Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К лекции № 8. Семинар № 13. Проблемы семейного воспитания





 

Семинар № 13. Проблемы семейного воспитания

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

1. Институт семьи: сущность, функции особенности.

2. Ролевые позиции.

3. Типы семейных отношений, их особенности и влияние на развитие ребенка.

4. Семейные конфликты и их влияние на процессы воспитания.

 

Основные понятия: андрогиния, депривация, феминность, маскулинность, сиблинги.

Главным институтом воспитания выступает семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена еще и тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. В то же время семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких людей не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. В чем, по-вашему, состоит сущность семейных отношений? Какие функции выполняет семья?

Очевидным является тот факт, что мужчины и женщины различаются между собой. Вопрос только в том, что на это влияет – врожденные особенности или условия социализации? В целом, исследования показывают, что мужчины демонстрируют большую доминантность, агрессивность, самостоятельность, независимость в поступках и суждениях. Женщины более зависимы, тактичны, менее самоуверены. Логика мужчин линейна, женщин – иерархична. В разговорах мужчины больше делятся информацией, а женщины – чувствами, они лучше понимают состояния других людей. Внутри семьи так же супружество для мужчин и отцовство отличаются от супружества для женщин и материнства. Первая обязанность отца – обеспечить семью материально. Его эмоциональный вклад значительно меньше, и определяется в связи со стереотипным взглядом на пол. Даже когда мужчина выполняет домашнюю работу – эта деятельность часто организуется и поручается ему женой. Что касается детей, то определенное отношение к полу ребенка складывается у родителей еще до его рождения. Например, при выборе цвета одежды или ожиданий от судьбы ребенка разного пола. Первоначальные установки на психологические характеристики девочек и мальчиков приводят к различным поведенческим паттернам у будущих родителей. Жесткое социальное клиширование также формирует половые роли: «мальчики должны…», «девочки обязаны…» и т.д. Каковы, на ваш взгляд ролевые позиции в нашем обществе, в вашей семье? Каково их значение?

В наше быстротекущее время не избежала участи сильных потрясений и семья как социальный институт. Современные исследования психологии семейных отношений выделяют множество оснований для классификации, типологизации семейных и брачных отношений. Например, по структуре выделяют: полную семью (отец и мать), неполную (один родитель), деформированную (наличие отчима или мачехи). По степени родства выделяют: нуклеарную (родители и дети), расширенную (нуклеарная семья и родственники). По типу вла сти определяют: патриархальную семью (власть мужчины), матриархальную (власть женщины), эгалитарную (равноправие) и т.д. В.Н. Дружинин предлагает типологизировать семейные отношения по трем критериям: иерархия господства-подчинения, распределения ответственности, эмоциональной близости. Назовите еще типы классификаций (кроме указанных выше) и какие из них в большей мере представлены в нашем обществе? Что цементирует и что разрушает знакомые Вам семьи?

Благополучие семейных отношений зачастую зависит от мотива, по которому будущие супруги вступили в брак. Это может быть желание отделиться от родителей, преодолеть раннюю депривацию, желание обрести защиту и поддержку, материальные соображения, незапланированная беременность, получение статуса, чувство любви, узаконивание сексуальных отношений, способ прекратить прежние отношения и т.д. Данное многообразие поводов для заключения браков впоследствии порождает внутрисемейные проблемы и конфликты. Помимо сложностей внутри супружеской пары, в них с неизбежностью оказываются вовлеченными и дети. Какое влияние оказывают семейные конфликты на развитие и воспитание детей?

 

Практические задания к семинару: групповая дискуссия по 3-му и 4-му вопросам.

 

Список основной литературы:

1. Калинина, Р.Р. Введение в психологию семейных отношений: учебник / Р. Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2008. - 350с.

2. Крайг, Г. Психология развития: учебник / Г. Крайг. - 7-е междунар.изд. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 988с.

3. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров; предисл. Н. Д. Никандрова. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. – 394с.

4. Гаранина, Е. Ю. Семьеведение: учеб. пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Флинта: МПСИ, 2009. – 382с.

5. Ильченко, В. В. Психология семейных отношений: учеб.-метод. пособие для вузов по специальности 030301 "Психология" / В. В. Ильченко; Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2011. – 142с.

6. Николаева, Е. И. Психология семьи: учебник для вузов [стандарт третьего поколения] / Е. И. Николаева. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2013. - 336 с.

7. Савенков, А. И. Психология детской одаренности: учебное пособие / Савенков А. И. - Москва: Генезис, 2010. - 442 с.

8. Семьеведение: учебник для бакалавров: [для вузов по гуманитарным специальностям / С. А. Анисимова, М. В. Вдовина, Г. И. Климантова [и др.]; под ред. Е. И. Холостовой [и др.]. - Москва: Юрайт, 2013. - 403 с.

9. Татьянченко, Н. П. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие / Н. П. Татьянченко; Рос. гос. социал. ун-т, Фил. РГСУ в г. Обнинске, каф. социал. работы и психологии. - Москва: Ритм, 2011. - 102 с.

10. Хозиев, В. Б. Психологическое консультирование родителей: учеб. пособие / В. Б. Хозиев и [др.]; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 501 с.

Список дополнительной литературы:

1. Андреева, Т. В. Психология современной семьи: монография / Т. В. Андреева. - СПб.: Речь, 2005. - 435с.

2. Аргайл, М.Психология счастья [Текст]: монография / М. Аргайл. - 2-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 270с.

3. Райгородский, Д.Я.Психология семьи: хрестоматия: Учебное пособие / Ред.- сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издат. Дом"Бахрах-М", 2002.

4. Целуйко, В. М. Психология современной семьи [Текст]: монография / В. М. Целуйко. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2006. - 287с.

5. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи [Текст]: монография / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - 3-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 652с.

 

Date: 2015-10-19; view: 764; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию