Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
К лекции № 6
Семинар № 10. Потребности и мотивы Вопросы для самоподготовки и обсуждения: 1. Понятие потребностей, виды и особенности. 2. Понятие о мотивации и структура мотивационной сферы человека. 3. Понятие о деятельности, виды и способы деятельности. 4. Значение потребностей и мотивов в жизни человека.
Основные понятия: актуальная потребность, базальные потребности, мотив, цель, интерес, намерение, иерархия мотивов, экстериоризация и интериоризация действий.
Под потребностью часто понимают состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребностные состояния всегда связаны с наличием неприятного внутреннего чувства неудовлетворенности, некоего беспокойства, с объективным дефицитом того, что требуется (отсюда и название «потребность») организму для его устранения. Потребности есть у всех живых существ, но их количество и качество зависит от уровня их организации, образа и условий жизни. Меньше всего потребностей у растений, больше всего – у человека, у которого, кроме органических потребностей, есть еще материальные, духовные и социальные. Потребности имеют следующие характеристики: сила, периодичность возникновения и способы удовлетворения. Когда речь идет о потребностях человека, весьма важной и существенной характеристикой является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность для данного конкретного человека может быть полностью удовлетворена. Дайте определение потребностей, опишите их свойства и особенности у человека. Второе после потребности по своему значению мотивационное понятие – это мотив. Принято считать, что в отличие от потребностей мотивы есть только у человека. А.Н. Леонтьев определил мотив как тот предмет, который, отвечая актуальной потребности, т.е. выступая в качестве средства ее удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение. При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать самые различные предметы. Мотив выступает в сознании человека как некий объект, или цель, на которую направлено в конечном счёте поведение. Это не обязательно должен быть сам предмет, способный удовлетворить актуальную потребность здесь и теперь: это может быть какой-то промежуточный результат, ведущий к нему. Следующим понятием после мотива является цель. Целью называется тот непосредственный, обязательно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено поведение. Итак, основными составляющими мотивационной сферы человека являются: потребности, мотивы и цели. Каждая из потребностей может быть удовлетворена с помощью различных мотивов (предметов), а каждый из мотивов может быть удовлетворен различной совокупностью взаимосвязанных, последовательно достигаемых целей. Дайте определение каждой компоненте мотивационной сферы и оцените ее по следующим параметрам: развитость, гибкость и иерархизированность (одни потребности (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще, чем они, другие слабее и актуализируются реже). Кроме потребностей, мотивов и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассмотрите также интересы, задачи, желания, настроения, стремления. Деятельность человека выступает как сознательная активность, которая проявляется в системе действий, направленных на достижение поставленной цели. Деятельность человека характеризуется не только целями и мотивами, но и определенными способами, при помощи которых она осуществляется. Во всех видах деятельности люди пользуются врожденными (безусловно-рефлекторными) и приобретенными (условно-рефлекторными) движениями. Врожденные движения в процессе жизни и результате опыта, обучения и воспитания перестраиваются под воздействием внешних условий, культуры трудовых отношений и поведения. Систему движений, направленных на присвоение предмета или его удержание, называют действиями. Различают предметные и умственные действия. Предметные, или внешние действия, направлены на овладение предметами, контакты с людьми, животными, растениями и т.п. Умственные действия проявляются в восприятии, мышлении, мнемонических процессах и др. Умственные действия возникают на основе внешних, предметных действий. Совокупность целенаправленных осознаваемых действий представляет собой деятельность. Успешное выполнение любой деятельности требует от человека овладения необходимыми для ее осуществления способами, т.е. выработке у человека умений и привычек, чтобы пользоваться ими для достижения поставленной цели. Определите и опишите способы деятельности, т.е. процесс формирования умений, навыков, понятия экстериоризации и интериоризации действий.
Практические задания к семинару (по материалам книги Сапоговой Е.Е. «Задачи по общей психологии»)*: Задача 1. Вставьте пропущенные слова в следующих суждениях. 1. Деятельность человека не только..., но и мотивирована. 2. Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в.... 3. Потребности являются источником... личности. 4. Цель является предпосылкой.... 5. Потребности обнаруживаются в..., побуждающих к деятельности. 6. Осознанная... становится мотивом поведения. Задача 2. Прокомментируйте следующие суждения. Выберите наиболее правильные суждения, выбор аргументируйте. 1. Личность формируется в деятельности. 2. Всякая деятельность человека детерминируется, как правило, внутренними стимулами. 3. Деятельность обусловлена только сознанием человека. 4. Мотивами деятельности могут быть потребности, установки, мысли, чувства, идеалы. 5. Деятельность является решающим фактором формирования и развития активности личности. 6. Деятельность - исторически отработанная система воспроизводства предметного мира, природы человека и человеческих отношений. Задача 3. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Труд, деятельность, трудовое действие, нажатие педали тормоза, трудовая операция, мышечные сокращения.
Задача 4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Элементом структуры деятельности является... а) поведение; б) активность; в) действие; г) цель; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 2. Способ, которым выполняется действие в определенных условиях, называется... а) навык; б) операция; в) реакция; г) движение; д) рефлекс; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 3. Деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется... а) целенаправленностью; б) взаимодействием; в) структурностью; г) осознанностью; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 4. Основными видами деятельности являются... а) политическая; б) спортивная; в) художественно-эстетическая; г) управленческая; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 5. Процесс накопления личностью опыта путем преобразования внешних элементов предметной деятельности и общения во внутренний план, называется... а) воспитание; б) научение; в) интериоризация; г) экстериоризация; д) социализация; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 6. Преобразование действий при интериоризации включает... а) вербализацию; б) осознание; в) обобщение; г) свертывание; д) перенос; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 7. Внешнее проявление деятельности называется... а) работа; б) поведение; в) активация; г) реагирование; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 8. Процесс объективации накопленного, личностью опыта называется... а) труд; б) экстериоризация; в) творчество; г) воображение; д) общение; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. Задача 5. Из указанных в скобках слов выбрать те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. 1. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТРУД Действие:... (сознание, рефлекс, операция, навык, интерес, человеческий фактор) 2. Образец: ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ Деятельность:... (мотив, цель, практика, потребность, активность) 3. Образец: ОПЕРАЦИЯ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Вдевание нитки в иголку:... (кройка, построение чертежа, покупка швейной машинки, выбор ткани, поиск привлекательного фасона в журналах мод, шитье, вышивка, выполнение шва)
Задача 6. Отберите прилагательные, относящиеся к понятиям "деятельность", "движение", "действие". Теоретический, импульсивный, познавательный, трудовой, практический, умственный, перцептивный, идеомоторный, внутренний, учебный, предметный, речевой, врожденный, условно-рефлекторный, волевой, реальный, игровой, общественный, целенаправленный.
Задача 7. Проанализируйте отрывок из рассказа А. П. Чехова "Детвора". Поясните, какие мотивы актуализируются в рамках одной и той же деятельности. Самый большой азарт написан на лице Гриши....Играет он исключительно ради денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал....Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться... Сестра его Аня, девочка лет восьми,...тоже боится, чтобы кто-нибудь выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, девочка 6 лет, играет в лото ради процесса игры. По ее лицу разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик....У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать - и на том спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей... К выигрышу и чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию; сколько же на этом свете разных цифр и как это они все не перепутались!
Задача 8. В чем сходство и существенное отличие приведенных ниже двух схем взаимосвязи между потребностью и деятельностью? Какая из них, на ваш взгляд, больше соответствует реальности и почему? 1. Потребность → деятельность → потребность. 2. Деятельность → потребность → деятельность. Список основной литературы: 1. Генкин, Б. М. Человек и его потребности: [учебное пособие для вузов] / Б. М. Генкин. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 255 с. 2. Маслоу, А.Мотивация и личность [Текст]: монография / А. Маслоу. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 351с. 3. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии: учебник / 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 606с. 4. Общая психология: учебник для вузов в 7 т. / под ред. Б. С. Братуся; Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. общ. психологии. - Москва: Академия, 2010. 5. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: [учеб. пособие для вузов] / Д. М. Рамендик. - М.: Форум, 2009. - 303 с. 6. Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Текст]: учебник / А. М. Столяренко. - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 543с.* Список дополнительной литературы: 1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст]: учеб.пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо: Юрайт, 2002. - 334с. 2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст]: учеб.пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 508с. 3. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб.пособие / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Е.Соколовой. - М.: Смысл, 2001. - 511с. 4. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб. пособие / А.Р. Лурия. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 319с. 5. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник / А. Г. Маклаков. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 528с. 6. Петровский, А. В. Психология [Текст]: учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 3-е изд.,стереотип. - М.: Издат.центр "Академия", 2002. - 351с. 7. Психология мотивации и эмоций [Текст]: учеб. пособие / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - 2-е изд., стереотип. - М.: Омега-Л, 2006. - 751с. 8. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 448с.*
Date: 2015-10-19; view: 4205; Нарушение авторских прав |