Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар № 9. Сравнительный анализ психологических типов личности по А.Е. Личко и К. Леонгарду





Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

1. Акцентуация характера, ее типы.

Классификация К. Леонгарда: демонстративный, педантичный, возбудимый, застревающий, гипертимный, дистимный, аффективно-лабильный (циклотимичный), аффективно-экзальтированный (экзальтированный), эмотивный, тревожно-боязливый (тревожный) (книга: Леонгард К. Акцентуированные личности)

Классификация А.Е. Личко: истероидный, психастенийный, эпилептоидный, гипертимный, циклоидный, лабильный, сенситивный, астеноневротический, неустойчивый, конформный (книга: Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков)

Сравнительный анализ проводится по следующим пунктам:

1) краткая характеристика каждого из перечисленных типов личности,

2) особенности поведения,

3) как распознать,

4) какая профессия подходит.

2. Как знания об особенностях темперамента и характера помогают в профессиональной деятельности и жизни.

Основные понятия: акцентуация характера, астения, идеал, иерархия потребностей, конформность, лабильность, самоактуализация, установка, уровень притязаний, система ценностей, цельность личности.

Акцентуации представляют собой крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера имеют гипертрофированную форму и проявляются как «слабые места» в психике индивида, снижающие его адаптацию, приобретают избирательную уязвимость в отношении некоторых воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим воздействиям. Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсированы. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения. Акцентуации характера могут быть явными и скрытыми., проявляющимися в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более подвержены «острым» влияниям среды, более подвержены психическим травмам.

Типы акцентуированных личностей описаны наиболее подробно известным немецким психиатром К. Леонгардом и отечественным – А.Е. Личко. Как считал К. Леонгард, у 20 – 50 % людей акцентуированные черты характера столь заострены, что это при определённых обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Выраженность акцентуации может быть различной – от лёгкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть социально опасны для окружающих.

Акцентуации характера начинают наиболее интенсивно проявляться в подростковом возрасте, со временем могут компенсироваться, а при неблагоприятных условиях – развиваться и преобразоваться в психопатии.

Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций осуществляется при помощи теста Леонгарда – Шмишека на выявление акцентуации характера, патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко и Н.Я. Иванова, и личностного опросника MMPI.

Проведите сравнительный анализ двух наиболее известных классификаций акцентуаций характера по указанной выше схеме. Что нового в этом свете Вы узнали о себе? Как, с Вашей точки зрения, знания об особенностях характера и темперамента могут помочь в профессиональной деятельности и при выборе профессии.

Практические задания к семинару (по материалам книги Сапоговой Е.Е. «Задачи по общей психологии»)*:

Задача 1. Выберите из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту.

Трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музыкальность, сообразительность, сензитивность, реактивность, экстраверсия, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, педантичность, требовательность, принципиальность, быстрое переключение внимания, острота зрения, леность, высокие умственные способности, медлительность, гениальность, сила эмоциональной реакции, богатство мимики, глубина чувств.

 

Задача 2. Вставьте пропущенные слова.

1. Под темпераментом понимают... характеристики.......

2. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с..., который выделил четыре типа темперамента:...,...,... и....

3. В результате исследований... и... к трем основным свойствам нервной системы (...,... и...) были добавлены еще два:... и....

4. Физиологическая концепция И. П. Павлова, получившая название учения о........., трансформировалась в учение о..........

5. Свойства нервной системы трактуются как базовые характеристики......, обеспечивающих... деятельности мозга и всей.......


6. Темперамент -... категория, охватывающая лишь... аспекты поведения, а... - социопсихологическая категория, охватывающая... характеристики поведения человека.

Задача 3. Психические свойства личности могут быть условно объединены в три группы: свойства темперамента, свойства характера и способности. Классифицируйте понятия из приведенного списка по этим трем группам.

Вспыльчивый, нежный, справедливый, смелый, остроумный, трудолюбивый, честный, вежливый, воспитанный, горячий, черствый, умный, деловой, "крутой", пылкий, отходчивый, послушный, красноречивый, суетливый, послушный, спокойный, глупый, непоседа, решительный, ловкий, "несмеяна", необузданный, ленивый, находчивый, неряшливый, благородный, щедрый, недотепа, "тряпка", плакса, доброжелательный, предприимчивый, осторожный, самоуверенный, чуткий, ранимый, возбудимый, "живой такой, веселый", эгоистичный, энергичный, инициативный, медлительный, растяпа, услужливый, верный.

 

Задача 4. Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верное, с вашей точки зрения.

1. Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов.

2. В основе темперамента лежит тип нервной системы.

3. Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, подготовки, волевых усилий.

4. Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова.

5. Темперамент определяется количеством общей энергии в организме.

6. Темперамент определяется конституцией человека.

Задача 5. Какие из приведенных прилагательных служат для описания двигательной сферы темперамента, а какие - для характеристики эмоциональной сферы.

Быстрый, подвижный, живой, резкий, вспыльчивый, вялый, импульсивный, чувствительный, жизнерадостный, медлительный, энергичный, стремительный, заторможенный, впечатлительный.

Задача 6. Знаменитый "Салернский кодекс здоровья" дает описания гиппократовских темпераментов. Проанализируйте с точки зрения современной науки, какие черты темпераментов схвачены верно, а какие являются "беллетристикой".

Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре.
Склонностью он обладает к наукам любым и способен,
Что б ни случилось, но он не легко распаляется гневом.
Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый,
Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.
Желчь существует, - она необузданным свойственна людям,
Всех и во всем превзойти человек подобный стремится;
Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив,
Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам;
Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,
Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.
Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость,
Жир порождает она и ленивое крови движенье.
Сну - не занятьям - свои посвящает флегматик досуги...
Только про черную желчь мы еще ничего не сказали.
Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.
Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте.
Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут отовсюду.

Задача 7. Иммануил Кант в своей "Антропологии" (1789) дал чисто психологическое описание темпераментов, которые приводятся ниже. Вставьте пропущенные названия темпераментов.


1.... темперамент узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.

2.... темперамент, по И. Канту, свойствен "людям веселого нрава".

3.... трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.

4.... темперамент связан с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий.

5.... темперамент связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.

6. Эмоции... быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но непродолжительная.

7. У... сильно развито чувство долга.

8.... - шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу.... темперамент присущ "людям мрачного нрава".

9.... очень уживчивы, с виду мягки и покорны, но постепенно захватывают власть над людьми и обстановкой, так как обладают непреклонной, но благоразумной волей.

10.... вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и успешности своей деятельности, недоверчивы, озабочены, безрадостны.

11.... избегает ответственности и труда, но обладает организаторскими качествами и готов быть начальником.

12.... можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настроения которого легко меняются.

13.... часто корыстен, но пасует перед препятствиями: достаточно едкого остроумия, чтобы исчез ореол его важности.

14.... необязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы, ничему не придают большого значения.

15.... любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует (часто на словах) и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остроумия.

16.... не способен долго расстраиваться, печали его неглубоки.

17. У... низкая работоспособность, он предпочитает легкие, игровые занятия.

18.... долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют ее качественно и ответственно.

Задача 8. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.

1. Динамику психической жизни определяют... а) направленность личности; б) эмоциональность; в) воспитание; г) темперамент; д) способности; е) процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

2. По параметру общей активности человек может быть... а) инертным; б) пассивным; в) стремительным; г) умным; д) добрым; е) вспыльчивым; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

3. Проявления темперамента в моторной сфере - это... а) темп; б) ритм; в) агрессивность; г) биоритмы; д) аккуратность; е) интенсивность; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

4. Основные свойства нервной системы -... а) чувствительность; б) ритмичность; в) импульсивность; г) периодичность; д) равномерность; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.


Задача 9. Какие из приведенных в списке качеств характеризуют экстравертированный и интровертированный психологический тип, по К. Г. Юнгу?

Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия, импульсивность, беззаботность, мечтательность, безрассудство, социальная адаптированность, расчетливость, открытость, подвижность, аутизм, смешливость, вдумчивость, застенчивость, стеснительность, бесцеремонность.

Задача 10. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

A, B
A
A
A
A
B
B
B
B

1. а) психика - б) темперамент;

2. а) темперамент - б) характер;

3. а) темперамент - б) эмоции;

4. а) моторная сфера - б) темперамент;

5. а) темперамент - б) экстраверсия;

6. а) темперамент - б) сила нервной системы;

7. а) сангвиник - б) холерик.

Задача 11. Выберите из приведенного списка слова, которыми можно описать характер.

Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, воля, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.

 

Задача 12. Вставьте пропущенные слова в предложениях.

1. В отечественной психологии характер определяется как совокупность... свойств индивида, в которых выражаются способы его... и способы.......

2. От... зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления.

3. Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности, он... под влиянием условий жизни, в процессе воспитания и активного... с окружающим миром.

4. На формирование характера особенно влияет....

5. Черты... отражают то,... действует человек, а черты личности - то,...... он действует.

6. Характер имеет различную степень выраженности:... характеры,... характеры и... характеры.

7.... - это своеобразные заострения характера, которые подразделяются на... и....

8. И. П. Павлов назвал характер..., а темперамент -....

Задача 13. Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верные, с вашей точки зрения, и неправильные.

1. Характер - это такое совокупное психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в процессе его жизнедеятельности.

2. Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.

3. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.

4. Характер - это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального поведения.

5. Единство мотивов и воли есть то, что образует характер человека.

6. Характер - это программа типичного поведения в типичных обстоятельствах.

7. Так как поведение относительным образом определяется характером человека, то при изменениях характера оно остается неизменным.

8. В характере его индивидуальное своеобразие, порождаемое неповторимыми ситуациями социализации, вступает в противоречие с социально-типическим.

9. С характером рождаются, а личностью становятся.

10. Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении.

11. В "типах характеров" проявляется типичность, закономерность сочетаний определенных черт характера с определенными чертами личности, так что можно говорить о "личностно-характерологических типах".

12. С развитием личности человек начинает действовать всё более нормативно: личность в своем развитии "снимает" характер.

Задача 14. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Э. Кречмер объяснял характер... а) эндокринными факторами; б) социальными факторами; в) наследственно-приобретенными факторами; г) соматическим состоянием; д) все ответы верны; е) все ответыневерны.

2. 3. Фрейд полагал, что энергетическим источником характера являются... а) динамические тенденции; б) чувствования; в) осознаваемые побуждения; г) сексуальные тенденции; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Детерминанты свойств характера надо искать... а) в особенностях генотипического фонда; б) в учете средовых влияний; в) во внутренних побуждениях личности; г) в суммировании генотипических и средовых влияний; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Для истероидного акцентуанта труднее всего... а) вступать в эмоциональные контакты с людьми; б) переносить невнимание к своей особе; в) быть на виду; г) ориентироваться в социальной обстановке; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Характер считается патологическим, если он... а) относительно стабилен во времени; б) имеет тотальное проявление; в) социально дезадаптирован; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

6. В характере психастеников проявляются... а) нерешительность; б) твердость; в) инициативность; г) жестокость; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. Признаки эпилептоидного характера... а) раздражительность; б) приступы ярости и гнева; в) напряженное состояние инстинктивной сферы; г) моральные дефекты; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

8. Шизоидная личность... а) эмоционально отзывчива; б) общительна; в) эмпатична; г) адаптивна; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

9. Для психастеников характерны следующие соматические расстройства... а) головные боли; б) усиленное сердцебиение; в) тошнота; г) головокружения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

10. Э. Фромм определяет характер как форму, в которой канализируется энергия человека в процессах... а) приобретения и потребления вещей; б) установления отношений с другими людьми; в) установления отношений с самим собой; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

Задача 15. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.

1. Образец: ТЕМПЕРАМЕНТ: ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Характер:... (наследственность, воспитание, отражение, акцентуация, темперамент)

2. Образец: ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ

Характер:... (познание, поступок, разум, психическое, акцентуация, воля)

3. Образец: ТЕМПЕРАМЕНТ: САНГВИНИК

Акцентуация характера:... (психопатия, эмоции, темперамент, психастения, мотивация)

 

Задача 16. Прокомментируйте приведенные мнения. Определите современную научную позицию в отношении наследования и формирования свойств характера.

1. В нашем Советском Союзе люди не рождаются, рождаются организмы. Люди у нас делаются - трактористы, мотористы, академики, ученые и т.д. И это без всякой идеологической чертовщины - генетики, ее реакционной теории наследственности. (Из выступления Т. Д. Лысенко, 1935 г.)

2. Выдающийся психиатр О. В. Кербиков, обсуждая вопрос о формировании и наследовании особенностей характера, в работе "Клиническая динамика психопатий и неврозов" (1962) писал: "Ведь от рождения человек не тот, кем он становится в результате воспитания. Можно говорить о глыбе мрамора и резце скульптора. Конечно, для ваяния большую роль играет качество мрамора. Однако в основном изваяние формируется под действием резца скульптора. Этим скульптором и является окружающая среда".

Задача 17. К каким типам возбудимых и тормозных психопатий можно применить следующие выражения?

"Инфарктогенная личность"; "паникер"; "домашний тиран"; "педант"; "меланхолик"; "махровый эгоист"; "самодур"; "сноб"; "мученик"; "фантазер"; "ипохондрик"; "заводится с пол-оборота"; "порох"; "циник"; "наэлектризующий атмосферу"; "формалист"; "трус"; "трудный ребенок"; "садист"; "зверь"; "мимоза"; "кляузник"; "бытовой хулиган"; "лицемер"; "деспот"; "самоед"; "маниловщина"; "симулянт"; "страдалец"; "фанатик"; "жертва"; "трудоголик"; "сутяга", "Отелло".

Задача 18. Обобщите следующие высказывания о психопатических характерах и сформулируйте определение психопатии. Что к ним необходимо добавить, а какие признаки не нужно учитывать?

1. Как показывает современная клиническая и юридическая практика, при сочетании неблагоприятных средовых факторов (в первую очередь дефектов воспитания) и конституционально-биологической неполноценности возникает повышенная опасность девиантного и делинквентного (противоправного) поведения.

2. По Гендерсону, психопаты - это субъекты с психологической незрелостью, не умеющие контролировать себя, редко испытывающие угрызения совести и на которых не действует наказание.

3. Согласно супругам Мак-Кордам, психопат - это асоциальная, агрессивная, в высшей степени импульсивная личность, почти лишенная чувства вины и неспособная испытывать стойкие длительные чувства к другим людям.

4. Главнейшим и характернейшим признаком психопатии Ф. Фабрегиус считает невосприимчивость к воспитательным воздействиям, приобретению жизненного опыта, неспособность делать выводы из собственных ошибок.

5. Роль семейного воспитания в появлении психопатической структуры была отмечена еще немецким врачом Вагнер-Яуреггом, заметившим, что "родители отягощают своих детей не только неблагоприятной наследственностью, но и дурным воспитанием". Дети психопатов всегда становятся психопатами.

Список основной литературы:

1. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард; [пер. с нем. Лещинской В.]. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 447 с.

2. Личко, А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. - М.: АПРЕЛЬ-ПРЕСС, 1999. - 406с.

3. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии: учебник / 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 606с.

4. Общая психология: учебник для вузов в 7 т. / под ред. Б. С. Братуся; Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. общ. психологии. - Москва: Академия, 2010.

5. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: [учеб. пособие для вузов] / Д. М. Рамендик. - М.: Форум, 2009. - 303с.

Список дополнительной литературы:

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст]: монография / Б.Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 282с.

2. Асмолов, А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Текст]: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Смысл: Академия, 2007. - 526с.

3. Капрара, Дж. Психология личности: Пер. с англ. [Текст]: монография / Дж. Капрара, Д. Сервон. - СПб.: ПИТЕР, 2003.

4. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 448с.*

 







Date: 2015-10-19; view: 4166; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию