая система его взаимосвязей с миром, основанная на концептуальном образе мира и стереотипизированном поведенческом фонде. Этот фонд способов поведения как раз и реализуется в виде простых или сложных волевых действий. Дайте классификацию волевых действий, характеристику простых и сложных волевых действий, волевых состояний и качеств личности. Возможность речи выражать психический мир человека практически безгранична. С позиции психологии речь – это вынесенная вовне психика субъекта и соответственно, одна из важнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающими. Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И наоборот, в случае понимания речи такой процесс превращается в мысль, в психический продукт. В речевом общении воздействие на объект оказывают прежде всего предмет информации (то, о чём говорится) и модальность (то, как говорится.). Речь также содержит информацию о личности говорящего. Содержание речи свидетельствует об интеллектуальных особенностях личности, направленности её психики. Темп, ритм, плавность, громкость, эмоциональность, лаконичность отражают темперамент человека и проявляются в определённых способах поведения и воздействия на слушающего (-щих). Своеобразие речи, образность, отсутствие речевых шаблонов являются выражением творческих возможностей человека. В процессе межличностного общения люди влияют на интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы друг друга, т.е. на поведение в целом. В речевом общении люди формируют друг у друга определённые позиции, отношения к различным сторонам действительности. При помощи речи мы передаём информацию, обмениваемся чувствами, оказываем влияние на окружающих. Расскажите о роли речевой деятельности. Что можно понять, выяснить о личности говорящего, внимательно слушая его речь? Практические задания к семинару (по материалам книги Сапоговой Е.Е. «Задачи по общей психологии»)*: Задача 1. Как вы считаете, чьей позиции (А. Н. Леонтьева или С. Л., а затем Рубинштейна) придерживаются авторы следующих фрагментов? По каким признакам вы это определили? 1. Любая реальная актуальная деятельность имеет внешнее и внутреннее (внешний или внутренний планы, или стороны), и они связаны между собой неразрывно. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделитьискать, как они связаны, а в том, чтобы, изучая "внешнюю сторону" деятельности, раскрыть "внутреннюю сторону", понять реальную роль психики в деятельности. 2. В анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как "внутреннего условия", как одной из важнейших характеристик субъекта деятельности и в этом плане необходимой составляющей деятельности. Задача 2. Выберите из приведенных признаков те, которые характеризуют: а) поведение животных, б) человеческую деятельность, в) только игру, г) только учение, д) только труд. Условие развитие психики; упражняемость; деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий; автоматизированность; целенаправленность; мотивированность; условие проявления всех психических реакций; наличие проб и ошибок; направленность на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей; наличие притязаний; направленность на усвоение и применение системы понятий; повторяемость; деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения. Задача 3. Распишите с точки зрения структуры следующие формы деятельности. Шитье, письмо, игра в прятки, езда на велосипеде, обучение психологии, изобретение колеса.
Задача 4. В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов приводят перечень различений между формами и видами деятельности, существующих в современной науке: материальная и духовная; внешняя и внутренняя; непосредственная и опосредствованная; произвольная и непроизвольная; творческая и репродуктивная; сознательная и бессознательная; индивидуальная и коллективная. Имеются различения и другого рода: игровая, учебная, трудовая, художественная, спортивная и т.д. Деятельность разделяют на исполнительную и познавательную (перцептивная, мнемическая, умственная или мыслительная). Наконец, можно добавить дифференциацию деятельности по мотивам, целям, предметному содержанию, способам осуществления, конечному результату, степени свободы в постановке целей, в выборе средств, в определении вида и характера результата. Ниже приведен список разнообразных форм человеческой деятельности. Опишите каждую из них с помощью предложенного перечня. Пловец ставит мировой рекорд; ученый делает открытие; пастор читает проповедь пастве; школьник решает задачу в уме; политический деятель пишет мемуары; шестилетка учится писать; модельер создает новый стиль в одежде; изобретателю во сне приходит решение сложной проблемы; хозяйка переставляет мебель в квартире; рабочий вытачивает детали на станке; старушка завязывает узелок на память; первобытные люди охотятся на мамонта; стареющая примадонна играет Джульетту; художник пишет на пленэре; дачник копает участок; учащийся Строгановки копирует "Утро стрелецкой казни"; печник складывает камин; монахиня замаливает грехи; ребенок ходит во сне; японец сочиняет хай-ку; таксист везет провинциала с вокзала; подростки танцуют на дискотеке; оппозиция проводит демонстрацию; японец создает икебану; преступник грабит банк; студент сдает экзамен; летчик сажает самолет в аварийной ситуации.
Задача 5. Проанализируйте приведенные примеры и поясните, где речь может идти о деятельности, действии, операции. Татьяна пишет письмо Онегину; Дантес убивает Пушкина на дуэли; Лебедев впервые осуществляет синтез каучука; Кутузов принимает решение оставить Москву; Киса Воробьянинов становится "отцом русской демократии"; Павлик Морозов доносит на отца; Раскольников убивает топором старуху; Лужин мысленно разыгрывает шахматные партии; пан Козлевич давит на газ в "Антилопе Гну", в спешке убывая из Васюков; Дон Кихот воюет с ветряной мельницей; Пьер Безухов примыкает к масонам; Ванга предсказывает Вторую мировую войну; Планк открывает квантовую структуру света; Бор, по мнению Гейзенберга, открывает структуру атома не посредством расчетов и доказательств, а путем догадок и интуиции; Иван Грозный убивает своего сына Ивана; Витя Малеев вырабатывает характер; Петр I "прорубает окно в Европу"; сапер ошибается один раз; Марья Антоновна вышивает гладью; Колумб открывает Америку; Коля Синицын проводит эксперименты с пчелами; игрок ставит на "зеро"; Незнайка совершает хорошие поступки; Том и Бекки потерялись в пещере; Буратино пишет диктант; д'Артаньян возвращает королеве подвески; Сократ выпивает цикуту; Павлов изучает рефлексы собаки; Робинзон обнаруживает человеческие следы на песке. Задача 6. Проанализируйте приведенные тексты. Определите, во всех ли случаях речь идет о трудовой деятельности. Выделите психологические признаки труда как особого вида человеческой деятельности. 1. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках строительный камень, задали один и тот же вопрос: "Что вы делаете?" Первый ответил сквозь плотно стиснутые зубы: "Таскаю тяжелые тачки с этим проклятым камнем, будь он неладен! Вон какие мозоли на руках набил!" Второй сказал добродушно: "Как это - что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и двум маленьким дочуркам". А третий распрямился, отер со лба крупные капли пота, широко улыбнулся и сказал: "Я строю Шартрский собор!" 2. Тракторист И., приехавший из города на некоторое время для помощи совхозу, получил задание вспахать под пар определенную площадь поля. Получив разъяснения бригадира, он приступил к работе. Но с одной стороны вспахиваемого участка стоят ряды копен необмолоченной пшеницы (из-за производственной необходимости звено присланных в совхоз людей работало целый день над подборкой и копнением поваленного хлеба). Копны мешают трактористу пахать. Тракторист И., немного подумав, примотал к концу палки тряпку, смочил ее дизельным топливом, зажег и этим факелом поджег первый ряд копен. Подождав, "перекурив", пока хлеб сгорит, И. продолжает вспашку. Затем подобным же образом сжигает второй ряд копен и т.д. План вспашки он выполнил на 108%. Когда звеньевой копнильщиков Е., узнав о происшедшем, спросил И., как же это он смог додуматься спалить хлеб, И. спокойно и с сознанием своей полной правоты ответил: "У меня же производственное задание! Улавливаешь? План! Если я не буду пахать, что я заработаю? Разговаривай с бригадиром!" (По Е. А. Климову)
Задача 7. Из приведенных высказываний отберите те, которые можно отнести к "научению", "учению", "обучению", "учебной деятельности". 1. Крысы способны научиться безошибочно пробегать по лабиринту, открывать клетку, приближаться при появлении одних стимулов и убегать при появлении других. 2. Когда И. П. Павлов изучал слюноотделение, он заметил, что спустя несколько дней после начала опытов у собак начинала выделяться слюна еще до того, как пищу клали им в миску. 3. Уже в первые недели жизни младенец способен подражать выражению лица взрослого. 4. В процессе учения приобретаются и закрепляются (или изменяются наличные) способы деятельности индивида, результатом чего становятся элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки). 5. Обучаясь, мы усваиваем информацию о значимых свойствах мира, необходимую для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого процесса - знания). 6. В учении происходит освоение приемов и операций, из которых складываются разные виды идеальной и практической деятельности (продукт - навыки). 7. В учении осуществляется овладение способами использования информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт - умения). 8. Учитель управляет процессом усвоения знаний. 9. Для человеческого общества характерна совместная деятельность, в ходе которой один из участников приобретает опыт, а другие создают благоприятные условия для этого. 10. Студенты учатся в вузе ради интереса, ради получения диплома, из-за престижа, чтобы остаться в городе, чтобы не служить в армии, чтобы выполнить желание родителей и т.д. 11. Школьник не знал, почему бывают приливы. На уроке ему это объяснили, дома он повторил материал по учебнику, и теперь знает. 12. Человек не умел кататься на коньках. Тренер объяснил ему, как это делается, он потренировался, и у него получается. 13. Каждое общество организует сеть учреждений, в которых осуществляется передача подрастающим поколениям определенных знаний, умений, навыков. 14. Участвуя в различных видах деятельности, накапливая опыт действий с различными предметами, общаясь и взаимодействуя с другими людьми, человек стихийно осваивает множество знаний и умений. 15. На основе проб, подражания, советов окружающих, чтения специальных пособий мы приобретаем множество навыков, например, фотографирования, работы с компьютером, ходьбы на лыжах, ремонта электроприборов, пользования косметикой, шитья, вязания и т.д. 16. Перед поездкой за границу человек посещал курсы интенсивного освоения иностранного языка. 17. Школьник не понял материал из объяснения преподавателя и дома, чувствуя, что завтра его обязательно спросят, просто заучил его наизусть. 18. Перед экзаменом на вождение автомобиля студент несколько раз вслух объяснял себе, как заводится автомобиль, как делаются повороты, обгоны, как проезжать перекрестки и т.д. Задача 8. С какими структурами в теории деятельности можно соотнести следующие элементы? "Зачаточное действие", "эскиз будущего действия" (А. Бине), "образ потребного будущего" (Н. А. Бернштейн), "схема" (П. Фресс, С. Московией), "личностная установка" (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец), "отношения" (В. Н. Мясищев), "информационная модель" (В. Н. Пушкин), "фиксированные социальные установки" (В. А. Ядов).
Задача 9. Мотивы человека образуют иерархическую систему, которой определяется масштаб и характер личности человека. Попробуйте описать мотивационную сферу и ведущий мотив перечисленных исторических и литературных персонажей. Акакий Акакиевич (Н. В. Гоголь), Павка Корчагин (Н. Л. Островский), Плюшкин (Н. В. Гоголь), Сомс Форсайт (Дж. Голсуорси), доктор Альберт Швейцер, мать Тереза, Галилео Галилей, Петр I, рыцари Круглого Стола.
Задача 10. Прокомментируйте следующие суждения. Какие важнейшие процессы человеческой деятельности имеются в виду и в чем заключается их роль? 1. Во время процесса труда труд постоянно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы бытия, движения в форму предметности. 2. В производстве объективируется личность; в потреблении субъективируется вещь. 3. В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. Задача 11. Покажите, в каких видах деятельности осуществляются указанные переходы. 1. Переход от внешнего предметного действия к операциональным значениям, образам, мысли. 2. Переход от мысли к образу. 3. Переход от мысли к действию. 4. Переход от содействия к сочувствию, сопереживанию и к реальному поступку. Задача 12. Прокомментируйте следующие суждения об игре. С какими из них согласуются идеи психологической теории деятельности, а с какими - нет? Что, на ваш взгляд, делает игру одним из основных видов человеческой деятельности? 1. Игра старше культуры, ибо понятие культуры, как бы несовершенно его ни определяли, в любом случае предполагает человеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. 2. Специфическое отличие игры преддошкольника от игры животных характеризуется тем, что это не инстинктивная, но именно человеческая предметная деятельность, которая, составляя основу осознания ребенком мира человеческих предметов, определяет собой содержание игры ребенка. 3. Анализ, при котором игра рассматривалась как выражение относительно зрелой способности воображения, привел к тому, что ей начали приписывать свойства воображения, видеть в ней отлет ребенка от действительности, рассматривать ее как особый замкнутый мир детской аутистической грезы, связанный с глубинными влечениями. 4. Роль и органически с ней связанные действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой игры. 5. Игра совершается ради чего-то иного, служащего в свою очередь некой биологической целесообразности. 6. Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно - доставлением материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок. Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни. 7. Существование игры не привязано ни к определенной степени культуры, ни к определенной форме мировоззрения. 8. Игра характеризуется тем, что мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе. Не выиграть, а играть - такова общая формула мотивации игры. 9. Игровое действие рождается из потребности ребенка действовать как взрослый, выполнять пока недоступные ему предметные действия взрослых на доступных ему предметах. 10. Игра есть инстинктивное самообразование развивающихся задатков, бессознательное предварительное упражнение будущих серьезных функций. Игра относится к жизни, как маневры к войне. Задача 13. Попытайтесь сформулировать свою точку зрения в отношении приведенных ниже вопросов. 1. Можно ли считать психику деятельностью? 2. Какую из схем, на ваш взгляд, правомернее использовать в психологии: "общение и деятельность", "общение = деятельность", "коммуникативная деятельность"? 3. Правомерно ли использование понятий "познавательная деятельность", "мыслительная деятельность", "деятельность воображения", "перцептивная деятельность", "деятельность осязающей руки", "регулятивная деятельность", "педагогическая деятельность", "организаторская деятельность", "профессиональная деятельность", "деятельность по формированию..." и т.п.? Задача 14. Проанализируйте приведенные фрагменты. Можно ли описанные процессы назвать деятельностью и почему? 1. "Танец грома" служит свидетельством странной гармонии, существующей между примитивными обычаями этих людей и силами природы. Гармония эта недоступна логике и непонятна для представителей цивилизованного мира, однако она просто и совершенно естественно воспринимается сознанием туземцев... На площадку танца вбежал стройный мужчина, размахивая сосиаби - длинным танцевальным жезлом с острым и блестящим бронзовым топориком на конце. Резкими движениями жезла он рисовал в воздухе зигзаг молнии. Удары барабанов создавали впечатление отдаленного грома. Танцор начал кружиться на месте во все ускоряющемся темпе. Затем, зажав жезл в зубах, он начал выделывать немыслимые фигуры. К нему постепенно присоединялись другие. Извиваясь в танце, они иногда склонялись так низко, что касались лбами земли. Танцор с жезлом как одержимый носился вдоль стены окружавших площадки людей, размахивал своим жезлом и чуть не задевал им зрителей. В начале танца на небосклоне не было ни облачка. Взглянув случайно вверх, я заметил, что небо стали затягивать грозовые облака. Танец продолжался, послышались раскаты грома, еще больше воодушевившие танцоров. С криками и гримасами они совершали дикие прыжки. Я чувствовал, что и меня постепенно захватывает безумие, овладевшее ими, но оно не помешало мне испытать беспокойство при мысли, что тяжелые тучи, собравшиеся над нами, помешают мне делать снимки. Принц Ахо, казалось, почувствовал мое беспокойство. Он склонил свой могучий торс вплотную ко мне и сказал на ухо: "Дождя не будет, мы не разрешаем ему идти без "танца дождя""....Небо вскоре заволокло настолько, что продолжать съемку стало невозможно... Раскаты грома приближались, сливаясь с грохотом барабанов. Я ждал, что вот-вот блеснет молния и разразится ливень. Но раздался еще один удар грома, и танец неожиданно прекратился....Принц обернулся ко мне, на его отвислых губах появилась улыбка, он поднял глаза к небу. Солнце снова ярко сияло в густом синем небе. (Г. Райт) 2. Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд....Мы можем представить только напряженное тело, силящееся поднять огромный камень, покатить его, взобраться с ним по склону; видим сведенное судорогой лицо, прижатую к камню щеку, плечо, удерживающее покрытую глиной тяжесть, оступающуюся ногу, вновь и вновь поднимающие камень руки с измазанными землей ладонями. В результате долгих и размеренных усилий, в пространстве без неба, во времени без начала и конца, цель достигнута. Сизиф смотрит, как в считанные мгновения камень скатывается к подножию горы, откуда его опять придется поднимать к вершине. Он спускается вниз. Сизиф интересует меня во время паузы. Его изможденное лицо едва отличимо от камня! Я вижу этого человека, спускающегося тяжелым, но ровным шагом к страданиям, которым нет конца. В это время вместе с дыханием к нему возвращается сознание, неотвратимое, как его бедствия. И в каждое мгновение, спускаясь с вершины в логово богов, он выше своей судьбы. Он тверже своего камня....Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение. (А. Камю)
Задача 15. "Переведите" на язык современной психологической науки и прокомментируйте следующие афоризмы. 1. Наше сознание было отлито в форме деятельности. (А. Бергсон) 2. Работать не так скучно, как развлекаться. (Ш. Бодлер) 3. Нужно, чтобы действие одушевляла мысль. Иначе оно бесплодно. (Р. М. дю Тар) 4. Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может. (Мерье) 5. Когда двое делают одно и то же, получается не одно и то же. (Теренций) 6. То, что мы хотим совершить сердцем, не стоит того, что мы должны совершить умением. (Тилли) 7. Чтобы сделать что-нибудь, нужно не так уж много сил; вот чтобы решить, что именно надо сделать, нужна действительно огромная сила. (Kин Хаббард) 8. Кто может - делает, кто не может - учит. (Б. Шоу) Список основной литературы: 1. Ильин, Е. П. Психология воли [Текст]: [Учеб.пособие] / Е.П. Ильин. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 280с. 2. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст]: [Учеб.пособие] / Е.П. Ильин. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 749с. 3. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб. пособие / А.Р. Лурия. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 319с. 4. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии: учебник / 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 606с. 5. Общая психология: учебник для вузов в 7 т. / под ред. Б. С. Братуся; Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. общ. психологии. - Москва: Академия, 2010. 6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: [учеб. пособие для вузов] / Д. М. Рамендик. - М.: Форум, 2009. - 303 с. 7. Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Текст]: учебник / А. М. Столяренко. - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 543с. Список дополнительной литературы: 1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст]: учеб.пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо: Юрайт, 2002. - 334с. 2. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]: монография / И.А. Зимняя. - М.: Моск.псих.-социолог.ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 429с. - (Сер."Психологи Отечества"). 3. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса [Текст]: монография / Л. А. Китаев-Смык. - М.: Акад. Проект, 2009. - 943с. 4. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия [Текст]: учеб.пособие / Е.В. Клюев. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 317с. 5. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб.пособие / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Е.Соколовой. - М.: Смысл, 2001. - 511с. 6. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник / А. Г. Маклаков. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 528с. 7. Петровский, А. В. Психология [Текст]: учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 3-е изд.,стереотип. - М.: Издат.центр "Академия", 2002. - 351с. 8. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 448с.*
Date: 2015-10-19; view: 4745; Нарушение авторских прав |